Итоги межрегиональной научно-практической конференции «Диалог культур. Формирование российской гражданской идентичности подрастающего поколения», посвященной 70-летию образования Тюменской области

В соответствии с государственным заданием Департамента образования и науки Тюменской области специалисты ТОГИРРО областной государственный институт развития регионального образования 27-28 ноября 2014 года провел межрегиональную научно-практическую конференцию «Диалог культур. Формирование российской гражданской идентичности подрастающего поколения», посвящённую 70-летию образования Тюменской области.

Основные направления работы конференции:

- этнокультурные традиции в педагогическом образовании;

- диалог культур: формирование гражданской идентичности школьников;

- формирование гражданской идентичности школьников средствами Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина;

- реализация этнокультурного компонента содержании современного образования в Тюменской области: состояние и перспективы;

- формирование толерантности и этнокультурного пространства в подростковой и молодежной среде на основе диалога культур;

- роль общественных объединений и национально-культурных центров в этнокультурном образовании и воспитании;

- роль семьи в этнокультурном образовании;

- СМИ и проблемы этнокультурного образования и воспитания в регионе.

С приветственным словом обратились к участникам конференции В.А. Столяров, председатель комиссии по социальной политике Тюменской областной думы; Т.С. Миросов, исполнительный директор национально-культурной автономии сибирских татар и татар Тюменской области; Р. Х. Насыров, председатель исполкома Конгресса татар Тюменской области; А.В. Христель, председатель национально-культурной автономии российских немцев; О.Г. Марчукова, директор МАОУ ИМЦ г. Тюмени, к. пед. н.

На пленарном заседании с докладами выступили О.Ф. Гроо, главный специалист отдела общего образования департамента образования и науки Тюменской области; И.Г. Шишкин, председатель координационного совета национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области, ректор Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, д. ист. н.; И.В. Бобров, заместитель председателя Комитета по делам национальностей Тюменской области, начальник отдела по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями и противодействию проявлениям экстремизма, к. ист. н.; Л.Н. Русакова, директор МАОУ СОШ № 70 г. Тюмени; Н.Г. Милованова, проректор ТОГИРРО, д. пед. н., профессор; К.С. Фатхуллова, доцент кафедры общей лингвистики, лингвокультурологии и переводоведения Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета, к. пед. н.; А.З. Манкаева, директор МАОУ СОШ № 52 г. Тюмени.

В работе конференции принимали участие представители 14 муниципальных образований юга Тюменской (Аромашевский район - 3; Вагайский район - 13; Заводоуковский район - 4; Исетский район - 8; Ишимский район - 1; Нижнетавдинский район - 5; Омутинский район - 3; Тобольский район - 3; Тюменский район - 18; Юргинский район - 1; Ярковский район - 8; Ялуторовский район - 9; г. Ялуторовск - 4; г. Тобольск район - 2; Курганская область район - 1; Республика Татарстан - 5; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - 1; Ямало-Ненецкий автономный округ - 1, г. Тюмень - 32). Всего участников зарегистрировано - 116 , из них докторов наук, профессоров - 4; кандидатов наук, доцентов - 9; Заслуженных учителей  - 2; Почетных работников общего образования - 4.  

Всего поступило 65 статей, допущено к публикации 63 статьи. Выпущен сборник материалов.

В рамках конференции была организована работа трех секций:

Секция 1. Формирование российской гражданской идентичности школьников» (руководители образовательных организаций Тюменской области).

Секция 2. Инновационные подходы в преподавании родного (татарского) языка и литературы в школах с этнокультурным компонентом обучения» (руководители школ с этнокультурным компонентом и учителя родного (татарского) языка).

Секция 3. Формирование этнокультурного пространства в подростковой и молодежной среде на основе диалога культур (заместители директоров по ВР, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы).

На секциях обсуждались вопросы соотношения этноса и нации, народного и национального; философские аспекты проблемы реализации этнокультурного компонента в содержании образования; культурологический подход в реализации этнокультурного компонента; роль семьи в этнокультурном образовании; формирование толерантности и этнокультурного пространства в подростковой и молодежной среде; роль религии в этнокультурном образовании. Были также рассмотрены проблемы реализации этнокультурного компонента в процессе преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла в образовательных учреждениях региона; роль общественных объединений и национально-культурных автономий в воспитании толерантного сознания обучающихся, формировании российской гражданской идентичности.

Участники конференции отметили возросший интерес педагогов к способам формирования российской гражданской идентичности, воспитания патриотизма и толерантности школьников в системе классного руководства и преподавания общеобразовательных дисциплин. В результате внедрения вариативных моделей поликультурного образовательно-воспитательного пространства в ОУ Тюменской области наблюдаются следующие устойчивые эффекты:

- стремление образовательных организаций к авторской модернизации существующей (ранее созданной) поликультурной образовательно-воспитательной среды, к обретению индивидуального стиля поликультурно-педагогической деятельности;

- положительная динамика в развитии культуры межнационального общения школьников, активное сотрудничество представителей разных этнокультур в организации внутри- и внешкольной культурно-досуговой занятости;

- усиление этнокультурного контекста (компонента) урочной и внеурочной деятельности;

- конкретизация стержневых категорий поликультурного образования - «поликультурность», «патриотизм», «гражданская идентичность» и пр. - в работе классных руководителей и учителей-предметников с разновозрастными категориями обучающихся;

- развитие у школьников полиэтнических компетенций, в первую очередь, межэтнической терпимости и уважения к представителям разных национальностей;

- рост интереса обучающихся к поликультурной проблематике в процессе подготовки и занятий проектной деятельностью;

- усиление внимания педагогических кадров к вопросам поликультурного воспитания, формирования толерантности, гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности личности школьника.

Участники конференции определили актуальные вопросы и проблемы развития этнокультурного образования и приняли резолюцию.

ТОГИРРО