Отчет по научно-практической конференции «Интеграция в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики: механизмы и средства» проведенной специалистами ТОГИРРО 11 декабря 2014 года

Участники конференции обсудили проблемы преподавания предметов естественнонаучного цикла на основе интегрированного подхода, роль и место математики и информатики в изучении естественнонаучных дисциплин, дидактические возможности интеграции на уроках различных учебных дисциплин, механизмы и средства ее реализации.

Направления работы конференции:

- преемственность в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики;

- преемственность в становлении и развитии математической культуры дошкольников и младших школьников;

- проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования; развитие школьных технопарков.

В конференции приняли участие руководители образовательных учреждений, методических объединений, методисты, учителя предметов естественно-математического цикла и информатики; учителя начальных классов; руководители и воспитатели дошкольных образовательных организаций; преподаватели профессиональных образовательных организаций и вузов. Всего 101 человек из 26 муниципальных образований Тюменской области.

Участники конференции отметили актуальность методики интегрированного обучения, определили необходимость решения проблемы интеграции разветвленной системы естественнонаучных знаний, обновления методов средств и форм организации обучения; подчеркнули значение интегрированного курса информатики для преподавания математики и физики (алгоритмизация решения сложных задач на компьютере, возможность моделирования физических и математических процессов); подчеркнули необходимость работы над проблемой согласованности этапов формирования у обучающихся общих понятий физики, математики, информатики, химии, выработке у них обобщенных умений и навыков.

Также, участники конференции отразили, что проектная и учебно-исследовательская деятельность являются важным фактором повышения профессиональной компетенции педагогов и личных качеств учащихся, а проектная задача - один из способов формирования УУД в рамках внедрения ФГОС ООО.

Участники конференции поделились опытом работы и организации деятельности в условиях ФГОС в основной и старшей школе, а также рассмотрели и обсудили широкий круг практических мер по совершенствованию механизмов и средств интеграции естественнонаучного и математического знания. Особый интерес вызвали вопросы преемственности в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла, математики и информатики на всех уровнях образования: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В докладах выступающих было отмечено влияние математики на целостное   развитие ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, а также взаимосвязь дошкольного математического образования с процессом обучения математике в начальной шко­ле, необходимость предматематической подготовки ребёнка - дошкольника как с предметно-содержательной, так и с психологической точки зрения.

Конференция с удовлетворением отмечает, что в результате внедрения вариативных моделей образовательного процесса, отработанной системы компетентностно-ориентированного обучения в ОУ Тюменской области наблюдаются следующие устойчивые эффекты:

- стремление образовательных организаций к авторской модернизации существующего (ранее созданного) образовательного процесса, к обретению индивидуального стиля проектирования и построения педагогической деятельности;

- положительная динамика в развитии интеграционных процессов: межшкольных и межмуниципальных творческих групп, активное развитие сетевого взаимодействия учителей-предметников - представителей разных учебных дисциплин;

- усиление метапредметного контекста (компонента) урочной и внеурочной деятельности;

- рост интереса обучающихся к изучению дисциплин естественнонаучного цикла, математике и информатике в процессе занятий проектной деятельностью;

- усиление внимания педагогических кадров к вопросам интегрированного обучения, формированию метапредметных образовательных результатов, к когнитивной педагогике.

Участники конференции определили актуальные вопросы и проблемы интеграции дисциплин естественнонаучного цикла, математики и информатики:

- изучение, разработка и внедрение в педагогическую практику дидактических возможностей интеграции на уроках дисциплин естественнонаучного цикла, математики и информатики;

- разработка и внедрение в образовательный процесс механизмов и средств интеграции предметов естественнонаучного цикла, математики и информатики;

- интеграция как вариант реализации метапредметного подхода в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла, математики и информатики;

- формирование математической культуры обучающихся в преемственности всех уровней образования;

- совершенствование деятельности школьных технопарков;

- совершенствование работы по организации и участию обучающихся в сетевых (виртуальных) проектах, в т.ч. с использованием возможностей ГлобалЛаб;

- обобщение, систематизация опыта по интеграции дисциплин естественнонаучного цикла, математики и информатики;

- активизация работы с высокомотивированными школьниками, «выращивание» и сопровождение способных и талантливых детей;

- повышение мотивации обучающихся к изучению предметов естественнонаучного цикла, математике и информатике;

- развитие профессионального взаимодействия по проблемам естественнонаучного и математического образования.

В рамках конференции участники определили актуальные вопросы по возможности проведения практико-ориентированных семинаров для учителей «Интеграция в преподавании предметов естественно-математического цикла» и развитию института наставничества в рамках образовательного процесса и повышения квалификации педагогов.

ТОГИРРО