Маршрут построен: Голышманово, Ишим, Тюмень

«Учительская газета», №31 от 1 августа 2017 года.  Ирина Димова

 

В Западной Сибири педагогические марафоны с участием победителей конкурса «Учитель года России» набирают новые обороты

Учебный год позади. Лето - время отдыха и возможность перевести дух, набраться сил для новых педагогических свершений. Но если к вам едет команда «пеликанов», чтобы поделиться своим опытом и мастерством, такое событие пропустить нельзя.          

Жизнь после конкурса

Несколько лет назад в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования (ТОГИРРО) в рамках послеконкурсного движения родилась идея проведения педагогических марафонов, основными участниками которых стали лауреаты и победители Всероссийского конкурса «Учитель года России». Тюменцы вместе с «Учительской газетой» формировали команды учителей, мы отправлялись в самые отдаленные районы области, порой в пределах 500 километров, переезжали из одной школы в другую, где проводили семинары, встречи, дискуссии, круглые столы по самым насущным и важным темам. Конечно, главным на них были мастер-классы учителей, прошедших через авторитетный профессиональный конкурс, тех, кто стал обладателями главного его приза - Хрустального пеликана, получили заслуженное признание и уважение. В этом и есть ценность конкурса, его назначение - в продолжении профессионального общения с коллегами, которое, несомненно, дает ощутимые результаты в их повседневной учебной деятельности. Такой формат, рассчитанный на профессиональный рост учителя, оказался весьма востребованным, распространился по многим российским городам и субъектам, прочно вошел в практику подавляющего большинства институтов, отвечающих на региональном уровне за повышение учительской квалификации. Все это, к счастью, не ограничилось одной-двумя акциями, не стало данью моды, а переросло в серьезную программу, направленную на творческое развитие педагогов области.

Не так давно, по результатам исследования Института развития образования НИУ ВШЭ «Индекс инновационной образовательной экосистемы регионов России», представленным на Петербургском международном экономическом форуме-2017, Тюменская область вошла в Топ 10 инновационных регионов, заняв после Москвы второе место. Более того, институт в этом году стал лауреатом национального конкурса «100 лучших образовательных учреждений Российской Федерации»-2017. Очевидно, что при наличии всех других причин такого успеха системная и все чаще неформальная по содержанию и структуре работа с педагогическими кадрами, которую многие годы ведет ТОГИРРО, несомненно, повлияла на результаты. За последние годы в самом институте и в самых отдаленных районах области представляли свое мастерство мэтры Всероссийского конкурса «Учитель года» 90-х Артур Заруба (1992), Олег Парамонов (1993), Михаил Нянковский (1994), Екатерина Филиппова (1996), победители нового века Анна Мехед (2007), Михаил Случ (2010), Александр Демахин (2012), Вита Кириченко (2012), Сергей Кочережко (2015). Обладатели малых пеликанов, лауреаты конкурса также побывали здесь в разные годы: филолог из Самарской области Людмила Баринова (1999), физик из Подмосковья Вадим Муранов (2009), историк из Москвы Владимир Кружалов (2009), биолог из Владимирской области Сергей Циклов (2002). Многие другие яркие педагоги демонстрировали в области свое педагогическое мастерство.

Да и сама Тюменская область может гордиться своими успехами на федеральном уровне. Филолог Марианна Чуйкова стала лауреатом всероссийского финала в 2003 году, Владимир Никляев, учитель МХК 70-й школы Тюмени, - в 2004-м. Ольга Ковалева, учитель русского языка и литературы из этой же школы, в 2006 году вошла в число «пятерки» победителей на конкурсе «Учитель года России». Такой же титул победителя получили физик из Тюмени Дмитрий Коляденко в 2012 году, физик из Голышманово Александр Смолин в 2014-м. В 2008 году малый пеликан оказался в руках филолога Ольги Володиной. Лауреатами финала Всероссийского конкурса стали также историк Константин Лупиков (2009), Ольга Редина, учитель русского языка и литературы из 1-й гимназии Тюмени (2010), и информатик Дмитрий Новиков (2013). А сколько талантливых и незаурядных финалистов открыл этот конкурс: математик Анатолий Кугаевский из Тобольска, информатик Олег Цвырко из Ишима, кандидат физико-математических наук - гордость области, педагоги, ученики которых не раз становились победителями олимпиад на самых высоких уровнях!

Сегодня они составляют актив ТОГИРРО. Когорта творческих людей, живая педагогика! Семинары, тренинги, марафоны с мастер-классами все чаще проводятся с их участием. Пройдя через конкурс, они остались в нем. Всегда в поиске новых идей, подходов педагоги продолжают расти профессионально и помогают в этом своим коллегам, а главное - дают хорошее образование своим ученикам.

Каждый день - открытие нового

На сей раз маршрут лежал на юг Тюменской области. Ранний приезд в назначенное место. Первая остановка - в сельском поселении Голышманово, расположенном более чем в 200 км от Тюмени. Мы в здании просторной, современной школы №2, в которую приехали педагоги из самого района и близких к нему сельских школ. Марафон проходил накануне большого действа, которое в Голышманово проводится третий год. Слава о нем пошла по всем городам и весям, и, едва вступив на эту землю, мы почувствовали дыхание предстоящего народного праздника на селе. Шарохинский фестиваль в Голышманово представляет сибирских мастеров, обычаи предков. Он словно реконструирует быт и обряды народов Сибири. Здесь и певцы, и танцоры, и богатыри, и народные костюмы. И ярмарочные ряды с творениями из глины, дерева, шерсти, металла, бересты, стекла, камня, тканей. Назван фестиваль в честь талантливого музыканта Леонида Шарохи. Односельчане помнят и любят своего земляка.

Ишим - наш следующий этап, и мы в старинном сибирском городе, начало которого было положено в 1687 году. Расположен на левом берегу реки Ишим (приток Иртыша), а его исторический центр с высоты птичьего полета похож на Чудо-юдо рыбу-кит. Вот уж действительно чудо! Родина Петра Павловича Ершова, поэта, прозаика, автора самой русской литературной сказки «Конек-Горбунок». Как не побывать в промежутке между мастер-классами и выступлениями, которые проходили в киноконцертном зале города, в культурном центре П.П.Ершова, не пройтись по другим знаковым местам, связанным с этой удивительной личностью! Многие ли знают, что после появления на свет «Конька-Горбунка» Александр Сергеевич Пушкин произнес: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Какая удача - узнать о других талантах и деяниях сибирского сказочника, о его  красивой, непростой, наполненной смыслом жизни, посвященной литературе, общественному служению. Масштаб личности поэта огромен. Значительная роль в создании сибирской журналистики,  цензор, редактор «Тобольских губернских ведомостей». Занимался переводами, переписал вручную к 1854 году книги Ветхого Завета. Получив чин статского советника (этому чину в России того времени соответствовали должности вице-губернаторов), Петр Павлович был директором училищ Тобольской губернии и директором губернской гимназии.

Тюмень, которая в 2015-2016 годах признана городом с самым высоким качеством жизни в России (а ведь когда-то шутили, называя ее столицей деревень), встретила марафон в областной Думе, где более 300 учителей из ближайших районов области приехали на встречу с титулованными педагогами. Ольга Ройтблат, ректор ТОГИРРО, доктор педагогических наук, народный учитель РФ, прямо скажем, мотор и двигатель тюменского учительства, задала, как обычно, нужную тональность и деловой подход, сопровождая выступления марафонцев профессиональными суждениями и комментариями. Поразило и то, что практически весь день с учителями работал Виктор Рейн, заместитель областной Думы, активно включаясь в диалог со слушателями. Браво депутату!

Сценическая педагогика

Чем же удивляли и что на сей раз предложили своим коллегам экс-конкурсанты разных лет? Будучи крепкими профессионалами в своих дисциплинах, они, что характерно и для всех творческих педагогов, особенно прошедших через конкурс, каждый раз выходили за пределы узкопредметной области, четко ставя цель перед собой и аудиторией, с которой работают.

Олег Парамонов посвятил мастер-класс недавно ушедшему от нас Евгению Евтушенко. Поэту, подчеркнул он, были доступны и тонкая лирика, и глубокая философия, и яркая публицистика, и яростная сатира. Он обладал уникальным даром бытовые жизненные ситуации делать достоянием подлинной поэзии. К тому же он был настоящим гражданином, глубоко любившим свою Родину. «Граждане, послушайте меня...» - с такой темой титулованный педагог Олег Парамонов представлял его на сценах, в аудиториях, в школах, концертных залах Ишима, Голышманово, в областной Думе, когда «десант» прибыл в Тюмень. Прекрасно владея материалом, зная огромное количество стихов поэта, Парамонов-педагог читал его стихи ярко и выразительно. Вспоминал о том, что они встречались и на последней из встреч поэт написал ему в своей сборнике такие слова: «Олегу Парамонову, моему брату-учителю. Евгений Евтушенко». А ведь и самого его можно назвать учителем, ведь его труд по созданию «Антологии отечественной поэзии от «Слова о полку Игореве» до нынешних дней» и есть тому подтверждение. Не только большой поэт, но и великий просветитель. Публикуя избранные произведения российских поэтов, издатель Евтушенко не только сопроводил их своими блистательными комментариями, но и собственными стихами. Она должна, считает Парамонов, занять почетное место в каждой школьной библиотеке. И как Парамонов-поэт, он прочитал учителям свое стихотворение, посвященное Евгению Евтушенко:

Был я с ним одной группы крови,

Обучая детей неистово,

В методически правильной школе

Без методик и методистов...

Евгений Евтушенко умер 1 апреля в США, где в последние годы преподавал в университете, часто приезжая на Родину в Россию. Там его отпели, а ровно через десять дней состоялось отпевание уже в Москве. Похоронили его в Переделкино рядом с Борисом Пастернаком. Такова была воля поэта.

На стыке разных дисциплин, порой, казалось, несовместимых, свой мастер-класс провел Артур Заруба и показал, как связаны между собой музыка и математика, искусство и наука. Теория, математические закономерности, о которых он говорил, каждый раз находили яркое подтверждение в музыкальных примерах, а выдвинутые гипотезы этих связей воплощались в виртуозной игре на инструменте. Слушатели реагировали эмоционально и восторженно, откликаясь на высокое мастерство учителя. Олег Смолин, учитель физики из голышмановской школы №1, который связал свой предмет со сказками и даже с творчеством Владимира Высоцкого, и его коллега Евгений Квасов, показавший на сцене оригинальные опыты и технологии, также вызвали неподдельный интерес и удивление публики.

Кино и дети

А вот Ольга Смолина, учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры из этой же школы, которая стала лауреатом конкурса «Учитель года Тюменской области»-2015, и Петр Агеев, учитель немецкого языка из Тюмени, также лауреат конкурса в 2013-м (второе место), показали возможности использования киноискусства в учебном процессе.

Учителя литературы (и не только) используют на уроках фрагменты кинопроизведений. Но когда именно (перед, во время или после прочтения литературного произведения) нужно это сделать, чтобы не лишить ребенка свободы выбора? Именно так назвала свой мастер-класс филолог по полихудожественному развитию детей на уроках литературы - «Свобода выбора». Участники работали с литературными произведениями «Тарас Бульба», «Идиот», «Мастер и Маргарита» и их экранизациями. При помощи эксперимента выяснили, что кинематографический образ вытесняет литературный, если последний не закреплен в сознании ученика во время внимательного прочтения и анализа книги. Учитель сравнил литературное произведение со свечой, а экранизацию - с электрической лампочкой. И то и другое должно быть в нашей жизни, но чего будет больше - каждый свободен в своем выборе. Применив понятие «кинопедагогика», Петр Агеев сделал другой акцент в теме. Начал с цитаты Альфреда Хичкока о том, что «кино - это жизнь, из которой вырезано все скучное», и показал, как оно может послужить установлению диалога между учеником, учителем и родителем. Он сумел убедить слушателей, что кино тоже текст, у которого есть автор, желающий что-то сказать. Чтобы понять человека, стоящего за текстом, нужно понять киноязык - как делается фильм, зачем мне надо его смотреть, суметь расшифровать этот текст. Кино - многоуровневый текст, включающий в себя знание многих текстов. Главное, чтобы у ребенка возникали вопросы, чтобы шел поиск. Обсуждение фильма может быть переведено на личностные проблемы, на мировоззренческий уровень. Дискуссионный клуб - это очень интересная форма для юношества. К письменному тексту мы привыкли с детства, а текст кино только учимся понимать. В результате Петр пришел к выводу: чтобы воспитывать, необходимы два фактора - хорошее кино и хороший педагог, и рассказал о том, что для достижения этих целей в его школе был создан учительский киноклуб. Всем педагогическим коллективом они смотрят авторское кино, проводят обсуждение, вместе вникают в суть и осваивают новые методы и приемы кинопедагогики.

Подарить ребенку радость творчества

 Об этом рассуждали педагоги на мастер-классе Елены Володиной. «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любопытство, а затем удовлетворять его», - говорил Анатоль Франс. Обсуждая, какие типы задач целесообразно использовать в образовательном процессе для пробуждения любопытства, поддержания познавательного интереса и развития творческих способностей детей, педагоги пришли к выводу, что это прежде всего задачи с несформулированным вопросом, с недостающими или избыточными данными, с несколькими решениями, задачи на дивергентное мышление, с меняющимся содержанием. В основе моделируемой учителем учебной ситуации должны быть познавательное противоречие, когнитивный диссонанс, - рассказывает автор, - который возникает при столкновении в сознании «встречных», логически противоречивых, взаимоисключающих знаний и представлений об одном явлении, объекте. И в этом смыслотворчестве педагог нередко сталкивается с феноменом фреймового мышления, которое имеет, как известно, двойственную природу. С одной стороны, в образовательном процессе не обойтись без использования фреймовых структур данных, предназначенных для представления неких стандартных, стереотипных ситуаций. На базе знакомства с фреймами (ведущая напоминает происхождение слова - от английского слова frams, что в переводе на русский означает «рамка», «каркас») рождаются новые представления о предметных связях и отношениях, «ответные» знания и открытия, формируются и относительно новые, нефреймовые структуры мышления. С другой стороны, известна определенная ограниченность, уязвимость и даже опасность фреймового мышления в становлении и развитии сознания растущего человека: в силу своей заданности, стереотипности фреймы блокируют понимание, изначально навязывая субъекту в процессе познания некую перцептивную и мыслительную схему. Глубокий и высококвалифицированный филолог Елена Николаевна, без пяти минут доктор наук, показывает на мастер-классе, что нужно сделать, чтобы ребенок автоматически не извлекал из глубин памяти конкретный фрейм и шаблоны восприятия явлений или предмета не огрубляли, не упрощали многогранную, многоцветную действительность. Альтернативой фреймовому мышлению выступает мышление диалогическое (М.М.Бахтин), для которого характерны изначальная ориентация на другого, смыслообразующая ситуация встречи, притяжения, соприкосновения или столкновения смыслов. Вот почему так важно, заключает она, предлагать учащимся для обсуждения на учебном занятии какой-либо парадокс, учить замечать и осмыслять противоречия, алогизмы, доверяться интеллектуальной и языковой догадке, интуиции, преодолевая привычку шаблонного, фреймового взгляда.

Эти способы стимулирования творчества практически осваивались в ходе мастер-класса на примере художественного мышления А.П.Чехова, в частности, на парадоксальности его оценок - людей, себя, своего творчества, которое он иронично величал «царапаньем» и «смереканьем», своих поступков (например, подвижнической поездки на остров-тюрьму Сахалин, куда отправился он «не ради одних только арестантов, а так, вообще», чтобы «вычеркнуть из жизни год или полтора», потому что «надо себя дрессировать», а он «стал уже лениться»). Или в контексте парадоксов веселого и остроумного воображения («Роскошь природа! Так бы взял и съел ее!» и т. д.), самого языкового мышления писателя («Природа удивительна до бешенства и отчаяния... Подлец я за то, что не умею рисовать» и др.).

Действительно, как заметил Чехов, скромный гений, «парадоксов друг»: «Кто испытал наслаждение творчеством, для того уже другие наслаждения не существуют...» Главный вывод ведущей: хотелось бы, чтобы в этом убедились наши дети, открывая мир и радость познания, творя собственную вселенную смыслов!

Не только лирики

 На педагогические марафоны приезжают учителя разных предметов, и публика в зале, как правило, неоднородная по составу. Здесь физики и лирики, педагоги и управленцы, работники детских дошкольных учреждений, психологи. В том и ценность, что на примере разных школьных дисциплин можно увидеть новые подходы, технологии, приемы работы, которые вызывают у детей интерес к процессу обучения, независимо от того, кто перед вами - литератор, музыкант или математик, биолог. Универсальный в этом отношении мастер-класс показал Евгений Саранчин, преподаватель биологии, кандидат биологических наук из Тюменского президентского кадетского училища, который в 2016 году занял первое место на региональном этапе конкурса «Учитель года Тюменской области»-2016, разделив его с математиком Максимом Трифоновым.

Он убежден, что в современном образовательном процессе использование интерактивной доски становится признаком профессионального уровня педагога. Структурировать работу на уроке с этим гаджетом, выделять и заострять внимание на отдельных этапах или элементах урока удается не всегда. Способность создать интригу, посеять удивление и интерес в начале урока - важное качество преподавателя. Значимым моментом становится этап актуализации знаний, что позволяет либо настроить обучающихся на весьма продуктивную работу за счет предельного интереса, либо разрушить внимание к теме занятия с самого начала. Автор наглядно показал, как на уроках биологии и природоведения, а также и в других предметных областях на этапе актуализации знаний применить приемы, удачные с точки зрения продуктивности, такие как «Общее и разное», «Выбери правильное», «Найди отличия», «Придай смысл», «Найди связь», «Расставь по порядку» и другие. В работе с интерактивной доской на этапе актуализации знаний Евгений использует около десяти различных приемов. Основу их составляет визуальная информация, основанная на логических связях. При подготовке к уроку преподавателю необходимо выбирать те, которые, на его взгляд, наиболее уместны для целеполагания и повышения мотивации. В силу своей простоты и яркости предложенные приемы могут использоваться независимо от возрастных и психологических особенностей детей.

ТОГИРРО