Консультации Центра воспитания и социализации (тематика: логопедия, дети-инвалиды) (1.11.18) - 4 вопроса

Вопрос 1. Когда открывается группа переподготовки по логопедии? На каких условиях и какие документы можно подать?

Ответ: группа переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Логопедия» 22Л будет открыта 5 августа 2019 г., обучение заочное, 540 учебных часов, 4 сессии по 3 недели, в т.ч. 80 часов стажировок, защита выпускной квалификационной работы в 2021 г.

Условия поступления: высшее образование, заявление на имя ректора, копии документов (диплом о высшем образовании, вкладыш с оценками, паспорт, трудовая книжка, свидетельство о браке в случае смены фамилии), 2 фото 3х4 см.

Справки по телефону 8 (3452)390-269, 89088749790 Яковлева Ирина Викторовна

1.11.18 Ирина Викторовна Яковлева, методист Центра воспитания и социализации, к.мед.н.

 

Вопрос 2. У меня сын, 11 лет. Перешел в 5-й класс общеобразовательной школы. Учитель начальных классов утверждала, что программу начальной школы он усвоил плохо. Мы обратились к психиатру. Он выдал справку с рекомендацией обучения по 7 виду. Осматривал ребёнка он один, а печатей на справке три. Я так понимаю, что это справка ПМПК (?) В школе у нас эту справку не приняли, аргументируя тем, что заниматься с ребёнком никто не будет, так как за это не доплачивают. Посоветовали обратиться в районную больницу в комиссию ВКК для получение справки о переводе ребенка на обучение на дому. При этом пояснили, что заниматься с ребенком дома никто не будет, а будут проводиться дополнительные занятия в школе после уроков. Правомерны ли действия работников школы в этом вопросе? Какими нормативно-правовыми актами я могу фигурировать в общении с руководством школы?

Ответ: Определение вида школы не входит в компетенцию психиатра. Только территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) уполномочена давать заключения об условиях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обязательны для исполнения образовательными организациями и органами образования. Если действительно есть основания считать, что ребенок не сможет обучаться без создания специальных условий обучения, то необходимо обратиться в ПМПК. Где она находится можно узнать, обратившись в орган образования по месту жительства. Психиатр в составе ПМПК может только составить заключение о том, какой у ребенка диагноз, и как он влияет на способность ребенка обучаться.

Заключение ПМПК обязательно для исполнения образовательными организациями и органами образования. Для обеспечения его реализации подается соответствующее письменное заявление в школу с приложением копии заключения ПМПК.

Необходимо уточнить, насколько необходимо ставить вопрос о том, что ребенок не справляется с обучением и нуждается в создании специальных условий. К специальным условиям относится образовательная программа, адаптированная для обучения детей с теми или иными ограничениями здоровья. Пробелы в освоении программы могут быть устранены иными способами, если есть такая возможность.

1.11.18 Ирина Викторовна Яковлева, методист Центра воспитания и социализации, к.мед.н.

 

Вопрос 3. Подскажите пожалуйста, у меня ребенок-инвалид с рождения ДЦП, эпилепсия (ремисия), пошел в школу обще образовательную по заключению ПМПК в коррекционный класс 7 вида, он нуждается в помощи тьютора по основному диагнозу неврологическому. С первого класса на уроках присуствую я (мама, у меня высшее образование экономическое), мы уже заканчиваем 6 класс, где мне можно пройти повышение квалификации или курсы по специальности тьюторство? чтоб по закону присутствовать как тьютор?

2) В связи с тем что в 9 классе предстоят экзамены, наш класс всех детей посылают на ПМПК, если у нас есть розовая справка и заключение врача психиатра о продолжении по 7 виду, я могу отказаться от ПМПК, ребёнок хорошист.

Ответ: Если ребенок нуждается в постоянном сопровождении тьютора в соответствии с заключением ПМПК/ИПР инвалида, безусловно, данные условия должны быть ему обеспечены образовательной организацией согласно п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082). Необходимо отметить, что специалисты по развитию детей с ОВЗ не рекомендуют совмещать функции родителя и тьютора в одном лице.  Лучше, если тьютором ребенка будет человек из числа сотрудников школы. Тем не менее, школа может разрешить маме работать в качестве тьютора своего ребенка.

Должность тьютора введена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н и относится к четвертому (самому высокому) квалификационному уровню. Для того, чтобы работать по профессии «тьютор», необходимо иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н). 

Для детей с ОВЗ законом предусмотрена ещё должность ассистента, эта работа не требует особой квалификации.

Вы вправе отказаться от проведения ПМПК в отношении Вашего ребенка; прежде всего, на том основании, что в Российской Федерации действует принцип осуществления медицинского вмешательства, в том числе и проведение обследований, только в добровольном порядке (п. 1 ст. 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Согласно п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082), заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей и одновременно является основанием для создания рекомендованных в нем условий для обучения и воспитания детей.

Однако необходимо учитывать, что школа направляет детей на ПМПК перед ГИА для возможности создания детям специальных условий аттестации - в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и проведению государственной итоговой аттестации для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 февраля 2015 г. N 02-60). Например, в соответствии с данными рекомендациями продолжительность экзамена для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов увеличивается на 1,5 часа, предоставляется помощь ассистента и т.п.). 

Таким образом, имеет смысл обсудить данный вопрос с администрацией школы, т. к. без соответствующего заключения ПМПК Ваш ребенок будет проходить ОГЭ в обычном режиме, что может оказаться непосильной нагрузкой для Вашего ребенка. И если ребенок не сможет пройти соответствующую аттестацию и перейти на следующий этап обучения, тогда может встать вопрос о смене образовательной программы или оставлении на второй год (п. 9 ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

1.11.18 Ирина Викторовна Яковлева, методист Центра воспитания и социализации, к.мед.н.



Вопрос 4. У меня сын школьник 8 лет, на ПМПК дали ему 7.2 вид., учимся в общеобразовательном классе 38 человек, он сидит на последней парте один. Учится плохо, учитель к нему практически не подходит, в классных работах очень много ошибок. Если у нас 7.2 вид, то наверное ребенку должны уделять больше внимания на уроках? Что ещё должа сделать школа для моего ребенка?

Ответ: Условия обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе регулируются Постановлением Главного государственного врача санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.3286-15» "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».

Вариант 7.1: не более 4-х обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся.

Вариант 7.2: в классе 12 обучающихся с ЗПР.

Для вашего ребенка должны быть созданы специальные условия обучения, соответствующие его особым образовательным потребностям и индивидуальным психофизическим возможностям. К специальным условиям относится образовательная программа, адаптированная для обучения детей с теми или иными ограничениями здоровья, которую составляет психолого-педагогический консилиум (ППк) школы. Вашему ребенку также должно быть предоставлено сопровождение учителя-логопеда, педагога-психолога, дефектолога и других специалистов (врача-педиатра, невролога), занятия ЛФК, логоритмикой, а также занятия с педагогами дополнительного образования по рекомендации ППк школы: музыка, театр, хореография, художественный труд, техническое творчество и т.д..

1.11.18 Ирина Викторовна Яковлева, методист Центра воспитания и социализации, к.мед.н.

ТОГИРРО