Первый учитель: как строить отношения?

Во взаимодействии учителей и родителей нередко возникают сложные ситуации. При этом каждая из сторон отстаивает свои интересы, своё право, своё понимание ситуации и проблемы.

В конфликте родителей и учителя (школы) или, наоборот, учителя и родителей у каждого свои весомые и значимые аргументы и, как правило, одна позиция - «ради ребёнка». К сожалению, представление о том, что такое «благо» для ребенка, тоже сильно различается.

Чтобы ваша первая встреча с учителем и все последующие прошли успешно, необходимо:

-    настроиться позитивно;

-    договориться о времени встречи заранее;

-    чётко определить цели встречи;

-    спокойно и аргументированно изложить свою точку зрения;

-    продумать и записать свои вопросы к учителю, аргументы, позицию.

Создаем настрой

Если предыдущий опыт общения с учителем у родителей был неудачным, то скорее всего он повлияет на неизбежную конфронтацию, создавая неблагоприятную основу для общения родителя и учителя.

Школьник оказывается меж двух огней: взаимные претензии и требования исключают возможность объединения усилий в помощи и поддержке ребенка.

Тем важнее эффективное взаимодействие между родителями и учителем. Для этого сначала нужно настроиться на позитивное и доброжелательное общение.

Правила хорошего тона

Первая личная встреча во многом определяет характер будущего взаимодействия. Есть педагоги, которые сами назначают такие встречи, считая необходимым лично пообщаться с каждым родителем, но нередко всё ограничивается общим родительским собранием.

Как бы ни было, родителям не стоит приходить на встречу без договорённости в надежде на то, что учитель обязательно найдёт время для беседы. У него могут быть свои планы, свои дела, более того, он имеет полное право отказать (корректно и доброжелательно) и согласовать с родителями другое время. При этом и родители не должны неоднократно просить о встрече, добиваться её. Им должна быть предоставлена такая возможность.

Казалось бы, пустяк - несогласованная встреча, но отказ, как правило, заканчивается обидой. Можно сделать короткий звонок, написать SMS или письмо на электронную почту с просьбой о встрече, или просто передать записку. Важно определить цель: «просто поговорить», «выяснить отношения», «предъявить претензии» или «обсудить проблемы ребенка». Чаще родители рассказывают о своих эмоциях - что расстраивает, огорчает, тревожит. Такой разговор может быть длительным и непродуктивным.

Учитель - не психотерапевт, поэтому важно говорить не о себе, а о ребенке, его достижениях и проблемах, удачах и неудачах, хорошо понимая, какой помощи вы ждёте от учителя, о чём хотите его попросить, какую информацию о ребёнке считаете обязательным сообщить. Это особенно важно при первых встречах в 1-ом классе, когда учитель только знакомится с детьми, ищет варианты взаимодействия и работы с ними, ещё не знает их особенностей.

О пользе подробностей

Родители часто задают вопрос: стоит ли рассказывать учителю об особенностях ребенка, его эмоциональном статусе, интересах, состоянии здоровья и прочих подробностях?

Это полезно сделать, особенно в первые недели обучения. Такая информация нередко помогает учителю избежать ошибок, вовремя помочь ученику и согласовать свои действия с тактикой родителей.

Если ребенок спокоен, у него нет жалоб, если школа не вызывает негативных эмоций, то, скорее всего, острой необходимости в личной встрече нет. Однако если вы отмечаете резкое изменение поведения и состояния первоклассника, если он жалуется («устал», «болит голова», «болит живот», «боюсь»), замкнулся или вы видите, что его что-то тревожит, постарайтесь разговорить ребенка, понять причины и обсудите ситуацию с учителем. В таких случаях личная встреча обязательна.

Когда точно нужно идти...

Бывает и так - родитель встречаться с учителем не очень хочет, но его приглашают в школу. Отказываться или оттягивать встречу не стоит, такое приглашение означает одно: у вашего ребенка возникла проблема, а школьные проблемы сами собой не решаются. И в то же время не стоит настраиваться на жёсткую защиту (разумеется, и учитель не должен выступать как сторона обвинения).

Что делать, если при встрече учитель высказывает своё недовольство учёбой или поведением ребенка?

Спокойно выслушайте педагога (даже если вы считаете, что он не прав), не торопитесь высказывать свою точку зрения. Выслушав, не стесняйтесь задать все интересующие вас вопросы, уточните всё, что вызывает сомнение. Спокойный тон, внимание во взгляде и подчеркнутая вежливость помогут снять напряжение. Смягчить несогласие с позицией учителя и высказать своё мнение помогут такие обороты: «Я готов согласиться с Вами, но...», «Я разделяю Ваше мнение, однако...», «Я согласна с Вами, и всё же...».

Важно, чтобы в вашем мнении были чёткие аргументы, а не оценка эмоционального состояния, поведения или личности учителя. Обязательно обсудите возможные варианты решения проблемы, спросите, что об этом думает учитель, что посоветует.

В ответ на жалобы учителя родителям не стоит клеймить позором собственного ребенка. Во-первых, это может осложнить его жизнь, так как позволит учителю утвердиться во мнении: «Даже родители не справляются с этим ребенком». Во-вторых, учитель невольно теряет доверие к вашим возможностям влиять на ситуацию. Речь учителя с «выплеском» своих эмоций и упрёков в адрес родителей можно остановить вопросом: «Как вы считаете, что мы вместе можем сделать, чтобы изменить ситуацию?» Эти слова, сказанные спокойно и заинтересованно, могут изменить и тональность разговора и его содержание.

Увы, не всегда встреча заканчивается взаимной благодарностью. Кстати, простое «спасибо» нередко снимает напряжение и создаёт благоприятную почву для следующих встреч. Вы можете быть не очень довольны разговором, огорчены и даже раздосадованы, но всё равно не обсуждайте и не критикуйте педагога при ребёнке. Для детей младшего школьного возраста позитивное отношение к учителю очень важно.

Если вы подготовитесь к встрече, то в ответ вас заинтересовано выслушают и будут готовы совместно найти решение проблемы для вашего ребенка.

 

(по материалам статьи М.М. Безруковой, д.б.н, профессора, академика РАО, директора Института возрастной физиологии РАО)

ТОГИРРО