19 февраля в Ялуторовске состоялась сессия «Непрерывное аграрное образование: от идеи к воплощению»

73 человека приняли участие в работе проектной сессии «Непрерывное аграрное образование: от идеи к воплощению», которая состоялась в ЦНАО ТО 19 февраля 2016 г. (г.Ялуторовск). Это представители ЦНПО и кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО, преподаватели, мастера производственного обучения ПОО, заведующие отделениями, руководители МЦПФК, преподаватели ДПО, специалисты отделов образования муниципальных районов, руководители базовых школ, ответственные за реализацию проекта «Агропоколение», методисты.

В рамках сессии обсуждались следующие вопросы:

* Методическое сопровождение практического обучения;

* Реализация дополнительных образовательных программ;

* Разработка программы сетевого проекта «Агропоколение»;

* Развитие агротуризма в регионе.

Программа мероприятия оказалась очень насыщенной и интересной. Сессия началась с презентации программы «Школа наставничества», в рамках которой проходила проектная сессия «Методическое сопровождение практического обучения». Её участниками стали наставники, преподаватели, мастера производственного обучения ПОО, заведующие отделениями.  В ходе совместной работы 39 человек определяли содержание практико-ориентированных занятий по специальностям «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» и «Механизация сельского хозяйства», а также рассматривали единые подходы к разработке практических заданий и критериев их оценивания.

Обязанности наставника, структура занятия, разработка инструкционно-технологических карт, советы наставникам, критерии оценивания практического занятия, руководство по практическому обучению студентов на предприятии на основе материалов, предоставленных Академией Дойла-Нинбург - всё это составило содержание отдельного значимого этапа сессии - Методики проведения практического занятия. В ходе мероприятия наставники получили методические материалы по проведению практико-ориентированных занятий. Несомненно, что данные рекомендации помогут им при проведении практического обучения студентов на предприятии. В рамках встречи позвучало предложение о проведении совместных мастер-классов наставников и мастеров производственного обучения по проведению практико-ориентированных занятий.

Важным этапом обсуждения вопросов реализации дуального обучения стало обсуждение внедрения идей и материалов, полученных в ходе стажировки в Германию.

Своими размышлениями, проработанными и реализованными идеями делились преподаватели, мастера производственного обучения, методисты, побывавшие на стажировке в декабре 2015 года.

Особый интерес вызвала Форсайт-сессия «Сетевой проект «Агропоколение: перезагрузка». Участниками стали специалисты ТОГИРРО, отделов образования муниципальных районов, руководители базовых школ, ответственные за реализацию проекта «Агропоколение», преподаватели ПОО, методисты. Она включала и журналистское расследование, и площадку передового опыта, и мозговые штурмы, и дискуссию. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Журналистское расследование «Агропоколение: вчера и сегодня» позволило настроить всех участников на открытый диалог. Вопросы, касающиеся развития агропромышленного комплекса России, вызвали бурное обсуждение. «Журналисты» задавали вопросы аудитории, среди которых «Какие мероприятия возможны в рамках проекта?», «Какие организации должны участвовать в данных мероприятиях?» и др. Подобное задание нацелило участников на решение более серьезных задач, предусмотренных работой проектной сессии.

Наталья Геннадьевна Ионина, к. биол. н., доцент кафедры естественно-математического образования ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» провела практико-ориентированное занятие «Содействие профессиональному самоопределению школьников через современные формы и технологии в сетевом проекте «Агропоколение». В её выступлении акцентировалось внимание на таких формах профессиональной работы со школьниками, как социальное партнёрство и метод профессиональных проб. Обратил на себя внимание практический блок. Наталья Геннадьевна предложила участникам занятия провести экспертизу различных инновационных проектов, используя Карту оценки инновационных проектов (программ). Результатом такой работы стала экспертная оценка участников, обмен мнениями и, несомненно, приобретенный опыт подобной деятельности.

Мозговой штурм «Разработка программы обучения хозяев агроусадеб деятельности в сфере агротуризма» был сориентирован на преподавателей, мастеров производственного обучения ПОО, заведующих отделениями, руководителей МЦПФК, преподавателей ДПО. Участники (32 человека) сформулировали основные разделы программы, предложили модели обучения в зависимости от сроков. После доработки программы и прохождения процедур экспертизы, данный продукт будет предложен для подготовки кадров.

 Активизация мыслительной деятельности участников, значимость дополнительного профессионального образования, определение понятийного аппарата, наполнение макета положения маркетинговых идей, защита каждого раздела, работа экспертов по презентации разделов - всё это стало предметом содержания мозгового штурма «Разработка положения конкурса-панорамы маркетинговых пакетов реализации дополнительных образовательных программ». 32 человека: преподаватели, мастера производственного обучения ПОО, заведующие отделениями, руководители МЦПФК, преподаватели ДПО - по-новому открывали для себя многопрофильность дополнительной подготовки взрослого населения, что способствовало обсуждению вопросов расширения спектра дополнительных образовательных услуг.

Данное мероприятие будет иметь продолжение в виде конкурса среди всех профессиональных образовательных организаций, ведущих подготовку кадров в аграрном секторе. Ориентировочно он будет проведён в начале апреля 2016 г.

Особо запомнилась «Площадка передового опыта». Своими наработками поделились директора школ ТО, среди которых и Рахматуллина Светлана Аркадьевна, директор МАОУ «Старокавдыкская СОШ». Участников сессии познакомили с методами и формами профориентационной  работы, частью которой является выход в «практику» журналисткой деятельности. Гостям и участникам мероприятия презентовали «Кавдыкский вестник», посвященный 50-летию ОАО «Приозёрное». Интересно решается вопрос о профориентационной работе с учащимися: в издании есть «исторические» странички, эссе о профессии родителей, информация о научных достижениях «Молодые аграрии земли Тюменской»  и др.

Разработка и презентация структуры сетевого проекта «Агропоколение» (работа в группах) активизировала работу участников сессии. Этому способствовал и мозговой штурм «Планы и реальность» (перечень мероприятий, формы работы с обучающимися и педагогами, учебно-методическое сопровождение). Была определена тематика календаря событий и перечень тем занятий во внеурочной деятельности, представлен алгоритм реализации программы и разработана структура сетевого проекта.

Дискуссия «Как проект претворить в жизнь?» не оставила никого равнодушным. Свободное обсуждение возможностей  межведомственного взаимодействия привело к выводу о необходимости поддержки со стороны глав муниципальных районов в реализации проекта.

Материалы подготовили методисты ЦНАО, г. Ялуторовск и ЦНПО ТОГИРРО

ТОГИРРО