Дискуссионная площадка «Формирование и развитие речевой культуры в условиях мультикоммуникативного образовательного пространства»

Дискуссионная площадка «Формирование и развитие речевой культуры в условиях мультикоммуникативного образовательного пространства» (рук. Володина Е.Н., к.фил.н., доцент ТОГИРРО) собрала 45 участников, среди которых - учителя разных предметов и директора школ, методисты и преподаватели ТюмГУ и ТОГИРРО, студенты педагогических специальностей ТюмГУ. В живой, неформальной атмосфере профессионального общения обсуждались актуальные вопросы теории и практики современного образования:

1. В каких социокультурных и языковых условиях происходит становление и развитие школьника как языковой личности?

2. Как помочь личности стать соучастником диалога культур как диалога языков (русского и национальных, иностранных, предметных и метаязыка как универсального языка культуры) и языковых личностей?

3. Каким должно быть языковое образование (подходы, технологии, методики, методы и приемы) как процесс формирования и развития языкового опыта личности?

Высказанные в ходе обсуждения идеи и предложения нашли отражение в резолюции/                                     

Резолюция:

1. Становление личности современного школьника происходит в ситуации мультикоммуникации - чрезвычайно интенсивного, полидискурсивного и многоформатного общения, который отличает, с одной стороны, высокая плотность и разнонаправленность информационных потоков, с другой - деформация коммуникативной сферы, тенденция к отчуждению от языка и псевдопониманию, низкое качество коммуникации и примитивизация мышления (особенно в виртуальном пространстве, где личность нередко становится объектом или даже средством вербального манипулятивного воздействия). В связи с этим актуализируется задача  языкового развития личности в системе общего образования, становления ее гуманитарной культуры и в том числе - речевой. Это обеспечит успешную социализацию и самореализацию школьника, готовность к освоению социокультурного дискурса при опосредующей роли языка как универсального знаково-семиотического механизма и генератора культуры.

2. Метапредметной ценностно-формирующей основой общего образования является языковое образование, которое направлено на формирование и развитие языкового опыта личности, позволяющего понимать, интерпретировать, создавать и предъявлять знаково-символические и поведенческие тексты в учебной деятельности, культурных и жизненных практиках в процессе интеграции школьников в современную социокультурную среду.

3. Деятельность по формированию и развитию речевой культуры личности целесообразно организовывать на основе гуманитарных подходов и принципов  интеграции гуманитарной и естественнонаучной парадигм, диалогичности, непрерывности, которые обеспечивают системность и комплексность процесса формирования языкового опыта школьника на разных этапах обучения и воспитания. Текстовый диалог личности с культурой, социумом, Другим, самим собой возможен при условии освоения школьниками:

- культуры в языке и языка в культуре (лингвокультурологический подход),

- способов знакового кодирования / декодирования информации (семиотический подход),

- способов понимания и интерпретации текста (герменевтический подход).

4.  С целью практической реализации данных подходов востребованы интеграционные стратегии:

- в проектировании метаязыкового образовательного пространства - пространства языкового и ценностно-смыслового взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, школьников, родителей) как носителей и источников языкового опыта;

- в создании в образовательном учреждении единого текстового и речевого режима;

- в консолидации личностноразвивающих ресурсов всех учебных предметов, урочной и внеурочной деятельности, потенциала образовательной и социокультурной среды, школьного и семейного речевого воспитания;

- в методическом обеспечении образовательного процесса (методики читательской деятельности, разных видов анализа и герменевтической интерпретации текста; создания «вторичных текстов» и «встречных текстов»; организации коммуникативных и социокультурных практик; разных форм языкового творчества;

- в подготовке обучающихся к метапредметным процедурам оценки качества образования (итоговое сочинение в 11 классе, устное собеседование в 9 классе и др.).

5. Продолжить работу по обобщению и широкому распространению в региональной образовательной среде передового методического опыта, коммуникативных и культурных практик, ориентированных на формирование и развитие речевой культуры школьников.

6. Повысить качество теоретико-методологической и методической подготовки учителей в системе педагогического и дополнительного профессионального образования с учетом современных тенденций развития социокультурной и языковой ситуации.

ТОГИРРО