Консультации для граждан с ограниченными возможностями здоровья Центра непрерывного профессионального образования (9.10-6.12.17) - 20 вопросов

Вопрос 1. Кем является тьютор для лиц с ограниченными возможностями здоровья?

Тьютор - (педагог-наставник, опекун, попечитель) - специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения.

В настоящее время эта специальность закреплена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) 2017.

Деятельность тьюторов заключается в индивидуальной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в образовательном процессе и процессе социализации. Тьютор проводит дополнительные индивидуальные консультации и занятия с обучающимися, организованные для оказания помощи в освоении учебного материала, объяснения и подкрепления содержания учебных дисциплин и выработки навыков к обучению в профессиональных образовательных организациях (письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281). Кроме того, организует взаимодействие с родителями. Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана.

Тьютором может стать специалист, имеющий высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", имеющий стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Важно отметить, что профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей.

9.10.2017 Землянова Ольга Владимировна., методист ОПМСДУК  ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 2. Должна ли образовательная организация создавать специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, если в ней не обучаются дети с ОВЗ?

Специальные условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы независимо от наличия соответствующих обучающихся. В соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации, реализацией ГП «Доступная среда» в настоящее время образовательное учреждение должно быть готова к обучению особых детей как в рамках архитектурной доступности, так и в рамках организации образовательного процесса.

10.10.2017 Землянова Ольга Владимировна., методист ОПМСДУК  ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 3. Можно ли поступить на обучение по образовательным программам СПО ребенку-инвалиду на льготных условиях?

Ответ: Норма о приеме на обучение по образовательным программам СПО на общедоступной основе не предполагает льготное поступление инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья. (Норма о приеме на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии установлена п. 3 статьи 55 Федерального закона об образовании только в отношении приема на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе и не распространяется на прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования).

11.10.2017 Землянова Ольга Владимировна., методист ОПМСДУК  ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 4. Может ли образовательное учреждение СПО требовать медицинскую справку при приеме на некоторые специальности?

Федеральным законом об образовании не предусмотрено представление поступающими на обучение заключения медицинской комиссии.

Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2013 № 697 утвержден перечень профессий и специальностей, при приеме на обучение по которым

 поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования).

12.10.2017 Землянова Ольга Владимировна., методист ОПМСДУК  ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 5. Подскажите, должен ли продлеваться срок обучения инвалида в ПОО?

При обучении инвалида и лиц с ОВЗ по индивидуальному плану срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Конкретный срок обучения определяется образовательной программой в соответствии с ФГОС СПО с учетом получаемой профессии.

13.10.2017 Землянова Ольга Владимировна., методист ОПМСДУК  ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 6. С какими нормативно-правовыми документами по содействию трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья можно ознакомиться и руководствоваться ими в деятельности профессиональных образовательных организациях?

В деятельности профессиональных образовательных организаций по содействию трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья можно ознакомиться со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года№ 197-ФЗ;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;
  • приказ Минтруда России от 4 августа 2014 года № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;
  • приказ Минтруда России от 23 августа 2013 года № 38Он «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 года № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
  • Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий 2 для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на 2015 год (первоочередные меры), утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 22 апреля 2015 года № 2466п-П8;
  • План мероприятий на период 2015-2017 годов по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, утвержденный заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Климовым А.А. 31 августа 2015 года № АК-67/05вн;
  • Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утверждены 8 апреля 2014 года № АК-44/05вн);
  • Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса от 26 декабря 2014 года № 06-2412вн;
  • Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования от 20 апреля 2015 года № 06-8Зов.

23.10.17Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела ПМСПО ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 7. Что предполагает содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях?

Содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях предполагает:

  • создание материально-технической базы для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в структурном подразделении, отвечающем за содействие в трудоустройстве;
  • проведение системной, комплексной профориентационной работы с обучающимися и будущими абитуриентами;
  • формирование баз данных обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов или лиц с ОВЗ;
  • ведение базы данных предприятий, готовых трудоустраивать инвалидов, специализированных предприятий инвалидов, а также предприятий, имеющих квоты на трудоустройство указанной категории. В базе данных необходимо аккумулировать информацию по количеству вакансий для соответствующих нозологических групп, созданных специальных условиях труда по видам деятельности.

23.10.17 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела ПМСПО ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 8. Что подразумевается под системным выстраиванием индивидуальной траектории карьеры и содействия трудоустройству с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ?

Основными направлениями работы с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ в части системного выстраивания индивидуальной траектории карьеры и содействия трудоустройству:

  • профессиональная ориентация;
  • профессиональная информация;
  • профессиональная консультация;
  • профессиональный подбор;
  • профессиональный отбор;
  • профессиональная, производственная и социальная адаптация;
  • организация и проведение психологического и профессионального тестирования;
  • проведение тренингов, деловых профориентационных игр, ярмарок учебных и рабочих мест, справочно-информационных бесед, профессиональных экскурсий, конкурсов, выставок и сочинений на тему выбора профессии;
  • совместная деятельность кураторов групп, заместителей директоров, заведующих отделениями, ответственных за профориентационное содействие трудоустройству, волонтеров, работников структурного подразделения, ответственного за сопровождение обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • создание производственных и творческих мастерских с целью привития профессиональных навыков и выявления склонностей;
  • организация встречи с работодателями, а также выпускниками профессиональной образовательной организации, относящимися к категории инвалидов, которые успешно трудоустроились и ведут полноценный образ жизни;
  • вовлечение в производственную деятельность и проекты социального предпринимательства.

24.101.17 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела ПМСПО ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 9. Какие методы профессиональной психодиагностики могут быть использованы психологом-профконсультантом в профессиональных образовательных организациях при самоопределении и построении индивидуальной карьеры с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ?

В соответствии с методическими рекомендациями по оказанию содействия в поиске подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организаций, относящихся к категории инвалидов, применяются следующие методы профессиональной психодиагностики, которые могут быть использованы психологом-профконсультантом:

1) беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

2) открытые беседы-интервью (с возможностью отвлечения от заранее заготовленных вопросов);

3) опросники профессиональной мотивации (для инвалидов и лиц с ОВЗ, выбирающих массовые профессии, то есть пригодные для большинства);

4) опросники профессиональных способностей (используются применительно к профессиям с особыми условиями труда: при работе с объемными опросниками для удобства проведения и обработки желательно отдавать предпочтение их компьютерным версиям, а также использовать возможности группового тестирования);

5) личностные опросники (раскрывают поступки человека в ответственные моменты жизни, диагностируют способности осмыслять свою жизнь, самооценки, структуры ценностей и т.п., способствуют самопознанию лица с инвалидностью и ОВЗ самоопределению на основе более глубоких знаний о себе);

6) психофизиологические обследования;

7) «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе (требуют материальных затрат на создание мастерских, обеспечение вовлеченности фирм и организаций - потенциальных работодателей).

 

24.10.17 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела ПМСПО ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 10. С целью проведения производственной практики как первого этапа будущего трудоустройства обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, какая работа должна быть проведена специалистом по трудоустройству и профориентации в профессиональной образовательной организации?

Ответ:

В соответствии с методическими рекомендациями по оказанию содействия в поиске подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организаций, относящихся к категории инвалидов, применяются следующие виды работ:

1)   проведение переговоров с руководством предприятий о готовности принять на практику инвалидов и лиц с ОВЗ;

2)    выезд на предприятие специалиста по трудоустройству и профориентации или ответственного за организацию практики, с целью выяснения наличия на предприятии специальных условий труда с учетом нозологической группы и группы инвалидности обучающегося, а также предварительной беседы с коллективом и проведение разъяснительной и подготовительной работы;

3)   организация сопровождения обучающегося на предприятии лицом из числа представителей образовательной организации либо из числа работников предприятия при прохождении производственной практики.

4)   организация производственной практики в производственных и творческих мастерских, бизнес-инкубаторах профессиональных образовательных организациях, ведущих производственную деятельность, при создании специальных условий труда. Проведение производственной практики в указанных подразделениях позволяет развить не только профессиональные компетенции, но и навыки самозанятости и предпринимательства;

5)   организация работы студентов-инвалидов в режиме неполной занятости в течение одного или более свободных от учебных занятий дней в неделю на предприятиях возможного трудоустройства.

25.10.17 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела ПМСПО ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 11. Подскажите, должно ли действовать ПМПК в профессиональных образовательных организациях?

Ответ: Одна из моделей организации психолого-педагогического сопровождения является создание в образовательных организациях психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). ПМПК участвует в разработке индивидуальной образовательной программе для лиц с ОВЗ, а также реализует реабилитационную программы в соответствии с ИПРА для детей с инвалидностью.

29.10.17 Землянова Ольга Владимировна, методист ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 12. Правомерен ли отказ инвалиду-колясочнику в приеме в профессиональное образовательное учреждение на основании отсутствия в учреждении необходимых условий для инвалидов-колясочников?

Ответ: Отказ в предоставлении необходимых образовательных услуг по мотивам отсутствия в ПОО условий для обучения колясочников неправомерен. Это по сути одна из форм дискриминации инвалидов. В данном случае имеет место нарушение конституционного принципа равноправия граждан, гарантированного высшим законом страны - Конституцией РФ. Закон «Об образовании» в ст. 5 также говорит о том, что гражданам РФ независимо от состояния здоровья гарантируется возможность получения образования. Государство гарантирует гражданам возможность получения профессионального образования на конкурсной основе с учетом льгот, предоставляемых инвалидам законодательством. Недоступность того или иного образовательного учреждения не может служить препятствием для ограничения конституционного права на образование. Ст. 17 Градостроительного кодекса РФ и ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривают, что разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается. Эта же норма предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, невыполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них обязательств не может служить основанием для отказа в приеме инвалидов. Законодательство с учетом потребностей и особенностей, поступающих предлагает им широкий спектр форм обучения по освоению образовательных программ. Как показывает практика, оптимальной формой обучения для студента-колясочника является освоение образовательной программы в очно-заочной форме.

29.10.17 Землянова Ольга Владимировна, методист ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 13. Вопрос: Можно ли принять на обучение по адаптированным программам СПО лицо, имеющее свидетельство об обучении?

Ответ: Свидетельство об обучении не является документом, подтверждающим наличие основного (среднего) общего образования (ч.6 ст.60). К освоению же программ СПО допускаются только лица, имеющие образование не ниже основного общего (ч.2 ст.68). Единственным вариантом продолжения обучения для таких лиц являются программы профессионального обучения.

30.10.17 Землянова Ольга Владимировна, методист ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 14. Предусматривается ли бесплатное питание для обучающихся с ОВЗ по программам профессионального обучения?

Ответ: Согласно ч. 7 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ «все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием». Таким образом, обучающиеся с ОВЗ, в том числе, с различными формами умственной отсталости, обучающиеся по программам профессионального обучения, обеспечиваются бесплатным питанием.

30.10.17 Землянова Ольга Владимировна, методист ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 15. Какие случаи бесплатного получения профессионального обучения предусмотрены федеральным законодательством?

Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ СПО (ч. 5 ст. 73 Федерального закона № 273-ФЗ). Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования (ч. 9 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ). 3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов РФ (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ред. 03.07.2016).

30.10.17 Землянова Ольга Владимировна, методист ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 16. Может ли ребенок с ограниченными возможностями здоровья получить среднее профессиональное образование вне организации, осуществляющей образовательную деятельность?

В силу статьи 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования утвержден приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464.

В соответствии с положениями Приказа среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных организациях, а также вне образовательных организаций. Обучение в форме самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях (пункты 3, 5).

Таким образом, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья может освоить образовательную программу среднего профессионального образования вне организации, осуществляющей образовательную деятельность.

27.11.2017 Землянова Ольга Владимировна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 17. Должны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение, создавать специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья?

В соответствии с частью 10 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно части 8 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности и к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности (подпункт «ж» пункта 4 и подпункт «и» пункта 6 Положения о лицензировании).

Таким образом, создание специальных условий для прохождения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью указанных образовательных организаций.

29.11.2017 Землянова Ольга Владимировна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 18. Существуют ли особые условия прохождения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами?

В Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 выделен отдельный раздел V «Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья», в соответствии с которым при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

- проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;

- присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);

пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;

- обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений);

- дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение ряда требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

1.12.2017 Землянова Ольга Владимировна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 19. Какие документы необходимы для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии?

В силу пункта 15 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082, для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);

з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

5.12.2017 Землянова Ольга Владимировна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 20. Родители (законные представители) ребенка не согласны с заключением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Возможно ли обжаловать заключение территориальной комиссии?

В силу пункта 3 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082, психолого-медико-педагогическая комиссия может быть центральной или территориальной.

Согласно абзаца 4 пункта 25 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии родители (законные представители) детей имеют право в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

Таким образом, если родители (законные представители) ребенка не согласны с заключением территориальной комиссии, они вправе обратиться в центральную комиссию с жалобой о признании недействительным заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

6.12.2017 Землянова Ольга Владимировна, методист отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО

ТОГИРРО