Консультации кафедры естественно-математических дисциплин (6.02.18) - 11 вопросов

Вопрос 1. При подготовке к ОГЭ мы должны сформировать у школьников навык работы с текстом, предполагающий использование информации из текста для ответа на поставленные вопросы. Подскажите наиболее эффективные приёмы по формированию данного навыка.

Ответ: Таблица: плюс-минус-интересно. Данный прием целесообразно использовать при работе с информативно насыщенными текстами, в которых содержится множество фактов и сложных терминов. Проанализируйте факты и явления с точки зрения положительных сторон («плюс» - П), отрицательных сторон («минус» - М) и интересных, перспективных моментов (И).

Ещё один эффективный приём - денотатный граф: способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Способ основан на чередовании существительных и глаголов. Эффективно использовать тогда, когда необходимо провести анализ нового понятия, определить с разных позиций его содержание. Рассмотрим способ создания денотатного графа:

1. Выделение ключевого слова или словосочетания. 2. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку). 3. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель - направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата - достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата - основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). 4. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова - «веточки». 5. Соотнесение каждого слова - «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких - либо несоответствий, противоречий и т.д. Но в данном приёме есть и ограничения: не всегда легко найти систему ключевых слов для полного описания понятия, закона или явления.

6.02.18 Ионина Наталья Геннадьевна, к.б.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 2. В условиях возрастающей агрессивности урбанизированной среды, особое значение приобретает создание пришкольных экологических ландшафтов с сохранившимися элементами природных комплексов. Одной из форм сохранения такого ландшафта является создание на пришкольной или другой территории учебной экологической тропы. Какие требования в первую очередь необходимо учитывать при создании экологической тропы?

Ответ: Требования к выбору маршрута тропы:

1. Привлекательность учебной тропы для посетителей - красота природы, ее своеобразие и разнообразие.

2. Доступность тропы - одно из основных требований. Необходимо, чтобы учебная тропа располагалась по бетонированным или утоптанным дорожкам, посетители не должны ощущать физической и нервной усталости.

3. Информативность - способность удовлетворять познавательные потребности обучающихся в области экологических проблем.

6.02.18 Ионина Наталья Геннадьевна, к.б.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО


Вопрос 2. Подскажите темы экскурсий, которые можно провести на экологической тропе?

Ответ: Рекомендуемые темы для экскурсий:

1. Экскурсия: «Деревья и кустарники в безлистном состоянии». На экскурсии даются навыки определения деревьев в безлистном состоянии. Знакомство с видами, имеющими характерные, хорошо развитые почки.

2. Экскурсия: «Ветроопыляемые деревья и кустарники». Осуществляется знакомство с ветроопыляемыми видами, формируется понятие о раннецветущих растениях.

3. Экскурсия: «Жизненные формы растений». На экскурсии учащиеся знакомятся с жизненными формами растений: деревья, кустарники, травы, лианы, полукустарники и т.д.

4. Экскурсия: «Значение древесных растений для человека». Школьники узнают об использовании древесины. Знакомятся с пословицами и поговорками, народными промыслами и традициями, связанными с использованием лесных ресурсов.

5. Экскурсия: «Плодово-ягодные культуры. Значение плодовых деревьев». На экскурсии сравниваются «дикие» и «культурные» виды, рассматриваются Правила ухода за садом. Для чего нужна обрезка растений?

6. Экскурсия: «Золотая осень - пора листопада». Обсуждаются причины окрашивания листьев. Рассматривается листопад как природное явление, его значение. Поэты и художники об удивительном времени года.

6.02.18 Ионина Наталья Геннадьевна, к.б.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО


Вопрос 4. Подскажите современные формы и приёмы, которые более эффективно позволят реализовать во внеурочной деятельности профориентацию обучающихся в основной школе?

Ответ: Внеурочную деятельность по профессиональной ориентации обучающихся возможно реализовать через исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики (производственные и социальные), экскурсии, кружки, занятия в клубных пространствах и др.

6.02.18 Ионина Наталья Геннадьевна, к.б.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 5. В настоящее время активно обсуждается Концепция предметной области «Технология». Каковы ее цель и идея?

Ответ: Основная идея концепции построения технологического образования - обеспечение целостности научных знаний для реализации высокотехнологичных решений на рынках будущего.

Концепция разработана на основании поручения Президента РФ В.В. Путина от 4 мая 2016 г., с учетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, Национальной технологической инициативы, (Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. № 317 "О реализации Национальной технологической инициативы") и Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

«Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности и компетенций обучающихся, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) создание системы преемственного технологического образования на всех уровнях общего образования;

2) изменение статуса предметной области «Технология» в соответствии с ее ключевой ролью в обеспечении связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека и взаимодействия между содержанием общего образования и окружающим миром;

3) модернизация содержания, методик и технологий преподавания предметной области «Технология», ее материально-технического и кадрового обеспечения (включая педагогическое образование); усиление воспитательного эффекта; изучение элементов как традиционных, так и наиболее перспективных технологических направлений, включая обозначенные в НТИ, и соответствующих стандартам Ворлдскиллс;

4) формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, использование проектного метода во всех видах образовательной деятельности (в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании);

5) формирование ключевых навыков в сфере информационных и коммуникационных технологий (далее по тексту - ИКТ) в рамках учебных предметов «Технология» и «Информатика и ИКТ» и их использование в ходе изучения других предметных областей (учебных предметов);

6) создание системы выявления, оценивания и продвижения обучающихся (включая продолжение образования), обладающих высокой мотивацией и способностями в сфере материального и социального конструирования, включая инженерно-технологическое направление и ИКТ, расширение олимпиад НТИ; широкое участие в чемпионатах юниоров и демонстрационных экзаменах по стандартам Ворлдскиллс, учет достижений школьников в системе «Паспорт компетенций»;

7) поддержка лидеров технологического образования (организаций, коллективов, отдельных педагогических работников, работающих с детьми профессионалов - носителей передовых компетенций); популяризация передовых практик обучения и стимулирование разнообразия форм технологического образования, формирование открытого интернет-банка модулей технологического образования, создаваемых лидерами технологического образования различных регионов, для выбора этих модулей при разработке образовательной организацией рабочей программы по предметной области «Технология» [Концепция предметной области «Технология»]

6.02.18 Каткова Ольга Анатольевна, к.п.н., зав. кафедрой естественно-математических дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 6.  В чем заключается интеграция предметного содержания в условиях реализации Концепции предметной области «Технология»?

Ответ: Концепция построения технологического образования предполагает интеграцию предметного содержания из разных образовательных областей. В программу предмета «Технология» в каждом классе желательно включить темы, разделы, которые содержат знания из других предметов или находятся в области пересечения разных предметов.

 «Содержание предметной области «Технология» осваивается через учебные предметы «Технология» и «Информатика и ИКТ», другие учебные предметы, а также через общественно-полезный труд и творческую деятельность в пространстве образовательной организации и вне его, внеурочную и внешкольную деятельность, дополнительное образование. При этом учитывается специфика образовательной организации, привлекаемого ею кадрового потенциала, ее социально-экономического окружения, включая систему дополнительного образования и кружковой работы. Целесообразно интегрировать ИКТ в учебный предмет «Технология»; при этом учитель информатики может обеспечивать преподавание информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» и преподавание ИКТ в предметной области «Технология», при сохранении суммарного часового объема преподавания по математике, информатике и технологии и расширении доли ИКТ в технологии, в соответствии с потребностями образовательного процесса и интересами обучающихся.» [Концепция предметной области «Технология»]

6.02.18 Каткова Ольга Анатольевна, к.п.н., зав. кафедрой естественно-математических дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 7. Какие подходы к организации урока «Технология» необходимо применять?

Ответ: Важна реализация практико-ориентированного подхода на уроках технологии. Если раньше на сдвоенных уроках технологии один урок отводился на теоретическую часть, а другой - на практику, то сегодня на уроках нужно решать практико-ориентированные задачи. Учащиеся на уроке и во внеурочной деятельности могут выполнять интегрированные проекты. Для квалифицированного рабочего важно инженерное мышление и, желательно, инженерное образование. Каждая постановка практической задачи (собрать модель объекта, соединить растворы, выполнить чертеж  и т.д.) должна иметь интеллектуальное наполнение, а именно - найти физические, химические или другие процессы, описывающие данное действие, составить похожую задачу на основе используемых данных.

Реализация Концепции требует достижения целей и задач, основанных на системно-деятельностном подходе.

«Ведущей формой учебной деятельности в ходе освоения предметной области «Технология» является проектная деятельность в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата». Именно проектная деятельность органично устанавливает связи между образовательным и жизненным пространством, имеющие для обучающегося ценность и личностный смысл. Разработка и реализация проекта в предметной области «Технология» связаны с исследовательской деятельностью и систематическим использованием фундаментального знания.

Проектная деятельность служит основой интеграции учебных предметов и реализуется в различных формах, включая учебно-производственные бригады, агроклассы.» [Концепция предметной области «Технология»]

6.02.18 Каткова Ольга Анатольевна, к.п.н., зав. кафедрой естественно-математических дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 8. Перечислите самые необходимые направления для решения основных задач предметной области «Технология».

 Ответ: Для решения основных задач предметной области «Технология» необходимо:

1) адаптировать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные основные общеобразовательные программы, к новым целям и задачам предметной области «Технология», предусматривая вариативность ее освоения;

2) предоставить обучающимся возможность использовать цифровые ресурсы (инструменты, источники и сервисы) в работе на всех предметах, включая процедуры итоговой аттестации, так, как они используются сегодня в профессиональной и повседневной деятельности человека;

3) использовать ресурсы организаций дополнительного образования, центров технологической поддержки образования, детских технопарков (включая «Кванториумы», ЦМИТы, Фаблабы), специализированных центров компетенций (включая Ворлдскиллс), музеев, организаций, осуществляющих обучение по программам профессионального образования и профессионального обучения, а также государственных и частных корпораций, их фондов и образовательных программ; эти ресурсы будут использованы для создания и апробации модулей учебного предмета «Технология» и межпредметных проектных модулей; после экспертизы на федеральном уровне (с использованием краудсорсинга), успешные модули будут доработаны, с привлечением грантовой поддержки, для включения в открытую федеральную базу, с бесплатным использованием которой образовательные организации смогут самостоятельно и вариативно, с соблюдением требованием примерной программы, создавать рабочие программы учебного предмета «Технология» и межпредметных проектов;

4) использовать социальные и профессиональные личностно-значимые и общественно-значимые практики, обеспечивающие получение начальных профессиональных навыков с учетом потребности экономики региона, в центрах молодежного инновационного творчества, центрах компетенций Ворлдскиллс, детско-взрослых производствах, в поддержании школьной ИКТ-инфраструктуры и консультировании учителей, и в школьных компаниях, в том числе - входящих в движение «Достижения молодых»; получаемый образовательной организацией за счет деятельности учащихся доход может быть использован в непосредственных интересах учащихся.» [Концепция предметной области «Технология»]

6.02.18 Каткова Ольга Анатольевна, к.п.н., зав. кафедрой естественно-математических дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 9. Здравствуйте, работаю учителем математики в школе недавно, однако на будущий год уже предстоит выпускать учащихся 11 класса. Подскажите, пожалуйста, на что обратить особое внимание при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике.

Ответ:  Здравствуйте, уважаемый коллега! На основе передового опыта учителей математики Тюменской области, при подготовке учащихся к ЕГЭ можем рекомендовать Вам следующее:

1) Готовить по 3 типам консультационных групп:

а) преодоление нижней границы по количеству верно-выполненных заданий (учащиеся, испытывающие затруднения в изучении математики);

б) учащиеся способные выполнять задания повышенного уровня сложности в условиях экзамена базового уровня по математике (№№13,17,20);

в) группа высокомотивированных и одаренных учащихся, готовящихся к выполнению экзаменационной работы на профильном уровне.

2. После объяснения алгоритма решения типовой задачи либо показа применения эффективного способа учителем должна следовать самостоятельная отработка учащимися разобранной задачи (с измененными числовыми значениями в условии или с видоизмененными условиями).

3. На консультационных занятиях также необходимо:

а) обеспечить коммуникативное взаимодействие учащихся (работа в парах и группах, создание базы решенных и нерешенных заданий);

б) предоставлять материалы для дистанционного образования учащихся;

в) формировать у детей универсальный навык «волевая саморегуляция» (настроиться - сосредоточиться - успешно выполнить).

4. При подготовке к решению геометрических задач на ЕГЭ по математике профильного уровня необходимо уделять внимание приобретению практического опыта овладения навыком анализа задачной ситуации в конструктивном установлении связей между тем, что необходимо найти или доказать, и тем, что дано. При совместном разборе решения той или иной задачи необходимо отрабатывать поиск хода решения по геометрическому чертежу. А также, предоставлять учащимся дополнительные методы для решения геометрических задач - векторный и координатный.

6.02.18 Лаврова-Кривенко Яна Владимировна, к.п.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.).

 

Вопрос 10. Здравствуйте, преподаю математику в классе агротехнологического профиля. Хотелось бы организовать предметную подготовку так, что бы это пригодилось для учащихся в будущем на профессиональном поприще. Испытываю затруднения, не могли бы Вы мне что-нибудь порекомендовать.

Ответ:  Здравствуйте, уважаемый коллега! Да, конечно, вопрос насущный. И нас очень, радует, что Вы над этим задумались. При работе с учащимися в рамках агротехнологического профиля учителю математики, планируя урочную и внеурочную деятельность предметного направления, необходимо рассматривать достаточно обширный комплекс специализаций в отрасли: агрономия; агроинженерия; ветеринария; технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции; водные биоресурсы и аквакультура; лесное дело; агрохимия и агропочвоведение; землеустройство и кадастры; биология. Так, например, для специальности «агрономия» необходимы навыки: применения статистических методов анализа результатов экспериментальных исследований; составление схем севооборотов и рабочих планов по периодам сельскохозяйственных работ; а для специальности «агроинженерия» - требуется владение: методом выполнения эскизов и технических чертежей; методикой выбора конструкционных материалов для изготовления элементов машин и механизмов; методами контроля качества и технологических процессов.

Естественно, в школе некоторая специализация носит больше профориентационный и ознакомительный характер, однако такие формы учебной деятельности как: учебные проекты; творческие проекты; деятельность творческих групп и клубов по интересам, позволяет решать более сложные и творческие задачи агротехнологического профиля.

6.02.18 Лаврова-Кривенко Яна Владимировна, к.п.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.).

 

Вопрос 11. Разъясните, пожалуйста, вроде бы уже всем понятно, каким образом педагогу необходимо работать с учащимися в метапредметном направлении. А мне все-равно еще раз хотелось бы уточнить, на что именно учителю математики необходимо обращать свое внимание, двигаясь в этом направлении.

Ответ:  Здравствуйте, уважаемый коллега! В процессе преподавания математики в школе могут формироваться и формируются различные метапредметные навыки. Однако, есть те, на формирование которых учителю математики нужно обращать особенное внимание, практически ежеурочно. Это такие как:

- анализ задачной ситуации;

- выбор способа решения задачной ситуации;

- смысловое чтение;

- мперевод одного вида информации в другой;

- умение письменно формулировать свои мысли;

- составление плана решения задачной ситуации;

- умение выделять свойства объекта и применять их в конкретной ситуации;

моделирование.

6.02.18 Лаврова-Кривенко Яна Владимировна, к.п.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.).

ТОГИРРО