Консультации отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО (26.11-07.12.18) - 15 вопросов

Вопрос 1. Можно ли в качестве структурного подразделения открыть музей?

Ответ: Можно. Профиль музея определяйте самостоятельно. Вы вправе открыть исторический, краеведческий, естественно-научный, литературный, художественный и другие виды музеев.

Создавайте музей, чтобы расширять кругозор детей, организовывать поисковую, проектную и исследовательскую деятельность, развивать у них познавательный интерес.

Разработайте положение о музее. Комплектуйте фонды с учетом установленных правил. Обеспечьте учет и хранение музейных предметов.

26.11.2018 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 2. Нужно ли утверждать положение о педагогическом совете?

Ответ: Нет, не нужно. Порядок создания и работы педсовета определяет устав образовательной организации.

29.11.2018 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 3. Есть ли особенности по утверждению положения о педагогическом совете?

Ответ: Да, есть. Укажите в уставе:

  • порядок формирования педсовета;
  • срок полномочий;

Например: Минобрнауки России рекомендует устанавливать бессрочные полномочия. Однако если состав совета избирают, то можно определить их на 3-5 лет, как для других коллегиальных органов.

  • компетенцию;
  • порядок принятия решений;
  • выступление от имени организации.

Например: совет может от имени образовательной организации принимать локальные акты, давать отчет учредителю по вопросам, которые относятся к компетенции педагогического совета и т. п.

Вносить данные сведения в устав необходимо - это предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Дополнительно пропишите в уставе общий порядок работы педсовета. Принимать отдельные локальные акты не нужно. Однако при желании члены коллегиального органа вправе регламентировать свою деятельность. Это позволит:

1) упорядочить работу;

2) обеспечить легитимность принятых решений;

3) не менять устав в случае, если совет примет решение изменить организационные моменты.

Включите в локальный акт:

  • сведения о месте проведения заседаний совета и его структурных единиц;
  • сроки и порядок извещения членов совета о заседаниях;
  • порядок, в котором члены совета знакомятся с материалами;
  • регламент заседаний;
  • порядок голосования;
  • обязанности председателя, секретаря, иных органов педагогического совета;
  • особенности документооборота.

Назовите локальный акт регламентом или порядком работы педагогического совета. Утвердите на заседании коллегиального органа.

29.11.2018 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 4.

Ответ: Как внедрить профстандарты в государственном или муниципальном образовательном учреждении?

Внедряйте профстандарты поэтапно. Определяйте этапы самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников. Завершить мероприятия надо не позднее 1 января 2020 года.

03.12.2018 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 5. С чего лучше начать внедрение профстандарта?

Ответ: Применение профстандартов не зависит от формы собственности образовательной организации или статуса работодателя.

Чтобы внедрить профстандарты, издайте приказ о создании рабочей группы. Возглавьте ее. Включите в состав заместителей руководителя и опытных педагогов. Поручите подготовить предложения и рекомендации по внедрению профстандартов; составить список профессий и должностей, по которым планируете их применять. Предложите разработать перечень изменений и дополнений в локальные акты школы или детского сада, подготовить проекты документов.

Члены группы могут проанализировать документы об образовании, повышении квалификации и (или) переподготовке работников; оценить, соответствует ли уровень их образования требованиям профстандарта. Поставьте группе задачу - подготовить рекомендации, которые лягут в основу плана повышения квалификации работников. Дополнительно поручите составить предложения, как привести наименования должностей и профессий в соответствие с профстандартами, какие изменения внести в штатное расписание. Разработайте план по организации применения профстандартов.

Согласуйте план с профсоюзом. Предусмотрите в нем этапы применения профстандартов. Учитывайте время, которое необходимо для приведения квалификации работников в соответствие с их требованиями. Чтобы уложиться в срок, вычтите из даты, с которой начнете применять профстандарт, срок освоения программы. Тогда к моменту его внедрения педагог получит необходимый документ. Например: срок освоения программы ДПО - 250?ч, в среднем обучение займет около 3 месяцев. Если вы вводите профстандарт с 1 ноября 2019 года, значит педагог должен приступить к обучению не позднее 1 сентября 2019 года.

03.12.2018 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 6.

Обязательно ли учителям и воспитателям получать дополнительное профобразование после того, как образовательная организация перейдет на профстандарт?

Ответ: Нет, если у педагогов есть высшее образование по направлению «Образование и педагогика». Полный перечень направлений подготовки педагогов содержится в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию (ОК 009-2016). Он утвержден приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2007-ст.

05.12.2018 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 7. Как организовать сопровождение молодых педагогов?

Ответ: В форме наставничества. Его основные задачи - помогать молодым педагогам в профессиональной адаптации, сохранять кадры, повышать качество образования. В зависимости от задачи выделяют разные модели наставничества: менторство, супервизию, паритетное взаимодействие, незримая поддержка.

Для организации наставничества нужно разработать положение. Установите в нем порядок работы, определите права и обязанности наставников и стажеров. Дайте определения основных терминов и понятий.

Предусмотрите три этапа реализации программы. Первый - адаптационный. Наставник узнает сильные и слабые стороны стажера, чтобы скорректировать программу и выбрать нужные методы работы. Вместе с молодым специалистом он делает программу индивидуальной.

Второй - основной. Наставник занимается адаптацией молодого коллеги, корректирует его умения и навыки.

Третий - контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет его готовность выполнять обязанности.

05.12.2018 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 8. Как выбрать наставника для молодого специалиста?

Ответ: Спросите опытных педагогов, кого бы они хотели взять в подопечные. Поинтересуйтесь у новичков, к кому хотят пойти стажером. Возможно, что пара «наставник - стажер» сформируется по обоюдному желанию. В этом случае больше шансов на то, что наставник и стажер найдут взаимопонимание и быстрее достигнут результатов.

Если наставник или стажер не могут определиться, то сформируйте пары самостоятельно. Учитывайте не только профессиональные качества педагогов, но и их характер, психотип. Издайте приказ, в котором укажите наставников, закрепленных за ними стажеров и срок наставничества.

Стажером может быть любой новый работник, который только закончил вуз или сменил место работы и не адаптировался в новых условиях. Наставник - более опытный педагог. Он должен обладать не только высоким уровнем профессиональной компетентности, но и иметь авторитет в коллективе, быть коммуникабельным, сопереживающим человеком, уметь грамотно распределять свое время.

05.12.2018 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 9. Как оценить результаты наставничества?

Ответ: Важно! Назначьте за наставничество ежемесячную доплату или другие стимулирующие материальные поощрения. Педагог не обязан курировать молодого специалиста бесплатно.

Чтобы оценить результаты, наблюдайте за взаимодействием наставника и стажера, опрашивайте коллег, которые работают вместе с педагогами. После того как программа наставничества будет реализована, ответьте на четыре вопроса:

1) насколько стажер овладел нужными навыками;

2) сократилось ли время, которое стажер тратит на принятие решения;

3) насколько повысилась лояльность работников к стажеру;

4) снизилось ли время адаптации стажера по сравнению со средним временем адаптации работников без наставника.

Проводите анкетирование наставника и стажера в отчетные периоды. Стажера опрашивайте о взаимодействии с наставником. Предусмотрите в анкете вопросы о периодичности и времени общения. Если в течение нескольких месяцев нет положительной динамики, скорректируйте работу или замените наставника.

05.12.2018 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 10. Как можно наградить наставников?

Ответ: Лучшие наставники школ и детских садов теперь могут получить новый знак отличия «За наставничество». Президент утвердил его Указом от 02.03.2018 № 94. Награду получат высококвалифицированные педагоги, которые имеют 5 лет личных заслуг и помогают молодым специалистам приобрести новые знания, умения и навыки в профессиональном становлении. Знак носят на правой стороне груди и располагают после знака отличия «За благодеяние». Миниатюрную копию знака отличия носят на левой стороне груди.

Помимо государственных наград могут выдавать региональные и муниципальные знаки отличия. Изучите нормативные правовые акты.

Можете самостоятельно награждать лучших наставников. Зафиксируйте формы поощрения в локальном нормативном акте школы или детского сада.

05.12.2018 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 11. Как открыть в образовательной организации школу молодого педагога?

Ответ: Главная польза школы - системный подход к повышению профессиональной компетентности молодых педагогов.

Создайте структурное подразделение при методической службе. Назначьте руководителем заместителя по НМР. Привлеките к работе опытных педагогов и методистов. Разработайте положение о школе молодого педагога. Утвердите его приказом или как отдельный документ. Согласуйте с коллегиальным органом управления. Например, педсоветом. Опишите в положении цели и задачи школы, установите порядок работы, укажите права и обязанности сотрудников.

Школа работает по плану. Составляйте его на учебный год. При необходимости корректируйте.

07.12.2018 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 12.  Какие услуги нельзя оказывать за плату?

Ответ: Услуги, которые предусмотрены государственным, муниципальным заданием или финансируются за счет субсидий в частных образовательных организациях.

10.12.2018 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 13. Как обеспечить безопасность на новогоднем празднике в школе и детском саду? Какие документы надо подготовить?

Ответ: За месяц до начала мероприятия проведите совещание с организаторами и другими работниками. Пригласите представителей родительского комитета и правоохранительных органов.

Контролировать безопасность поручите дежурным. Назначьте дежурных на этажах здания, в актовом зале и на сцене. Издайте приказ об усилении мер безопасности. Проведите целевой противопожарный инструктаж. Ужесточите пропускной режим. Проверьте состояние систем защиты, территории и помещений образовательной организации.

Организуйте для всех участников мероприятия инструктаж о правилах поведения при террористической угрозе и мерах безопасности. Поручите это ответственному работнику. Обсудите вопросы безопасности с родителями на родительском собрании. Классные руководители и воспитатели должны провести классные часы и беседы с детьми. Дополнительно для подростков проведите беседы на темы: «Последствия употребления алкоголя и психотропных веществ», «Ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма».

Организуйте предварительную запись на мероприятие и оформите списки участников. Это нужно, чтобы не превысить допустимые нормы заполнения помещений.

11.12.2018 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 14. Практикум для руководителя. Как подвести свои профессиональные итоги года и понять, куда двигаться дальше?

Ответ: Чтобы проверить, как вы справлялись с задачами 2018 года, и понять, куда двигаться дальше, воспользуйтесь приемом «Три пятерки». С его помощью вы оцените свою работу по своему окружению, приоритетам и шагам к цели. Прием «Лучший день - худший день» покажет мотивы, ресурсы и точки роста в профессии.

«Три пятерки»

Чтобы оценить свой профессиональный путь в 2018 году, проанализируйте свои ежедневные контакты, приоритеты в работе и стратегию, которой придерживаетесь.

«Пять человек»

Личность человека характеризует и формирует его окружение. Запишите пять человек, с которыми вы общались в 2018 году больше всего. Вычеркните из списка тех, кто по профессиональным умениям ниже вас, и тех, кто не работает. Оцените свое положение по уровню профессионализма среди людей, которые остались в списке. Подумайте, может быть, контакты с кем-то из коллег следует расширить или, наоборот, сократить?

Пять приоритетов

Многие директора находятся в примерно одинаковых условиях. Перед ними стоят одни и те же задачи. Но одни руководители добиваются успеха, а другие - нет. Одна из ключевых причин - приоритеты.

Сформулируйте свои приоритеты. Каждое предложение начинайте с одного из пяти глаголов: «развиваю», «не допускаю», «создаю», «инициирую», «использую». Подумайте, что вы не успеваете, а что сознательно игнорируете? Как соотносятся ваши приоритеты с потребностями школы? Свяжите каждый глагол с ресурсами школы: люди, время, материалы, информация, капитал. Все ли из них вы полностью используете?

Пять шагов

Ваша стратегия задает путь развития школы. Вспомните пять крупных шагов, которые вы сделали в 2018 году, чтобы ее реализовать. Оцените каждый шаг по таблице и узнайте результаты.

Оцените свои шаги

«Худший день»

Результаты

«Лучший день»

Результаты

 

 

 

 


Нарисуйте два круга, которые пересекаются. Вспомните самый худший рабочий день в 2018 году. Запишите в левом круге, что сделало его таким, что вы чувствовали, на что этот день повлиял, какую профессиональную ошибку вы совершили или что упустили.

Вспомните свой самый лучший рабочий день в уходящем году и заполните правый круг. Укажите, что сделало его таким, что вы чувствовали, на что он повлиял, какие профессиональные достоинства вы проявили в тот день, что сделали для того, чтобы он был удачным.

Подумайте и о худшем, и о лучшем рабочих днях. Заполните пересечение кругов ответом на вопрос: как они повлияли на вашу карьеру и профессиональное развитие. Чтобы получить результаты, ответьте на вопросы в таблице

Проанализируйте худший и лучший рабочие дни.

11.12.2018 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 15.  Какие аспекты лучше учесть при разработке программы развития образовательной организации? 

Ответ: Программа развития - важный стратегический документ образовательной организации. К сожалению, часто его создают не для того, чтобы использовать в работе, а формально - чтобы выполнить распоряжение учредителя или поднять престиж организации в глазах общественности - «вот, смотрите, какая у нас программа». Если цель такова, то этот материал вряд ли вам будет интересен. Но если вы действительно озадачились созданием эффективной программы развития образовательной организации, рекомендуем прислушаться к нашим советам.

Начнем с того, что процесс разработки программы, как, впрочем, и любого другого документа, следует разделить на три этапа:

1 этап - подготовительный,

2 этап - основной;

3 этап - заключительный.

Каждый из них должен заканчиваться достижением заведомо определенных результатов.

Подготовительный этап

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Пункт 7 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Результатами работы на подготовительном этапе должны стать:

- формирование рабочей группы по разработке программы  

- утверждение плана-графика разработки программы.

Прежде чем формировать рабочую группу (в больших организациях их может быть несколько), узнайте, кто заинтересован в развитии организации как внутри, так и вне ее. Например, у учителя рисования есть желание работать с детьми, отстающими в развитии, учитель английского языка готов вести курсы разговорного немецкого. Тренеры расположенной рядом спортивной школы хотели бы набрать группы для занятий биатлоном, а местный вуз, чтобы привлечь абитуриентов, готов приглашать старшеклассников на открытые лекции.

Некоторые руководители вовлекают в процесс создания программы слишком мало участников. Это стратегическая ошибка. Так не определить реальный потенциал образовательной организации. Кроме того, упускается возможность получить широкую поддержку в коллективе и со стороны социальных партнеров.

Если в образовательной организации есть управляющий совет, обязательно привлеките его к работе. В уставе организации должны быть закреплены его функции по согласованию или даже утверждению такой программы. Плохо, если он готов одобрить все, что вы предложите. Совет должен реально участвовать в разработке программы и ее реализации.

Результаты подготовительного этапа программы развития образовательной организации должны быть отражены в приказе руководителя организации.

Только после того, как вы определите всех, кто заинтересован участвовать в создании программы, следует перейти к формированию рабочей группы. Помните, что всех задействованных лиц нужно будет консультировать, направлять и обеспечивать ресурсами. В случае необходимости будьте готовы искать дополнительные средства и проводить дополнительный инструктаж (как правило, это делает руководитель рабочей группы).

Поскольку в программе развития затрагиваются различные направления деятельности организации (реализация основных образовательных программ, дополнительное образование, платные услуги, оснащение и т. д.), целесообразно назначить ответственных за подготовку информации по каждому такому направлению (что есть на данный момент, какие существуют проблемы, чего хотелось бы достичь и что для этого необходимо сделать).

Выдвиньте условие: сведения, которые понадобятся для создания программы (статистические данные, финансовые расчеты и т. д.), сразу предоставлять в удобной для понимания форме, а также в электронном виде. Соблюдение этих условий упростит процесс обращения к информации во время работы над программой, а соблюдение первого из них, кроме того, поможет исполнителям быстрее вникнуть в суть дела.

Ответственных также следует предупредить, что идеи и проекты, которые они заявят в программе, они же скорее всего и будут реализовывать, поэтому писать в ней заведомо нереальные вещи не стоит.

Далее руководитель рабочей группы должен составить план-график разработки программы и согласовать его с руководителем организации. При составлении плана-графика нужно учесть пожелания членов рабочей группы. Целесообразно обсудить сроки на совещании, поскольку подготовка материалов для программы будет осуществляться одновременно с выполнением основной работы.

Руководитель образовательной организации должен заранее продумать меры стимулирования и поощрения работников, участвующих в разработке программы, и сообщить им об этом. В этом случае шансы, что участники рабочей группы отнесутся к своим обязанностям формально, будут сведены к нулю. 

Основной этап

Следующий этап работы - создание проекта программы развития как документа. В итоге должна получиться его первая версия, которую впоследствии можно и нужно улучшать.

Как правило, в структуру программы входят следующие разделы:

1. Введение (краткая аннотация, паспорт программы).

2. Информационная справка об образовательной организации.

3. Аналитическое и прогностическое обоснование развития образовательной организации.

4. Концепция желаемого будущего состояния образовательной организации.

5. Действия по переходу образовательной организации в новое состояние.

6. Приложения.

Сразу оговоримся, что названия разделов могут быть другими. Главное, чтобы в структуре четко прослеживалась логика: нынешняя ситуация в образовательной организации - желаемое будущее - действия, необходимые для достижения этого будущего.

Остановимся более подробно на главных разделах программы.

Аналитическое и прогностическое обоснование развития образовательной организации

Аналитическое и прогностическое обоснование развития образовательной организации должно включать:

  • анализ состояния социального заказа и прогноз его изменения;
  • анализ состояния внешней среды и прогноз ее изменения;
  • оценку ресурсного обеспечения организации и прогноз его изменения;
  • описание достижений организации и выявление факторов, которые помогли добиться результатов;
  • описание ключевых проблем развития организации, анализ их причин и определение способов их разрешения;
  • оценку инновационного потенциала организации (наличие идей, кадров и т. д.).

Поясним некоторые моменты.

Чтобы программа стала прогностичной, следует изучать социальный заказ. Ведь именно на его реализацию она нацелена. Задайте себе вопросы, каким он был вчера, каков он сегодня и каким он будет завтра. Затем определите, как изменение социального заказа можно учесть в программе развития. Например, сегодня большинство родителей хотят, чтобы их дети после окончания школы поступили в вуз. Однако в будущем, возможно, приоритеты изменятся. Проведите опрос родителей будущих первоклассников, и у вас появятся факты, на которые вы сможете опереться.

Для определения путей развития образовательной организации важно знать особенности внешней среды, в которой она существует. Если рядом с организацией строится новый микрорайон, очевидно, что в будущем у нее появятся новые ученики. Опять же нужно учитывать, какое строится жилье - муниципальное или элитное, планируется на осваиваемой территории построить учреждения дополнительного образования детей или нет и т. д.

Разберитесь, какие отношения существуют между образовательной организацией и органами власти, управления, средствами массовой информации.

Постарайтесь учесть внешние угрозы, которые могут помешать организации в реализации ее инновационных идей, в т. ч. экономические.

Внутренняя ситуация в организации также требует изучения. Успешные начинания нужно развивать, проблемы - решать. Об этом нужно написать в программе.

При проведении проблемного анализа не забудьте о системе управления организацией. Преобразования в этой системе должны опережать преобразования в образовательной и хозяйственной деятельности. Главное - не смешивать внутренние проблемы с внешними негативными факторами, избавиться от которых организация просто не в состоянии.

Концепция желаемого будущего состояния образовательной организации.

Концепция желаемого будущего состояния образовательной организации должна включать положения, касающиеся различных направлений ее деятельности. Детали можно опустить, однако у человека, который изучает программу, должен сложиться ясный образ того, какой будет организация в результате системных нововведений.

Описывая концепцию, назовите эти нововведения, а также стратегию, которую вы планируете для этого использовать. Разумеется, выбор стратегии должен быть основан на имеющихся у организации ресурсах, ее традициях и системе ценностей.

При разработке концепции желаемого будущего состояния образовательной организации следует учитывать положения государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295, и региональной программы развития образования.

Обязательно укажите, что образовательная организация должна сделать для учащихся, предложите модель выпускника.

Подумайте о модернизации материально-технической базы и повышении квалификации кадров.

Не забудьте и про качество школьной жизни, атмосферу в коллективе - чтобы инновационная деятельность была успешной, администрация организации, педагоги и родители учащихся должны быть единой командой.

Определиться, на каких условиях организация будет сотрудничать с партнерами, с социумом, также нужно в этой части программы. Возможно, есть предложения развивать волонтерскую работу, участвовать в благотворительных проектах.

Ответьте также на вопрос, какой вклад внесет ваша организация в развитие региональной системы образования.

Если вы хотите войти в топ-500 лучших российский школ, впишите этот пункт.

Действия по переходу образовательной организации в новое состояние.

В этом разделе программы необходимо прописать детальный план реализации концепции желаемого будущего образовательной организации с указанием мероприятий и сроков.

Если вы хотите усилить гуманитарную составляющую образовательного процесса, напишите, что в августе следующего учебного года возьмете в штат кандидата исторических и кандидата филологических наук, а если мечтаете создать школьный театр, - что в январе этого года пригласите на работу режиссера детских спектаклей.

Работая над разделом, не забудьте о мониторинге реализации программы. Заранее продумайте систему критериев и показателей. Помните, что критерии задают общее направление оценки, показатели - их конкретизируют. Например, вы планируете повысить качество подготовки выпускников. Соответственно, средний балл сдачи ЕГЭ по основным предметам в вашей организации в следующем году должен увеличиться на 10%.

Сбор информации для расчета значения того или иного показателя может оказаться трудозатратным. Например, для расчета коэффициента удовлетворенности какой-либо целевой группы потребителей потребуется провести анкетирование. Однако эта процедура необходима, поскольку поможет оценить, правильно ли выстроена маркетинговая стратегия организации.

Система мониторинга - продукт работы команды, а не только руководителя образовательной организации. Разработать ее удастся не сразу, а только после неоднократных уточнений и корректировок. Действующим механизмом она станет только в том случае, если предусмотреть процедуру ее внедрения в рабочий процесс, поэтому заранее подумайте о ресурсах, которые для этого понадобятся.

Заключительный этап.

Результатами работы на заключительном этапе должны стать экспертиза и утверждение программы.

В экспертную группу можно включить представителей администрации образовательной организации, членов коллегиальных органов управления, специалистов института повышения квалификации и т. д.

После того как программа развития образовательной организации будет готова и согласована с учредителем, руководитель организации должен издать приказ о ее утверждении.

В рамках экспертного исследования следует ответить на две группы вопросов. Первая направлена на то, чтобы выяснить, является ли данный документ на самом деле программой развития, т. е. соблюдены ли требования к ее оформлению, структуре и содержанию.

Отвечая на вторую группу вопросов, эксперты должны установить, насколько программа эффективна, т. е. поможет ли она образовательной организации выйти на новый уровень развития (иными словами, не составлена ли она формально).

После того как программа пройдет экспертизу и будет согласована учредителем, отдайте ее на корректуру. Помните, что этот документ будет с вами и вашим коллективом не один год, и лучше, если он будет сделан качественно во всех отношениях.

11.12.2018 Татьяна Валерьевна Петрученко, начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО, к.п.н.

ТОГИРРО