"Учитель! Перед именем твоим..." (о конкурсных испытаниях "Педагога года-2016")

 

Высоко дело учительства,

но и трудно оно.

Пословица

            Утро. Каким будет этот день для учителей? Всё ли у них получится? Много вопросов, волнений, переживаний. Но улыбки детей и доброжелательность коллег развеивают опасения. Всё получится!

            Прозвенел звонок на урок. Но учителя все нет. Где же он? Ученики переглядываются в недоумении. Но вот послышался шум ветра, и в класс влетела Мери Поппинс (Шевелева Татьяна Николаевна). "Хотите увидеть знаменитые часы Англии?" - спросила она у зачарованных учеников и предложила им путешествие. Туманный Альбион встретил гостей своими достопримечательностями: это и Лондонский мост, и музей часов, и Биг Бен. И везде нужно было успеть, а для этого надо хорошо ориентироваться во времени. Вот тут-то и пригодилось знание английского языка и умение формулировать вопросы. А Мери Поппинс подсказала детям несколько речевых формул, помогающих узнать, который сейчас час. Наши путешественники не хуже пунктуальных англичан оказывались в нужном месте в нужный час. Многое они сумели повидать и узнать благодаря доброй волшебнице. Но настал час расставания, и Мери Поппинс унес ветер перемен. Интересно, какие сны увидят сегодня дети?

            Третьеклассники не единственные, кто летал в этот день в Англию. Оказывается, группе туристов из России, направлявшейся на фестиваль, нужно было купить карнавальные костюмы и сувениры. Благо, что маршрут пролегал через Лондон - город, где все это можно приобрести. Шикарный лондонский магазин широко распахнул двери для покупателей. Чего здесь только не было! При желании вы могли стать Дедом Морозом и Наполеоном, латиноамериканским мачо и просто бабочкой.  Но ведь получить костюм можно, если у тебя есть деньги и ты умеешь вести диалог на английском языке.  Всему этому и учились ребята из 6 класса вместе с Череминовой Натальей Владимировной. Постепенно и методично овладевали ученики "премудростями" английской речи. А наградой им стали "купленные" сувениры, подарки, карнавальные костюмы и отличное настроение.

            Урок русского языка в 3 классе. Останина Ирина Васильевна задает ученикам вопросы на разных языках. Они удивленно на неё смотрят. Но то, что их о чем-то спрашивают, поняли сразу. А помогла им в этом интонация, которую они сразу же уловили. Некоторые даже догадались, какая тема урока их сегодня ожидает, но сформулировать ее смогли, выполнив ряд заданий: работа с карточками в группе, составление предложений, запись схемы, анализ лексического значения слова путем подбора однокоренных слов. В результате - самостоятельное формулирование темы,  цели и задач урока. Активность детей, их желание выполнить задание и содержательные ответы помогли сделать урок "живым", динамичным.

            Уроки, представленные конкурсантами, были такие разные, но все их можно объединить талантом учителя, его любовью к профессии, желанием показать школьникам всю красоту и прелесть учения. Вы можете подумать, что все учителя "на одно лицо". Вовсе нет! И мастер-класс это отлично продемонстрировал.

            Саранчин Евгений Павлович на уроках биологии делает акцент на использовании блок-схем, которые, по его мнению, учат школьников мыслить, рассуждать: через схемы они дают определения ключевым понятиям изучаемого материала, структурируют его, легко запоминают. А чтобы процесс этот был более эффективным, он делит детей на левополушарных и правополушарных и в соответствии с этим формулирует задание. В помощь ученикам и цветовая гамма иллюстративного материала, которая призвана, с одной стороны, не отвлекать от задач урока, с другой - психологически настраивать на выполнение задания. Е.П. Саранчин уверен, что схемы, рисуночно-идеографическое письмо, интеллект-карты как ничто иное не только способствуют развитию критического мышления школьников, умению видеть и понимать причинно-следственные связи, но и дает возможность для развития их коммуникативных умений и навыков, ведь схему нужно уметь прочитать. Сомневаться не приходится: учителя у  Евгения Павловича замечательные - В.Ф. Шаталов, П.М. Эрдниев, Т. Бьюзен.

            Булгаковой Ольге Валерьевне близок дух приключений, романтики, а потому она выбирает интерактивные формы работы с учениками, такие, как путешествие по материкам и океанам. В ходе "странствий" дети знакомятся с зарубежными и отечественными первооткрывателями, выбирают самый необходимый предмет в путешествии, размышляют над тем, что заставляет людей делать открытия, подчас подвергая себя опасности, рассказывают, на каком материке им хотелось бы жить и почему, дают ответы на вопросы викторины.  В конце пути можно и отдохнуть. На фоне песни "Как  прекрасен этот мир" мелькают слайды с изображением красивейших мест планеты, и ты понимаешь, как прекрасна Земля и как велик человек, подаривший нам эти открытия.

            Велимирович Светлану Сергеевну тревожит проблема сохранения русского языка, грамотной русской речи. Свою задачу она видит в воспитании подростков личностями, способными ценить, принимать и передавать культуру речи как часть русской культуры. А начать свою работу Светлана Сергеевна решила с родителей учеников. И объяснение нашлось очень простое и логичное: большую часть времени ребенок находится в семье, следовательно, то, как говорят (грамотно или безграмотно), он слышит и усваивает в семье. Конечно, на формирование грамотной языковой личности влияют разные факторы, но семья, как считает С.С. Велимирович, очень важный. Родители с удовольствием занимаются по разработанной Светланой Сергеевной методике: поют песенки, декламируют стихи, расставляют ударения в словах, читают специально подготовленные тексты с труднопроизносимыми словами. Но и это еще не все! Многие из них самостоятельно находят образцы неправильной речи и анализируют примеры.

            Шевелева Татьяна Николаевна за основу своей педагогической деятельности взяла коммуникативный аспект.  И это не случайно. Руководствуясь высказыванием Вольтера: "Много ключей к одному языку" - она решает на уроках поистине глобальные проблемы. Например, как  за одно занятие выучить 500 слов. Оказывается можно, если знать небольшие хитрости. Так, все слова, оканчивающиеся в русском языке на - ация, в английском будут оканчиваться на - atation. Например, мотивация - motivation, дегустация - degustation и т.д. Или слова, оканчивающиеся в русском языке на - гия, в английском будут оканчиваться на - gi. Сравним, биология - biologi, технология - technologi. И таких слов достаточно много. Д.С. Лихачев (а вслед за ним и Татьяна Николаевна) подметил: "Общаясь, люди создают друг друга". Думается, что методические воззрения Т.Н. Шевелевой помогут в "создании" поликультурной языковой личности.

            "Играя процентами", Трифонов Максим Иванович несет в массы экономическую грамотность. Свою педагогическую миссию он видит в воспитании подрастающего поколения. Воспитании в широком смысле слова, включающем и морально-нравственную составляющую и экономическую. Под девизом Вот жизнь и математика в ней Максим Иванович учит, как высчитывается процент от числа, как легко посчитать в уме, и объясняет, что эти знания очень хорошо пригождаются  в повседневной жизни, например, при оформлении кредита. А наглядные формулы расчета, представленные молодым математиком, показывают, что на короткий срок брать кредит выгоднее, чем на длительный и что приходится переплачивать почти в два раза. За учеников М.И. Трифонова можно быть спокойными: современные, экономически подкованные, креативные дети не дадут себя обмануть. 

            Вечер. Закончился третий день конкурсных испытаний. Он был очень насыщенным и интересным в профессиональном плане. Если перефразировать известное выражение, то, подводя итог этого дня, можно сказать: "Сколько учителей, столько и педагогических инноваций".  Может быть, кому-то слово инновация покажется неуместным, но то, что мы сегодня видели, - высший пилотаж.

ТОГИРРО