Консультации отделения г. Ишим ЦНППМ ПР по вопросам внеурочной деятельности в сельской школе, «Разговора о важном», наставничества, профессиональной переподготовки (08.04-07.06.2023) - 15 вопросов

 

Вопрос 1. Как планировать и организовывать внеурочную деятельность в сельской школе при условии отсутствия специалистов?

Ответ: Силами педагогов, библиотечных работников, приезжающих специалистов культуры, учреждений дополнительного образования. Создание разновозрастных групп.

08.04.2023 Елена Сергеевна Колногузова, старший преподаватель ОНППМ ПР г. Ишима, к.ф.н.

 

Вопрос 2. Родители задают вопрос является ли посещение 1 урока классного часа «Разговора о важном» обязательным?

Ответ: Да, так как Проект «Разговор о важном» является частью содержания программы внеурочной деятельности, которая является составной часть образовательной программы. Рабочая программа воспитания, в свою очередь является частью обязательной образовательной программы (ФЗ Закон «Об образовании в Российской Федерации», ст.12.1 Общие требования к организации воспитания обучающихся).

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Поэтому, образовательным организациям необходимо было внести изменения в примерные программы воспитания и календарные планы воспитательной работы с учетом проекта «Разговоры о важном».

08.04.2023 Елена Сергеевна Колногузова, старший преподаватель ОНППМ ПР г. Ишима, к.ф.н.

 

Вопрос 3. Может ли педагог, имеющий диплом специалиста обучаться в магистратуре?

Ответ: Лицо, являющееся «дипломированным специалистом», вправе обучаться в магистратуре. Для лица, являющегося «специалистом» и обучавшегося по уровню ВПО в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, обучение по программе магистратуры является получением второго высшего образования.

08.04.2023 Елена Сергеевна Колногузова, старший преподаватель ОНППМ ПР г. Ишима, к.ф.н.

 

Вопрос 4. Может ли педагог, имеющий диплом специалиста претендовать на бюджетное обучение в магистратуре?

Ответ: По закону РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» диплом «специалиста» или «дипломированного специалиста» определяет условия поступления.

Если у Вас диплом «дипломированный специалист» старого образца, то можете поступать на бюджет.

Если у Вас диплом специалиста нового образца, то поступление в магистратуру расценивается как получение второго высшего и претендовать на бюджет Вы не можете.

Дипломированный специалист в документах об образовании в определенной графе под именем "квалификация" имеет запись вида «Химик», «Географ», «Менеджер» и т.п.

Те, кто имеют квалификацию «специалист» в соответствующей графе имеют запись «Специалист».

12.04.2023 Елена Сергеевна Колногузова, старший преподаватель ОНППМ ПР г. Ишима, к.ф.н.

 

Вопрос 5. Обязательно ли посещение ребёнком всех 10 часов внеурочной деятельности? И возможно ли, что он вообще не будет участвовать в ней по семейным обстоятельствам?

Ответ: Если ребёнок посещает занятия в специализированных учреждениях дополнительного образования детей (музыкальная школа, спортивная школа), то по данным направлениям он может не посещать внеурочные занятия в школе. Составляется индивидуальный маршрут ребёнка с учётом посещения других учреждений и учётом всех направлений, определённых во внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС родители должны быть ознакомлены с результатами, которые должны быть достигнуты при выходе ребёнка из начальной школы. Данные результаты возможно получить только через организацию урочной и внеурочной деятельности. Отказ может быть по состоянию здоровья ребёнка (например: высокие нагрузки, особый режим питания и др.). Отказ оформляется письменно и мотивируется.

12.04.2023 Елена Сергеевна Колногузова, старший преподаватель ОНППМ ПР г. Ишима, к.ф.н.

 

Вопрос 6. Можно ли привлекать специалистов учреждений дополнительного образования к организации внеурочной деятельности учащихся, и на каких условиях?

Ответ: Специалистов дополнительного образования не только можно, но и необходимо привлекать для организации внеурочной деятельности на договорной основе, либо на условиях совмещения.

14.05.2023 Елена Сергеевна Колногузова, старший преподаватель ОНППМ ПР г. Ишима, к.ф.н.

 

Вопрос 7. Подскажите, пожалуйста, если у классного руководителя два класса, которые учатся в одно и то же время, как ему проводить «Разговор о важном»? Можно ли назначить другого педагога для проведения мероприятия?

Ответ: Так как в образовательной организации существует практика выполнения функций классного руководства в нескольких классах одновременно, то организация может выбрать оптимальный вариант реализации Проекта: осуществить проведение занятий «Разговор о важном» по параллелям, либо привлечь локальным актом организации на период проведения мероприятий «Разговор о важном» другого педагога.

14.05.2023 Елена Сергеевна Колногузова, старший преподаватель ОНППМ ПР г. Ишима, к.ф.н.

 

Вопрос 8. Подскажите, пожалуйста, каким образом проводить мероприятие «Разговор о важном» для лиц с ОВЗ?

Ответ: Все материалы по работе с лицами с ОВЗ находятся на официальном сайте Минпросвещения и в чате группы «Разговоры о важном» в Telegram-канале.

Ссылка на документы с сайта: https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/?ysclid=l7ppb3lhgu788601046

Ссылка на Telegram-канал: https://t.me/razgovory_o_vazhnom

20.05.2023 Елена Сергеевна Колногузова, старший преподаватель ОНППМ ПР г. Ишима, к.ф.н.

 

Вопрос 9. Есть ли возрастные ограничения в наставничестве?

Ответ: Таких ограничений не отмечено. Традиционно наставником в модели педагог-педагог может быть профессионал с большим опытом работы, активной жизненной позицией, высокой квалификацией. Это обусловлено тем, что специалист со стажем обладает определенным опытом, который может передать наставляемому. Однако это не исключает ситуативного реверсивного наставничества, когда молодой специалист консультирует коллегу по тем вопросам, в которых является более компетентным.

20.05.2023 Елена Сергеевна Колногузова, старший преподаватель ОНППМ ПР г. Ишима, к.ф.н.

 

Вопрос 10. В 2023-2024 году впервые буду выполнять роль наставника у молодого специалиста. Где пройти можно курсы повышения квалификации по наставничеству?

Ответ: Ежегодно в ОНППМПР г. Ишима проходят курсы повышения квалификации по программе «Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника». По вопросам участия рекомендуем обратиться к специалисту ОО, в компетенции которого находится повышение квалификации педагогов.

20.05.2023 Елена Сергеевна Колногузова, старший преподаватель ОНППМ ПР г. Ишима, к.ф.н.

 

Вопрос 11. Может ли один наставник быть сразу у нескольких молодых специалистов?

Ответ: В условиях дефицита специалистов в ОО допускается групповая форма наставничества.

06.06.2023 Елена Сергеевна Колногузова, старший преподаватель ОНППМ ПР г. Ишима, к.ф.н.

 

Вопрос 12. Имею среднее профессиональное образование по специальности «Повар». Могу ли я пройти курсы профессиональной переподготовки, чтобы работать в дальнейшем воспитателем в детском саду?

Ответ: Да. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

06.06.2023 Елена Сергеевна Колногузова, старший преподаватель ОНППМ ПР г. Ишима, к.ф.н.

 

Вопрос 13. Какое дополнительное образование, кроме основного, следует получить учителю школы для того, чтобы стать успешным в своей профессии?

Ответ: Получение второго высшего образования не гарантирует достижения успеха в профессиональной деятельности. Однако следует постоянно совершенствовать и развивать профессиональные компетенции. Этому может способствовать изучение актуальной литературы, участие в стажировках, конференциях, конкурсах. Повышение квалификации путем участия в курсах, вебинарах, семинарах, форумах. В целях систематизации работы в данном направлении рекомендуем разработать индивидуальный образовательный маршрут.

06.06.2023 Елена Сергеевна Колногузова, старший преподаватель ОНППМ ПР г. Ишима, к.ф.н.

 

Вопрос 14. Имею большой стаж работы в школе, люблю свою работу, но в последнее время стала испытывать хроническую усталость. Можно ли в данном случае говорить о риске возникновения профессионального выгорания? Существуют ли универсальные способы снятия эмоционального напряжения?

Ответ: К сожалению, профессиональному выгоранию часто подвержены работники образовательных организаций. Однако, чтобы утверждать о возникновении этого недуга в конкретном случае, необходимо пройти диагностику и консультацию у психолога. Специалист также посоветует наиболее эффективные методы стабилизации эмоционального состояния, которые подойдут именно вам.

06.06.2023 Елена Сергеевна Колногузова, старший преподаватель ОНППМ ПР г. Ишима, к.ф.н.

 

Вопрос 15. Являюсь молодым специалистом. В 2023-2024 учебном году в классе будет обучаться ребенок с легкой степенью РАС. Поскольку ранее не имела опыта работы с такими детьми, переживаю, справлюсь ли с этой задачей.

Ответ: Готовность к чему-либо должна опираться на знания, умения, компетенции. Нужно искать то место, где помогут получить все перечисленное. Рекомендуем побеседовать с родителями ученика, а также с медицинским работником школы и психологом, чтобы получить исчерпывающие сведения о недуге. Кроме того, нужно изучить литературу по вопросам организации образовательного и воспитательного процесса с данной категорией детей, пройти курсы повышения квалификации. Однако и это не гарантирует возникновения определенных затруднений. Не пренебрегайте помощью коллег, компетентных в данном вопросе.

07.06.2023 Елена Сергеевна Колногузова, старший преподаватель ОНППМ ПР г. Ишима, к.ф.н.

 

ТОГИРРО