30 ноября проводился семинар-практикум «Метапредметный подход в школьном образовательном процессе: русский язык и информационные технологии в обучении разным предметам»

 

 

 

 

 

 

30 ноября 2019 г. в рамках реализации мероприятий гранта «Развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка», «Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русского языка» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на базе ТОГИРРО прошел семинар-практикум «Метапредметный подход в школьном образовательном процессе: русский язык и информационные технологии в обучении разным предметам» (8 часов).

На семинаре-практикуме учителя разных предметов обсуждали актуальные образовательные проблемы и пути их решения под руководством:

-  Дроздовой Ольгой Евгеньевной, д.п.н., зав. Лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, доцента кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета, члена Правления РОПРЯЛ (г. Москва)

-  Шаповалова Михаила Ивановича, к.т.н., доктора инженерных наук (ФРГ), ведущего специалиста Лаборатории междисциплинарных филологических проектов в образовании, доцента кафедры общего языкознания Московского педагогического государственного университета (г. Москва).

Специалисты-профессионалы провели проблемные лекции, практикумы и тренинги по темам:

Роль русского языка в обучении разным предметам: проблемы и пути решения. Основные направления реализации метапредметной роли русского языка в начальной, основной и старшей школе. Языковые проблемы, возникающие у школьников в процессе изучения разных предметных областей. Новые подходы к формированию лингвистической компетенции. Приемы специальной работы с предметной терминологией. Языковые аспекты повышения мотивации обучения. Языковая работа во внеклассной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность лингвистической направленности в разных предметных областях;

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с текстами разных предметных областей. Особенности работы с текстами в электронном виде в основной и старшей школе. Факторная теория чтения. Стратегии, необходимые для обучения экранному чтению. Особенности восприятия текста на мониторе. Соотношение скорости чтения и глубины понимания на мобильном устройстве. Возможности использования ИКТ в формировании функциональной грамотности. Функциональная неграмотность. Оценка читаемости текста. Обучение методике структурирования и оценки своих и чужих текстов. Визуализация текста. Интернет-сервисы для семантического анализа текста. Национальный корпус русского языка.

Как отмечали педагоги по окончании семинара-практика, глубокое погружение в проблемное поле, связанное с языком, в процессе изучения школьниками разных учебных дисциплин, и инновационный опыт Лаборатории междисциплинарных филологических проектов в образовании (зав. - Дроздова О.Е.) позволили скорректировать свою работу по организации взаимодействия с учителями-предметниками с целью:

- лучшего усвоения школьниками специальной терминологии, формулировок заданий, определений, понимания текстов параграфа учебника;

- повышения мотивации в обучении предмету, эффективность поиска нужной информации, запоминания правил и теорем, развития исследовательских умений, в том числе при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, олимпиадам, конкурсам;

- совершенствования навыков использования информационно-коммуникационных технологий в работе с текстами разных предметных областей.

Семинар-практикум символизировал новую ступень в многолетней инновационной деятельности Тюменской области по модернизации языкового образования и реализации метапредметного  подхода в образовательном процессе. А значит, продолжение следует! И будут новые идеи и проекты, новые встречи на площадках ТОГИРРО!

Материал подготовила Елена Николаевна Володина, к.ф.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Материалы Дроздовой Ольги Евгеньевны

Видеозапись семинара c Дроздовой Ольгой Евгеньевной

Виды заданий (рекомендации)

Роль русского языка в обучении разным школьным предметам: проблемы и пути решения

Технологическая карта учителя (метапредметное обучение русскому языку)

Материалы  Шаповалова Михаила Ивановича

Видеозапись семинара c Михаилом Ивановичем Шаповаловым

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка и литературы в школе

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с текстами разных предметных областей

Шаповалов М.И. Ссылки на лекции YouTube (для школ)

ТОГИРРО