Консультации кафедры дошкольного и начального общего образования по проектным задачам (4.12.2019) - 4 вопроса

Вопрос 1. Очень часто слышу выражение «проектная задача», поясните что это, где в образовательной практике можно использовать?

Ответ: Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.  На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится.  Итог решения такой задачи должен рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

4.12.2019 Елена Анатольевна Менчинская, заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 2. Какие педагогические эффекты имеет использование проектных задач в образовательной практике?

Ответ: Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе. Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания. Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования. Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).

4.12.2019 Елена Анатольевна Менчинская, заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 3. Какова структура проектной задачи?

Ответ: Прежде всего должна быть описана проблемная ситуация. Далее проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче - это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена. Система заданий, входящих в данный тип задач, может требовать разных «стратегий» решения (в одних задачах последовательность заданий жестко и явно определена в соответствии с логикой решения поставленной задачи, в других - возможно выполнение заданий (или некоторых из них) в любой последовательности, в-третьих - требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися). В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и тем более конечного результата. Проектная задача отличается большим объемом информации и неоднородностью материала. Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе избыточных, не имеющих отношения к конкретной ситуации, зашумляющих ее. В то же время представленная в описательной части информация может быть неполной, недостаточной, что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной информации, содержащейся в приложении к проектной задаче или во внешних источниках, а возможно и к собственному жизненному опыту. Информация, необходимая для выполнения одного задания, может также содержаться в текстах других заданий или в их результатах.

4.12.2019 Елена Анатольевна Менчинская, заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

 

Вопрос 4. Что такое антиципация?

Ответ: Антиципация - предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе -смысловые догадки. Данный этап работы с текстом - качественно новый уровень работы с текстом, на котором ученик превращается в своеобразного соавтора. Он не просто предугадывает отдельные слова и выражения, а уже предвосхищает сюжет, мысленно пишет продолжение текста, опираясь иногда только на одно лишь заглавие. Это помогает школьнику не терять ход событий, сравнивая свои предположения с авторским изложением.

4.12.2019 Елена Анатольевна Менчинская, заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

ТОГИРРО