СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Будет ли введен обязательный экзамен по иностранным языкам для выпускников 11 классов?

 Введение  экзамена по иностранным языкам в рамках расширения перечня обязательных предметов для сдачи ЕГЭ в соответствии с приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413  планируется к моменту полного перехода старшей школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2022 году.

 

2. Есть ли вероятность того, что на экзамене по английскому языку попадутся знакомые задания из интернета?

Разработчики КИМ по иностранным языкам могут использовать определенный процент заданий из открытого банка заданий, размещенного на сайте ФИПИ. Таким образом, чем больше заданий  из открытого банка заданий  Вы выполняете, тем более высокой является вероятность того, что Вы встретите задание, которое Вам знакомо.

 

3. Почему не убирают тестовую часть с выбором ответа из экзаменов по английскому языку? Во экзаменах по остальным предметам убрали.

Задания с выбором ответа (multiple choice), включенные в КИМ ЕГЭ/ОГЭ по иностранным языкам, имеют огромный диагностический потенциал. Задания подобного типа  являются заданиями высокого уровня сложности. Поскольку задания с выбором ответа строятся на основе связных текстов, предполагается, что участник экзамена смог полностью понять содержание текста, смог установить необходимые причинно-следственные связи в тексте и т.д. Таким образом, выполнение задания на основе простого угадывания ответов никогда не сможет быть качественным. Задания такого типа позволяют дифференцировать участников экзамена по уровню языковой подготовки.

 

4. Где можно взять рабочие программы к учебникам Вербицкой М.В.  "Forward"?

Рабочую программу к линии УМК М. В. Вербицкой "Forward"  для 5-9 классов можно бесплатно скачать на сайте издательства по ссылке:  https://drofa-ventana.ru/material/angliyskiy-yazyk-5-9-klassy-rabochaya-programma-forward/

 

5. Какие темы  исследовательских работ можно брать в 10 классе для участия в конференции  «Шаг в будущее» по английскому языку?

Рекомендуется выполнять исследования по следующим основным направлениям: молодежная лексика в культуре повседневности; проблема формирования языковой культуры будущего специалиста; концептуальные подходы к проблеме взаимодействия русского и английского языков в рамках современных лингвистических процессов; фактор лингвистической идентичности молодёжи, принадлежащий к определенному социокультурному коду; трансформация лингвистической культуры молодёжи как современная социальная проблема; подходы и принципы исследования современных изменений лингвистической культуры молодежи; новые реалии лингвистической культуры молодёжи в современном обществе; поликультурное пространство и его влияние на самореализацию языковой личности; поликультурная языковая личность и особенности её речевого поведения.

 

6. Можно ли вести в 6 классе английский как второй иностранный по УМК  «Spotlight»?

В качестве УМК для обучения английскому языку как второму иностранному рекомендуется работать по учебнику О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой «Английский язык» (Новый курс английского языка для российских школ).

 

7. Знаю, что в Тюмени в 2016 году проходило НИКО по иностранным языкам. Как принять участие в процедуре НИКО? Хотелось бы пройти независимую экспертизу.

План-график и участники национального исследования качества образования по иностранным языкам определяются Рособрнадзором.

 

8. Подскажите, пожалуйста,   каком классе нужно вводить курс  «Основы финансовой грамотности»?

Курс «Основы финансовой  грамотности» может быть включен в предмет «Обществознание» в раздел «Экономика» в 9,10 классах. При написании тематического планирования руководствоваться ПООП.

 

9. Подскажите, пожалуйста, планируется ли обновление обществоведческого образования в школе?

Да, планируется. Сейчас завершается обсуждение концепции по обществознанию в научном сообществе ,с ней вы можете ознакомиться на сайте ассоциации учителей истории и обществознания. После утверждения концепции будут внесены изменения  в федеральный государственный образовательный стандарт и написаны новые учебники.

 

10. В 7 классе с сентября 2017 года, что мы должны начать преподавать: Историю Отечества или новейшую историю?

В методическом письме  для учителей, методистов и руководителей были даны разъяснения, что вы в новым учебном году продолжаете преподавать тот курс ,которым вы заканчивали предыдущий. Например,  6  класс учащиеся закончили изучение истории Отечества, тогда 7 класс вы начинаете с истории всеобщей и т.д.  

 

11. Какие задания предполагаются во Всероссийской проверочной работе в 5 классе? Как подготовиться?

Назначение ВПР по русскому языку в 2017 году - оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5-х классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Вариант проверочной работы содержит 12 заданий, в том числе 5 заданий к привед?нному для чтения тексту.

Задания 1-9 предполагают запись разв?рнутого ответа, задания 10-12 - краткого ответа в виде слова (сочетания слов).

Задание 1 проверяет сформированность всех тр?х компетенций и оценивается по тр?м критериям: К1 - соблюдение орфографических норм, К2 - соблюдение пунктуационных норм, К3 - правильность списывания текста (максимальный балл - 9).

Задание 2 проверяет сформированность прежде всего лингвистической компетенции.

Задание 3 проверяет сформированность языковой компетенции: владение акцентологическими (орфоэпическими) нормами.

Задание 4 предлагает  морфологический анализ

Задания 5 -6  предлагают пунктуационный и синтаксический анализ текста

Задания 8 - 10 проверяют сформированность навыков различных видов чтения и информационной переработки текста; адекватного понимания текстов различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; навыков анализа текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации.

Задания 11 -12 предполагают проведение лексического анализа слова с опорой на контекст, опознавание лексических средств выразительности.

Готовиться можно, используя материалы из открытого банка оценочных средств по русскому языку (5-9 классы).

 

12. Расскажите, пожалуйста, будет ли в 2017 году устный экзамен по русскому языку и в какой форме?

В 2016-2017 учебном году экзамена в устной форме для выпускников ООО не предполагается. Но на сайте ФИПИ http://fipi.ru/ предложены две модели раздела «Говорение»  в государственной итоговой аттестации по русскому языку для обсуждения.

Модель 1 Устная часть по русскому языку состоит из  трех заданий.

Задание 1 - чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Время на подготовку - 1,5 минуты.

В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге - интервью: ответить на пять вопросов.

В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план. Время на подготовку - 1 минута.

Модель 2

Устная часть по русскому языку состоит из  четырех заданий.

Задание 1 - чтение вслух небольшого текста Время на подготовку - 1,5 минуты.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный в задании 1 текст, дополнив его высказыванием.  Время на подготовку - 1,5 минуты.

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе  жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу. Время на подготовку - 1,5 минуты.

В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. 

 

13.  Сегодня многие словари дают разные трактовки ударений. На какие словари ориентироваться?

Язык - это живая система, постоянно меняющийся организм. Словари не всегда успевают зафиксировать изменения. Сегодня одно и то же слово может иметь как литературную норму, так и допустимую. Мы закрепляем литературную норму.

- Словарь ударений русского языка И. Л. Резниченко  https://www.livelib.ru/pubseries/22796-slovari-xxi-veka

- Словарь трудностей русского языка.  Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003.

Интернет-ресурс: http://www.gramota.ru

 

14. Будут ли в ЕГЭ по литературе 2017 года изменения, активно обсуждаемые сегодня?

Нет, перспективная модель ЕГЭ по литературе представлена для общественного обсуждения  (Вы можете познакомиться с ней на сайте ФИПИ, высказать свои замечания и предложения). Она будет положена в основу экзамена 2018 года. В этом году изменений в модели экзамена и КИМ нет.

 

15. Посоветуйте, пожалуйста, как доказать родителям, что их ребенок плохо готов к ОГЭ по литературе.

Советуем написать тренировочное тестирование, сделав заявку в ЦОКО. Родители получат объективный, независимый результат, который высветит пробелы в подготовке обучающегося.

 

16. Подскажите какие задания будут входить во всероссийскую проверочную работу по истории в 5 классе?

Работа состоит из двух частей и включает в себя 8 заданий. Часть 1 работы посвящена истории Древнего мира, в части 2 предложены задания по истории родного края. Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и содержания учебников, включённых в Федеральный перечень на 2016 / 17 учебный год. С более подробной информацией вы можете ознакомиться на сайте ФИПИ.

 

17. Какие учебники, вы можете порекомендовать по обществознанию в системно-деятельном подходе в 6 классе?

В учебном процессе вы можете использовать учебники, которые вошли Федеральный перечень учебников. Например: Королькова Е.С. Обществознание: Учебник: 6 класс. Москва: Академкнига\Учебник,2014 . 192 с.

 

18. Сегодня много говорят о дополнительной литературе по предмету, о внеклассном чтении на предмете. Если  с внеклассным чтением на уроках литературы мы не испытываем трудностей при подборке произведений, то какие книги можно предлагать для самостоятельного чтения по русскому языку в 5-7 классах?

К сожалению, сложилось устойчивое мнение, что внеклассное чтение должно быть только по литературе. Но ведь содержание учебника по любому предмету не всегда достаточно. Тем более по русскому языку. Необходимо использовать дополнительное чтение по русскому языку как мотивационный фактор.

- Это прежде всего словари... И не только орфографический, орфоэпический, но и словари синонимов, паронимов, сленга, модных слов....

- серия детского проекта Л.Улицкой:  О.Бухиной, Г.Гимон «Язык твой -друг мой», «В общем, про общение»

- Н.Галь «Слово живое и мёртвое»

- М.В.Панов «И всё-таки она хорошая»

- Л.Успенский «Слово о словах»

- К.Чуковский «Живой как жизнь»

- И.Левонтина «Русский со словарём», «О чём речь»

- Э.А.Вартаньян «Путешествие в слово»

Конечно, этими филологическими творениями список не ограничивается.

 

19. Одно из заданий в устной части экзамена по русскому языку - выразительное чтение. Какие требования предъявляются к текстам для выразительного чтения?

Сегодня модель «Говорения» по русскому языку обсуждается на сайте ФИПИ http://fipi.ru/, здесь же вы можете познакомиться с текстами для чтения в разделе «Открытый банк оценочных средств по русскому языку (5-9 кл.)» Анализ проекта позволяет сделать следующие выводы: во-первых, текст будет научно-популярный, во-вторых, объемом до 150-170 слов, в-третьих, включены числительные, записанные в виде цифр, которые нужно озвучить, согласуя с главным словом в падеже.

 

20. Посоветуйте, пожалуйста, что, на Ваш взгляд, первостепенно и продуктивно сегодня в развитии языковой личности обучающихся в условиях реализации ФГОС?

Языковая личность должна быть ГОВОРЯЩЕЙ и ПИШУЩЕЙ. Это личность ПОНИМАЮЩАЯ и ТВОРЯЩАЯ - устные и письменные тексты разных жанров и стилей, знаковые и поведенческие тексты. С этой целью сегодня востребованы современные технологии и методики языкового развития личности, организации единого текстового и  речевого пространства школы, анализа и интерпретации текста, все формы языкового творчества. Рекомендуем познакомиться с опытом реализации сетевого проекта «Языковое развитие личности в системе общего образования в условиях реализации ФГОС» (руководитель - Володина Е.Н.), методическими сборниками, выпущенными ТОГИРРО и отражающими лучшие практики развития языковой личности в урочной и внеурочной деятельности.

 

21. Как качественно подготовить обучающегося к олимпиаде по литературе?

Единого рецепта и алгоритма успеха, конечно, нет. Если тезисно: изучить требования к подготовке и модель Всероссийской олимпиады школьников по литературе, организовать целенаправленную текстовую, литературоведческую и аналитическую работу школьника, в том числе и самостоятельную, порекомендовав список научных и литературно-критических источников, материалы сайта rusolimp.ru, много читать и писать, развивая навыки понимания, анализа и интерпретации текста. И приходите на наши курсы и семинары ТОГИРРО, всегда готовы оказать методическую помощь в работе с филологически одаренными детьми!

 

22. Каким УУД уделить больше внимания учителям английского языка?

Согласно «Примерным программам» по иностранному языку, метапредметными результатами изучения иностранного языка в основной школе являются:

1. Развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение.

2. Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.

3. Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации.

4. Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

5. Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

ТОГИРРО