Юные литературоведы и искусствоведы г.Тюмени приняли участие в профильной образовательной смене «Искусство. Литературное творчество» Образовательного центра «Сириус» и делятся с нами своими впечатлениями ...

 

 

 

 

Юные литературоведы и искусствоведы г.Тюмени прошли отборочный этап и с 4.01. по 25.01.2019 приняли участие в профильной образовательной смене «Искусство. Литературное творчество» Образовательного центра «Сириус».

 Благинина Ольга, ученица МАОУ Лицей №81 г.Тюмени, Плесовских Юлия, ученица МАОУ Лицей №81 г.Тюмени, Любимова Алла, ученица МАОУ СОШ №73 «Лира» г.Тюмени, обогащенные литературными открытиями, делятся своими впечатлениями с будущими участниками образовательных смен.

 

Заметка о поездке в «Сириус»  Благинина Ольга, 11 класс

26 января. На часах - 10:15. Я сижу в самолёте и с грустью вспоминаю ушедшие дни.

Радость, восторг, трепет... Сложно описать чувства, которые я испытала, получив письмо от образовательного центра "Сириус" с приглашением на участие в январской программе "Современный литературный поток". Мне до последнего не верилось, что эти 23 дня я проведу в Сочи, на самой яркой звезде нашей необъятной страны.

Декабрь пролетел незаметно. Следом за ним пришёл январь, полный ярких впечатлений и новых знакомств. Помню, в какой я была эйфории, увидев Центр в первый раз. Огромное восьмиэтажное здание, сверху донизу светящееся сиреневыми огнями. Я тогда подумала, что попала в какое-то сказочное место - и это оказалось правдой. Волшебным в "Сириусе" было всё: от внутреннего убранства коридоров, небольшого уютного сада с озером и пальмами до необыкновенной дружеской атмосферы. За эти дни я настолько привыкла к кураторам и ребятам из команды, что расставание с ними в последний вечер было равнозначно прощанию с большой семьёй, родной и любимой.

Каждый день, проведённый в Центре, просто изобиловал интересными моментами. Кроме всевозможных обзорных экскурсий, мы побывали на ледовом шоу, в музее Тесла, посмотрели на поющий фонтан в Олимпийском парке. Отдых нам только грезился - на протяжении всей смены посещали лекции, писали критические отклики, эссе, впечатления от текста альманаха, занимались в клубах и мастерских и даже за короткий срок разработали и представили командный проект. Эти четыре дня исследовательской работы были самыми напряженными и волнительными, но сплотили нас ещё больше.

Открытие смены - предвкушение чего-то грандиозного. Первые знакомства - новые друзья. Совместные прогулки у моря - минуты счастья и веры в лучшее. Сочинения, рецензии, проекты - бесценный опыт. Впечатления - память. Расставание - слёзы...

Я прокручиваю в голове эпизоды минувшего января, словно переживаю месяц заново. «Сириус», спасибо тебе за эти наполненные чудом и счастьем дни. Спасибо.

Мокрая пелена вмиг застилает мои глаза, и через неё всё труднее становится что-либо разглядеть. Солёные капли, стекая по щекам, падают на оранжевую толстовку. Самолёт взмывает в небо.

 

Нужна ли молодому читателю литература с возрастными ограничениями? 

Благинина Ольга, 11 класс МАОУ лицей №81 г.Тюмени

Нужна ли молодому читателю литература с возрастными ограничениями? Однозначный ответ на этот вопрос дать невозможно. Безусловно, произведения русских и зарубежных писателей, подобранные в соответствии с возрастом, оказывают большое влияние на воспитание подростков и детей, формируют их мировоззрение. В то же время многие находят неправильным убирать, например, книгу со знаком 16+ на самую верхнюю полку книжного шкафа, подальше от своей 14-летней дочери или 13-летнего сына - пусть почитают, им полезно узнать мир таким, какой он есть на самом деле - с его жестокостью, нецензурной бранью, а иногда и развратом - чтобы быть готовым ко всему.  Но так ли благотворно влияет раннее чтение серьёзных произведений на становление личности?

«Золотой век» русской литературы потому и назван «золотым», что он вобрал в себя все литературные жанры, в каждом из которых освещены проблемы общества того времени и их оригинальные решения. Вспомним роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева: в нём автору как нельзя лучше удалось отразить конфликт представителей двух поколений - студента-нигилиста Базарова, отрицающего все принятые в обществе ценности и традиционные порядки, и Кирсанова-старшего, закоренелого либерала и консерватора. Сейчас, изучая полки книжных магазинов, мы можем увидеть, что данное произведение выпускается с разными маркировками - от 12 и от 16 лет: не все издательства единогласны в том, на какую аудиторию оно рассчитано. Однако разница в возрасте небольшая: книга идеально подойдет детям 13 лет и 17-летним подросткам. Сюжет произведения и детали некоторых эпизодов также позволяют нам стереть четкую границу между теми, кому его рекомендовано читать, и теми, кому ещё рановато. Можно сказать, что «Отцы и дети» адресованы широкому кругу читателей, и маркировка здесь лишь формальность.

Тем не менее, я считаю, что знаки возрастного ограничения на произведения всемирно известных классиков в некоторых случаях всё же нужны. Например, в «Преступлении и наказании» - социально-психологическом романе, написанном русским мыслителем и философом Фёдором Достоевским - повествуется о студенте Раскольникове, убившем старуху-процентщицу. Причиной столь жестокого отношения к ней послужила теория всемирного блага: Родион хотел восстановить справедливость, раздав деньги тем, кто в них действительно нуждался. Однако задуманное, казалось бы, во благо дело не приносит главному герою радости, и всю оставшуюся жизнь он мучается от совершённого злодеяния. Думаю, с такими произведениями нужно обращаться очень осторожно: если по недосмотру взрослых роман Достоевского попадёт в руки ребёнка, то может нанести непоправимый вред его психическому здоровью - эпизод убийства старухи Раскольниковым автор описал очень подробно. Поэтому здесь указание возраста читателей на обложке книги существенно необходимо.

Несмотря на всю многогранность и широкие масштабы литературы «золотого века», в ней были строгие каноны, которым она подчинялась. Почти ни одно произведение писателей того времени не могло появиться в печати в том виде, в каком выходило из-под пера - многочисленные цензурные запреты «отсеивали» из него ненормативную лексику и неприличные сцены. В современном же литературном мире такого нет: в печать идет всё, что хорошо оплачено. Поэтому мы уже не удивляемся, читая книги, совершенно разные по содержанию и глубине смысла. Рыночная экономика позволила писателям работать так, как заблагорассудится - лишь бы «книжный» бизнес не выходил за рамки закона РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в соответствии с которым на книгах и стали устанавливать маркировки. Однако запретный плод, как принято считать, сладок, и знаки ограничения возраста на обложках книг дали обратный эффект: иногда вместо того, чтобы предостеречь читателя, они вызывают неподдельный интерес у подрастающего поколения к тому, о чем написал автор - каждый молодой человек хочет почувствовать себя взрослым, независимым и самостоятельным. Хорошо, если попадётся книга, которая и вправду может повлиять на духовный рост подростка. Ну, а если нет - что тогда? Во избежание таких ситуаций неплохо было бы указывать тематику возрастных ограничений, или причину, почему та или иная книга 16+, 12+ или же 18+. В качестве аргумента приведу повесть современной писательницы Людмилы Улицкой «Сонечка». С одной стороны, главная героиня - хороший образец для подражания подросткам: вдохновившись её примером («Она впадала в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей...»), они, возможно, станут больше читать. С другой стороны, наличие в книге эпизодов, не предназначенных для детской аудитории, делает произведение недопустимым к прочтению подросткам, возраст которых меньше 16 лет. Нельзя не согласиться с данным указанием маркировки. На мой взгляд, сердца юных читателей должны оставаться чисты и не запачканы той грязью, которая в настоящее время отлично прижилась на страницах некоторых книг. Что же касается повести Людмилы Улицкой - то это хорошее произведение, которое поможет читателям, стоящим на грани между детством и взрослым миром, переосмыслить свою жизнь и по-другому на неё посмотреть.

Трилогия-бестселлер лондонского писателя Джеймса Боуэна про кота Боба также издана в России с возрастным ограничением 16+. В своём произведении автор делится с читателями мыслями и переживаниями, не стыдится говорить о том, какой образ жизни вёл, будучи наркоманом, пока не встретил грязного уличного кота. Именно Боб спас Джеймса от отчаяния и одиночества, помог преодолеть жизненные трудности. На самом деле, история их дружбы очень искренняя и поучительная. Я бы порекомендовала её подросткам от 12 лет: в этом возрасте у людей начинает формироваться представление об окружающем мире и таких серьёзных вещах, как наркомания, например. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок, пока не поздно, осознал, что действительно хорошо, а чего делать не следует. В трилогии Джеймса Боуэна результат чрезмерного употребления наркотиков показан настолько ужасным, что любой молодой читатель, который захочет показаться «крутым» в глазах друзей и приятелей, поневоле задумается: «А надо ли мне это? Хочу ли я ТАК жить?» Таким образом, не всегда маркировка книг предотвращает знакомство детей и подростков с запретными темами; в некоторых случаях произведения, поднимающие серьезные общественные проблемы, могут быть полезны и юным читателям.

Как видим, ответ на вопрос, нужны ли возрастные ограничения в современной литературе, зависит от самого произведения. Указанная на книге маркировка «16+» не означает, что текст можно читать только тем, кто старше указанного возраста. По моему мнению, такие знаки являются своеобразным ориентиром в мире литературы. В наши дни свободного распространения на рынке печатной продукции в руках может оказаться всё, что угодно: от доброй детской сказки до романа-бестселлера для взрослых. И если бы авторы в своих книгах не изображали непристойные сцены и не использовали нецензурную лексику (подчеркну, что в некоторых случаях она всё же необходима для формирования личности персонажа), то возрастные ограничения не понадобились бы. Поэтому я склоняюсь к мнению, что маркировки на книгах для детей и подростков нужны, но скорее как рекомендации: читать или нет? Произведения же, направленные на аудиторию старше 18 лет, не должны находиться в руках молодых людей, и наличие данного возрастного ограничения я считаю одним из главных факторов, влияющих на развитие здорового, сильного поколения новой России.

 

Заметка о поездке в «Сириус» Плесовских Юлия, 8 класс

3 января. Ночь. Самолёт. Тюмень. Сочи...

Ещё в октябре я узнала об Образовательном центре «Сириус» и решила подать заявку на январскую смену «Литературное творчество». Отправила свое портфолио, оставалось только ждать. Шансов было немного, потому что детей принимали со всех регионов России. К тому же, моим знакомым уже пришли отказы из-за недостатка баллов. И как же я удивилась, когда узнала, что меня приняли! Во мне бушевал дикий восторг!

  И вот  ночью, с 3 на 4 января, я прилетела в Сочи. Первое, что сказала, увидев «Сириус»: «Ого! Куда меня занесло!». Передо мной возвышалось здание, светившееся фиолетовыми лампами, в котором было не менее 300 комнат. Всё такое привлекающее и совсем не знакомое.  Говорят, первое впечатление обманчиво, но не в этом случае...

Да, эти три недели были незабываемые! Каждый день мы ходили на разные лекции, посвящённые литературе, и знакомились с преподавателями, которые восхищали меня. Они так точно описывали скрытые смыслы поэтических строчек, открывали мир тайной жизни звуков в стихотворениях, завораживающе  рассказывали  о личностях, перевернувших взгляды других людей на разные жизненные ситуации. Но самое главное событие в моей маленькой жизни - это встреча с любимыми писателями: Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак. Я тогда была на седьмом небе от счастья!

«Сириус» удивлял меня всё больше и больше.  В этом месте жили и учились те, кто действительно по праву прилетел сюда. И с каждым было настолько интересно, что я иногда забывала о времени, которое незаметно пролетало за многочисленными беседами в библиотеке,  парке, на лекциях и дискуссиях. Теперь у меня появились новые друзья, знакомые, которыми я дорожу.

Ещё одним ярким и запоминающимся событием стала поездка на Роза Хутор. Прогулка в горах, катание на фуникулёре, природа  и просто вся атмосфера были невероятными. Это чувство свободы, которое возникло у меня там, обволакивает и сейчас, когда я вспоминаю тот день.

Помимо отдыха, у нас было много работы. В течение трех недель я создала иллюстрации, открыла для себя инфографику,  написала отзыв о рассказе, письмо будущему стажёру-литератору, сочинение и критическую статью-отклик. Но самым сложным  и объемным  оказался групповой проект: наша задача была продвинуть книгу, не вышедшую в печать, и составить маркетинговую стратегию. Теперь это очень интересный и полезный опыт в моей жизни.

«Сириус» - это действительно бескрайняя Вселенная возможностей, которые я использовала.  Приехала в свой город совершенно другим человеком с большой мотивацией ИССЛЕДОВАТЬ, ТВОРИТЬ И ПОБЕЖДАТЬ! 

26 января. Ночь. Самолёт. Тюмень. Я возвращаюсь домой с огромным чемоданом воспоминаний...

 

Нужна ли молодому читателю литература с возрастными ограничениями (по русским и зарубежным произведениям современной детской и подростковой литературы)?

Плесовских Юлия, 8 класс, МАОУ лицей №81, г.Тюмени

 

Отберите у меня книги - и я приду в отчаяни

Наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Чтение - вот лучшее учение». И действительно, род человеческий бесконечно многим обязан тому университету, имя которому Книга. В этом университете мы  приобретаем необходимые знания и получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели бы разумом и очерствели бы сердцем.

Какие же книги читает современный подросток?

В младшем подростковом возрасте с 10-13 лет интерес к сказкам меняется в пользу фантастики и фэнтези. К примеру, книга Жвалевского и Пастернак «Время всегда хорошее» рассказывает о том, что будет, если девчонка из 2018 года вдруг окажется в 1980 году. А мальчик из 1980 года перенесется на ее место. Где лучше? И что такое "лучше"? Где интереснее играть: на компьютере или во дворе? Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в глаза друг другу? И самое главное - правда ли, что "время тогда было другое"? А может быть, время всегда хорошее, и вообще, все зависит только от тебя...  Современные авторы используют ситуацию квеста как сюжетообразующую. Герои в начале повествования попадают в определенные трудности и начинают искать выходы и решения проблем. Закономерным окончанием повести является выполнение некого задания. Квест пройден - «игра окончена».

У подростков также очень востребованы приключенческие романы, которые описывают героические события, множество сюжетных линий, авантюры, интриги. Эти романы удовлетворяют интересы тех читателей, кому интересны становление сильной личности, способы борьбы со злом. В них действуют герои и антигерой. Эти предпочтения связаны с мечтами о чуде. Книга компенсирует то, чего не хватает в обыденной жизни.  Подростковая литература занимает особый пласт на книжном рынке. Все потому, что именно эти книги могут стать самыми важными в жизни подрастающего поколения, особенно в этот трудный период, когда в сознании оформляются глобальные вопросы о жизни, о человеческой несправедливости и боли и, конечно, о первой любви. Читая такие творения, человек может получить ответы на будоражащие вопросы, разобраться со своим внутренним миром. Вниманию подростка двадцать первого века представляется огромное разнообразие литературных произведений, созданных в различных жанрах. Блок говорил: «Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться». Но не рано ли нам читать такие книги? И как правильно выбрать нужную?

Мне четырнадцать лет... Много это или мало? Наверное, достаточно, чтобы задуматься над вопросами о возрастных ограничениях в выборе литературы.  Можнo ли считать возрастную адресацию книг условной (ведь мы знаем книги, привычно называемые детскими, котoрые изначально были написаны для взрослых)? Является ли герoй-ребенок основанием для того, чтобы считать книгу детской? И наобoрoт, может ли считаться детской книга, в которой все герои - взрoслые люди? Можно ли ориентироваться на возраст героя книги, адресуя книгу читателям определенного возраста? Иначе говоря, дoлжен ли возраст героев книги сoвпадать с возрастом ее читателей? Или, адресуя книгу читателю, мы должны в первую очередь учитывать его читательский опыт, а не его возраст? Почему вся классическая литература маркируется «6+», и действительнo ли в вoсьмом классе мы обладаем достаточным читательским опытом для изучения «Кавказ» И. Бунина, «Куст сирени» А. Куприна, «Крыжoвник» А. Чехова?

 Про «рано этo читать» мне никoгда не говорили. Родителям это просто в голову не приходило, моим учителям - тоже. Они - нoрмальные люди. Сами много читают. Если бы кто-то вдруг сказал, что мне какая-то книга не по возрасту, я бы очень удивилась. Мне, скoрее, мoгут что-то посоветовать, в чём-то помогут разобраться, если я об этом попрошу. Но запрещать - нет, такого не было.   

Перефразированная мысль из Алисы пoлучается: «Oткуда я знаю, можно ли мне читать эту книгу? Вот прочитаю, тогда узнаю».

Я же влюблена в книги! Они подобны «кораблям мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».  Если мне нравится книга, то совсем неважно, на какой возраст она рассчитана. При выборе чаще всего я руководствуюсь аннотацией, отзывами. Так уже было в четвертом классе с «Ромео и Джульеттой». Романтика четырнадцатого века, возлюбленные, разделённые конфликтом  семей, трагичный конец - всё это так завораживало, а шекспировский язык дополнял картину. А вот книга Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков» мне совсем не подошла. Детство юного героя, события, произошедшие с ним за это лето, дополнялись философскими мыслями и глубокой идеей, из-за чего было сложно понять посыл автора. Поэтому, я думаю, в выборе книги важен не возраст, на который она рассчитана, а совпадение автора, героя и читателя. Например, в мыслях и в поступках, в чувствах и эмоциях. Книга становится как бы продолжением твоей жизни, и поэтому тебе она интересна. Если книга меня не зацепила, оказалась на неблизкую мне сейчас тему или написана слишком сложным языком, я её отложу. Но отложу сама, а не под чьим-то давлением.

  Также, мой интерес привлекают книги, повествующие о моих ровесниках. Ведь, это так хорошо, когда ты читаешь и понимаешь главного героя. Ты будто видишь себя в лице этого персонажа, и невольно примеряешь его судьбу. Так было со многими подростковыми повестями Елены Габовой, Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, Тамары Крюковой, Ирины Костевич и многими другими, которые затягивали в свою историю. Ведь, как сказал Жан Ростан: «Настоящий писатель поражает нас, сказав то, что мы знати всегда».

 Бывало такое, что прочитав аннотацию, я откладывала книгу «на потом». Но в целом, особенно с классическими произведениями, мне помогают советы мамы. В старых книгах из библиотеки моих родителей вoзрастная адресация тоже присутствoвала, oднако выглядела совсем иначе, чем сейчас: «для младшего школьного возраста», «для старшего школьного возраста». Мне кажется, такая форма больше похожа на ориентир, чем на запрет. В случае, если тебе попадала в руки незнакомая книга, с этих рекомендаций могло начинаться знакомство с ней. Интересы, мысли, настроение ? всё это влияет на восприятие книги.

Я прочитала произведения Джoна Грина, на которых стоит значок «16+», и ни разу не слышала от кого-либо фразу «Эту книжку тебе читать ещё рано», так как никoгда об этом не спрашивала. Зачем? Если мне хотелoсь прочитать что-либо, я просто находила и читала, не мучаясь вопросами, рано, поздно или самое то.

Я просто не бралась за чтение каких-то «взрослых» книг, потoму что чувствовала, что они не из моего пространства. Или начинала книгу и оставляла ее через несколько страниц, потому что эмоции персонажей были мне не близки, или обстановка, их окружающая, была чужoй.

Чтo дали мне все эти книги? Они научили меня ценить литературу, читать не только строки, но и между строк... И теперь, когда я задаюсь вопросом, не рано ли прoчла те или иные книги, я совершенно уверена - все вовремя.  И мне не дано осoзнать, причем здесь всякие посторонние люди, эксперты, возрастные ограничения и прочие запреты. Если рoдители привили любовь к хорошей литературе, плохую сам читать не станешь...

 

ПИСЬМО в будущее

Здравствуй, дорогой литератор!

  Я, как твой предшественник, скажу, что «Сириус» - это бескрайняя Вселенная возможностей! Возможность проявить себя, найти новых друзей или просто пообщаться с педагогами и писателями - всё это открыто для тебя.

 Но сегодня я расскажу о приключениях, которые произошли со мной за последние десять дней.

  На январской смене я познакомилась с лекторами, поразившими меня. Как точно они описывали скрытые смыслы поэтических строчек, открывали мир тайной жизни звуков в стихотворениях, завораживающе  рассказывали  о личностях, перевернувших взгляды других людей на разные жизненные ситуации. Но самое главное событие в моей маленькой жизни - это встреча с любимыми писателями: Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак. Возможно, ты о них не слышал, но на досуге прочитай «Время всегда хорошее». Это та книга, с которой всё началось...

  Одно из самых главных достоинств «Сириуса» - это отсутствие возрастных рамок. Будь ты в восьмом, одиннадцатом классе, тебя воспринимают как равного.

Многому научил меня Образовательный центр!

  Знаешь, а что касается отдыха и сна, я никогда здесь не засыпаю рано. Обычно ночь является временем вдохновения и абсолютной свободы. Кроме  занятий, мы с девочками очень любим дурачиться и вытворять разные глупости. Однажды даже устроили свой собственный театр теней: движения выполняли согласно  правилам хорошего номера!

  Именно в такие моменты чувствуешь себя самим собой и не притворяешься каким-то другим человека. А это самое главное!

 Но я хочу пожелать тебе одного - улыбайся . Улыбайся много и часто сирникам, кураторам, лекторам, преподавателям и просто самому себе! Ведь в «Сириусе» живёт счастье, которое не ждёт... Оно просто есть!

Будь новой звездой во Вселенной «Сириуса»!

Всегда твоя,

Ю.

ТОГИРРО