6 декабря в Тюменском государственном институте развития регионального образования состоялась межрегиональная научно-практическая конференция "Интеграция в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики: механизмы и средства"

В конференции приняли участие: руководители образовательных учреждений, методических объединений, методисты, учителя предметов естественно-математического цикла и информатики; учителя начальных классов; руководители и воспитатели дошкольных образовательных организаций; преподаватели системы дополнительного образования и преподаватели вузов. Приветствовали участников конференции Пятунин В. Б.,  доцент кафедры методики преподавания географии, к.п.н., автор учебников издательства «Вентана-Граф»,(г. Москва); Кутрунов В. Н., д.ф-м.н., профессор, зав. кафедрой алгебры и математической логики ТюмГУ; Шантуров Г. Я., президент областной шахматной Федерации.

Всего приняли участие в работе конференции 123 человека из  26 муниципальных образований Тюменской области.

Направления работы конференции:

  • Развитие политехнического образования в современной школе.
  • Проблемы преемственности в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики.
  • Сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по физико-математическому, естественнонаучному, информационно-технологическому и агротехнологическому направлениям.
  • Сетевое взаимодействие естественно-математических лабораторий (межшкольное, межмуниципальное) с профильными вузами Тюменской области.
  • Формирование математической культуры: содержание, технологии, средства. Совершенствование математического образования в рамках реализации Концепции математического образования в РФ;
  • Проблемы развития математических представлений детей дошкольного возраста.
  • Развитие образовательной робототехники и школьных технопарков: естественнонаучная лаборатория; лаборатория робототехники,  цифровых измерений, ЛЕГОконструирования и др.
  • Сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по агротехнологическим профилям в рамках проекта «Агропоколение»;
  • Профориентационная работа в образовательных организациях. Совершенствование профильного обучения и предпрофильной подготовки.
  • Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.
  • Система адресного сопровождения одаренных в области исследовательской и проектной деятельности школьников.
  • Развитие шахматного образования в образовательных организациях Тюменской области.
  • Развитие конкурсного /олимпиадного движения.

Участники конференции обсудили: проблемы преподавания предметов естественно-математического цикла на основе интегрированного подхода, роль и место математики и информатики в изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; дидактические возможности интеграции на уроках различных учебных дисциплин, механизмы и средства ее реализации;  вопросы преемственности в преподавании предметов и реализации проекта «Развитие политехнического образования в образовательных организациях Тюменской области», проблемы и перспективы регионального шахматного образования.

На пленарном заседании участники конференции поделились опытом работы и организации деятельности в современных условиях, акцентировав внимание на вопросы приоритета государственной политики в выявлении и поддержке талантливых детей и молодежи; на программу «Школа-вуз-предприятие», реализуемую в рамках работы Холдинга «СИБУР» на примере ООО «СИБУР Тобольск», а также в рамках работы ООО «РОСНЕФТЬ» на примере класса корпоративного партнерства на базе МАОУ Туртасской СОШ Уватского района; организации профильной инженерной школы на базе МАОУ СОШ № 88 г. Тюмени; межпредметной интеграция в проектной деятельности.

В рамках конференции работали 4 диалоговые площадки.

Работа диалоговой площадки 1. «Потенциал математического образования в преподавании естественно-научных дисциплин»

В работе площадки приняли участие: учителя математики, физики, информатики, директора школ, а также преподаватели ВУЗов.

Участники конференции в своих докладах отметили новый взгляд на межпредметные связи информатики и предметов естественно-математического цикла в школьном обучении, формирование предметного ядра математического образования в условиях информационно-технологического профиля в старшей школе, о технологии сотрудничества, как средстве повышения качества математического образования в школе; приемах интеграции математики и физики в преподавании математики 5-6 классов и алгебры 7 класса, а также биологии, химии и обществознания.

В рамках данной диалоговой площадки участники конференции определили актуальные вопросы:

- формирование математической культуры обучающихся в условиях преемственности всех уровней образования;

- повышение мотивации обучающихся к изучению предметов естественнонаучного цикла, математике и информатике;

- формирование универсальных учебных действий в процессе преподавания предметов естественно-математических дисциплин и информатики;

- система оценки образовательных результатов в условиях введения ФГОС.

А также, по итогам работы были выдвинуты следующие предложения:

1.      распространить эффективные практики:

  • организации дистанционного обучения детей с ОВЗ;
  • интеграции и дифференциации в условиях малокомплектной школы в процессе преподавания предметов естественно-математических дисциплин и информатики.
  • сопровождения слабоуспевающих учащихся по предмету;
  • психолого-педагогического сопровождения и коррекции в процессе работы с учащимися 7 вида.
  • поиск и выбор совместно с учащимися актуальных тем и направлений для исследовательской и проектной деятельности.

2.      обеспечить возможность сетевого взаимодействия и обучения педагогов, осуществляющих как индивидуальные, так и совместные с учащимися, исследования в предметных областях естественно-математического цикла, в том числе в рамках ассоциации учителей математики;

3.      развивать систему наставничества в Тюменской области для учителей естественно-математических дисциплин и информатики различных уровней и категорий;

4.      актуализировать вопрос о выявлении, социализации и сопровождении одаренных учащихся по предметам, имеющих ограниченные возможности здоровья и обеспечении им возможности участия в разветвленной системе мероприятий и конкурсов всех уровней.

 

Работа диалоговой площадки 2. «Интеграция предметного содержания  в проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования»

В работе площадки приняли участие практические работники образовательных учреждений: учителя предметов естественно-математического цикла, информатики, директора школ, а также преподаватели вузов.

В рамках работы диалоговой площадки участники конференции определили актуальные вопросы:

- интеграция предметов через проектную и учебно-исследовательскую деятельность обучающихся. Презентация деятельности школьного технопарка (класс корпоративного партнерства с ООО «НОВАТЭК» на базе МАОУ лицей № 81 г. Тюмени)

- профилизация  обучения химии в условиях сельской школы (класс корпоративного партнерства с ООО «СИБУР» на базе МАОУ Уватской СОШ)

- проектная и учебно - исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования по информатике (класс корпоративного партнерства с ОАО «РОСНАНО» на базе МАОУ СОШ № 68 г. Тюмени)

- проблемное обучение в школьной географии

- робототехника в курсах информатики и технологии

- востребованность научно-технического творчества химического профиля при реализации программы научной конференции юных исследователей «Шаг в будущее»

- дифференциация процесса обучения как инструмент профилизации образования.

- формирование экологической культуры учащихся средствами исследовательской и проектной деятельности естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования

- приоритеты в развитии естественнонаучного образования в зеркале нормативных документов

Участники конференции поделились опытом работы и организации деятельности в современных условиях, а также рассмотрели и обсудили широкий круг практических мер по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности. По итогам работы были выдвинуты следующие предложения:

- распространить эффективные практики создания и работы технопарков, как наиболее действенных форм интеграции образования, науки и производства с целью кадрового обеспечения социально-экономического развития регионов; совершенствовать  деятельность школьных технопарков;

- изучить, разработать и внедрить в педагогическую практику дидактические возможности интеграции на уроках дисциплин естественнонаучного цикла, математики и информатики;

- обобщить, систематизировать опыт по интеграции дисциплин естественнонаучного цикла, математики и информатики; разработать и внедрить в образовательный процесс механизмы и средства интеграции предметов естественнонаучного цикла, математики и информатики; рассмотреть интеграцию как вариант реализации метапредметного подхода в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла, математики и информатики;

- совершенствовать работу по организации и участию обучающихся в сетевых (виртуальных) проектах, в т.ч. с использованием возможностей ГлобалЛаб;

- активизировать работу с высокомотивированными школьниками, раскрытие талантов и сопровождение талантливых детей;

- обеспечить возможность сетевого взаимодействия и обучения педагогов, осуществляющих как индивидуальные, так и совместные с учащимися, исследования в предметных областях естественно-математического цикла, в том числе в рамках ассоциации учителей.

 

Работа диалоговой площадки 3. «Профориентационная работа: потенциал образовательных организаций».

В работе диалоговой площадки приняли участие: ответственные за реализацию профориентационного направления в рамках программы воспитания и социализации учителя предметов естественнонаучного цикла.

Участники конференции в своих докладах отметили новый взгляд на организацию учебно-исследовательских и проектных работ школьников, в том числе на базе школьных технопарков и в системе дополнительного образования; cовершенствование профильного обучения и предпрофильной подготовки; сетевое взаимодействие образовательных учреждений по реализации профильного обучения через проектную и учебно-исследовательскую деятельность; реализацию сетевого партнерства с предприятиями.

По итогам работы были выдвинуты следующие предложения:

- распространить практику сетевого взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями;

- внедрить положительный опыт по сопровождению высокомотивированных учащихся в рамках естественно-математической лаборатории;

- распространить практику реализации сетевого проекта «Агропоколение»;

- организовать сетевое партнерство учреждений  общего и дополнительного образования.

- расширять сетевое взаимодействие образовательных организаций с предприятиями агропромышленного комплекса по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку по профессиям и специальностям сельскохозяйственного профиля;

- распространять опыт организации образовательных кластеров различного уровня с привлечением предприятий Агропромышленного комплекса;

- усилить взаимодействие с молодёжными общественными организациями по вопросам организации консультативной деятельности среди населения сельских территорий по возможностям получения государственных субсидий по программам социального развития села и поддержке сельхозпроизводства;

 

Работа диалоговой площадки 4:    «Шахматы как средство интеллектуального развития ребенка: современная проблематика и перспективы развития»

В работе диалоговой площадки приняли участие практические работники образовательных учреждений: воспитатели дошкольных организаций, учителя, педагоги-тренеры, специалисты департамента образования.

В рамках площадки обсуждались вопросы:

  • Шахматы как инструмент интеллектуального и творческого развития личности ребенка;
  • Шахматное образование в г. Тюмени: практики, проблемы, перспективы;
  • Опыт организации системной результативной работы по развитию шахматного образования в г.Ишиме;
  • Шахматное образование как ресурс воспитания дошкольников;
  • Роль шахматного обучения в развитии младших школьников;
  • Приоритеты в развитии шахматного образования в образовательных учреждениях Тюменской области.

Участники диалоговой площадки считают целесообразным создание условий развития шахматного образования в образовательных учреждениях Тюменской области, которые будут содействовать развитию интеллекта, логического мышления и когнитивных способностей детей; расширять сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, привлекать социальных партнеров, распространять опыт работы и организации деятельности в современных социокультурных условиях.

ТОГИРРО