Обсуждение Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации - Абатский район, Абатская СОШ №2

При знакомстве с документом привлекает внимание особая значимость предмета "литература" - "это единственный школьный гуманитарный предмет, в фокусе внимания которого - произведения искусства". Поэтому при его преподавании должны активно использоваться межпредметные связи - с музыкой, изобразительным искусством, историей. Тогда будут выполнены функции литературы: познавательная, нравственная, воспитательная.

Из указанных в "Концепции..." проблем можно отметить следующие:

1. Проблема чтения и понимания текста современными школьниками. Так как на уроке основное внимание уделяется анализу произведения, то ему должно предшествовать полноценное чтение и знание текста, на что обычно не уроке не хватает времени. Как выход из данной ситуации, можно предложить активизацию летнего чтения с участием в нём родителей, с обязательным всесторонним контролем;

2. Проблемы содержания русского языка. Справедливо замечено, что усвоение большого количества правил зачастую не ведёт к повышению грамотности. Заинтересовал вариант итоговой аттестации на двух уровнях - базовом и углублённом (соответственно в 9 и в 11 классах). Тогда более вероятно повышение грамотности (освоение на базовом уровне) у большинства учащихся, а более глубокие знания будут осваиваться по желанию (ведь для многих они трудны для усвоения, и дети не испытывают в них потребности).

Привлекла констатация факта, что в школьной программе есть произведения, объём которых значительно превосходит отпущенное на их освоение время, а также те, которые не во всём соответствуют возрастным особенностям учащихся (например, роман Л.Н.Толстого "Война и мир" - по обоим вышеназванным аспектам);

3. Проблемы методического характера. Из них особо хотелось бы отметить проблему формирования потребности ребёнка в чтении, потому что интерес к чтению, несомненно, будет влиять на развитие личности человека после окончания школьного обучения. Не будет открытием, что современная молодёжь после школы совсем не обращается к книгам, что, бесспорно, сказывается на личности не только самого индивидуума, а значит - и его будущих детей.

ТОГИРРО