ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2017

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

1. Как будет осуществляться проведение регионального этапа Олимпиады?

Региональный этап Олимпиады по каждому профильному направлению проводится в 2 этапа:

I этап - начальный - проводится на уровне профессиональной образовательной организации и образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы СПО (далее вместе - образовательные организации), в соответствии с Положением олимпиады, утвержденным самой образовательной организацией;

II этап - региональный - в соответствии с Регламентом организации и проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по укрупненным группам специальностей среднего профессионального образования в Тюменской области в 2016-2017 учебном году

Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

2. Что является основанием для допуска к участию обучающихся в Олимпиаде?

Основанием для допуска к Олимпиаде является заверенная директором ПОО заявка, протокол (ведомость) I начального этапа олимпиады, зачетная книжка студента, заявление о согласии на обработку персональных данных, предоставляемых в Оргкомитет по соответствующей УГС не позднее 15 дней до начала проведения регионального этапа.

Участники регионального этапа должны иметь:

- студенческий билет;

- документ удостоверяющий личность (паспорт);

- справку с места учебы за подписью руководителя ПОО, заверенную печатью указанной организацией;

- медицинскую справку (при необходимости);

- спецодежду (при необходимости).

Наличие на спецодежде символики ПОО ТО не допускается.

Киселева Ю.С., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

3. В каких профессиональных образовательных организациях будет проводиться Олимпиада?

Базовые площадки:

  • ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
  • ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии и городского хозяйства»
  • ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»
  • ГАПОУ ТО «Тюменский педагогический колледж»
  • ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум»
  • ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»

Костоломова  М.К., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

4. Какие задания будут выполняться участниками олимпиады?

Программа конкурсных испытаний Олимпиады предусматривает для участников выполнение  заданий  двух уровней.

Задания  I уровня  формируются в соответствии с общими и профессиональными компетенциями специальностей среднего профессионального образования.

Задания  II уровня  формируются в соответствии с общими и профессиональными компетенциями специальностей  укрупненной группы специальностей СПО.

Профессиональное комплексное задание I уровня, включает 2 части (инвариантную и вариативную), состоит из: «Тестирования», «Перевод профессионального текста (сообщения)» и «Задание по организации работы коллектива».

Инвариантная часть заданий II уровня представляет собой практическое задание, которые содержит 2- 3 задачи

Вариативная часть задания II уровня содержит 2-3 задачи различных уровней сложности (добавляется информация, касающаяся особенностей профиля, УГС).

Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

5. Каким образом будет осуществляться оценивание результатов Олимпиады?

Результаты выполнения конкурсных заданий оцениваются по 100-балльной шкале:

за выполнение заданий I уровня максимальная оценка - 30 баллов:

- тестирование -10 баллов,

- практические задачи - 20 баллов: перевод текста - 10 баллов и задание по организации работы коллектива - 10 баллов;

за выполнение заданий II уровня максимальная оценка - 70 баллов:

- инвариативная (общая) часть задания - 35 баллов;

- вариативная часть задания - 35 баллов.

Киселева Ю.С., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

6. На каком иностранном языке составлено задание «Перевод профессионального текста (сообщения)»? Каковы критерии оценки выполнения данного задания?

Задания составлены на английском и немецком языке.

Оценивание конкурсного задания «Перевод профессионального текста» осуществляется следующим образом:

1 задача - перевод текста - 5 баллов;

2 задача - ответы на вопросы, выполнение действия, инструкция на выполнение которого задана в тексте /или выполнение задания на аудирование - 5 баллов;

При выполнении 2 задачи в содержание критериев могут быть внесены дополнения (изменения) касающиеся конкретной УГС, которые не влияют на удельный вес каждого критерия.

Киселева Ю.С., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

7. Что оценивается по результатам выполнения «Задания по организации работы коллектива»?

Задание оценивается на 10 баллов, позволяет оценить:

- уровень сформированности умений организации производственной деятельности подразделения;

- умения ставить цели;

- мотивировать деятельность подчиненных;

- организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;

- способности работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

- способности использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

В зависимости от специфики специальности задание может быть направлено как на оценку способности организовывать деятельность коллектива, так и на оценку умений эффективного общения, в том числе с потребителем.

Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

8. Как осуществляется экспертиза фондов оценочных средств (ФОС)?

Экспертное заключение заполняется экспертом/экспертной группой, осуществляющей техническую, внутреннюю содержательную экспертизу. Внешние экспертизы: представителя работодателей и экспертиза от представителей педагогического сообщества.

Эксперт может предложить три варианта результатов экспертизы: соответствует, не соответствует, требуется доработка (с указанием, по каким направлениям, разделам ФОС требуется доработка).

Все рекомендации и замечания, которые будут получены  в экспертных заключениях и в ходе открытого обсуждения, должны быть обобщены и учтены при доработке ФОС.

Киселева Ю.С., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

9. Какова продолжительность выполнения конкурсных заданий Олимпиады?

Рекомендуемое максимальное время, отводимое на выполнения заданий в день - 8 часов (академических).

Рекомендуемое максимальное время для выполнения 1 уровня:

- тестовое задание - 1 час (астрономический);

- перевод профессионального текста, сообщения - 1 час (академический);

- решение задачи по организации работы коллектива - 1 час (академический).

Рекомендуемое максимальное время для выполнения отдельных заданий 2 уровня (добавляется информация, касающаяся особенностей специальностей УГС).

Костоломова  М.К., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

10. Есть ли определенные требования к Условиям выполнения заданий/оборудованию

Для выполнения задания «Тестирование» необходимо соблюдение следующих условий: обеспечена возможность единовременного  выполнения задания всеми участниками Олимпиады; (добавляется информация, касающаяся особенностей специальностей   УГС).

Для выполнения  заданий «Перевод профессионального текста»  необходимо соблюдение следующих условий: обеспечена возможность единовременного  выполнения задания всеми участниками Олимпиады; (добавляется информация, касающаяся особенностей специальностей   УГС).

Для выполнения  заданий  «Задание по организации работы коллектива» необходимо соблюдение следующих условий: (добавляется информация, касающаяся особенностей специальностей   УГС).  

Выполнение конкурсных заданий II уровня проводится на разных производственных площадках, используется специфическое оборудование.    Требования  к месту проведения, оборудованию и материалов указаны в паспорте задания.

Костоломова  М.К., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

ТОП-50

 

12. Для чего нужна спецификация профессионального модуля?

Разработка спецификации облегчит разработку программы профессионального модуля, так как выделенные знания будут описаны в дидактических единицах междисциплинарных циклов, умения будут отражены в тематике практических занятий и лабораторных работ, а действия составляют основу для формирования тем практики в рамках модуля. Кроме того такая детальная проработка будет полезна для дальнейшего проектирования контрольно-измерительных материалов по профессиональному модулю.

Именно эти требования определяют степень детализации требований в рамках каждой компетенции. Важно помнить, что полученные данные будут основанием для включения в программу общепрофессиональных, математических и естественнонаучных дисциплин, а также, каждый из выделенных конкретизированных требований, будет служить основой для включения в содержание программы, соответствующих теоретических и практических занятий, а значит должен найти отражение и в контрольно-измерительных материалах по профессии (специальности).

Костоломова  М.К., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

13. На каком этапе формирования УМК определяются требования к аудиторному фонду, оснащению мастерских и т.д.

На основе выявленных учебных дисциплин и профессиональных модулей формируется структура программы с указанием осваиваемых знаний и умений по каждому из элементов программы.

Далее определяются основные условия реализации программы, включая требования к номенклатуре кабинетов, лабораторий, мастерских, полигонов, сведения об оснащении лабораторий мастерских и полигонов, информационное сопровождение процесса, а также методика расчета стоимости образовательной услуги по программе.

Костоломова  М.К., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

14. Как определяется объем учебной работы обучающихся по образовательным годовым программам?

Объем учебной работы обучающихся по образовательным годовым программам, в общем, варьируется в диапазоне 1500-1800 часов в год, что соответствует весу кредита (зачетной единицы) в 32-36 академических часов.

Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

15. С какими основными сложностями сталкиваются организаторы демо-экзамена?

Сложностью проведения демонстрационного экзамена является:

- необходимость наличия современного технологического оборудования, позволяющего выполнить задание, в количестве, обеспечивающем выполнение задания всей группы обучающихся в сроки, отводимые на экзаменационные процедуры;

- наличие достаточного количества экспертов способных оценить качество выполняемых работ в течение всего времени проведения экзаменационных процедур.

Костоломова  М.К., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

 16. По каким признакам классифицируются Модели апробации образовательных программ, УМК и КИМ для рабочих и специалистов среднего звена?

Модели апробации образовательных программ, УМК и КИМ для рабочих и специалистов среднего звена классифицируются по признакам, отличающих данные модели по степени адаптационной пригодности и сложности интеграции в региональные системы профессионального образования.

Для выбора модели апробации образовательных программ УМК и КИМ необходимо проанализировать специфику программ, разработанных на основе  ФГОС по ТОП-50 и установить закономерности, влияющие на принятие решений в области организации апробации.

Киселева Ю.С., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

17. Могут ли быть дополненные  общие и профессиональные компетенции, указанные во ФГОС СПО и данной примерной рабочей программе профессионального модуля?

Общие и профессиональные компетенции, указанные во ФГОС СПО и данной примерной рабочей программе могут быть дополнены в рабочей программе профессионального модуля на основе:

- анализа требований соответствующих профессиональных стандартов;

- анализа актуального состояния и перспектив развития регионального рынка труда.

- обсуждения с заинтересованными работодателями.

Киселева Ю.С., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

18. Уточните требования по заполнению основных разделов Тематического плана и содержания профессионального модуля (ПМ).

По каждому разделу указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ, практических и иных занятий. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц (отмечено двумя звездочками в макете). Тематика самостоятельной работы может приводиться по выбору разработчиков по разделу или по каждой теме. Подробно перечисляются виды работ учебной и (или) производственной практики. Если по профессиональному модулю предусмотрены курсовые проекты (работы), приводятся их темы, указывается содержание обязательных учебных занятий и самостоятельной работы студентов.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

19. Что должно указываться в п.5 Макета ПМ «Возможности использования данной программы для других ПООП»?

Указываются возможности использования в родственных профессиях (специальностях).

Костоломова  М.К., методист отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

20. Как осуществляется итоговая оценка демонстрационного экзамена  в рамках промежуточной аттестации?  

 Итоговая оценка демонстрационного экзамена  в рамках промежуточной аттестации осуществляется по профессиональному модулю в ходе которого, в рамках комплексного практического задания обучающийся демонстрирует освоенные ПК и ОК в условиях приближенных к трудовой деятельности.  Состоит из двух частей оценка теоретической составляющей, оценка практической составляющей.

Документация по оценке

Для текущей и промежуточной оценки рекомендуется использовать следующие документы:

1. Руководство по оценке мини-модуля.

2. Памятка по оценке для обучающихся.

3. Оценочные ведомости.

4. Оценочные задания.

Руководство по оценке мини-модуля содержит описание принципов и методов оценки.

В документ вносятся:

  • название модуля и оцениваемые ПК;
  • принципы и процедуры проведения оценки
  • общая характеристика процесса оценки (перечисляются основные методы, которые рекомендуется использовать, а также свидетельства, которые должен собрать преподаватель для оценки компетенций обучающегося по мини-модулю, а также указано на необходимость зафиксировать свидетельства по освоению всех действий, включенных в Спецификацию раздела модуля).

       Иванычева Т.А., начальник отдела программно-методического сопровождения ЦНПО ТОГИРРО

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ СПО ПО НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫМ НА РЫНКЕ ТРУДА, НОВЫМ ИПЕРСПЕКТИВНЫМ ПРОФЕССИЯМ И СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ (ФГОС СПО ПО ТОП-50)

21. Что такое ФГОС СПО по ТОП-50?

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (далее соответственно - ФГОС по ТОП-50, СПО) - это федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, разработанный и утвержденный в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования,  утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 831, Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 , а также во исполнение пункта 3 комплекса мер направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, и представляющий собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии или специальности.

 

22.  Как ФГОС по ТОП-50 будут вводиться в действующий перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования? Какие коды будут присвоены профессиям и специальностям по ТОП-50?

Внесение профессий и специальностей ТОП-50 в Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199, осуществляется в соответствии Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059 г. (после принятия решения Советом Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам о рекомендации к утверждению ФГОС по ТОП-50, вносятся соответствующие изменения в указанные перечни), которым предусматривается принятие решения о присвоении шестизначного кода, который включает в себя:

- первые две цифры - порядковый номер укрупненной группы;

- вторые две цифры - порядковый номер перечня профессий/специальностей;

- последние две цифры - порядковый номер профессии, специальности.

Коды профессий и специальностей по ТОП-50 являются новыми и не повторяют существующие коды действующего Перечня СПО.

 

23. В чем принципиальные отличия ФГОС по ТОП-50 от действующих ФГОС?

ФГОС по ТОП-50 претерпел существенные изменения, включающие модернизацию его структуры и содержания требований. Структура ФГОС по ТОП-50 полностью соответствуют части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) и включает в себя наряду с общими положениями требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В целом ФГОС по ТОП-50 имеет следующие характерные особенности:

-    виды деятельности и профессиональные компетенции разработаны с учетом требований международных и профессиональных стандартов, а также передовых технологий;

-   изменена номенклатура и ориентация общих компетенций;

-    повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования;

-    определены сроки обучения на основе рекомендаций заказчиков рабочих кадров;

-    определены условия реализации образовательной программы, в том числе введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников;

-    введен новый вид проведения государственной итоговой аттестации -  демонстрационный экзамен.

Вместе с тем структура макетов ФГОС СПО ТОП-50 определяет важнейшую роль примерных основных образовательных программ (далее - примерная программа) так например:

- конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет с учетом примерной программы;

- с учетом примерной программы образовательная организация определяет перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы;

- требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет с учетом примерной программы;

- также образовательная организация использует перечень основной литературы (учебники, учебные пособия), предусмотренный примерной программой;

- рекомендации по материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются примерной программой.

Формирование указанных требований в примерной программе обусловлено прежде всего быстро меняющимся потребностям рынка труда, что непосредственно отражается на подготовке рабочих кадров, с появлением нового оборудования, с изданием новой учебной литературы и т.д. С помощью примерной программы появляется возможность быстрого реагирования на эти изменения.

 

24. Какова роль федеральных учебно-методических объединений среднего профессионального образования в разработке примерных основных образовательных программ?

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. № 726
«Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования» а также приказом
от 7 октября 2015 г. № 1115  «О создании федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования», Федеральные УМО СПО по соответствующим укрупненным группам координируют деятельность рабочих групп по методическому сопровождению разработки примерных основных образовательных программ.

 

25. Нужна ли аккредитация образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, разработанным в соответствии с ФГОС по ТОП-50?

В соответствии с частью 8 статьи 92 Федерального закона при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей (далее УГПС).

В том случае, если образовательная организация уже аккредитована по УГПС, в которую входят профессии или специальности ТОП-50, то государственную аккредитацию основных образовательных программ по этим профессиям специальностям заявлять не требуется. При этом при плановой проверке органов контроля и надзора возможна проверка на соответствие образовательной программы ФГОС по ТОП-50.

 

26. Будут ли изменены показатели и критерии экспертной оценки при государственной аккредитации основных образовательных программ после введения ФГОС СПО по ТОП-50?

Изменения показателей и критериев экспертной оценки при государственной аккредитации образовательной деятельности на данном этапе не предусмотрены. Вместе с тем, во ФГОС по ТОП-50 содержатся отсылки к примерной основной образовательной программе, в которой, в том числе, содержатся перечни основной литературы, материально-технической базы, необходимых для реализации основной образовательной программы.

 

27. В случае, если образовательная организация прошла процедуры профессионально-общественной аккредитации по основной образовательной программе, входящей в ТОП-50, нужно ли проходить государственную аккредитацию на соответствие ФГОС по ТОП-50?

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающую требованиям профессиональных стандартов, в то время, как   государственная аккредитация оценивает соответствие требованиям федеральных государственных стандартов. Таким образом, наличие профессионально-общественной аккредитации не тождественно государственной аккредитации образовательной деятельности и не подменяет собой государственную аккредитацию.

 

28. Требуют ли лицензирования основные образовательные программы, разработанные в соответствии с ФГОС по ТОП-50, относящиеся к той же укрупненной группе, что и образовательная деятельность, реализуемая в образовательной организации в соответствии с лицензией сегодня?

Да, лицензирование образовательной организацией основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС по ТОП-50 является обязательным.  Лицензирование осуществляется тем лицензирующим органом, под действие которого попадает образовательная деятельность лицензиата, реализующего образовательные программы по ТОП-50.

 

29. Примерная образовательная программа станет основой для разработки основной образовательной программы по ТОП-50.  

В соответствии с Федеральным законом разработка основной образовательной программы осуществляется, в том числе, в соответствии с ФГОС по ТОП-50 и с учетом примерной основной образовательной программы. Образовательная организация может использовать примерную основную образовательную программу как основу при разработке основной образовательной программы. Кроме того во ФГОС по ТОП-50 содержатся конкретные отсылки к примерной основной образовательной программе, в том числе по вопросам основной литературы и материально-технической базы.

 

30. Планируется ли обеспечить открытый доступ к примерным основным образовательным программам?

В соответствии с часть 10 статьей 12 Федерального закона примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

 

31. Что входит в состав примерной основной образовательной программы, разработанной для реализации ФГОС по ТОП-50?

В соответствии со статьей 2 Федерального закона примерная основная образовательная программа - это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Примерная основная образовательная программа включает в себя примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов.

 

32. Будет ли изменен или принят макет примерных основных образовательных программ для ФГОС по ТОП-50?

При разработке программ в соответствии с ФГОС по ТОП-50 используется примерная основная образовательная программа, рекомендованная ФУМО в системе СПО по укрупненным группам профессий и специальностей.

 

33. Будет ли издан нормативный документ, в котором фиксируется возможность выбора только части (или одной) из указанных к освоению квалификаций, приведённых во ФГОС СПО по ТОП-50 для обоснования образовательной организацией соответствующего выбора?   

В ФГОС СПО ТОП-50 указывается квалификация или возможное сочетание квалификаций, в соответствии с которыми необходимо разрабатывать основную образовательную программу. Отдельный акт не предусмотрен.

 

34. Профессиональные модули могут быть укрупнены и объединять в себе несколько основных видов деятельности (ОВД)?

В случае, если во ФГОС по ТОП-50 содержатся несколько квалификаций или их сочетания, то компоновка профессиональных модулей (основных видов деятельности) под конкретные квалификации содержится в нем. Необходимая детализация компоновки будет представлена в примерной основной образовательной программе.

 

35. На момент разработки основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по ТОП-50 могут быть утверждены новые профессиональные стандарты, определяющие требования к результатам образования. Чем нужно руководствоваться при выборе профессиональных стандартов для проектирования основной образовательной программы?

При разработке основной образовательной программы образовательной организацией нужно руководствоваться, в том числе профессиональными стандартами, указанными в соответствующем ФГОС по ТОП-50 и соответствующей примерной основной образовательной программе. В случае необходимости конкретизации вариативной части программы таким ориентиром становятся требования к трудовым функциям работников региональных предприятий, предоставляющих места для трудоустройства выпускников образовательных организаций.

 

36. Сохраняются ли во ФГОС по ТОП-50 понятия «Максимальный объем учебной нагрузки» и «максимальный аудиторной объем учебной нагрузки»? Изменятся ли их значения?

Изменения, установленные ФГОС по ТОП-50 предусматривают, что в учебных циклах образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся. На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы по очной форме (из расчета 36 часов в неделю) должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы для программ подготовки специалистов и не менее 80 процентов от объема учебных циклов для программ подготовки квалифицированных рабочих/служащих, предусмотренных соответствующим ФГОС СПО, при очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов, при заочной форме обучения специалистов - не менее 10 процентов. Расчет максимальной учебной нагрузки
(54 часа) в ФГОС по ТОП-50 отсутствует.

 

37. Какими значениями может быт ограничен объем самостоятельной работы обучающихся в основной образовательной программе? Какие формы самостоятельной работы при этом могут быть использованы?

Максимальный объем самостоятельной работы устанавливается в главе II ФГОС по ТОП-50. Рекомендации по соотношению объемов работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем и их самостоятельной работой, а также возможные формы организации самостоятельной работы, определяются примерной основной образовательной программой.

 

38. Как распределять вариативную часть основной образовательной программы в соответствии с новыми требованиями ФГОС по запросам работодателей?

Вариативная часть по новым ФГОС СПО ТОП-50 составляет, как и в действующих ФГОС СПО 20% (процентов) по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и 30 процентов по программам подготовки специалистов среднего звена. Её расчет осуществляется от общего объема образовательной программы. Распределение вариативной части программы относится к компетенции образовательной организации.

 

39. На основании каких требований формулируются требования к условиям реализации основной образовательной программы?

Требования к условиям реализации образовательной программ формируются в соответствии с положениями главы IV ФГОС СПО по ТОП-50 и конкретизируются в примерной основной  образовательной программе.

 

40. Какие международные требования учтены при разработке ФГОС по ТОП-50?

Учет международных требований, включая международные технические и экологические стандарты и регламенты, осуществлялся разработчиками на уровне формулирования результатов, представленных в структуре ФГОС по ТОП-50 в виде общих и профессиональных компетенций, а также в процедурах организации государственной итоговой аттестации через введение демонстрационного экзамена, форма проведения которого включает элементы организации конкурсов профессионального мастерства по стандартам международного движения молодых профессионалов WorldSkills.

 

41. Что такое демонстрационный экзамен?     

Демонстрационный экзамен - это вид проведения государственной итоговой аттестации, который представляет собой демонстрацию в реальном времени в специально организованных модельных условиях уровня освоения основных результатов образовательной программы.

 

42. Является ли демонстрационный экзамен обязательным и в какой форме он может быть проведен в соответствии с ФГОС по ТОП-50?

В соответствии с требованиями, установленными ФГОС по ТОП-50, демонстрационный экзамен включается в государственную итоговую аттестацию.

По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен:

- для специалистов - включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена;

- для квалифицированных рабочих и служащих - является выпускной квалификационной работой.

 

43. Может ли демонстрационный экзамен проводиться в рамках промежуточной аттестации?

Демонстрационный экзамен в соответствии с ФГОС по ТОП-50 включен в государственную итоговую аттестацию. При этом в соответствии с приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» государственная итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.

 

44. Как будет проходить демонстрационный экзамен по профессиональному модулю?

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Таким образом порядок и форма проведения демонстрационного экзамена по профессиональному модулю определяется образовательной организацией самостоятельно.

 

45. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы претерпели существенные изменения и усилены условием, при котором не менее 25% педагогических работников, участвующих в реализации профессиональных модулей должны иметь опыт работы в организациях не менее 3-х лет. Может ли рассматриваться, как показатель в общей доли, опыт работы инженерного состава, полученный 20 лет назад?

Да, может с учетом направления деятельности организаций, в которых данный опыт был получен, соответствует области профессиональной деятельности, указанной в соответствующем ФГОС по ТОП-50.

 

46. Является ли наличие педагогического образования обязательным для преподавателей профессиональных модулей ФГОС по ТОП-50?

Да, является, так как данное требование установлено профессиональным стандартом педагога профессионального образования. При отсутствии педагогического образования пробел может быть компенсирован посредством освоения программы дополнительного профессионального образования (программы профессиональной переподготовки), которая по уровню образования соответствует требованиям к уровню квалификации педагогических кадров и охватывает область, связанную с вопросами профессионального образования и(или) профессионального обучения.

 

47. Определены ли в ФГОС СПО по ТОП-50 условия реализации образовательной программы для формирования общей компетенции ОК.10 «Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке»?

Формирование общей компетенции, связанной с использованием профессиональной документации на иностранном языке может осуществляться как в рамках дисциплины ОГСЭ, так и в рамках междисциплинарных курсов. Так, в соответствии с ФГОС по ТОП-50 обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать, наряду с другими дисциплинами, изучение дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Наряду с этим, дидактические единицы, связанные с изучением профессиональной документации на иностранном языке, могут быть также встроены в разделы междисциплинарного курса.

 

48. Какие требования к преподавателям иностранного языка являются обязательными в условиях введения ФГОС по ТОП-50?

Для реализации дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» необходимо привлечение к педагогической деятельности преподавателей, прошедших повышение квалификации по профилю реализуемой программы.

 

49. Как будет осуществляться финансирование образовательной программы в соответствии с ФГОС по ТОП-50?

Финансирование программы будет осуществляться, исходя из стоимости государственной услуги, определяемой государственным заказчиком.

 

50. В какой степени органы исполнительной власти, осуществляющие функции управления в сфере образования, обеспечивают проведение демонстрационного экзамена?  

Со стороны государственного заказчика в лице органа исполнительной власти, осуществляющего функции управления в сфере образования, предоставляется финансирование государственной услуги по реализации образовательной программы. Демонстрационный экзамен, проводимый в рамках государственной итоговой аттестации (и условия его проведения) является неотъемлемой частью образовательной программы.

 

51. Будут ли дополнительно выделены контрольные цифры приема для формирования государственного задания на реализацию в регионах образовательных программ по ТОП-50 на 2017 год?

В соответствии со ст. 100 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» выделение контрольных цифр приема для образовательных организаций, участвующих в реализации ФГОС СПО по ТОП-50 на региональном уровне, установление контрольных цифр приема (в том числе порядок определения общего объема контрольных цифр приема) утверждается:

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации;

- органами местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.

 

52. Сохраняется ли возможность участия в реализации ФГОС по ТОП-50 для «отраслевых» (корпоративных) образовательных организаций?

В соответствии со статьей 23 Федерального закона только профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования. Иных ограничений по составу организаций нет.

 

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ (ДУАЛЬНАЯ) МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

 

53. Какие можно выделить существенные характеристики практико-ориентированного образования?

Существенные характеристики практико-ориентированного образования, отличающие его от всех других типов образования:

- источник целеполагания - запрос экономической сферы (которая рассматривается как ядро «социальной практики», понимаемой в широком смысле) в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации;

- развитые механизмы социального партнерства (включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы - непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов практико-ориентированного образования);

- первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций);

-преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения.

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

54. Какая основная цель в системе дуального обучения?

Цепью дуального обучения является качественное освоение студентом общих и профессиональных компетенций по программам в соответствии с образовательными стандартами и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей, а также приобретение студентом профессиональных компетенций в соответствующей области с учетом содержания модулей про граммы в соответствии с образовательными стандартами и практического опыта на данном предприятии.

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

55. Какие задачи решает практико-ориентированная (дуальная) модель подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена для развития экономики региона?

 Практико-ориентированная (дуальная) модель подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена решает ряд важных задач: 

- обеспечение воспроизводства и развития кадрового потенциала предприятия; 

- гарантированность получения обучающимся соответствующей квалификации; 

- гарантированность степени соответствия получаемой квалификации содержанию и характеру труда на предприятии; 

- обеспечение возможности повышения квалификации и переквалификации; 

- воспроизведение и развитие социальной структуры трудового коллектива за счёт подготовки специалистов среднего звена; 

- формирование мобильного специалиста, готового к смене деятельности в рамках данного производства; 

- формирование корпоративной культуры личности и развитие её творческих способностей. 

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

56. На каких принципах осуществляется взаимодействие между профессиональными образовательными организациями системы среднего профессионального образования и предприятий?

Взаимодействие между профессиональными образовательными организациями системы среднего профессионального образования и предприятий осуществляется на основе ряда принципов: 

 -комплексности:  основная цель и стратегическая задача которого - создание единой образовательно-производственной среды с соблюдением норм законодательства; 

- ответственности: предусматривает выполнение сторонами принятых обязательств; 

- открытости: ведется работа по созданию открытой информационной среды о направлениях  взаимодействия на сайтах предприятия и образовательного учреждения; 

- гибкости: партнеры осуществляют совместную работу с  пониманием, учетом специфики сфер как производственной, так и образовательной; 

- социального партнёрства:  реализация мер по подготовке квалифицированных кадров для предприятия осуществляется на основе равноправного партнёрства. 

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

57. Укажите основные направления внедрения практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена?

Основные направления внедрения практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена включают в себя участие работодателя в: 

- разработке нормативно-правовой и учебно-программной документации, регламентирующей деятельность педагогического коллектива и работодателя в повышении качества  профессиональной подготовки; 

- планировании, организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса; 

оценке результативности учебно-воспитательного процесса; 

- повышении квалификации педагогических работников путем предоставления базы для стажировок; 

- профориентационной работе. 

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

58. В чем может проявляться результативность внедрения практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена?

Результативность внедрения практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена определяются критериями: 

- наличие единой нормативно-правовой основы функционирования производственно-образовательной среды; 

- повышение качества профессиональной подготовки обучающихся и педагогов; 

- совершенствование технологий профессиональной подготовки обучающихся; 

- модернизация материально-технической  базы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС СПО; 

- создание условий для качественной реализации ООП по подготавливаемым профессиям и специальностям;

- обеспечение гарантированного трудоустройства выпускников  на предприятии; 

- наличие единой системы мониторинга качества подготовки обучающихся.  

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

59. Каковы основные задачи организации и проведения дуального обучения студентов образовательной организации на предприятиях?

Основные задачи организации и проведения дуального обучения студентов образовательной организации на предприятиях:

- комплексное освоение студентом всех видов профессиональной деятельности в рамках специальности/профессии, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта;

- повышение уровня профессионального образования и профессиональных навыков выпускников образовательной организации;

- координация и адаптация учебно-производственной деятельности образовательных организаций к условиям производства на предприятии.

Киселева Ю.С. - методист ОПМСПО ЦНПО

 

60. Каким образом должна осуществляться организация и проведение дуального обучения студентов образовательных организаций на предприятиях?

Организация и проведение дуального обучения на предприятиях области регламентируется:

- Положением об организации дуального обучения студентов профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования;

- программой дуального обучения, рабочим учебным планом по программе, годовым календарным графиком учебного процесса, планом мероприятий по обеспечению образовательного процесса, приказами;

- договорами о сетевом взаимодействии в реализации дуального обучения между предприятиями и образовательными организациями;

- ученическими договорами о дуальном обучении между студентом, образовательной организацией и предприятием.

Киселева Ю.С. - методист ОПМСПО ЦНПО

 

61. Какие функции выполняет профессиональная образовательная организация в случае реализации практико-ориентированной дуальной модели обучения?

Профессиональная образовательная организация в случае реализации практико-ориентированной дуальной модели обучения:

- разрабатывает совместно с предприятием положение о дуальном обучении;

- составляет и подписывает ежегодный договор о сетевом взаимодействии в реализации дуального обучения с предприятием.

Совместно с предприятием:

- разрабатывает модульные образовательные программы и учебно-методические комплексы к ним, включая программы практик на предприятии и оценочные средства, рабочий учебный план по Программе, годовой календарный график учебного процесса, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса;

- организует и контролирует самостоятельную работу, выполнение дневника студентов;

- согласует с предприятием сроки проведения дуального обучения и списочный состав студентов, направляемых на предприятие;

- организует заключение ученических договоров о дуальном обучении между студентом и предприятием;

- издает приказы об организации дуального обучения, о направлении студента предприятие, закреплении за каждой группой студентов кураторов (мастеров производственного обучения или преподавателей);

- обеспечивает реализацию программы дуального обучения;

- несёт ответственность за получение студентом в полном объеме образования

- несет ответственность за соблюдение студентами действующих устава, правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, жизнедеятельности и пожарной безопасности и иных локальных актов, предприятии, требований по использованию имущества предприятия;

- обеспечивает выполнение студентом указаний мастера производственного обучения, преподавателя, наставника, касающихся процесса обучения и производственного процесса;

- обеспечивает выполнение куратором (мастером производственного обучения или преподавателем) программы дуального обучения, модульных образовательных про-грамм учебных и профессиональных модулей, должностной инструкции и обязанностей (в том числе по заполнению журнала учета про водимых занятий, контролю за ведением дневника студента, систематическому внесению данных об успеваемости студента в журнал практических занятий и дневник производственной практики);

- организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций по профессии/специальности в соответствии с образовательными стандартами и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей студентов, освоенных им в процессе дуального обучения, проводит промежуточную и итоговую аттестацию студентов, в том числе производственный экзамен;

- обеспечивает учет результатов освоения программы дуального обучения при итоговой аттестации студента;

- представляет согласованный с предприятием ежегодный отчёт о про ведении дуального обучения за прошедший учебный год.

Киселева Ю.С. - методист ОПМСПО ЦНПО

 

62. Какие функции выполняет Предприятие в случае реализации практико-ориентированной дуальной модели обучения?

Предприятие:

- заключает ежегодный договор о сетевом взаимодействии в реализации дуального обучения с образовательной организацией;

- совместно с образовательной организацией разрабатывает и утверждает программу дуального обучения в соответствии с профессиональными стандартами, рабочий учебный план по профессии/ специальности, годовой календарный график учебного процесса, программу производственной практики, план мероприятий по обеспечению образовательного процесса;

- согласует сроки про ведения дуального обучения и списочный состав студентов, направляемых на дуальное обучение;

- принимает студентов на обучение в количестве и в сроки, согласованные с образовательной организацией;

- заключает ученические договоры о дуальном обучении со студентом;

- знакомит студентов с Уставом, правилами внутреннего распорядка, санитарными, противопожарными и иными общеобязательными нормами и правилами, с условиями получения образовательного займа от предприятия на конкурсной основе, возможностями трудоустройства на предприятии;

- закрепляет за каждой группой студентов (студента) наставника из числа наиболее квалифицированных специалистов (рабочих) для обучения их практическим знаниям и приёмам в работе по каждому направлению про граммы дуального обучения;

- обеспечивает реализацию программы дуального обучения на предприятии и создает условия для проведения дуального обучения;

- обеспечивает студентов на период проведения дуального обучения доставкой на предприятие, питанием, специальной одеждой (формой) по действующим нормативам, средствами производства, расходными материалами, проживанием (при необходимости);

- сообразно целям и задачам дуального обучения обеспечивает студентам доступ к практическим материалам и процессам за исключением информации, составляющей охраняемую законом тайну;

- обеспечивает безопасные условия прохождения дуального обучения для студентов на предприятии, отвечающие санитарным правилам, требованиям охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности;

- обеспечивает выполнение наставником программы дуального обучения, в том числе программы производственной практики, должностной инструкции и обязанностей (в том числе по организации участия студентов в производственном процессе, проведению инструктажа со студентами);

- совместно с образовательной организацией организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студентов, освоенных им в процесс е дуального обучения профессии (специальности) в соответствии с образовательными стандартами и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей;

- организует и проводит квалификационный производственный экзамен, возглавляет комиссии по присвоению квалификации студентам по рабочей профессии;

- согласовывает ежегодный отчёт образовательной организации о проведении дуального обучения за прошедший учебный год.

Киселева Ю.С. - методист ОПМСПО ЦНПО

 

63. Возможно ли начать реализацию программ дуального обучения студентов со 2-3 курсов?

Да, это возможно. Регламентируется договором о сотрудничестве между профессиональной образовательной организацией и организацией работодателей. Одним из пунктов договора является описание условий и порядка осуществления образовательной деятельности в рамках договора, в том числе, распределение между организациями выполняемых ими обязанностей при реализации программы (или ее части), перечень ресурсов, которые будут использоваться каждой организацией в ходе выполнения договора; порядка организации академической мобильности обучающихся, то есть их перехода из одной организации в другую на определенный период времени.

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

64. Каким образом осуществляется промежуточная аттестация студентов в случае реализации практико-ориентированной дуальной модели обучения?

Промежуточная аттестация студентов носит «плавающий» характер. Экзамен проходит после завершения профессионального модуля. Возможны варианты проведения процедуры экзамена (по принципу «здесь и сейчас»; защита проекта; защита и (или) экспертная оценка портфолио студента). Ее выбор зависит от специфики профессии, специальности и конкретного профессионального модуля. Необходимо провести анализ необходимых условий и ресурсов для проведения экзамена.

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

65. Как организована практическая часть экзамена по профессиональному модулю в случае реализации практико-ориентированной дуальной модели обучения?

Теоретические и практические задания для аттестации по профессиональному модулю, для оценки результатов обучения составляет совместная рабочая группа экспертов от профессиональной образовательной организации и организации работодателей. Практическая часть экзамена может проходить в рамках производственной практики. При этом необходимо обеспечить экспертную оценку выполнения студентом определенного задания с оформлением соответствующего протокола, который войдет в состав портфолио студента.

Киселева Ю.С. - методист ОПМСПО ЦНПО

 

66. Кто входит в экзаменационную комиссию в случае реализации практико-ориентированной дуальной модели обучения?

В экзаменационную комиссию входят представители профессиональной образовательной организации (именно она несет ответственность за организацию аттестации), представители организации работодателей. Желательно предусмотреть «эффект независимости» - включить в состав комиссии преподавателей, мастеров производственного обучения колледжа и наставников на производстве, которые не обучали именно этих студентов.

Костоломова М.К. - методист ОПМС ПО ЦНПО

 

67. Как организуется работа студентов над курсовыми работами и дипломными проектами в случае реализации практико-ориентированной дуальной модели обучения?

Тематика курсовых, дипломных связана с конкретными технологическими, производственными процессами, видами работ конкретного предприятия и программами профессиональных модулей ОПОП. Тематика разрабатывается совместно профессиональной образовательной организацией и организацией работодателя. Руководство курсовыми и дипломными работами осуществляется как преподавателями колледжа, так и работниками (наставниками) предприятий. Защита также проходит при комиссии, в состав которой входят представители обеих организаций, при этом должны быть приглашены независимые (не обучавшие и не руководившие работами, проектами) эксперты. Все особенности организации этой работы закрепляются локальными нормативными правовыми актами образовательной организации.

Киселева Ю.С. - методист ОПМСПО ЦНПО

 

68. Назовите оптимальное (рекомендуемое) число закрепленных студентов за одним Наставником от Предприятия в ходе реализации практико-ориентированной дуальной модели обучения?

При ответе на данный вопрос нужно обратить внимание на следующее: на предприятии должен быть создан учебный центр (производственно-учебное подразделение). В этом подразделении работают разные по своему функционалу и уровню педагогической подготовки сотрудники. Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников. Можно разделить наставников на тех, кто непосредственно обучает и тех, кто организовывает процесс обучения, взаимодействует с другими организациями, в том числе образовательными.

Костоломова М.К. - методист ОПМС ПО ЦНПО

 

69. Какие обязанности выполняет Наставник-организатор обучения на предприятии при реализации практико-ориентированной дуальной модели обучения?

Наставник-организатор обучения на предприятии может проводить вводные занятия, практические занятия, аналогичные занятиям в колледже, с группой студентов (10-15), а затем они расходятся по рабочим местам, где у каждого из них есть свой наставник. Это идеальный вариант. Если это невозможно, то желательный вариант - 2-3 студента на одного наставника. При этом педагогическая и методическая подготовка таких наставников минимальна (базовая). С ними также взаимодействует наставник-организатор из образовательной организации и помогает грамотно организовать обучение студентов.

Киселева Ю.С. - методист ОПМС ПО ЦНПО

 

70. В чем состоит значение практико-ориентированная (дуальная) модель подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена?

Практико-ориентированная (дуальная) модель подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена:

- обеспечивает плавное вхождение выпускников в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой;

- позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе; 

- формирует социальную компетентность,  ответственность; 

- предоставляет обучающимся прекрасные возможности для управления собственной карьерой. 

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

71. Почему дуальная модель на сегодняшний день признана самым эффективным инструментом подготовки квалифицированного специалиста?

Следует отметить, что в плане подготовки квалифицированного специалиста  дуальная модель на сегодняшний день признана самым эффективным инструментом, где практика преобладает над теорией. Кроме того, у этой системы есть ещё ряд преимуществ. Находясь на реальном рабочем месте обучающиеся в ходе практического обучения получают:

- возможность сопоставить свои ожидания и реалии будущей профессиональной деятельности;

- раньше проходят профессиональную адаптацию, т.е. осваивают новую роль и  умение самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность;

- происходит более ранняя профессионализация, т.е. они учатся квалифицированному выполнению различных видов работ и вырабатывают профессиональное мастерство.

Следовательно, в ходе профессиональной подготовки по практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, приходя на производство, обучающиеся усваивают необходимые им в будущей трудовой деятельности нормы профессиональной, трудовой этики и профессиональной культуры. Отметим, что введение практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена дуальной даёт существенные преимущества как для работодателя, так и для учебного заведения. Решается главная задача - выпускаются квалифицированные рабочие, специалисты, знающие, что они умеют и что могут предложить работодателю.

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

72. Каков эффект от внедрения практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена для развития региона?

Эффект от внедрения практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена:

1. Повышение инвестиционной привлекательности регионов России за счет подготовки рабочих кадров, отвечающих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования.

2. Значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования.

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

73. Проведение какого комплекса мероприятий предполагается в ходе организации практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена?

Из целей и задач организации практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, определяется проведение комплекса мероприятий: 

1. Определение условий организации практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, включая кадровые, методические, информационные, материально-технические условия.

2.  Разработка критериев отбора предприятий по наибольшей готовности к реализации задач практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

3. Составление программы организации дуального обучения с учетом учебных планов образовательных организаций и разработанных ими программ дуального обучения.

4. Определение требований к испытаниям (аттестации) обучающихся на соответствие их подготовки ожидаемым результатам.

5. Определение требований к ресурсному обеспечению, включая требования к учебно-методическому, информационному, кадровому обеспечению, материально-техническим и финансовым условиям.

6. Разработка порядка контроля и критериев эффективности реализации образовательных программ практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена посредством специального мониторинга.

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

74. С целью реализации образовательных программ дуальной модели обучения профессиональными образовательными организациями каким образом осуществляется/ проводится отбор предприятий?

Для реализации образовательных программ дуальной модели обучения профессиональными образовательными организациями проводится отбор предприятий в соответствии с перечнем обязательных требований, соблюдение которых позволяет учебному заведению определить выбор их в качестве «пилотных» площадок для реализации практического обучения, именно те предприятия, которые характеризуются высоким экономическим статусом и максимально готовы к внедрению дуального обучения:

- градообразующие предприятия,

- имеют длительный горизонт планирования,

- с высокотехнологичным производством, 

- представительства крупных западных компаний.

Для получения достоверных данных по критериям предприятий, которые могут быть включены в процесс дуального обучения, возможно организация анкетирования работодателей и формирование на основе анализов анкет базу данных, характеризующую условия, ресурсное обеспечение и готовность к сотрудничеству по реализации дуального обучения в отбираемых согласно критериям предприятиях. Форма измерения критерия на основе данных анкет устанавливается образовательной организацией самостоятельно.  На основании критериального отбора предприятий, ПОО принимает решение о возможности участия предприятия в реализации сетевых образовательных программ дуального обучения подготовки рабочих кадров и специалистов с использованием ресурсов предприятий.

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

75. Какие можно выделить критерии отбора предприятий, в которых может быть организовано дуальное обучение?

Выделяют критерии отбора предприятий, в которых может быть организовано дуальное обучение:

1. Профиль предприятия, соответствующий направлениям подготовки в образовательной организации.

2. Инновационная активность предприятия.

3. Технологическое перевооружение производства.

4. Использование новых технологий организации производства.

5. Наличие условий для внедрения  дуального обучения.

6. Наличие кадров, готовых выполнять функцию наставников в процессе дуального обучения.

7. Готовность направить потенциальных наставников на обучение.

8. Готовность заключить с профессиональной образовательной организацией  и студентом договор о сотрудничестве по дуальному обучению при подготовке рабочих кадров и специалистов.

9. Готовность выплачивать стипендию или заработную плату обучающимся согласно договору о сотрудничестве по дуальному обучению при подготовке рабочих кадров и специалистов.

10. Опыт работы по разработке и внедрению образовательных программ и профессиональных модулей подготовки рабочих кадров и специалистов совместно с образовательными организациями. 

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

76. Какие выделяют условия проведения практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена?

Условия проведения практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена (дуального обучения) включают кадровые, методические, информационные, материально-технические, финансовые условия.

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

77. Какие условия  обеспечения кадрами проведения дуального обучения предполагают требования к ресурсному обеспечению в ходе проведения практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена (дуального обучения) в ПОО?

Условия  обеспечения кадрами проведения дуального обучения предполагают требования к ресурсному обеспечению проведения практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена (дуального обучения) в ПОО:

1. Участие в организации дуального обучения преподавателей, мастеров производственного обучения, наличие профессионального образования, соответствующего профилю профессии или специальности. 

2. Наличие опыта деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. 

3. Владение образовательными технологиями формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся, а также технологиями оценивания компетентностных образовательных результатов.

4. Участие в организации дуального обучения наставников - представителей предприятия, наличие профессионального образования, соответствующего профилю профессии или специальности и кратковременной подготовки по методикам наставничества.

Иванычева Т.А. - начальник отдела ПМСПО ЦНПО

 

78. Какие предполагаются требования к ресурсному обеспечению - осуществления методического сопровождения, в ходе проведения практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена (дуального обучения) в ПОО?

Требования к ресурсному обеспечению проведения практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена (дуального обучения) в ПОО в отношении методического сопровождения:

- наличие и функционирование банка данных, аккумулирующего учебно-методические комплексы, разработки и рекомендации;

- мультимедийные материалы,

- описания образовательных технологий реализации модульно-компетентностного подхода.

Киселева Ю.С. - методист ОПМС ПО ЦНПО

 

79. Каков порядок контроля организации практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена?

Порядок контроля организации практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена (дуального обучения) может быть реализован по алгоритму:

1. Реализация программы организации дуального обучения,

2. Реализация условий и требований к ресурсному обеспечению.

3. Реализация требований к испытаниям (аттестации) обучающихся по дуальной форме на соответствии их  подготовки ожидаемым результатам

Киселева Ю.С. - методист ОПМС ПО ЦНПО

 

80. Каковы мероприятия контроля организации практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена включающие этап реализации программы организации дуального обучения?

Этап реализации программы организации дуального обучения, включает мероприятия:

- разработка локальных актов, регламентирующих реализацию дуального обучения; 

- информирование предприятий о схеме проведения дуального обучения по сетевым образовательным программам;

- разработка организационных механизмов дуального обучения по сетевым образовательным программам; 

- создание рабочей группы по обеспечению организационных мероприятий, мониторинга, координации и контроля реализации дуального обучения.   Организация и обеспечение деятельности рабочей группы; 

- разработка инструментария для проведения мониторинговых исследований хода дуального обучения;

- реализация сетевых образовательных программ дуального обучения.  

- проведение мониторинговых исследования;

- осуществление контроля хода реализации дуального обучения;  

- подготовка аналитических материалов о ходе дуального обучения;

- проведение инструктивных совещаний и консультаций по вопросам дуального обучения.   

Киселева Ю.С. - методист ОПМС ПО ЦНПО

 

81. Каковы мероприятия контроля организации практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена включающие этап реализации условий и требований к ресурсному обеспечению?

Мероприятия контроля организации практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена включающие этап реализации условий и требований к ресурсному обеспечению включают:

- анализ ресурсов, необходимых для реализации и мониторинга процессов, выделение дополнительных ресурсов при необходимости;

- обеспечение кадрами проведения апробации;

- осуществление методического сопровождения хода апробации;

- оптимальное использование материально-технической базы;

- финансовое обеспечение.

Киселева Ю.С. - методист ОПМС ПО ЦНПО

 

82. Каковы мероприятия контроля организации практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена включающие реализацию требований к испытаниям (аттестации) обучающихся по дуальной форме на соответствии их  подготовки ожидаемым результатам?

Реализация требований к испытаниям (аттестации) обучающихся по дуальной форме на соответствии их  подготовки ожидаемым результатам:

- ознакомление обучающихся с регламентами и технологиями оценочных процедур; 

- разработка форм и методов текущего контроля;

- разработка форм и методов промежуточной аттестации;  

- соответствие форм и методов текущего контроля требованиям компетентностного формата оценивания результатов;

- соответствие форм и методов промежуточной аттестации требованиям компетентностного формата оценивания результатов;

- соответствие форм и методов итоговой аттестации требованиям компетентностного формата оценивания результатов;

- проведение текущего контроля;

- проведение промежуточной аттестации;

- проведение итоговой аттестации.

Киселева Ю.С. - методист ОПМС ПО ЦНПО

 

ТОГИРРО