Консультации кафедры социально-гуманитарных дисциплин (2.10-28.10.17) - 16 вопросов

Вопрос 1. Уточните, пожалуйста, осенью в 5 классе Всероссийская проверочная работа по русскому языку, будет такая же, как и весной?

26  октября 2017 года обучающихся 5 классов пишут всероссийскую проверочную работу по учебному предмету "русский язык" (МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 30 июня 2017 г. N 624 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27 ЯНВАРЯ 2017 Г. N 69 "О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ")

Всероссийская проверочная работа (ВПР) по русскому языку проводится в целях мониторинга качества подготовки обучающихся 5 классов. Мониторинг направлен на обеспечение эффективной реализации государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования.

Задания диагностической работы направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми фонетическими, морфемными, морфологическими и синтаксическими умениями, а также универсальными учебными действиями.

Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы - осуществлять самоконтроль).

Задание 2 проверяет умение классифицировать согласные звуки по мягкости- твердости в результате частичного фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения).

Задание 3 предполагает анализ структуры слова, проверяет владение учебно-языковым аналитическим умением делить слова на морфемы на основе смыслового и грамматического анализа слова, графически обозначать выявленные морфемы, наряду с этим проверяет владение познавательным универсальным учебным действием - преобразованием информации о структуре слова в графическую схему.

Задание 4 выявляет владение учебно-языковым опознавательным умением обучающихся распознавать изученные части речи в предложении (учебно-языковое опознавательное умение), а также уровень освоения познавательного универсального учебного действия - построения логической цепи рассуждений.

Задание 5 проверяет учебно-языковое опознавательное умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, вместе с тем выявляет уровень познавательного универсального учебного действия, связанного с преобразованием информации о грамматической основе предложения в графическую схему.

Помимо предметных умений, все задания предполагают проверку различных видов универсальных учебных действий: регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические символы).

3.10.17 Медведева Е.Г., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

Вопрос 2. Где найти информацию о региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений? Каковы сроки? Кому отправлять работы?

Всероссийский конкурс сочинений проводится с 2015 года по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации - Учредителя ВКС.

Оператором Конкурса является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО).

Оператором Конкурса на региональном этапе Государственное автономное образовательное учреждение Тюменской области дополнительного профессионального образования «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования» (ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО»)

В 2017 году планируется провести 2 этапа:

1 этап - региональный в срок до 10 октября: организация участия, определение лучших работ и направление работ победителей от ОУ и муниципальных органов в региональный оргкомитет;

2 этап - федеральный в срок до 25 октября: определение победителей конкурса от регионов и проведение церемонии награждения в городе Москве - 2 ноября 2017 года.

Проведение Всероссийского конкурса сочинений 2017 года регламентируется Положением о Всероссийском конкурсе сочинений, текст которого размещен на официальном сайте ВКС (http://www.apkpro.ru/vks) и на сайте регионального представителя ВКС (http://togirro.ru/organizacionno/meropriyatiya_dety/konkursi_olimpiads/vserossijskij_k_soch.html).

Просим довести информацию до заинтересованных лиц, в первую очередь, обучающихся образовательных организаций и их родителей (законных представителей).

Обращаем внимание на то, что Конкурс проводится среди 4 групп, обучающихся (в том числе дети-инвалиды и обучающиеся с ОВЗ:

1 конкурсная группа - обучающиеся 4-6 классов

2 конкурсная группа - обучающиеся 7-9 классов

3 конкурсная группа - обучающиеся 10-11 классов

4 конкурсная группа - обучающиеся среднего профессионального образования.

Определены следующие Тематические направления Всероссийского конкурса сочинений 2017 года:

Юбилеи российских писателей;

Приведи в порядок свою планету;

Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе;

Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины;

Именно в труде, и только в труде, велик человек;

Только у здоровой нации есть будущее;

Искусство есть посредник того, что нельзя высказать.

В рамках Всероссийского конкурса сочинений 2017 года также объявлена специальная номинация «Россия, устремленная в будущее» для категории обучающихся 9-11 классов и средних профессиональных образовательных организаций.

Участие в Конкурсе добровольное. Каждый обучающийся, желающий принять участие в Конкурсе, с помощью учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение, должен заполнить регистрационную заявку в двух форматах (набранная на компьютере и сохраненная в формате WORD (doc и docx) и направить ее вместе с сочинением.

Конкурсное сочинение представляет собою рукописный текст в прозе, поэтические тексты не рассматриваются. Работа выполняется на типовом бланке. Все чистовики должны быть проштампованы внизу справа печатью образовательной организации.

Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу объемом, определенным в соответствии с каждой возрастной группой:

4-6 классы - 1-2 стр.;

7-9 классы - 2-3 стр.;

10-11 классы, СПО - 3-4 стр. рукописного текста.

К оценке членами жюри не принимаются работы, имеющие множество помарок, зачёркиваний, следы грязи и механического воздействия.

Конкурсные работы, представляемые на региональный этап Конкурса, принимаются в сканированном виде (в формате PDF, разрешение 600 dpi, объёмом не более 3 МБ). К работе участника в сканированном виде в обязательном порядке прилагается копия, набранная на компьютере и сохраненная в формате WORD (doc и docx).

Материалы участников конкурса (скан заявки участника и копия в формате WORD (doc и docx) и скан работы участника и копия в формате WORD (doc и docx) просим отправлять в срок не позднее 10 октября 2017 года по электронной почте chigrina_lp@togirro.ru, с пометкой «Всероссийский конкурс сочинений».

Контактное лицо по организации и проведению регионального этапа конкурса - Чигрина Лидия Петровна, специалист центра мониторинговых исследований, 8(3452) 68 51 49.

 

3.10.17 Медведева Е.Г., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

Вопрос 3. Когда у вас планируются курсы для молодых преподавателей в профессиональных учебных учреждений?

Такие курсы планируются к проведению  9-10 октября. Более подробную информацию  - место проведения, программа - вы  можете получить  по телефону (3452)59-82-93, Белявская Юлия Евгеньевна, и на сайте института togirro.ru в разделе Актуально.

3.10.17 Белявская Ю.Е., к.и.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 4. Существует ли демоверсия Всероссийской проверочной работы по русскому языку в 5 классе? Как ее найти?

Предлагаем Вам познакомиться с демоверсией Всероссийской проверочной работы по русскому языку в 5 классе (выше представлено описание работы)

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 5 заданий. Ответы на задания запишите в работе. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Желаем успеха!

1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(На)лужайк.. у старого сарая играет девоч..ка. Она запускает (в)небо самолёт (с)человеч..ком. Самолёт никак (не)взлета..т. Тут ду..т ре(з/с)кий ветер. Отважный самолёт исч..зает (за)окном сарая. Авария! Лётчика надо выручать. Девоч..ка обход..т сарай. Из дырявой крыш.. сарая в разные стор..ны тянутся верё(в/ф)ки провода канаты. Она тащ..т (к)окну трухлявую лес..ницу и прыгает на чердач..ный пол. Этот чердак обитаем. (На)ст..не в..сят верё(в/ф)ки фонарь фла(ж/ш)ки и чехол (от)руж..я. Около карты посёлка находится штурвал..ное кол..со. Как странно всё это

2. Из данного ниже предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки мягкие. Солнце сияло ярким светом на зимнем небе.

3. Разберите данное ниже слово по составу. зимнем

4. Над каждым словом из данного предложения напишите, какой частью речи оно является. Солнце сияло ярким светом на зимнем небе.

5. Подчеркните грамматическую основу в данном предложении. Солнце сияло ярким светом на зимнем небе.

4.10.17 Медведева Е.Г., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 5. Есть ли возможность пройти языковые курсы по английскому в ТОГИРРО. Чувствую, что самой не хватает языка, даже иногда жалко детей.

В ближайшее время, к сожалению, не представляется возможным организовать подобные практико-ориентированные языковые  курсы в силу плотного графика плановых мероприятий. Но Ваш запрос принят, в перспективе будем рассматривать возможность организации разноуровневых языковых курсов для тех, кто испытывает потребность в повышении языкового уровня. Информация будет своевременно доведена до сведения муниципальных органов управления образованием.

4. 10.17 Самусенко Е.А., зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 6. Когда нужно отправить вам на проверку межсессионный проект, до начала занятий второй сессии?

Презентация работы учителей по индивидуальному межсессионному проекту предполагается в рамках обобщающе-рефлексивной деятельности на занятиях второй сессии. В процессе презентации промежуточных итогов работы по проекту «Профессиональное развитие педагога» также предлагается обсуждение проблемных зон, перспектив работы по заявленной теме. Отправлять материалы по проекту заранее не требуется.

6. 10.17 Самусенко Е.А., зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 7. Скажите, пожалуйста, можно ли надеяться, что ребенок преодолеет порог и не получит «2», если не напишет на ОГЭ  по литературе сочинение?

Потенциально - да, но при условии, что обучающийся справится с заданиями базового (1.1.1, 1.1.2 / 1.2.1, 1.2.2) и повышенного (1.1.3 / 1.2.3) уровней. Согласно Демоверсии 2018 г. (выставлена на сайте ФИПИ), эти задания составляют 55 % от максимального первичного балла.

9.10.17 Володина Е.Н., кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 8. Сегодня очень много говорят о введении устного экзамена по русскому языку? Будут ли в этом году выпускники нашей области сдавать экзамен устно?

Стоит уточнить, сегодня не идёт речь об устном экзамене, в документах прописано устное собеседование. Нормативных документов о проведении устного собеседования в данный момент нет, проект демонстрационного варианта итогового собеседования по русскому языку опубликован на сайте ФИПИ в разделе ОГЭ / Демоверсии, спецификации, кодификаторы

5 сентября на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора состоялась презентация модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов.

Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации. 

При разработке экзаменационной модели была проведена большая и сложная работа. Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку, устного собеседования с преподавателем и компьютерной формы экзамена проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся. По итогам апробации и общественно-профессионального обсуждения была доработана модель устной части ГИА, представляющая собой собеседование обучающегося с преподавателем. Ее широкомасштабная апробация будет проведена осенью 2017 года в 19 регионах РФ. Участие регионов в апробации итогового собеседования в этом году добровольное и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году. 

Итоговое собеседование по русскому языку  направлено на проверку навыков спонтанной речи - на подготовку участнику будет даваться около минуты. 
Модель собеседования включает следующие типы заданий: 
1) чтение текста вслух; 
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации; 
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем; 
4) диалог с экзаменатором-собеседником. 
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.  

На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись. 
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет». 

9.10.17 Медведева Е.Г., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 9. Добрый день, планируются курсы повышения квалификации для учителей по основам финансовой грамотности так как эти вопросы включили в предмет обществознания? Спасибо.

Здравствуйте! Да,  такие курсы планируются в рамках оказания дополнительных платных услуг в объеме 16 часов с выдачей удостоверения. Более подробную информацию - дата, место проведения, программа - вы можете получить  по телефону (3452)59-82-93, Белявская Юлия Евгеньевна, доцент кафедры,к.и.н,  и на сайте института togirro.ru в разделе Актуально.

11.10.17 Белявская Ю.Е., к.и.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 10. В этом году в КИМ ЕГЭ по литературе в задании 17 предложены не 3, а 4 темы для сочинения. Скажите, пожалуйста, чем отличается четвертая тема?

В Демоверсии 2018 г. тема 17.4 сформулирована следующим образом: «Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990-х - 2000-х годов)» и актуализирует читательский опыт детей и знания отечественной литературы, литературы наших дней. Также в Спецификации контрольных измерительных материалов  для проведения в 2018 году  ЕГЭ по литературе заявлено, что может быть предложена тема сочинения, близкого к читательскому дневнику (при  этом она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа), близкого к литературному обзору (возможность экзаменуемому свободно выбирать текст и продемонстрировать свой читательский кругозор).

11. 10.17 Володина Е.Н., кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 11. Вопрос по иностранным языкам: ВСЕГДА пользовались рабочей тетрадью по английскому, это очень удобно. Считаю, что без этого не обойтись. В этом году рабочих тетрадей в школе нет, еще   сказали, что и родителей просить купить тетради запрещено. Как быть?

Часть 1 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ говорит о том, что «учащимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), образовательных стандартов, образовательными организациями, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания».

Рекомендуем вам планировать учебные занятия  таким образом, чтобы отсутствие рабочих  тетрадей по предмету не оказывало существенного негативного эффекта на качество обучения. Достаточно много рабочих материалов размещается на сайтах издательств учебно-методических комплектов  в свободном доступе.

13.10.17 Самусенко Е.А., зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 12. Посоветуйте, пожалуйста, на что обратить внимание при подготовке ребенка к муниципальной олимпиаде по литературе?

Традиционно у участников олимпиады по литературе вызывает затруднения комплексный анализ художественного текста и в частности: неумение четко формулировать тему и проблематику произведения, понимать авторскую позицию; формальность анализа художественных и языковых средств, не ведущего к углублению понимания текста. Необходимо обратить внимание также на историко-литературные знания, умение устанавливать связи текста с литературной традицией, вписывать произведение в широкий культурологический контекст.

23.10.17 Володина Е.Н., кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 13. Правда ли, что в этом году будет ВПР по иностранным языкам?

Такие планы (в частности, ВПР по иностранным языкам для учащихся 11 классов) были озвучены на  Съезде представителей общественно - профессиональных сообществ  учителей и преподавателей учебных предметов, который состоялся  21-22 августа 2017 года в Российской академии образования,   но уточненная корректная  информация  по этому направлению  ожидается.  Предлагаем вам следить за информацией, размещаемой на сайте vpr.statgrad.org.

24.10.17 Самусенко Е.А., зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 14. Подскажите, пожалуйста, будут изменения в олимпиадных заданиях по обществознанию на муниципальном этапе?

Изменений в структуре олимпиадных заданий  не планируется. Методические рекомендации для проведения и составления олимпиадных комплектов опубликованы на сайте rusolimp.ru

24.10.17 Белявская Ю.Е., к.и.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 15. Подскажите, как отличить фактические ошибки от искажения авторской позиции при подготовке к ЕГЭ по литературе и экспертизе работы учащегося?

К типичным фактическим ошибкам на итоговой аттестации по литературе относятся: искажение историко-литературных фактов; искажение имён собственных; ошибки в обозначении времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, установлении причин, следствий событий и т. п. Фактические ошибки (например: «Белгородская крепость», «князь Андрей был смертельно ранен во время Аустерлицкого сражения) следует отличать от искажения авторской позиции («Обломов - бездуховный, праздный человек, ведущий бессмысленную скучную жизнь», «Хлестакова отличает глубина и оригинальность мышления, находчивость и авантюризм»).

26.10.17 Володина Е.Н., кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 16. Так наконец приняли или нет Концепцию обучения иностранным языкам? Ведь по большинству предметов концепции уже работают. Хотелось бы  хотя бы знать, что нас ожидает.

С Проектом научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Иностранные языки» можно ознакомиться на сайтах: 

edu.crowdexpert.ru                

predmetconcept.ru.  

28.10.17 Самусенко Е.А., зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин                                                                        

ТОГИРРО