Консультации кафедры естественно-математических дисциплин (11.05.17) - 5 вопросов

1. Вопрос. Какие формы и методы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся возможно реализовать в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся?

Формами и методами повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся являются:

- вовлечение родителей в управление образовательной деятельностью, решение проблем, возникающих в жизни образовательной организации; участие в решении и анализе проблем, принятии решений и даже их реализации в той или иной форме;

- переговоры педагогов с родителями с учетом недопустимости директивного навязывания родителям обучающихся взглядов, оценок, помощи в воспитании их детей;

- содействие в формулировке родительского запроса образовательной организации, в определении родителями объема собственных ресурсов, которые они готовы передавать и использовать в реализации цели и задач воспитания и социализации.

Наталья Геннадьевна Ионина, доцент кафедры естественно-математических дисциплин, к.б.н.  

 

2. Вопрос. В настоящее время в рамках воспитательной работы становится очень актуальным социальное проектирование как технология социального воспитания учащихся в образовательном учреждении. Возникает вопрос: какова роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании?

Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет обучающемуся решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий, учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированной готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования - это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку. Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера - не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой - психологическую в первую очередь. Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.

Занятия по социальному проектированию могут проводиться в виде:

  • спецкурса «Социальное проектирование», внесенного в расписание или вынесенного во внеурочное время;
  • факультативных, дополнительных занятий по обществоведческим дисциплинам;
  • цикла, блока занятий по социальному проектированию в рамках программы воспитательной работы в классе;
  • разовых мероприятий, проводимых на классных часах.

 Наталья Геннадьевна Ионина, доцент кафедры естественно-математических дисциплин, к.б.н.    

 

3. Вопрос. Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?

Ответ на этот вопрос даёт список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу по ходу реализации проекта:

  • энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
  • специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях;
  • консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т.ч. к другим специалистам;
  • руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
  • «человек, который задаёт вопросы» - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки и т.п.);
  • координатор группового процесса;
  • эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.

Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи возникшие перед проектной группой, должен решать учитель, какие - сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др.

Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта.

Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционными классно-урочным обучением и обречён играть лишь одну роль - исполнителя. Для более успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, учителю (группе учителей) рекомендуется:

  • продумать учебные цели, которые будет преследовать проект, и возможности его методического и дидактического обеспечения;
  • определить число участников проекта (группа учащихся, класс, параллель и т. д.);
  • решить будет ли данный проект осуществляться в рамках одного предмета или потребует интеграции нескольких предметных областей;
  • решить, будет ли данный проект курировать один учитель или группа учителей;
  • определить сроки работы над проектом;
  • продумать все возможные источники информации (библиотека, консультации, лекции, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение, Интернет, специальная литература, образовательные и другие учреждения и т.д.).

Таким образом, задача, которая ставится перед учителем - это научить школьников работать с источниками, научной литературой, формировать нестандартное мышление, развить навык работы с информацией, выступать в аудитории, выработать способы представления информации.

 Наталья Геннадьевна Ионина, доцент кафедры естественно-математических дисциплин, к.б.н.    

 

4. Вопрос. Укажите какие учебники экологии включены для среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) в федеральный перечень рекомендуемых к использованию при реализации основной образовательной программы?

 Учебники экологии для 10-11 классов в федеральном перечне на 2016-2017 учебный год

Авторский коллектив

Наименование

учебника

Класс

Наименование издателя учебника

Экология (базовый уровень)

Мамедов Н.М., Суравегина И.Т.

Экология

10

ООО «Русское слово-

учебник»

Мамедов Н.М., Суравегина И.Т.

Экология

11

ООО «Русское слово-

учебник»

Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М.

Экология

10-11

ООО «Дрофа»

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В.

Экология

10-11

ООО Издательский центр «Вентана-Граф»

 

5. Вопрос. Какие Вы могли бы дать рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности на основе предметного материала по биологии?

Развитие естественно-математического и технологического образования направлено на выдвижение приоритетов в направлении инженерно-технической и технологической подготовки учащихся, что требует приведения структуры, содержания и условий внеурочной деятельности в соответствие с реальными запросами личности, общества, современного рынка труда. Это предполагает разработку и реализацию Программ курсов внеурочной деятельности, стратегической целью которых становится: создание комплекса условий, обеспечивающих качество и разнообразие образовательных услуг для личностного развития, профессионального самоопределения и успешной самореализации подрастающего поколения в сфере научно-технической и технологической деятельности на основе широкого сотрудничества со всеми заинтересованными лицами.

Программы курсов внеурочной деятельности ориентированные на данное направление могут включать следующие темы:

Бионика - мастерская природы.

Учимся у природы.

Бионика на службе современного человек.

Бионика - от биологического к техническому.

Архитектурная бионика.

Техническая бионика.

Нейробионика.

Этика в бионике: совмещение элементов живых организмов и машин и т.д.

Для эффективной реализации инженерно-технической и технологической подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности по биологии можно использовать ресурсы Интернет-сайтов:

http://www.roboting.ru/

http://www.bionic-life.com/

http://www.nanonewsnet.ru/

http://biomolecula.ru/

Наталья Геннадьевна Ионина, доцент кафедры естественно-математических дисциплин, к.б.н.    

ТОГИРРО