13 декабря в Тюменском государственном институте развития регионального образования состоялась международная научно-практическая конференция «Интеграция в преподавании предметов естественно-математического цикла, информатики и технологии. Реализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конференции приняли участие: руководители и педагоги образовательных организаций, методических объединений учителей предметов естественно-математического цикла и информатики, естественно-математических лабораторий; руководители и воспитатели дошкольных образовательных организаций; методисты системы дополнительно образования, преподаватели профессиональных образовательных организаций и вузов, аспиранты, магистранты, студенты.

Приветствовали участников конференции: Милованова Наталья Геннадьевна, д.п.н., профессор, проректор ТОГИРРО; Бойко Елена Григорьевна, к.биол.н., доцент, ректор Государственного аграрного университета Северного Зауралья; Горечин Егор Николаевич, директор учебной  научной школы ТюмГУ, действующий педагог-наставник по подготовке школьников и студентов к олимпиадам; Кутрунов В. Н., д.ф-м.н., профессор, кафедры алгебры и математической логики ТюмГУ;

Всего приняли участие в работе конференции 140 человек из 26 муниципальных образований Тюменской области, г. Владимира, г. Липецка, г. Кургана, г. Нижнего Новгорода, Ямало-Ненецкого автономного округа, Луганской Народной Республики, Республики Казахстан. По итогам работы конференции составлен сборник материалов, включающий 104 статьи.

 Направления работы конференции:

  • Формирование математической культуры: содержание, технологии, средства. Совершенствование математического образования в рамках реализации Концепции математического образования в РФ;
  • Проблемы развития математических представлений детей дошкольного возраста.
  • Реализация проекта по совершенствованию физического образования и достижению результативности в организации работы с высокомотивированными обучающимися образовательных организаций Тюменской области
  • Реализация Концепции предметной области «Технология»
  • Развитие образовательной робототехники и школьных технопарков: естественнонаучная лаборатория; лаборатория робототехники,  цифровых измерений, ЛЕГОконструирования и др.
  • Развитие политехнического образования в современной школе.
  • Проблемы интеграции предметов естественно-математического и гуманитарного циклов.
  • Проблемы преемственности в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики.
  • Сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по физико-математическому, естественнонаучному, информационно-технологическому и агротехнологическому направлениям.
  • Сетевое взаимодействие естественно-математических лабораторий (межшкольное, межмуниципальное) с профильными вузами Тюменской области.
  • Сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по агротехнологическим профилям в рамках проекта «Агропоколение»;
  • Профориентационная работа в образовательных организациях. Совершенствование профильного обучения и предпрофильной подготовки.
  • Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.
  • Система адресного сопровождения одаренных в области исследовательской и проектной деятельности школьников.
  • Развитие шахматного образования в образовательных организациях Тюменской области.

Участники конференции обсудили: проблемы преподавания предметов естественно-математического цикла на основе интегрированного подхода, особенности формирования математической культуры; профориентационную работу; сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по агротехнологическим профилям в рамках проекта «Агропоколение».

На пленарном заседании участники конференции поделились опытом работы и организации деятельности в современных условиях, акцентировав внимание на вопросы приоритета государственной политики в сфере образования; реализации регионального образовательного проекта «Модернизация системы непрерывного аграрного образования Тюменской области»; развития школьного математического образования в Тюменской области; подготовки инженерных кадров новой формации в ФГБОУ ВО ТИУ; профильного обучения физико-математического направления на базе ООО «НОВАТЭК»; на программу «Школа-вуз-предприятие», реализуемую в рамках работы Холдинга «СИБУР» на примере ООО «СИБУР Тобольск», а также в рамках работы ООО «РОСНЕФТЬ» на примере класса корпоративного партнерства на базе МАОУ Туртасской СОШ Уватского района; обсудили потенциал детского технопарка «Кванториум» для перехода в режим конвергентного образования

 В рамках конференции работали 3 диалоговые площадки.

Работа диалоговой площадки 1. «Формирование математической культуры»

В работе секции приняли участие практические работники образовательных учреждений: учителя предметов естественно-математического цикла, преподаватели математики учреждений СПО, воспитатели дошкольных организаций, преподаватели ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» и ФГАОУ ВО «Тюм ГУ» ИМиКН, а также студенты и магистранты ФГАОУ ВО «Тюм ГУ» ИМиКН.

В рамках данной секции участники конференции определили актуальные вопросы:

  • Обновление содержания математического образования на основании ключевых регуляторов: Концепции развития математического образования РФ; Примерной основной образовательной программы общего образования; Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
  • Формирование современной системы оценки образовательных результатов с учетом требований ФГОС.
  • Формирование плана ОО о реализации Концепции развития математического образования РФ с учетом развития политехнического образования школьников в Тюменской области.
  • Построение и реализация педагогами предметов естественно-математического цикла индивидуальных образовательных маршрутов на школьном, муниципальном и региональном уровнях.
  • Исследовательская деятельность во внеурочной работе по математике, на примере практического применения полученных знаний в нефтяной и газовой промышленности.
  • Основные направления развития математического образования в Тюменской области с учетом формирования регионального компонента.
  • Осуществление психолого-педагогического сопровождения высокомотивированных и одаренных детей (от системы выявления до демонстрации результативности по всем направлениям и видам деятельности) на всех ступенях образования

А также, по итогам работы секции были выдвинуты следующие предложения:

1.      распространить эффективные практики:

  • интегрированного изучения предметов естественно-математического цикла с применением современных цифровых образовательных ресурсов;
  • организации образовательной деятельности учащихся в направлении «Применение математических методов в политехнической сфере»;
  • интеграции предметов естественно-математического и социально-гуманитарного циклов в региональном направлении трансформации урока на интеграционной основе;
  • развития познавательного интереса учащихся, упорства и трудолюбия в достижении образовательной цели.

2. Обеспечить возможность сетевого взаимодействия и обучения педагогов, осуществляющих как индивидуальные, так и совместные с учащимися, исследования в предметных областях естественно-математического цикла, в том числе в рамках ассоциации учителей математики.

3.  Актуализировать вопрос о выявлении, социализации и психолого-педагогическом сопровождении одаренных учащихся по предмету, имеющих ограниченные возможности здоровья и обеспечения им возможности участия в разветвленной системе мероприятий и интеллектуальных конкурсов всех уровней.

Работа диалоговой площадки 2. «Интеграция предметного содержания  в проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования»

В работе площадки приняли участие практические работники образовательных организаций: учителя предметов естественно-математического цикла, информатики, методисты системы дополнительно образования, директора школ, а также преподаватели вузов.

В рамках работы диалоговой площадки участники конференции определили актуальные вопросы:

  • возможности межпредметной интеграции в условиях обновления содержания естественнонаучного образования на основе ключевых регуляторов (Предметных концепций; Примерной основной образовательной программы общего образования; ФГОС ОО).
  • реализация проекта по развитию междисциплинарного изучения предметов естественнонаучного цикла «НаукоЛАБ». Формирование детско-взрослого онлайн-сообщества, ориентированного на привитие обучающимся навыков продуктивного самовыражения (самопрезентации), развитие их познавательного интереса и учебно-исследовательских компетенций в актуальных для региона сферах деятельности.
  • работа межшкольных классов по IT-программированию (IT-Лабы) и робототехнике (Робо-Лабы)
  • занятия по общеобразовательным предметам на базе ведущих предприятий региона (развитие системы корпоративных классов, заказчиком которых являются ведущие производственные предприятия региона)
  • перспективы цифровизации и возможности использования геоинформационных систем на уроках; использование образовательных веб-платформ по развитию
  • цифровой грамотности (УЧИ.ру, Кодвардс)
  • формирование технологической грамотности и компетенций обучающихся, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации; робототехника в курсах информатики и технологии (реализация Концепции предметной области «Технология»)
  • развитие естественнонаучного (физического) образования инженерно-технической направленности, включающая следующие формы межведомственного взаимодействия: профильные классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов (физики, математики, информатики, технологии) в общеобразовательных учреждениях; корпоративные классы школ, реализующих программы дополнительной подготовки по профильным предметам, ориентированным на потребности производственной сферы; проектные и исследовательские группы обучающихся и педагогов, реализующие сетевые дополнительные общеразвивающие программы; актуальная система конкурсных мероприятий; сетевые предметные лаборатории областного и муниципального (зонального) уровня, объединяющие ресурс школ (реализация проекта по совершенствованию физического образования)
  • проектирование «Сетевых образовательных моделей» при разработке и реализации дополнительных образовательных программ естественнонаучной направленности
  • возможность сетевого взаимодействия педагогов, реализующих проектную и учебно-исследовательскую деятельность, в том числе в рамках ассоциаций учителей-предметников.
  • система адресного сопровождения одаренных в области исследовательской и проектной деятельности школьников.
  • формирование экологической культуры учащихся средствами исследовательской и проектной деятельности естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования
  • использование архивов Президентской библиотеки Б.Н.Ельцина на уроках естественно-научного цикла
  • развитие шахматного образования в образовательных организациях Тюменской области.

Участники конференции поделились опытом работы и организации деятельности в современных условиях, а также рассмотрели и обсудили широкий круг практических мер по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности. По итогам работы были выдвинуты следующие предложения:

- распространить эффективные практики создания и работы технопарков, как наиболее действенных форм интеграции образования, науки и производства с целью кадрового обеспечения социально-экономического развития регионов; совершенствовать  деятельность школьных технопарков;

- изучить, разработать и внедрить в педагогическую практику дидактические возможности интеграции на уроках дисциплин естественнонаучного цикла, математики, информатики и технологии;

- обобщить, систематизировать опыт по интеграции дисциплин естественнонаучного цикла, математики и информатики; разработать и внедрить в образовательный процесс механизмы и средства интеграции предметов естественнонаучного цикла, математики и информатики; рассмотреть интеграцию как вариант реализации метапредметного подхода в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла, математики, информатики и технологии;

- развивать естественнонаучное образование инженерно-технической направленности, включающее: профильные классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов (физики, математики, информатики, технологии) в общеобразовательных учреждениях; корпоративные классы школ, реализующих программы дополнительной подготовки по профильным предметам, ориентированным на потребности производственной сферы;

- совершенствовать работу по организации и участию обучающихся в сетевых (виртуальных) проектах;

- активизировать работу с высокомотивированными школьниками, раскрытие талантов и сопровождение талантливых детей;

- обеспечить возможность сетевого взаимодействия и обучения педагогов, осуществляющих как индивидуальные, так и совместные с учащимися, исследования в предметных областях естественно-математического цикла, инфоорматики и технологии, в том числе в рамках ассоциации учителей.

Работа диалоговой площадки 3. «Профориентационная работа: потенциал образовательных организаций. Сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по агротехнологическим профилям в рамках проекта «Агропоколение».

В рамках данной секции участники определили актуальные вопросы:

· Агропоколение: территория возможностей. Специфика реализации регионального сетевого проекта: итоги и перспективы.

· формирование единого образовательного пространства профильного обучения.

· реализация программы профильной подготовки как одно из условий профессионального самоопределения обучающихся агрокласса.

·  реализация агротехнологического направления в МАОУ СОШ Тюменской области.

· интеграция урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации сетевого проекта «Агропоколение».

Участники секции поделились опытом организации работы в образовательных организациях, а также рассмотрели и обсудили широкий круг практических мер по реализации проекта «Агропоколение».

С целью развития и совершенствования сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по агротехнологическим профилям, увеличения поступления выпускников по профессиям и специальностям агропромышленного направления, вовлечения в исследовательскую и научно-экспериментальную деятельность в рамках проекта «Агропоколение» были выдвинуты следующие предложения:

  • выстраивание сетевого взаимодействия (детский сад-ОО-ПОО-ГАУ Северного Зауралья), а также сотрудничество с социально значимыми партнерами и муниципальными органами управления;
  • обучение по основной образовательным программам профессионального образования в ПОО, ГАУ Северного Зауралья, также по освоению рабочих профессий на базе ПОО ТО;
  • организация в ПОО конкурсов, чемпионатов, олимпиад профмастерства, практических конференций по специальностям СПО и направлениям подготовки высшего образования с приглашением специалистов социальных партнеров, ГАУ Северного Зауралья, региональных и муниципальных органов управления;
  • организация и проведение практико-ориентированных занятий с использованием современных профориентационных технологий (конкурсов, деловых, ролевых игр, уроков-экскурсий, интегрированных уроков и т.д.) на базах социально значимых партнеров, в ОО, ПОО, ГАУ Северного Зауралья и т.д.);
  • реализация агротехнологического компонента в общеобразовательных классах через интегрированный модуль 10% учебного времени на всех ступенях образования на уроках окружающего мира, технологии, биологии, географии, физики и химии и других предметах учебного плана на всех ступенях образования;
  • реализация агротехнологического модуля программы образовательной области «Технология» на базе ПОО, работодателей социальных партнеров;
  • активное участие обучающихся ОО в мероприятиях, проводимых на базе ЦНАО ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж» таких, как Аграрный форум «Green day», посещение открытого Чемпионата профессионального мастерства WorldSkills, профориентационная игра «Миллионер», конкурс «Символика агрокласса», участие школьников в демонстрационном показе с.-х. техники в ООО «Техно-Центр», конкурсы лучший по профессии «Тракторист-машинист», «Растениевод», «Слесарь по ремонту с.-х. машин и оборудования», областной чемпионат профессионального мастерства с использованием международных стандартов по компетенциям: Тракторист-машинист; Слесарь по ремонту с.-х. машин и оборудования; Растениевод, областной слет «Юный фермер», научно-практическая конференция «Молодые аграрии земли Тюменской» и др.
  • участие обучающихся в Всероссийских акциях (например, «Неделя без турникетов» и др.), круглых столах, конференциях, олимпиадах, форумах, сельскохозяйственных выставках и т.д.
  • профилизация профессионального образования в ПОО ТО; организация в ОО профилизации (профильных групп): включение в учебный план 10-11 классов профильных предметов: биологии, химии, физики.
  • внедрение элективных курсов в 10-11 классах, например, «Основы механизации и растениеводства» «Основы механизации», «Основы животноводства», «Основы агрономии», «Основы агроэкологии», «Физика в сельском хозяйстве», «Химия в медицине», «Основы фермерского хозяйства», «Экологические основы природопользования», «Зеленая школа», «Основы дизайнерского хозяйства» с разработкой и реализацией программ по прохождению практики на хозяйственных объектах (от ~20 до ~ 60 часов), что является неотъемлемой частью временного трудоустройства обучающихся в летний период (В течении года уч-ся изучают теорию с участием специалистов ПОО, ГАУ Северного Зауралья, социально-значимых партнёров, выполняют практические и лабораторные работы, уроки-экскурсии, уроки - презентации, выездные практико-ориентированные занятия. В летне-осенний период проводится приобретение необходимых профессиональных навыков под руководством наставников);
  • организация профориентационных встреч обучающихся со специалистами центра занятости населения, работодателями, с представителями профессий, с психологами и социальными педагогами, с родителями;
  • организация внеурочной деятельности для учащихся 1-8 класса через реализацию кружков (например, «Экология животных», «Юный эколог» «Учусь создавать проект» «Школьное лесничество» и др.), создание проектов (например, «Экспериментальная лаборатория на подоконнике», «Моя цветочная клумба» и др.);
  • осуществление работы с одаренными детьми через активное участие в конференциях молодых исследователей в области АГРО «Шаг в будущее», «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой» (1-4 классы: «Откуда к нам хлеб пришел», «Зачем нужны пчёлы», «Профессии моего села», 5-11 класс:: «Исследование качества меда», «Адаптивность яровой пшеницы возделываемой в условиях рискованного земледелия юга Тюменской области», «Исследование качества молока личных подсобных хозяйств», «Снег - как индикатор степени загрязненности воздуха», «Многообразие сортов яблони домашней» и др.).
  • создание отрядов «овощеводов-огородников»: выращивание овощей для школьной столовой (картофель, морковь, лук, свекла, капуста, томаты, огурцы); выращивание рассады в школьных теплицах для озеленения школьного участка, территории села; создание учебно-опытного участка: выращивание саженцев сосны, дубов из семян, размножение декоративного кустарника мирикарии путем черенкования;
  • систематизация работы образовательных организаций, участвующих в проекте «Агропоколение»/ определение (территорий) работы, зоны ответственности;
  • разработка единых образовательных проектов/ создание базы лучших практик реализации проекта «Агропоколение»;
  • использование в реализации проекта «Агропоколение» проектного метода управления (назначение руководителя проекта, определение команды, социальных партнеров и муниципальных органов управления, участников, конкретных показателей эффективности);
  • внедрение проекта модернизации системы непрерывного аграрного образования Тюменской области, представленного ГАУ Северного Зауралья.

 

13 декабря 2018 г.   г. Тюмень                      Участники научно-практической конференции

 

Пост-релиз о работе секций размещен по ссылкам:

Диалоговая площадка 1. «Формирование математической культуры»

http://togirro.ru/nauchno_metodic/proekty/razvitie_matema.html

http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/metodicheskie_m11/metodicheskie_m334.html

Диалоговой площадка 2. «Интеграция предметного содержания  в проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования»

http://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/metodicheskie_m11/metodicheskie_m334.html

Диалоговая площадка 3. «Профориентационная работа: потенциал образовательных организаций. Сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по агротехнологическим профилям в рамках проекта «Агропоколение».

http://togirro.ru/nauchno_metodic/proekty/agropokolenie1112/dialogovaya_plo_3.html

ТОГИРРО