Командообразование и поиск Голубого океана

 

 

 

 

Согласитесь, прекрасная идея: провести под занавес года мозговой штурм, посвященный планам на год грядущий! Вот почему новый образовательный модуль «Командообразование и поиск голубого океана» вызвал такой резонанс. Его автор - Сергей Пантелеев, сотрудник ТОГИРРО, опытный практик по управлению изменениями.

«Стратегическое планирование как формирование образа будущего»

Напомним, что это был цикл онлайн-встреч, первая из которых - коуч-сессия «Стратегическое планирование как формирование образа будущего». Слушатели узнали об инструментах, позволяющих совершать качественные изменения в организациях: образ будущего, миссия организации, ее ценности и видение. Данные инструменты относятся к категории стратегического менеджмента.

Актуальность темы продиктована необходимостью качественных изменений в системе образования в соответствии с новыми критериями учителя будущего и навыками человека будущего, с запросом государства и общества на формирование новой современной личности, способной быть эффективной в управлении изменениями в ситуации неопределенности.

Для того, чтобы произвести изменения в организации, нужно описать по пирамиде логических уровней и методике «Ограниум», то, где организация находится сейчас, и то, куда она хочет прийти. Для такого описания также может использоваться  SWOT-анализ и методика построения образа будущего.

«Образ будущего» - это позитивная модель ожидаемого будущего, которая моделирует поведение социальных групп. Переход от «Образа прошлого» (какая организация сейчас) к «Образу будущего» (какой она планирует стать) совершается через изменение парадигмы, действий и, соответственно, результатов.

Парадигма же описывается через миссию, ценности и видение организации, из которых затем вытекают конкретные цели, описанные по методике целеполагания SMART (или SMAART).

И вот тогда, когда у организации прописаны все указанные выше параметры, когда составлен образ будущего и информационно структурирована корпоративная культура, когда прописаны правила, тогда энергия сотрудников устремляется к реализации поставленных целей и достижению нового качества организации.

Коуч-сессия «Саморазвитие и поиск голубого океана»

Следующая встреча была посвящена теме самопознания и самосовершенствования. Слушателям предложили разобраться с самым важным для человека вопросом - кто я есть и для чего я есть? Ведь именно с этим запросом на самореализацию поколение Z (наши ученики) идет по жизни. И, значит, наша задача, как педагогов, - уметь разбираться в талантах и способностях человека, понимать его предназначение и направлять его развитие в правильное русло.

Основой для изучения темы стала книга «Проект Человек» Антонио Менегетти - итальянского психолога, философа, художника, основателя онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии. Более 10 лет он занимался психотерапией и на основе этой практики сформулировал теорию онтопсихологии.

Онтопсихология как наука рассматривает человеческую жизнь в целом с точки зрения точности реализации таланта человека - то есть, его проекта. Критерием точности считается природное предназначение человека, названное термином онто-Инсе. Оно скрыто в нашем бессознательном и задача каждого человека - найти в себе эту точку истины и действовать в реальном мире в соответствии с ней. И когда мы откроем своё онто-Инсе, тогда  мы научимся находить «ключик» и к любому другому человеку, легко и просто сможем определять его предназначение, понимать свои и чужие поступки, а также причины, по которым эти поступки совершаются. Нам откроется богатый внутренний мир наших талантов и способностей, приносящих радость нам и окружающим людям.

И тогда проявятся уникальность, таланты и способности каждой личности, которые и станут их «голубыми океанами». Люди начнут наполнять свою жизнь глубокими смыслами и яркими образами, создадут предпосылки для своей долгой и активной жизни.

Термином «голубой океан» в научной литературе называют пространство, свободное от конкуренции. Применительно к нашей теме, мы называем этим термином талант человека, его предназначение. И, если в парадигме конкуренции неизбежно должен «погибнуть» и разориться один из конкурентов, то парадигма «голубого океана» позволяет мирно и благополучно проживать в нем каждому индивиду. А чтобы найти свой «голубой океан» есть технология, которую активно используют компании и организации, ведущие предпринимательскую деятельность в свободном рынке. Эту же технологию можно использовать и для собственного самопознания и саморазвития.

Коуч-сессия «Командообразование и поиск Голубого океана. Антименеджмент»

Декабрьская встреча поражала, прежде всего, глобальностью целеполагания. Для того, чтобы произвести перезапуск российской системы образования, каждой образовательной организации нужно переосознать свои сильные и слабые стороны, и понять свою уникальность, которая способна наилучшим образом выделить ее на общем фоне.

Модуль «Командообразование и поиск Голубого океана» раскрывает технологию проектирования уникальности каждой школы в образовательном пространстве в соответствии с талантами и способностями педагогического коллектива. А эта технология в свою очередь требует новых современных подходов к менеджменту организации и командообразованию.

Переход от «вертикальных» моделей управления к «горизонтальным» полностью изменил систему ценностей и взаимоотношений в организациях. Сейчас «золотым стержнем», на котором строится вся корпоративная политика, является этика. Ключевыми ценностями организации стали равенство, честность, открытость и порядочность. А команды строятся на основе талантов и способностей участников проектов. В новых подходах применяются новые правила и системы управления, которые мы изучали на коуч-сессии.

Agile, Scrum, Canban - это методы управления командами, позволяющие улучшить работу организации, минимизировать риски получения неудовлетворительного результата на выходе процесса, а также повысить точность соответствия выданного результата запросу заказчика. В нашем случае заказчиками являются наши ученики, их родители, общество и государство.

Сейчас во всем мире идет поиск новых моделей и новых смыслов, и школам также предстоит найти своё новое проявление. На примере «Школы Будущего» Михаила Казиника мы разобрали, как может эволюционировать действующая модель расписания уроков и манера преподавания, чтобы стать интересной для учеников, вдохновляющей для учителей и, за счет работы с ассоциативным мышлением, высвободить время первым и вторым для саморазвития, отдыха и общения.

Напоминаем, что вы можете войти в «Лидерский курс» и создать Школу Вашей Мечты вместе с практиком по управлению изменениями Сергеем Пантелеевым в течение учебного года.

Хотите больше узнать о «Лидерском курсе»?

Звоните: +7 (922) 483 6262.

 

Материал подготовила Ирина Владимировна Прудаева, начальник ЦНППМПР г. Тюмени

 

ТОГИРРО