Отчет, фоторепортаж, предложения в резолюцию Межрегиональной научно-практической конференции «Диалог культур: реализация этнокультурного компонента в содержании образования»

Приоритеты государственной молодёжной политики... должны быть направлены

на формирование всестороннего развития личности, гармоничной личности, на воспитание гражданина России

- зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к своей большой и малой родине,

общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей,

которые живут рядом с тобой.

В.В.Путин

 

16 декабря 2016 года состоялась ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Диалог культур: реализация этнокультурного компонента в содержании образования». В рамках конференции организованы дискуссионные площадки: «Формирование российской гражданской идентичности: социализация личности в этнокультурном регионе», «Организация обучения детей мигрантов в массовой школе» и проведен областной конкурс «Лучший учитель татарского языка и литературы».

В работе конференции приняли участие директора, завучи, учителя-предметники, социальные работники, педагоги - психологи, представители конфессий Тюменской области, преподаватели и студенты ТюмГУ, представители образовательных организаций г.Москва, г.Казань.

Дискуссионная площадка 1. «Формирование российской гражданской идентичности: социализация личности в этнокультурном регионе». Представлен опыт педагогических коллективов МАОУ СОШ №45, 89, 91, лицея №93 г.Тюмени, «Аромашевской СОШ», «Заводоуковской СОШ№2», «Агротехнологического колледжа» г.Ялуторовска. Представители ТюмГУ (преподаватели и студенты), Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина презентовали ресурсы Президентской библиотеки, региональной литературы, городского пространства в формировании гражданской идентичности подрастающего поколения.

С материалами можно познакомиться в разделе Дискуссионная площадка 1. «Формирование российской гражданской идентичности: социализация личности в этнокультурном регионе»

Дискуссионная площадка 2. «Организация обучения детей мигрантов в массовой школе». Представлен опыт  педагогических коллективов МАОУ СОШ № 9, 30, 45, 68, 69, лицея №34 по следующим вопросам: создание организационно-методических условий для обучения детей мигрантов в начальной и основной школе; пути и формы обеспечения интеграции детей мигрантов в новую социальную среду; подходы к определению программы языковой и коммуникативной адаптации детей мигрантов в массовой школе; организация профессиональной подготовки учителей к работе с детьми мигрантов; нормативно- правовые требования к организации обучения и социальной защите детей мигрантов в массовой школе.

С материалами можно познакомиться в разделе Дискуссионная площадка 2. Организация обучения детей мигрантов в массовой школе

Областной конкурс «Лучший учитель татарского языка и литературы»

Конкурс нацелен на выявление и поддержку творчески работающих учителей татарского языка и литературы, реализующих в своей педагогической деятельности инновационные методики и технологии. Конкурсные испытания проходили в два этапа. Первый заочный этап включал оценивание конкурсных работ участников - «Портфолио учителя» на основе предлагаемых критериев.  По результатам работы жюри к участию во втором очном этапе конкурса были приглашены следующие авторы творческих работ:

  1. Муллачанова Г.Х., учитель татарского языка и литературы МАОУ «Чикчинская СОШ» имени Х.Х.Якина,  Тюменский район;
  2. Латыпова Л.И., учитель татарского языка и литературы «Чебургинская ООШ», филиал МАОУ Кутарбитская СОШ,  Тобольский район;
  3. Галеева З.И., учитель татарского языка и литературы «СОШ с. Средние Тарманы»,  филиал МАОУ «Велижанская СОШ»,  Нижнетавдинский район;
  4. Ниязова Б.М., учитель татарского языка и литературы МАОУ СОШ№15,  г. Тобольск;
  5. Ниатбакиева М.Х., учитель начальных классов МАОУ ООШ№52,  г. Тюмень;
  6. Тимканова Т.М., учитель татарского языка и литературы «Епанчинская ООШ» имени Якуба Занкиева, филиал МАОУ «Прииртышская СОШ», Тобольский район.

Очный этап конкурса включал в себя мастер-класс по использованию инновационных методик и технологий взаимосвязанного изучения языков на основе диалога культур и творческие задания.

Титул абсолютного победителя конкурса «Лучший учитель татарского языка и литературы» получила Муллачанова Гузалия Халиловна.

В работе жюри очного этапа конкурса приняли участие представители образовательных учреждений республики Татарстан: Халиуллин М.Н., старший научный сотрудник лаборатории национального образования ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», Мустафина А.В., учитель татарского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ№175,  г. Казань, Касимова И.Ш., методист по вопросам национального образования и межрегионального сотрудничества отдела образования «Управления образования исполнительного комитета муниципального образования г.Казани по Советскому району», г. Казань.

Презентованный опыт описан, обобщен и представлен в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции. 

Предложения в резолюцию конференции:

1. Обобщить и популяризировать презентованный педагогический опыт по формированию российской гражданской идентичности, по обучению детей мигрантов в массовой школе, по реализации этнокультурного компонента.

2. В целях обеспечения ранней и более эффективной языковой подготовки детей из семей мигрантов, и их скорейшей интеграции в русскоязычную социокультурную среду следует разработать и внедрить в регулярную образовательную практику систему обязательной дошкольной языковой подготовки детей мигрантов.

3. В связи с необходимостью обеспечить нерусскоговорящим обучающимся регулярную языковую практику и создать для них комфортную коммуникативную среду, способствующую закреплению полученных в школе речевых умений и навыков, на базе школ, имеющих обучающихся из семей мигрантов, организовать систематическую языковую подготовку для родителей, слабо владеющих / не владеющих русским языком; предусмотреть возможность совместного дополнительного обучения на базе школ детей мигрантов с родителями (в формате семейных коммуникативных тренингов, лингвистических игр и др.).

4. В целях формирования единой региональной методической базы по работе с обучающимися из семей мигрантов внедрить на базе ТОГИРРО постоянно действующую программу взаимообучения специалистов (учителей-предметников, психологов, логопедов, социальных педагогов, педагогов-воспитателей и др.), предполагающую систематический обмен опытом в рамках курсов взаимообучения (например, на базе школ, имеющих обширную практику обучения детей мигрантов), совместных очных и дистанционных методических семинаров, конференций, форумов, дискуссионных клубов.

5. Обобщить и распространить лучшие практики реализации этнокультурного компонента, по формированию российской гражданской идентичности, проектов, направленных на массовое вовлечение обучающихся в процесс изучения культур, обычаев и традиций народов, проживающих на территории Тюменской области.

ТОГИРРО