Консультации по математическому образованию, повышению квалификации кафедры естественно-математических дисциплин (23.11-1.12.17) - 15 вопросов

Вопрос 1. Уважаемые коллеги нас очень волнует вопрос, каким образом в 5, 6 классе на уроках математики можно уже начинать готовить учащихся к восприятию прикладных аспектов предмета в области физики?

Предлагаем в качестве ответа на Ваш вопрос изучить опыт деятельности в этом направлении педагогического коллектива Гимназии Российской культуры г. Тюмени, опубликованный в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции педагогических работников «Интеграция в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики: механизмы и средства» (Тюмень: ТОГИРРО, 2016).

Наши коллеги начинают интегрированный курс с введения ознакомительных уроков физики при изучении математики:

в 5 классе

при изучении тем:

  • Шкалы и координаты.
  • Приближенные значения чисел. Округление чисел.
  • Проценты.
  • Круговые диаграммы.
  • Итоговый урок. Путешествие в незнакомую страну «Физика»?

в 6 классе

при изучении тем:

  • Пропорции.
  • Прямая и обратная пропорциональность.
  • Масштаб.
  • Координаты на прямой.
  • Модуль числа.
  • Изменение величин.
  • Параллельные прямые.
  • Столбчатые диаграммы.
  • Итоговый урок за первое полугодие учебного года «Иллюзии».
  • Итоговый урок за год «Я - гений».

23.11.17 Яна Владимировна Лаврова-Кривенко, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 2. Подскажите, пожалуйста, по каким темам и в какой форме будут проходить вебинары по подготовке к ЕГЭ по математике?

Вебинары будут проходить согласно следующего плана:

1) Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике на базовом уровне.

2) Подготовка учащихся к решению планиметрических задач на ЕГЭ.

3) Решение задач по математике повышенного уровня сложности ЕГЭ профильного уровня: тригонометрические уравнения, неравенства и системы неравенств, экономические задачи.

4) Уравнения и неравенства с параметром на ЕГЭ: применение метода областей.

5) Подготовка учащихся к решению стереометрических задач на ЕГЭ.

6) Арифметика и алгебра на ЕГЭ: установление закономерностей в числовых последовательностях.

Форма вебинара - практикум по решению задач с обсуждением различных способов решений, приветствуется участие в чате, опорные материалы к вебинарам все будут выставляться на сайте ТОГИРРО автоматически по окончанию каждого занятия.

23.11.17 Яна Владимировна Лаврова-Кривенко, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 3. Коллеги!  Меня интересует направление «Повышение качества результатов учащихся на ГИА за курсы основной и старшей школы». Где и когда можно получить консультацию по данному вопросу или повысить свою квалификацию?

Получить консультацию по выделенному Вами направлению можно: очно на кафедре естественно-математических дисциплин ТОГИРРО (по адресу: Малыгина 73, кабинет 308); по телефону 39-02-96; по e-mail yana.lavrova.78@mail.ru. Что касается повышения квалификации по данному направлению - приглашаем Вас принять участие в межрегиональном научно-методическом семинаре «Система работы по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» 4,5 декабря 2017 года.

24.11.17 Яна Владимировна Лаврова-Кривенко, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н..

 

Вопрос 4. Подскажите, пожалуйста, каким образом мы можем начать развивать математическое образование в начальной школе?

Пока, на данный момент в плане по реализации Концепции развития математического образования в Тюменской области на 2017-2020 г.г. внесены два направления для начальной школы: 1) формирование качественной предметно-развивающей среды, включающей использование ЭОР и цифровых лабораторий для решения математических задач; 2) реализация в учебном плане начальной школы мер: - «встраивание» курса по математике во внеурочную деятельность; - кружки, секции, студии, детские мастерские; - учебно-исследовательская, проектная деятельность; - организация конкурсных интеллектуальных мероприятий по математике.

24.11.17 Яна Владимировна Лаврова-Кривенко, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 5. Уважаемые коллеги! Хотелось бы разобраться в профилях естественно-научной и технологической направленности в старшей школе с позиций профильной математики. Уточните в каких профилях изучается математика на профильном уровне и при каком количестве часов?

Математика (алгебра и начала математического анализа, геометрия) на углубленном уровне изучается при реализации технологического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки». Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки». Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика», «Общественные науки». А также математику на профильном уровне можно изучать и в рамках универсального профиля по желанию и потребности образовательного учреждения при 4 часах алгебры и 2 часах геометрии в неделю.

24.11.17 Яна Владимировна Лаврова-Кривенко, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 6. Обращаюсь к математикам ТОГИРРО! Уважаемые коллеги, посоветуйте пожалуйста адекватные ЭОР по сопровождению процесса преподавания математики в школе.

Уважаемый коллега, рекомендуем Вам использовать в работе данные федеральные ЭОР из перечня о преподавания математики в регионе в 2017-2018 учебном году:

College.ru - интернет-проект для дистанционной подготовки к сдаче ЕГЭ. С 2000 года учебный портал College.ru помогает старшеклассникам успешно учиться и готовиться к поступлению в высшие учебные заведения.

Адрес сайта: http://college.ru/matematika/

ЕГЭ математика

Адрес сайта: http://www.uztest.ru

Математические этюды

На сайте представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D - графики, рассказывающие о математике и ее приложениях

Адрес сайта: http://www.etudes.ru

Математика. Компьютер. Образование

Конференции серии МКО носят междисциплинарный характер и имеют своей целью консолидацию усилий работников науки и высшей школы, сохранение традиций российской науки и образования, повышение квалификации научных и педагогических кадров в области математического моделирования и информационных технологий, привлечение молодежи в сферу науки и образования

Адрес сайта: http://www.mce.su

КВАНТ

Физико-математический научно-популярный журнал для школьников и студентов

Адрес сайта: http://www.kvant.info

Образовательный математический сайт Exponenta.ru

Образовательный математический сайт Exponenta.ru для студентов, изучающих высшую математику, и для преподавателей математики

Адрес сайта: http://www.exponenta.ru

Образовательная платформа Учи.ру

Адрес: uchi.ru

Образовательная платформа ЯКласс

Адрес: http://www.yaklass.ru/

27.11.17 Яна Владимировна Лаврова-Кривенко, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 7. Уважаемые коллеги, мне в школе дали поручение провести ряд методических дней по направлению «Организация работы с высокомотивированными и одаренными детьми в условиях реализации ФГОС». Подскажите, пожалуйста, основные темы или направления данных методических дней.

Основными направлениями практических занятий и обсуждений в рамках данных методических дней могут быть следующие:

  • Типология и признаки одаренности. Механизмы преодоления трудностей в обучении одаренных детей. Дифференциация и индивидуализация как ведущие стратегии обучения одаренных школьников.
  • Диагностика одаренности. Социально-психологические особенности одаренных детей.
  • Олимпиады по предметам. Принципы и стратегии отбора содержания, классификация олимпиадных заданий. Стратегии подготовки учащихся к олимпиаде.
  • Педагог для одаренных детей (психолого-андрагогическая модель): способность к диалогу и сотрудничеству. Система работы с родителями одаренных и талантливых детей.
  • Организация исследовательской деятельности одаренных учащихся по направлениям, актуальным для региона. Технология построения индивидуальных образовательных траекторий.
  • Принципы создания программ для высокомотивированных и одаренных детей в условиях реализации ФГОС по направлениям, актуальным для региона.
  • Формы и методы работы педагога с высокомотивированными и одаренными детьми в урочное время.

27.11.17 Яна Владимировна Лаврова-Кривенко, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 8. Затрудняюсь в выборе актуальной темы для проекта самообразования. Чем сейчас особенно озадачены учителя математики Тюменской области, подскажите, пожалуйста.

Уважаемый коллега! Учителя математики Тюменской области озадачены тем же чем и всегда, так как нет предела совершенству. Основные направления, которые учителя математики выбрали для педагогического проектирования в 2017 году:

  • Организация проектной деятельности на уроках математики.
  • Развитие вычислительных навыков и логического мышления учащихся на уроках математики.
  • Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики.
  • Изучение геометрического материала на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.
  • Пути повышения эффективности работы учителя математики.
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики.
  • Применение дифференцированного подхода в процессе преподавания математики в школе.
  • Методика применения медиаресурсов при подготовке к ГИА по математике.
  • Формирование математических компетенций через мониторинг усвоения ключевых тем.
  • Применение игровых технологий на уроках математики в 5 классе.

27.11.17 Яна Владимировна Лаврова-Кривенко, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 9. В рамках проведения профориентационной работы в 8 классах подскажите, какой современной литературой можно воспользоваться педагогу?

На наш взгляд, Вам можно порекомендовать учебное пособие издательства «Просвещения». Оно разработано сотрудниками Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Данное пособие содержит информацию о связях компетенций, получаемых в процессе изучения учебных предметов и профессий, в которых они могут быть использованы. Учащимся предлагаются специально разработанные диагностические средства (тесты), призванные помочь определиться с их способностями, а также даются конкретные рекомендации по построению образовательного маршрута на основе полученных результатов.

Выходные данные пособия:

Моя будущая профессия: Тесты по профессиональной ориентации школьников: 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ К.Г. Кузнецов и др.- М.: Просвещение, 2017.- 80 с.

1.12.17 Наталья Геннадьевна Ионина, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.б.н.

Вопрос 10. известно, что профориентационная работа со школьниками в образовательных организациях должна иметь перспективную устремленность во времени, учитывая результаты изменений в профессиональных интересах, склонностях и способностях обучающегося. Какую современную форму профориентационной работы Вы могли бы порекомендовать?

Вам можно порекомендовать такую форму как образовательный туризм. Эта форма приобретает всё большую актуальность, поскольку включает в себя объективное требование, которое позволяет отразить в содержании образования социальный заказ общества на становление и развитие социально активной и зрелой личности современного российского школьника.

Цели образовательного туризма:

- расширение общекультурного кругозора;

- включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

- участие в общественно значимых делах;

- помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации;

- создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

Одно из направлений образовательного туризма - профориентационное. Один из примеров профориентационного маршрута, со следующими этапами:

Профориентационная диагностика (анкетирование, профессиональные пробы и др.).

Экскурсии на предприятия.

Профпросвещение (игры профессиональной направленности, встречи с интересными людьми и др.).

Посещение учреждений профессионального образования.

Рефлексия (беседы, дискуссии, итоговая диагностика и др.).

1.12.17 Наталья Геннадьевна Ионина, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.б.н.

 

Вопрос 11. подскажите каким образом можно реализовать профориентационное направление через урочную деятельность?

Урочная деятельность предполагает профориентацию через учебные образовательные предметы, а также предметные олимпиады различного уровня, предметные недели, где школьникам представляется возможность в полной мере проявить свои индивидуальные способности, которые в последующем будут основой для профессионального самоопределения.

1.12.17 Наталья Геннадьевна Ионина, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.б.н.

 

Вопрос 12. Здравствуйте. 2017 год - год экологии в России и особо охраняемых природных территорий. Какие мероприятия проводились и планируются в Тюменской области?

26-28 апреля 2017 г. в Тюменской области проводился Международный экологический фестиваль «Сохраним нашу Землю», посвященный 65-летию юннатского движения.

Организаторами фестиваля выступили Департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике, Департамент образования и науки Тюменской области, эколого-биологическое отделение ГАУ ДО ТО «ДТиС «Пионер», ТООДД «ЧИР».

Фестиваль проводился при поддержке: Тюменской областной Думы, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тюменской области, Департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике; Департамента образования и науки Тюменской области; Департамента недропользования и экологии Тюменской области; Департамента недропользования и экологии Тюменской области; Департамента культуры Тюменской области, ВГБОУ ВПО ТюмГУ; АНО ДООЦ «Алые паруса»; Тюменского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы; Общественной экологической приемной депутата ГД РФ А.Е. Карпова; Клуба ЮНЕСКО «Содружество Сибири» при Урало-Сибирской Федерации ассоциаций, центров и клубов ЮНЕСКО.

В работе фестиваля приняли участие представители Германии,  Республики Беларусь, Республики Казахстан, Краснодарского края, Пермского края, Свердловской области, Санкт-Петербурга, Вологды, Киров, Ноябрьск (ЯНАО), Омск, городов и районов Тюменской области.

На фестивале работали 4 площадки: Опыт организации экологического образования в различных странах и регионах РФ; Опыт организации школьного лесничества в Тюменской области и других регионах РФ; Опыт организации опытнической и исследовательской деятельности Тюменской области и других регионов РФ; Опыт развития детского и молодежного экологического движения, направленного на охрану и восстановление ООПТ и межведомственное взаимодействие с природными государственными структурами.

В ходе работы площадки «Опыт организации экологического образования в различных странах и регионах РФ» выступила О. А. Каткова, заведующая кафедрой естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н. с материалом по теме «Экологическое образование в Тюменской области. Экологизация содержания образования как условие формирования экологической культуры обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС».

На площадке «Опыт организации опытнической и исследовательской деятельности Тюменской области и других регионов РФ» выступила Н. Г. Ионина, доцент кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н., и ознакомила с «Проектно-исследовательской деятельностью на учебно- опытном участке».

На фестивале учащиеся составляли и презентовали исследовательские проекты экологической направленности. В рамках работы фестиваля был открыт экологический маршрут в сквере юннатов по ул. Холодильной и установлен памятный знак в честь 65-летия юннатского движения.

14 декабря 2017 г. ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» проводит Межрегиональную научно-практическую конференцию «Экологизация естественно-математического образования: механизмы и средства» для руководителей образовательных учреждений, методических объединений учителей предметов естественно-математического цикла и информатики, естественно-математических лабораторий; учителей предметов естественно-математического цикла и информатики;  руководителей и воспитателей дошкольных образовательных организаций; преподавателей профессиональных образовательных организаций и вузов, аспирантов, магистрантов, студентов.

Направления работы: Интеграция через экологизацию предметов естественно-математического цикла; Проблемы интеграции предметов естественно-математического и гуманитарного циклов; Проблемы преемственности в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики; Сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по физико-математическому, естественнонаучному, информационно-технологическому и агротехнологическому направлениям; Сетевое взаимодействие естественно-математических лабораторий (межшкольное, межмуниципальное) с профильными вузами Тюменской области; Развитие политехнического образования в современной школе; Формирование математической культуры: содержание, технологии, средства. Совершенствование математического образования в рамках реализации Концепции математического образования в РФ; Проблемы развития математических представлений детей дошкольного возраста; Развитие образовательной робототехники и школьных технопарков: естественнонаучная лаборатория; лаборатория робототехники,  цифровых измерений, ЛЕГОконструирования и др.; Сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по агротехнологическим профилям в рамках проекта «Агропоколение»;Профориентационная работа в образовательных организациях. Совершенствование профильного обучения и предпрофильной подготовки; Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования; Система адресного сопровождения одаренных в области исследовательской и проектной деятельности школьников; Развитие шахматного образования в образовательных организациях Тюменской области.

Место проведения конференции ТОГИРРО г. Тюмень, ул.Малыгина, 73

Адрес принимающей организации: 625000, г. Тюмень, ул.Малыгина, 73

Е-mail: togirro-emo@mail.ru  

По всем  вопросам обращаться по телефонам: (3452) 390296   Каткова Ольга Анатольевна - к.пед.н., зав. кафедрой ЕМД; Ионина Наталья Геннадьевна - к.биол.н., доцент кафедры ЕМД; Лаврова-Кривенко Яна Васильевна - к.пед.н., доцент кафедры ЕМД; Ильина Зоя Владимировна - ст. препод. кафедры ЕМД.

1.12.17 Ольга Анатольевна Каткова, заведующая кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 13. Проводятся ли в области работа со школьными лесничествами?

В 2012 году департаментом лесного комплекса Тюменской области утверждена «Программа развития движения школьных лесничеств».

Работа со школьными лесничествами в 2015-16 гг. и 2016-2017 гг проводилась согласно «Плана мероприятий по работе со школьными лесничествами Тюменской области на 2014-2016 годы» и «Плана мероприятий по работе со школьными лесничествами и экологическими объединениями Тюменской области на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов», а также обсуждалась на заседаниях региональной Межведомственной комиссии по координации деятельности школьных лесничеств в Тюменской области. Региональная Межведомственная комиссия по координации деятельности школьных лесничеств в Тюменской области организована в 2012 г. (приказ от 27.08.2012 № 109/307/ОД «О создании региональной Межведомственной комиссии по координации деятельности школьных лесничеств Тюменской области»).

В 2017 г. в области действуют 57 школьных лесничеств.

С 3 по 5 октября 2016 г. проводился X Областной слет школьных лесничеств Тюменской области. Организаторы слета: Департамент лесного комплекса Тюменской области и Департамент образования и науки Тюменской области. В слете участвовали 27 команд юга Тюменской области.

1.12.17 Ольга Анатольевна Каткова, заведующая кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 14. Проводятся ли курсы повышения квалификации по исследовательской деятельности с полевой практикой для преподавателей естественнонаучного цикла?

ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» совместно с эколого-биологическим отделением ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «ПИОНЕР» проводит ежегодные курсы повышения квалификации для учителей-предметников естественнонаучного цикла (биология, химия, география, физика) «Областная полевая школа» в объёме 72 часов. 

В программе: обучение педагогов технологии проведения полевых практикумов по почвоведению, лесоведению, зоологии, ботанике, водной биологии; разработка и составление практико-ориентированных экологических проектов; в программу включены основы и методики организации исследовательской деятельности с учащимися. Информация о курсах - сайте ТОГИРРО.

1.12.17 Ольга Анатольевна Каткова, заведующая кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 15. Подскажите, пожалуйста, есть ли в области эколого-биологический центр, и какие программы он реализует? Можно ли обучить учеников на его базе, ведь 2017 г. - год экологии в России.

 

В Тюменской области эколого-биологическое отделение располагается на базе ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер» и реализует экологические программы совместно с общественной организацией - Тюменским областным общественным движением «ЧИР». Основная деятельность движения - это мероприятия, направленные на развитие в области эколого-биологического образования подростков и молодежи. Эколого-биологическое отделение и общественное движение «ЧИР» сохранили традиции и ценности юннатского движения в области, реализуется экологическая программа «Сохраним нашу Землю», включающая: региональные конференции, конкурсы, экологические олимпиады в сфере дополнительного образования, слеты, экспедиции. Деятельность ведется совместно с Институтом биологии ТГУ, Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, Департаментом лесного комплекса Тюменской области, Департаментом образования и науки Тюменской области, ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО».

В рамках реализации экологической программы «Сохраним нашу Землю» предлагается многолетний опыт эффективного формирования принципов экологической культуры и просвещения на базе учреждений дополнительного образования в виде привлечения подрастающего поколения к участию в полевых экологических экспедициях, школах, практикумах и других проектов, связанных с изучением природных и социоприродных экологических систем на близлежащей территории.

В 2017 году в 27 раз проводилась Областная эколого-краеведческая экспедиции «ЧИР». Данный проект служит основой для профориентационной деятельности и началом для вступления подростков и молодежи в научную жизнь. Приобщение детей и подростков к практической экологической работе и изучению истории родного края является важнейшим компонентом экологического воспитания и необходимым условием формирования «правильного» мировоззрения подрастающего поколения.

Экспедиция «ЧИР» - проект эколого-туристической, краеведческой и патриотической направленности. В основе проекта - школа экологического актива, обучение навыкам исследований в природе, правовое и политическое просвещение школьников, краеведение, этнография, обучение навыкам выживания на природе, психологические тренинги личностного роста и командного сплочения. Экспедиция проводится 14 дней, в течение которых, подростки в возрасте 11-18 лет собирают под руководством опытных специалистов материал по направлениям: ботаника, зоология, энтомология, ихтиология, орнитология. На экскурсиях и занятиях, участники экспедиции осваивают методики сбора материала и оформления исследовательских проектов. Проекты, выполненные во время экспедиции, защищаются на итоговой конференции. 

1.12.17 Ольга Анатольевна Каткова, заведующая кафедры естественно-математических дисциплин ТОГИРРО, к.п.н.

ТОГИРРО