Консультации по развитию профессионального образования (28.08-4.09.17) - 11 вопросов

Вопрос 1. Перечислите, пожалуйста, основные направления деятельности Центров содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций.

Основными направлениями деятельности Центров содействия трудоустройству выпускников являются:

1. Работа с обучающимися и выпускниками в ПОО.

2. Сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций.

3. Взаимодействие с Департаментом труда и занятости населения, центром занятости населения, общественными и некоммерческими организациями, объединениями работодателей, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда.

4. Методическая и исследовательская работа

4.09.17 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 2. В чем заключается работа с обучающимися и выпускниками в ПОО в части содействия трудоустройства на рынке труда?

Работа с обучающимися и выпускниками в ПОО в части содействия трудоустройства на рынке труда заключается:

- создание веб-странички Центра содействия трудоустройству выпускников на сайте профессиональной образовательной организации.

- информирование обучающихся и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда с целью содействия их трудоустройству.

- организация временной занятости обучающихся профессиональных образовательных организаций в период обучения с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

4.09.17 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 3. Каковы особенности сотрудничества с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций.

Сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций, заключается в следующей работе:

- привлечение работодателей для участия, организованных Центром содействия трудоустройству выпускников (далее ЦСТВ), мероприятиях: в конкурсах профессионального мастерства, презентациях компаний, ярмарках вакансий, днях карьеры, днях предприятий, фестивалях, научно-практических конференциях; к организации учебно-воспитательного процесса в ПОО через такие формы взаимодействия как презентация нового  современного инновационного оборудования, актуальных производственных технологий, экскурсий сотрудников предприятий в ПОО для знакомства с материально-технической базой и условиями образовательного процесса в ПОО, подготовке участников чемпионатов WorldSkills на базе предприятий, выполнению дипломных, курсовых работ под руководством сотрудников предприятий и другое. Актуальным становится трехстороннее взаимодействие работодателей, ПОО и общеобразовательных школ, в этом отношении ЦСТВ может стать ключевым звеном для организации Дней предприятий в школах, Большой перемены и прочее.

- проведение совместных мероприятий при подготовке обучающихся ПОО к профессиональной деятельности: привлечение работодателей на руководство исследовательскими проектами; в качестве экспертов, председателями ГЭК на защиту дипломных работ, проведение демоэкзамена.

- осуществление своевременной информационной работы ПОО: направление информационных писем с предложениями о перспективе сотрудничества; оформление образца заявки на молодых специалистов; участие работодателей в трудоустройстве студентов.

- организация активной работы сотрудников ЦСТВ, в частности: встречи представителя ЦСТВ с работодателем на предприятии (в организации); заключение договоров о сотрудничестве; выполнение индивидуальных заявок предприятий по подбору кандидатов на вакантные места; размещение поступивших от работодателей вакансий на стендах, в электронной базе вакансий; ведение базы данных вакансий и резюме; участие в региональных ярмарках вакансий; участие в собраниях Торгово-промышленной палаты, Союза работодателей и т.п.

- формирование базы данных по трудоустройству выпускников из следующих основных источников: непосредственных заявок от работодателей; вакансий, публикуемых службой занятости в печатных изданиях; резюме от обучающихся и выпускников, желающих получить временную или постоянную работу.

4.09.17 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 4. В чем выражается взаимодействие Центра содействия трудоустройству выпускников с органами исполнительной власти, с органами государственной службы по труду и занятости населения, общественными организациями, некоммерческими организациями, объединениями работодателей, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда?

Выделяются следующие виды работ по взаимодействию с органами исполнительной власти, с органами государственной службы по труду и занятости населения, общественными организациями, некоммерческими организациями и объединениями работодателей:

- взаимодействие с объединениями работодателей (заключение договоров и соглашений о долговременном сотрудничестве (практики, стажировки, подбор кадров, выполнение исследовательских работ на базе предприятий и др.).

- организация практик обучающихся образовательной организации и трудоустройство выпускников ПОО.

- совместная разработка методических материалов по вопросам трудоустройства выпускников.

- проведение тренингов, деловых игр, мастер-классов, презентаций, дней бригад по вопросам трудоустройства выпускников с участием органов исполнительной власти, общественных организаций, отраслевых ассоциаций и объединений работодателей, центром занятости населения.

- взаимодействие с местными органами власти, с территориальными органами занятости населения, связанное с трудоустройством выпускников ПОО; предоставлением информации о вакансиях; участием в совместных мероприятиях (проведение мониторинга спроса и предложения на рынке труда); предоставлением информации о наличии вакантных рабочих мест на предприятиях; участием в профориентационных мероприятиях, проводимыми ЦЗН.

- взаимодействие со студенческими и молодежными организациями (студенческими профкомами, студенческими строительными отрядами, ассоциациями выпускников и др.), как дополнительное направление работы ЦСТВ, позволяющее решить проблему временной и постоянной занятости.

4.09.17 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 5. С целью повышения конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций на рынке труда какие формы работы Центра содействия трудоустройству выпускников можно выделить при организации временной занятости обучающихся в период обучения?

При организации временной занятости обучающихся в период обучения с целью повышения конкурентоспособности выпускников ПОО на рынке труда выделяются следующие эффективные формы работы Центра содействия трудоустройству выпускников  :

- поиск временной работы (на период каникул, в период обучения на неполный рабочий день), работодателей, способных предложить обучающимся работу с гибким графиком, дающую им возможность приобрести полезные навыки по будущей специальности, профессии;

- подбор вакансии для каждого обучающегося, с учетом индивидуальных профессиональных качеств, приобретенных в образовательной организации знаний, материального положения и особенностей характера;

- рассылка писем на предприятия города (области) с предложением о возможности временной работы обучающихся в свободное от учебы время; возможности организации практик в летнее время в соответствии с направлением подготовки (например, специальности, профессии сельскохозяйственного направления, водного транспорта и судостроения);

- предложения обучающимся работать в отделениях образовательных организаций в качестве сотрудников, обслуживающего персонала, участвовать в исследовательских проектах с целью применить свои профессиональные знания на практике;

- подбор персонала, по заявкам работодателей, заинтересованных в поиске молодых специалистов, которые по своим знаниям, навыкам, опыту соответствуют требованиям к вакансиям в организации;

- информирование о работе в студенческих отрядах, как эффективного способа обеспечения временной занятости, организации досуга, возможности творческой самореализации личности, приобщения к спорту, физической культуре, способа улучшения материального положения.

4.09.17 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 6. Исследовательская работа является ключевым инструментом содействия трудоустройству выпускников ПОО. Какие виды деятельности сотрудников Центра содействия трудоустройству выпускников способствуют эффективной организации исследовательской и методической работы?

Выделяются следующие виды работ сотрудников ЦСТВ, способствующие эффективной организации исследовательской и методической работы:

- обучение и повышение квалификации сотрудников ЦСТВ посредством участия в региональных, всероссийских, международных мероприятиях (конференциях, круглых столах, тренингах, семинарах и т.д.), в том числе повышение квалификации в области использования информационных технологий; участие в организации ярмарок вакансий;

- проведение конференций и семинаров по проблемам трудоустройства;

- мониторинг деятельности ЦСТВ, систематизация, обобщение, обмен опытом работы, позволяющие выстраивать эффективную систему содействия трудоустройству выпускников;

- изучение методических материалов, разработка, выпуск методической литературы для ЦСТВ, обучающихся, выпускников профессиональных образовательных организаций;

- публикация в СМИ, интернете статей и обзоров.

4.09.17 Костоломова Марина Киприяновна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 7. Подскажите, пожалуйста, как планировать проведение летних сборов по дисциплине БЖД, если в ППКРС на БЖ заложено только 36 часов, а программа военных сборов также предусмотрена 36 часов.

Ответ: Используйте вариативную часть часов учебного плана. Во ФГОС по ТОП-50 прописано «Не менее 70% от общего объема времени отводимого на освоение военной подготовки в рамках БЖ».

30.08.2017 Киселева Юлия Сергеевна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 8. Скажите, пожалуйста, на сколько процентов рабочие программы дисциплин и ПМ должны соответствовать примерным программам?

Ответ: Точный процент не установлен, изменение вариативной части часов программы предоставлено на усмотрение образовательной организации. Однако, Вы должны обосновать в связи с чем вносятся изменения, например, в связи с региональной, отраслевой особенностью или предъявляемыми требованиями работодателя.

29.08.2017 Киселева Юлия Сергеевна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 9. Добрый день, скажите как осуществляется планирование в учебном плане промежуточной аттестации?

Ответ: Промежуточная аттестация в форме зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующего междисциплинарного курса модуля или дисциплины.

Промежуточная аттестация по составным элементам программы профессионального модуля (по МДК - дифференцированный зачет или экзамен, по учебной и производственной практике - дифференцированный зачет) проводится по усмотрению образовательного учреждения;

- по профессиональным модулям обязательная форма промежуточной аттестации - экзамен (квалификационный), который должен учитываться при подсчете общего количества экзаменов в профессиональном модуле;

Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации обучающихся СПО не должно превышать 8, а количество зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре.

28.08.2017 Киселева Юлия Сергеевна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 10. Здравствуйте, разъясните пожалуйста: разработка спецификаций ПК была в первом макете ПООП, в новом макете этого раздела нет, нужен ли этот раздел?

Ответ: В новом макете ООП Раздела может и не быть, но избегать описания компетенций (будут ли эти описания называться «спецификациями» или как-то иначе), - означает нарушать принципы реверсной технологии разработки ОПОП. В этом заключается суть компетентностного подхода, которая заключается в том, что проектирование образовательных результатов, включая их описание, первично по отношению к остальным элементам профессиональной образовательной программы.

30.08.2017 Киселева Юлия Сергеевна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования

 

Вопрос 11. Подскажите: Может ли перечень дополнительных общеобразовательных учебных дисциплин отличаться в учебных планах ПОО, реализующих одну программу по ТОП-50 в одном регионе?

Ответ: Да, может. При реализации среднего общего образования образовательная организация в соответствии со спецификой образовательной программы по профессии/ специальности самостоятельно определяет соответствующий профиль общеобразовательной подготовки, т.е. образовательным организациям ФГОС по ТОП-50 предоставлено право самостоятельно определять перечень учебных дисциплин в рамках ОПОП в зависимости от специфики профессиональной организации, в т.ч. и дополнительных.

28.08.2017 Киселева Юлия Сергеевна, методист отдела программно-методического сопровождения профессионального образования Центра непрерывного профессионального образования

ТОГИРРО