Консультации кафедры естественно-математических дисциплин (01-18.12.18) - 10 вопросов

Приказ 1. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 N 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда. Нужно ли в связи с этим перерабатывать ранее разработанные и применяемые работодателями положений о системе управления охраной труда (СУОТ), обеспечивающих соблюдение государственных нормативных требований охраны труда?

 Ответ: В целях реализации положений статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 N 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда. Типовое положение о системе управления охраной труда разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, разработки положения о системе управления охраной труда, содержит типовую структуру и основные положения о системе управления охраной труда.

В соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

В то же время следует отметить, что работодателям при реализации полномочий, предусмотренных статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, необходимо руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда с учетом специфики своей деятельности.

В связи  с чем Типовое положение содержит указание на возможную вариативность отдельных его норм при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда.

Одновременно информируем, что утверждение Типового положения не влечет за собой необходимость переработки ранее разработанных и применяемых работодателями положений о системе управления охраной труда, обеспечивающих соблюдение государственных нормативных требований охраны труда»

Напоминаем, что в системе образования действуют «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (см. письмо  Минобрнауки России от 25.08.2015 N 12-1077).

1.12.18 Вячеслав Геннадьевич Решетников, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

 

Приказ 2. Наше учреждение является учреждением дополнительного образования детей (спортивная школа). Возраст детей от 6 до 18 лет. Обязан ли специалист по охране труда проводить инструктажи по безопасности (электро-, пожарной) обучающимся детям?

Ответ: Законодательством Российской Федерации проведение противопожарных инструктажей с детьми, обучаемыми в образовательных учреждениях, в том числе дополнительного образования, не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 12 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре,

 а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.

1.12.18 Вячеслав Геннадьевич Решетников, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

 

Приказ 3. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда может быть произведена своими силами и организациями, соответствующими ст. 19 закона, или организацией, соответствующей той же статье. Нужно ли в организации создавать комиссию по проведению специальной оценки условий труда?

Ответ: В целях выполнения обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодатель в любом случае должен создать в организации комиссию по проведению СОУТ.

Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, к которым относится, в том числе обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ). Правовые, организационные основы и порядок проведения СОУТ, а также правовое положение, права, обязанности и ответственность ее участников установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным органом нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Непосредственно на работодателя возлагается обязанность организовать и профинансировать проведение СОУТ. Проведение самой специальной оценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению СОУТ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

По смыслу указанных норм, проведение работодателем специальной оценки невозможно без привлечения сторонней организации, соответствующей требованиям ст. 19 Закона N 426-ФЗ, при этом он вправе по своему усмотрению решать, пользоваться услугами одной или нескольких организаций. Иными словами, закон предусматривает два варианта:

- проведение СОУТ совместно работодателем и одной организацией, соответствующей требованиям ст. 19 Закона N 426-ФЗ,

- проведение специальной оценки совместно работодателем и несколькими организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Закона N 426-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона N 426-ФЗ одним из подготовительных шагов работодателя по организации, и проведению СОУТ является образование комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Данная норма не предусматривает исключений, поэтому какое бы решение не принял работодатель по вопросу о количестве привлекаемых к СОУТ организаций, он не может переложить свою обязанность по образованию комиссии на других лиц.

К комиссии предъявляются определенные требования:

- число ее членов должно быть нечетным;

- в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);

- ее возглавляет работодатель или его представитель.

Включать в состав комиссии представителя организации, проводящей СОУТ, в соответствии с Законом N 426-ФЗ не требуется (письмо Минтруда России от 05.07.2017 N 15-1/ООГ-1890). При проведении СОУТ у крупного работодателя с наличием обособленных структурных подразделений допускается создание комиссии по проведению СОУТ в каждом из таких структурных подразделений под председательством работодателя или его представителя (письмо Минтруда России от 16.06.2015 N 15-1/В-2425).

Состав и порядок деятельности данной комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя (п. 2 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). Задача комиссии на подготовительном этапе - утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Таким образом, в целях выполнения обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодатель в любом случае должен создать в организации комиссию по проведению СОУТ независимо от количества привлекаемых к проведению СОУТ организаций.

3.12.18 Вячеслав Геннадьевич Решетников, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

 

Приказ 4. С какой организацией можно заключить договор о проведении специальной оценки условий труда?

Ответ: Если коротко ответить на этот вопрос, то с организацией, зарегистрированной в реестре организаций, проводящих СОУТ.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Согласно статье 209 Трудового кодекса РФ безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проинформировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

В целях реализации указанных норм Конституции РФ и Трудового кодекса РФ с 1 января 2014 г. в нашей стране введен единый универсальный правовой институт оценки условий труда на рабочих местах - СОУТ. Принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ).

Принят также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которым внесены соответствующие поправки в Трудовой кодекс РФ.

Принято более 30 подзаконных нормативных правовых актов для реализации положений указанных федеральных законов, в том числе Методика проведения СОУТ, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденная приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.

Таким образом, в нашей стране создан законодательный механизм стимулирования работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах, а также к созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда. Одновременно сформирован законодательный механизм дифференцированного подхода к предоставлению гарантий и компенсаций за работу с вредными (опасными) условиями труда в зависимости от класса условий труда на рабочих местах.

Таким образом, организации, проводящие СОУТ, осуществляют социально значимую функцию, так как по результатам проведения СОУТ в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 426-ФЗ осуществляются юридически значимые действия:

- установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций;

- установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

- расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.

Работодателям (руководителям организаций) необходимо знать, что к юридическим лицам, претендующим на регистрацию в реестре организаций, проводящих СОУТ, предъявляются определенные требования. Соответственно заключать договор на проведение СОУТ можно только с организациями, соответствующими этим требованиям. Такие организации должны быть в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Требования к юридическим лицам, претендующим на регистрацию в реестре организаций, проводящих СОУТ

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона N 426-ФЗ порядок допуска организаций к деятельности по проведению СОУТ, их регистрации в реестре организаций, проводящих СОУТ (далее - Реестр), устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 N 599 (ред. от 10.08.2016) утверждены Правила допуска организаций к деятельности по проведению СОУТ, их регистрации в Реестре, приостановления и прекращения деятельности по проведению СОУТ, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих СОУТ (далее - Правила).

В соответствии с подпунктом "д" пункта 5 Правил в заявлении о регистрации в Реестре должны содержаться, в том числе, сведения о наличии в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации, с указанием номера, даты выдачи аттестата аккредитации и области ее аккредитации, соответствующей требованиям пункта 3 части 1 и части 2 статьи 19 Федерального закона N 426-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона N 426-ФЗ организация, проводящая СОУТ, должна иметь в наличии в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 статьи 13 Федерального закона N 426-ФЗ.

Частью 3 статьи 13 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрен закрытый перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, по которым в рамках проведения СОУТ испытательная лаборатория (центр) должна проводить исследования (испытания) и измерения.

Пунктами 6, 8 части 3 статьи 13 Федерального закона предусмотрена обязанность испытательной лаборатории (центра) проводить исследования (измерения) напряженности переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц) и напряженности переменного магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона N 426-ФЗ СОУТ проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Приложением N 18 к Методике проведения СОУТ (далее - Методика), утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н, предусмотрены отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии неионизирующих излучений, в том числе магнитного поля промышленной частоты (50 Гц) и электромагнитного излучения радиочастотного диапазона от технологического оборудования.

Из Приложения 18 к Методике следует, что для отнесения условий труда по классу (подклассу) условий труда при воздействии указанных вредных производственных факторов испытательная лаборатория (центр) должна иметь возможность проводить измерения с 10-кратным превышением установленных ПДУ.

Однако в некоторых случаях представленная юридическим лицом область аккредитации испытательной лаборатории не предусматривает возможность проведения исследований (испытаний) и измерений напряженности переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц) и напряженности переменного магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона в установленных гигиеническими нормативами диапазонах (ПДУ).

 

Согласно пункту 1.4.1 области аккредитации испытательной лаборатории юридического лица в графе 6 "определяемая характеристика (показатель)" указана напряженность переменного магнитного поля промышленной частоты (50 Герц), для которой в графе 7 "диапазон определения" предусмотрено проведение исследований (испытаний) и измерений напряженности магнитного поля с диапазоном измерения 0,1 - 1800 А/м, что не соответствует установленному ПДУ измерений (- 6800 А/м), содержащихся в СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (далее - Санитарные правила).

Несоответствие данным требованиям предопределяет невозможность осуществить отнесение условий труда по классу (подклассу) условий труда по результатам произведенных испытательной лабораторией (центром) юридического лица измерений.

3.12.18 Вячеслав Геннадьевич Решетников, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

 

Приказ 5. Обязательно ли на предприятии должна быть служба охраны труда или должность специалиста по охране труда, и что грозит предприятию в противном случае?

Ответ: В соответствии со ст. 217 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗв целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 рублей до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 рублей до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30000 рублей до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

16.12.18 Вячеслав Геннадьевич Решетников, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

 

Приказ 6. К какой ответственности можно привлечь руководителя организации за нарушение законодательства об охране труда, повлекшее несчастный случай?

Ответ: За нарушение законодательства об охране труда, повлекшее несчастный случай, виновного могут привлечь к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности.  Если в ходе расследования несчастного случая будет доказано, что работодатель нарушил законодательство о труде и об охране труда, ему грозит административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ. Если несчастный случай привел к тяжким увечьям или гибели работника, виновного могут привлечь к уголовной ответственности.

За причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью работника предусмотрено наказание по ч. 1 ст. 143 УК РФ. Если несчастный случай привел к смерти работника - по ч. 2 ст. 143 УК РФ.

16.12.18 Вячеслав Геннадьевич Решетников, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

 

Приказ 7. Как часто работодатель должен производить пересмотр инструкций по охране труда работников?

Ответ: В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инструкций ПО Охране труда, утв. Минтрудом России 13.05.2004, пересмотр инструкций по охране труда для работников должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

Кроме того, п. 7 Методических рекомендаций определено, что. инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:

а)  при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

б) при изменении условий труда работников;

в) при внедрении новой техники и технологии;

г)  по результатам анализа материалов расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

д)  по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

18.12.18 Вячеслав Геннадьевич Решетников, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

 

Приказ 8. На основании какого документа сейчас осуществляется обучение по охране труда?

Ответ: На сегодняшний день обучение по охране труда проводится в соответствии с постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований  охраны труда работников организации».

18.12.18 Вячеслав Геннадьевич Решетников, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

 

Приказ 9. Какие документы проверяет трудовая инспекция при плановой проверке?

Ответ: Учредительные документы:

1. Устав.

2. Учредительный договор.

3. Лицензии, специальные разрешения, если деятельность требует наличия специальных разрешений).

4. Локальные нормативные акты:

- штатное расписание;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- график отпусков;

- документы, устанавливающие систему оплаты труда;

- документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных.

Договорные документы:

- коллективный договор (если заключен);

- трудовые договоры;

- соглашения сторон;

- дополнительные соглашения к трудовым договорам;

- договор о полной материальной ответственности (коллективный, индивидуальный).

Регистрационные формы:

- книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них;

- книги регистрации приказов по личному составу, трудовых договоров, личных карточек работников.

Распорядительная документация по охране труда:

- приказы;

- положения;

- инструкции по охране труда и пожарной безопасности;

- отчетная документация по охране труда;

- травматизм;

- журнал выполнения предписаний;

- учетная документация по охране труда;

- журналы;

- программы вводного инструктажа;

- карточки учета СИЗ;

- результаты специальной оценки условий труда;

- документы, подтверждающие факт прохождения работниками обучения, медосмотров.

 18.12.18 Вячеслав Геннадьевич Решетников, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

 

Приказ 10. Дайте определение термину «охрана труда».

Ответ: Статья 209 "Основные понятия" Трудового Кодекса РФ Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия.

18.12.18 Вячеслав Геннадьевич Решетников, старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин

 

 

ТОГИРРО