Консультации Центра по работе с одаренными детьми по Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников (14.12.18) - 10 вопросов

Недавно прошел Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников, и с его организацией и проведением оказалось связано немало вопросов. Публикуем эти вопросы и ответы на них отдельным блоком.

 

Вопрос 1. При проверке заданий Муниципального этапа по некоторым гуманитарным предметам заметили, что уровень их сложности значительно возрос в сравнении с прошлыми годами. Наши дети не были готовы к такому усложнению заданий. Почему разработчики заданий олимпиады так завышают требования к детям и на что в связи с этими требованиями теперь ориентироваться при подготовке?

Ответ: Никаких «завышенных требований» к детям нет и не было: все задания, предоставленные разработчиками, прошли экспертизу и соответствуют нормам, указанным в Положении о Всероссийской олимпиаде школьников.

Согласно Положению, задания олимпиады должны ориентироваться на знания, приобретаемые учащимися в ходе освоения школьной программы. Однако это не значит, что задания должны быть сформулированы так же, как формулируются задания к упражнениям в школьном учебнике - например, «Вставьте пропущенные буквы», «Расставьте ударения» и т.д. Подобные формулировки уместны в процессе обучения и при организации текущего контроля, однако для олимпиадных заданий они не годятся, поскольку не отвечают главному требованию Положения: предметная олимпиада школьников должна иметь не только контрольный, но и обучающий функционал! Это значит, что цель олимпиады - не только проверить предметные и метапредметные компетенции участников, но и способствовать дополнению и развитию этих компетенций, создать нестандартные, творческие условия для их применения, расширить предметный кругозор школьников.

При этом решение олимпиадных заданий НЕ ТРЕБУЕТ знаний вне школьной программы - но требует эффективного использования знаний и навыков, полученных при освоении программы. В отдельных случаях задания содержат частный дополнительный вопрос, предполагающий обращение к знаниям вне школьной программы. Этот вопрос всегда помечается разработчиком как имеющий повышенную сложность. Общее количество таких вопросов в одном комплекте задания не превышает 5% от общего количества вопросов во всех заданиях. Следовательно, ответ на такой вопрос способен повлиять только на выбор абсолютного лидера олимпиады, а не на качество решения школьниками олимпиады в целом.

Нередко учителям и школьникам кажется, что задания неоправданно сложные, в силу того, что при подготовке материалов начального - Школьного - этапа олимпиады разработчики на местах (то есть, в большинстве случаев, сами учителя) избыточно упрощают структуру и содержание заданий по образцу упражнений школьных учебников - а это прямо противоречит требованиям Положения и самой идее Олимпиады. Согласно этим требованиям, задания школьного этапа должны быть приближены по сложности, структуре и содержанию заданиям высших этапов олимпиады. Иначе говоря, следует не Муниципальный, Региональный и Высший этапы олимпиады адаптировать к школьному уровню, а наоборот - поднимать уровень Школьного этапа в соответствии с другими.

Организаторы высших этапов Олимпиады придерживаются убеждения, что упрощение заданий приведет к обесцениванию Олимпиады, к дискредитации ее целей. Поскольку победа в высших этапах Олимпиады дает участнику весьма значимые преимущества при поступлении в престижный вуз, эта победа и не должна достигаться легко. Поэтому задания школьного этапа должны готовить участников к дальнейшим испытаниям.

14.12.18 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 12. Добрый день! Есть ли какой-то утвержденный список обязательных требований, которые нужно соблюдать при организации Школьного и Муниципального этапов олимпиады на местах?

Ответ: Спасибо за вопрос! Конечно, есть список организационных требований, соблюдение которых обеспечивает корректность проведения Олимпиады, предупреждает юридические споры и помогает сохранять рабочую атмосферу во время выполнения участниками заданий и при проверке. Назовем эти требования:

1) Все члены жюри должны находиться в  одном помещении, достаточно просторном и позволяющем организовать проверку рабочими группами.

2) Члены жюри должны быть обеспечены на время проверки всем необходимым  (канцелярские принадлежности, питьевая вода, питание и пр.), чтобы сократить потребности покидать место проверки.

3) Члены жюри не должны до конца проверки и подведения итогов вступать в контакт с участниками олимпиады и сопровождающими их лицами.

4) Члены жюри должны иметь доступ к словарно-справочным материалам, способным помочь разрешить сомнения, возникающие при оценивании работ участников.

5) Председатель жюри должен иметь возможность оперативной связи с предметно-методической комиссией (ПМК) олимпиады.

14.12.18 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 3. Здравствуйте! Обязательно ли проводить разбор заданий олимпиады с участниками, если почти все всё равно уходят, не дожидаясь начала разбора? Можно ли при разборе показывать  участникам ответы разработчика? Можно ли, если  часть заданий для разных параллелей совпадает, не делить детей по классам, а посадить всех вместе? И сколько по времени должен длиться разбор? - нам говорили, что где-то 20 минут, но за 20 минут невозможно ничего детям рассказать!

Ответ: Разбор заданий проводится обязательно, независимо от того, сколько участников олимпиады решили дождаться его начала. Обязательно проводится и показ работ - даже если придет только один ребенок, этот этап должен быть предусмотрен в программе мероприятия.

Ответы разработчиков участникам показывать и можно, и нужно - иначе как ребенок сможет сопоставить качество своего ответа с эталоном?

На каждом этапе олимпиады, как правило, есть так называемые сквозные задания, общие для одной возрастной группы. Например, отдельные задания могут быть одинаковыми в 7 и 8 классах или в 9, 10 и 11 классах. В этом случае, конечно, удобнее проводить разбор заданий сразу в возрастной группе. Это, кстати, поможет освободить одного-двух членов жюри и ускорить проверку, поскольку разбор заданий проводится обычно во время проверки (НЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ!). Показ работ участникам также производится в тот же день.

Время на проведение разбора заданий нормативно никак не регламентируется - проводите столько, сколько нужно, чтобы снять вопросы участников и предупредить лишние апелляции.

Следует выделить отдельное помещение (отдельные помещения) для проведения разбора заданий. «Сквозные» задания в разных классах целесообразно разбирать в одной аудитории.

При проведении разбора (анализа) заданий следует не только сообщить участникам правильные ответы, но и познакомить их с требованиями к выполнению задания и с принципами начисления баллов за каждую часть задания, обсудить типичные ошибки. Такой подход позволяет существенно снизить процент апелляций.

14.12.18 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 4. Добрый день! Вопрос по поводу оценки Муниципального этапа предметной олимпиады. Если члены жюри не согласны с ответом, который дает разработчик, то могут ли они оценить выполнение задания, исходя из своих представлений о правильном ответе? Или нужно всё равно оценивать так, как требует разработчик, даже если весь состав жюри с этим не согласен?

Ответ: Задания олимпиады составляют компетентные разработчики, что должно заметно снижать уровень недоверия членов жюри к ответам, данным разработчиком. Ответы на каждое задание сопровождаются моделью рассуждения, позволяющей членам жюри понять логику и замысле разработчика. Кроме того, все задания до включения их в олимпиаду проходят внутреннюю и внешнюю экспертизу. Поэтому вероятность объективных сомнений жюри в корректности ответа разработчика предельно мала.

Однако при наличии сомнений председатель жюри имеет право во время проверки напрямую обратиться с вопросом к председателю предметно-методической комиссии (ПМК) - по телефону или по электронной почте: в день проведения олимпиады по предмету председатель ПМК всегда на связи и готов  давать консультации членам жюри.

Наш собственный опыт работы в ПМК показывает, что в огромном большинстве случаев члены жюри делают слишком поспешные выводы о некорректности ответов разработчика и исходят в собственных предположениях из неправильных установок (например, путают близкие отрасли предметных знаний). Поэтому на председателе жюри лежит ответственность за перепроверку выводов членов жюри.

Заметим, что в любом случае - даже если консультация председателя ПМК членов жюри не убедила - оценивать ответы участников следует в соответствии с критериями разработчика, чтобы в разные комиссии подходили к оцениванию одних и тех же заданий одинаково.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

  • превышать установленный разработчиком лимит баллов, начисляемых за конкретное задание;
  • перераспределять баллы между частями одного задания (за выполнение каждой части начисляется определенное количество баллов, указанное разработчиком);
  • начислять баллы за избыточные части ответов, не предусмотренные разработчиком (за «подробность», за «дополнительные знания», если это не имеет значения для решения задачи и не указано в модели ответа);
  • дробить установленные разработчиком баллы (не вводить градацию по 0,5, 025 и т.д. балла, если этого нет в критериях оценивания задания).

14.12.18 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 5. Спасибо за ответ! Тогда можно сразу следующий вопрос: какими правилами вообще регулируется проверка заданий? Что можно и чего нельзя членам жюри? Нам сказали, что мы вообще во время проверки не имеем права даже в коридор выходить - позвонить или чаю налить. Зачем такая излишняя строгость?

Ответ: Никакой излишней строгости нет - есть ряд рекомендаций, которым стоит следовать, чтобы упростить проверку и не провоцировать конфликты.

Во-первых, частые выходы членов жюри из помещения, в котором производится проверка, не только снижают скорость работы всей комиссии, но и вызывают подозрения у коллег, у участников олимпиады и у сопровождающих. Конечно, иногда бывает необходимо выйти. Однако если обеспечить членов жюри всем необходимым (например, принести чайник и пищу в кабинет, где проходит проверка, и отвести для этого отдельный стол), то можно сократить количество выходов за дверь.

Во-вторых, покидая помещение, отведенное для проверки, члены жюри не имеют права выносить за его пределы ЛЮБЫЕ материалы олимпиады - даже ответы к заданиям и критерии оценивания. Для того чтобы члены жюри не пытались вынести из кабинета материалы с целью сверить их с нормативными источниками (словарями, справочниками) или обсудить с разработчиком, следует заранее принести в помещение, предназначенное для проверки, все необходимое для осуществления подобных справок. Кабинет должен быть оборудован средствами дистанционной связи.

В-третьих, выходя из помещения, предназначенного для проверки, члены жюри не имеют права вступать в беседу ни с кем: ни с участниками олимпиады, ни с сопровождающими, ни с членами мандатной комиссии.

14.12.18 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 6. Здравствуйте! Почему учителям запрещают приходить на показ работ вместе с учениками? - ведь ученик сам без помощи учителя не всегда может понять суть своих ошибок и не всегда может отстоять свою точку зрения перед членами жюри.

Ответ: Учителям запрещают присутствовать в помещении, где проходит показ работ, в соответствии с регламентом олимпиады - как раз потому, что отстаивать собственное мнение ребенок должен самостоятельно: ведь это мнение в работе формулировал ОН, а не его учитель. Значит, он должен быть готов это мнение самостоятельно отстаивать. Самостоятельность вообще один из ключевых критериев олимпиады.

Что касается понимания учеником сути своих ошибок, то для того, чтобы эту суть ребенку разъяснить, показ работ и проводится. Все члены жюри - компетентные педагоги-предметники, способные в не менее доступной форме, чем учитель, готовивший ребенка к олимпиаде, объяснить ему, что в работе было сделано удачно, а что неудачно.

Для членов жюри, участвующих в показе работ, разработаны специальные правила, которых следует придерживаться, чтобы избежать конфликтных ситуаций.

Публикуем эти правила:

1. При показе работ следует помнить, что основания для изменения баллов должны быть объективными. Чаще всего таким основанием является техническая ошибка при подсчете. В этом случае баллы, полученные участником олимпиады, могут быть как повышены, так и понижены.  По другим причинам баллы НЕ ПОНИЖАЮТСЯ. Повышение баллов, не связанное с исправлением технической ошибки, должно иметь веские и бесспорные основания. Решение принимает председатель жюри.

2. Во время показа заданий участники не имеют права ничего исправлять и дописывать в своей работе, обсуждать с другими участниками результаты своих работ, сравнивать выставленные баллы.

3. Участники имеют право задать вопросы членам жюри, проверявшим конкретное задание. Поэтому во время показа работ ВСЕ члены жюри должны присутствовать на рабочем месте.

4. Членам жюри не следует при показе работы выходить за рамки обсуждения конкретного задания (давать пространные лингвистические объяснения и публичные лекции), называть и сравнивать балл других участников, знакомить с местом в рейтинге и пр.

5. После просмотра работы участник направляется к столу председателя для сдачи работы и, при необходимости, корректировке баллов в связи с исправлением технической ошибки.  Для корректировки баллов по иным причинам необходимо присутствие члена жюри, проверявшего задание.

6. До проведения показа таблица результатов должна быть полностью анонимной.

Надеемся, что наш комментарий окажется полезным.

14.12.18 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 7. Добрый день! Скажите, сам процесс проверки работы участника должен как-то фиксироваться? Например, в работе выставляются только итоговые баллы или нужно еще указывать баллы за каждую часть задания?

Ответ: Ход проверки работы отмечается прямо в работе: рядом с каждой выполненной частью задания указывается начисленный за неё балл (или доля балла); если часть задания не выполнена или выполнена некорректно, в работе рядом с этой частью ставится 0 баллов. Это облегчает процесс подсчета баллов за задание и работу в целом, оптимизирует процедуры показа и апелляции.

Итоговая оценка за задание выносится на первую страницу работы и заверяется подписью члена жюри.

Член жюри вправе делать в работе пометы, нужные для проверки, однако эмоциональные комментарии жюри в работе участника неприемлемы.

Любое исправление первоначально выставленных при проверке баллов в работе заверяется подписью члена жюри.

14.12.18 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 8. Какие обязанности и какие права есть у председателя жюри? Может ли он, например, не принимать участия в проверке, так как очень много всяких организационных вопросов?

Ответ: Спасибо за вопрос! Отвечаем подробно.

1) Председатель жюри выполняет функции координатора проверки, арбитра в дискуссиях членов жюри, контактного лица для оргкомитета и ПМК, составителя официальных документов и т.д.

2) Председатель обязан присутствовать в месте проведения олимпиады с момента её открытия (не с начала проверки работ) в течение всего соревновательного тура.

3) Председатель обязан до начала проверки работ провести совещание с членами жюри, обсудить методику проверки, распределить задания между членами жюри для проверки и фиксировать распределение.

4) Председатель должен заранее ознакомиться с заданиями, критериями оценивания и ответами и с учетом этого осуществить предварительное планирование работы жюри.

5) Председатель должен быть постоянно доступен для любого члена жюри.

6) Председатель обязан следить за сохранением рабочей атмосферы во время проверки работ и подведения итогов.

7) Председатель обязан следить за сохранением анонимности проверки: в помещении, где происходит проверка, не имеют права находиться посторонние лица - включая членов оргкомитета.

8) Председатель обязан обеспечивать информационную безопасность материалов олимпиады: члены жюри не имеют права выносить любые материалы олимпиады из помещения, где происходит проверка, распространять информацию о ходе и результатах проверки до их официальной публикации.

9) Председатель отвечает за сверку результатов проверки работ и их ввод в электронную таблицу, обеспечивает юридическую корректность проверки  и оформления документов.

10) По итогам проверки работ председатель готовит аналитическую записку (отчет) о качестве выполнения заданий, трудностях в их решении и т.д.

Поскольку председатель жюри выполняет функции координатора всей работы жюри, он МИНИМАЛЬНО принимает участие в проверке!

14.12.18 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 9. Разошлись с коллегами во мнении о том, насколько ответ участника должен быть близок к модели ответа, которую предложил разработчик. Я считаю, что участник может в целом проводить ту же идею, что и разработчик, но делать это по-своему и в своей последовательности. Я права?

Ответ: Вы правы, но отчасти: если логика, избранная участником, некорректна, то задание считается не выполненным. У участника олимпиады есть свои права и обязанности. Назовем их.

УЧАСТНИК ОЛИМПИАДЫ ИМЕЕТ ПРАВО:

  • выполнять задания в любой последовательности;
  • выполнять части одного задания в любой последовательности, если это не влияет на качество решения поставленной задачи;
  • выбирать произвольную последовательность рассуждений, если это не искажает логики решения задачи;
  • не детализировать ответ, если это не предусмотрено формулировкой задания;
  • использовать вместо терминов описательные обороты, если иное не предусмотрено требованиями задания.

УЧАСТНИК ОЛИМПИАДЫ ОБЯЗАН:

  • выполнять задания в соответствии с требованиями формулировки;
  • корректно заполнять бланк ответа и вносить комментарии и дополнения к ответу;
  • давать однозначные ответы, не допускающие инотолкования, вариантов в понимании членами жюри;
  • не вносить в бланк ответа постороннюю информацию, не являющуюся частью ответа, предусмотренной формулировкой задания;
  • не допускать использования символов и помет, которые могут быть истолкованы как особые сигналы для жюри (работы, содержащие такие пометы, снимаются с соревнования).

14.12.18 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 10. Здравствуйте! Вопрос самый простой: сколько человек должно быть в составе жюри?

Ответ: Количество членов жюри напрямую зависит от количества проверяемых работ и времени, отведенного на проверку. Никакого жесткого регламента тут нет. Однако при формировании состава жюри необходимо учесть еще и специфику проверки рабочими группами (не индивидуально!). Чтобы проверка работ была проведена вовремя и качественно, организаторы Олимпиады советуют придерживаться ряда рекомендаций.

1. Состав жюри должен позволять сформировать  для проверки каждого задания рабочие группы из двоих - троих человек   -  в том числе для проверки «сквозных» заданий (обычно такая группа проверяет 2 - 3 задания; общий эффективный состав жюри варьируется от 12 до 15 человек, включая председателя).

2. Следует исключить проверку всей работы участника одним и тем же экспертом: это не только снижает скорость проверки, но и повышает субъективность в выборе принципов оценивания одного и того же задания разными членами жюри.

3. Первые 3 - 4 работы проверяются всей рабочей группой - с целью выработки единого подхода к проверке; далее каждый эксперт работает самостоятельно, но при любых сомнениях совещается с группой.

Если рабочая группа не приходит к единому мнению относительно технологии проверки или оценивания конкретной работы, то решение принимается председателем жюри.

14.12.18 Наталья Александровна Аксарина, Марина Леонидовна Таланцева, методисты областного Центра по работе с одаренными детьми

ТОГИРРО