ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Обучающийся 1 доп. класса (для детей с умственной отсталостью по фгос 2 вариант) переведен с классно-урочной формы обучения на надомную. Скажите, пожалуйста, какой должен быть учебный план для данного ребенка (количество часов в неделю и учебные предметы). Спасибо. 
Обучение по ФГОС для детей с умственной отсталостью по 2 варианту осуществляется только по СИПР. Предметы учебного плана определяются исходя из заключения ПМПК, индивидуальных возможностей ребенка, рекомендаций специалистов, работающих с ним. Учебный план согласовывается с родителями (законными представителями).

 

2. Моя дочь учится в 4 классе для детей с ОВЗ. Меня очень волнует вопрос: она будет доучиваться по-старому (по программе начальной школы 1-4) или уже начинает учиться по пролонгированной программе начальной школы 1-5? Ответьте, пожалуйста.

ФГОС НОО ОВЗ применятся к правоотношениям, возникшим с 01.09.2016г, ваша дочь получат образование по имеющейся программе (1-4).

 

3. В связи с внедрением ФГОС НОО ОВЗ, возник вопрос написания адаптированной программы. Имеет ли право учитель начальных классов, получивший профессиональное высшее педагогическое образование, но не прошедший профессиональную дополнительную переподготовку по одному направлений: "Специальное (дефектологическое) образование", "Олигофренопедагогика", "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Логопедия", писать адаптированную программу для ребенка с легкой умственной отсталостью, или программу учителю должна предоставить школа? 

АОП разрабатывается не одним педагогом, а коллективно, так как АОП предполагает деятельность междисциплинарной команды.

 

4.  Проясните, пожалуйста, относится ли ребенок, имеющий фонетико-фонематическое нарушение в речи к категории детей с ОВЗ.

В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ дети с фонетико - фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия, легкая степень выраженности дизартрии, заикания, ринолалии) относятся к группе детей с ОВЗ. Для определения статуса «ребенок с ОВЗ» необходимо пройти ПМПК.

 

5. Нужно ли обязательно разрабатывать АООП для школы? Есть два ребенка ОВЗ (ЗПР)достаточно ли будет разработать АОП? Как я понимаю АООП разрабатывается для целых классов ОВЗ. Действует ли СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" в общеобразовательных школах?

СанПиН 2.4.2.3286-15 распространяется на всех детей с ОВЗ. Для двух детей достаточно будет разработать АОП.

 

6. В 5 классе согласно ФГОС ООО введен второй иностранный язык.  Ученик ОВЗ - слабослышащий, заключение ПМПК - АОП, полное включение, в организации. Обязателен ли второй ин.яз? (для него это сложно, мама просит убрать). Если можно убрать, какими нормативными документами руководствоваться?
По окончании основного общего образования выпускнику выдается аттестат об основном общем образовании в том случае, если ребенок освоил в полном объеме содержание программы и успешно прошел итоговую аттестацию. Если обучающийся программу полностью не освоил, то ребенок может остаться без аттестата.

 

7. Разъясните, пожалуйста, как быть дошкольному образованию? Для ДОУ нет примерных программ для категории обучающихся с ОВЗ. Значит мы не составляем АООП, а пишем АОП на КАЖДОГО отдельного ребенка? А дальше мы разрабатываем СИПР на квартал?
Доброго дня! Действительно, пока для уровня дошкольного образования нет аналогичных примерных адаптированных образовательных программ, как и нет документов, разрешающих писать адаптированные программы для целой группы детей.
В настоящее время, возможно только написание адаптированных образовательных программ для отдельного ребенка с ОВЗ.
Рекомендую вам, как примерную методическую основу использовать в работе: 
«Конструктор адаптированной образовательной программы для детского сада/ Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: АРКТИ, 2016. - 224с.

В 2017 году будут подготовлены примерные адаптированные образовательные программы для детского сада (Москва).

Обращаю ваше внимание, что понятие СИПР существует только в практике школьного образования, для дошкольного образования - это только АОП.
Если говорить о периоде - то АОП, как правило, разрабатывается на уровень образования (не на квартал)!

 

8. Проконсультируйте, пожалуйста, по учебному плану для учащихся, находящихся на индивидуальном обучении на дому. Предметы физическая культура, технология, музыка, ИЗО, ОРКСЭ должны быть для всех учащихся?

Перечень предметов зависит от варианта образования, по которому обучается ребенок. Например, если это 3 или 4 вариант ФГОС ОВЗ, то предмета ОРКСЭ не будет, а физическая культура, технология, музыка, ИЗО будут, но возможно несколько иное название (ручной труд и рисование).

 

9. Возможна ли интеграция внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ?

Ответ: Интеграция внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ возможна, также как и реализация интегрированных форм обучения.

 

10. Каков Порядок повторного обучения для детей с ОВЗ?

Вопрос о повторном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы.

Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте учащегося, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т.д.

Вместе с тем, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении.

 

11. Как происходит формирование учебного плана, рекомендуемый УМК?

Формирование учебного плана и использование УМК определяется школой самостоятельно, исходя из реализуемой адаптированной образовательной программы обучающегося.

 

12. Когда открывается группа переподготовки по логопедии? На каких условиях и какие документы можно подать?

Группа переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Логопедия» 20Л откроется ориентировочно 7 августа 2017 года. Обучение заочное, 540 учебных часов, 4 сессии по 3 недели, в т.ч. 80 часов стажировок, защита выпускной квалификационной работы.

Условия поступления: высшее образование, заявление на имя ректора, копии документов (диплом о высшем образовании, вкладыш с оценками, паспорт, трудовая книжка, свидетельство о браке в случае смены фамилии), 2 фото 3х4 см.

Справки по телефону 8 (3452)390-269, 89088749790 Яковлева Ирина Викторовна

 

13. Ко мне в класс посадили ребенка с ЗПР, я должна его обучать, а у меня есть на это право?

умение работать с детьми с ОВЗ в настоящее время - необходимая профессиональная компетенция педагога, включающая в себя не только необходимые навыки, в частности для учителей-предметников обязательным условием является высшее образование или профессиональная переподготовка по программе специального (дефектологического) образования, но и сформированные личностные качества.

 

13. В моем классе есть заикающийся ребенок, он очень медленно говорит и сильно напрягается при этом. Как с ним работать, если на его выслушивание не хватает времени на уроке, жалко его?

Заикание (речевые судороги) - это сложная хроническая патология нервной системы, логоневроз. Рекомендации по работе с таким ребенком педагогам и родителям обязательно должен дать логопед. Дважды в год дети с заиканием должны проходить комплексное лечение у логопеда и невролога (хорошо бы ещё психотерапевта).

 

14. В нашей школе нет специалистов сопровождения (логопеда, психолога, дефектолога), и дети с ОВЗ не получают коррекционных занятий.  Как нам быть?

По закону «Об образовании в Российской федерации» все дети с ОВЗ должны получать необходимую коррекционную помощь. В вашей школе скорее всего этот вопрос решается через сетевое взаимодействие. Ребенку с ОВЗ необходимое психолого-педагогическое и медицинское сопровождение кроме школы может быть предоставлено в любых учреждениях региона, предоставляющих подобные услуги (ППМС-центр, реабилитационные центры системы социального обеспечения, поликлиника и т.д.). Обратитесь к вашему координатору по инклюзии.

 

15. Директор школы побуждает меня к организации занятий адаптивной физкультурой с детьми-инвалидами в школе. У меня нет необходимых знаний, что делать?

Действительно, чтобы заниматься адаптивной физкультурой (адаптивной двигательной рекреацией, адаптивным спортом) с детьми-инвалидами, необходимо пройти курс переподготовки. Кроме того, для организации этого вида деятельности требуется соблюдение большого комплекса условий (оборудование мест занятий, медицинское сопровождение) для каждой категории занимающихся (незрячих и слабовидящих, НОДА, глухих и слабослышащих и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОГИРРО