Консультации Центра по работе с одаренными детьми (15.06.17) - 48 вопросов

Вопрос 1. Каким образом можно обеспечить психологическую подготовку учителей к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми?

Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.

Пассов предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста:

1. Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.

2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.

4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.

5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.

6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.

7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 2.      Скажите, пожалуйста, планируются ли вебинары по работе с одаренными детьми для учителей?

Да, планируется. Презентации вебинаров прошедшего учебного года представлены на сайте ТОГИРРО.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 3. Как выявить талант ребенка в художественно-эстетическом направлении?

В науке существуют разные точки зрения по данному вопросу. А.М. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее: доминирующую роль познавательной мотивации; исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы; возможности достижения оригинальных решений; возможности прогнозирования и предвосхищения; способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 4. По каким показателям Вы посоветуете отслеживать эффективность работы с одаренными детьми в школе?

Я могу рекомендовать в мониторинг эффективности системы социальной и психолого-педагогической работы с мотивационно-одарёнными и талантливыми детьми и молодёжью ввести следующие критерии:

Количественные критерии мониторинга:

а) увеличение доли детей и молодёжи, обучающихся по индивидуальным образовательным программам;

б) увеличение доли детей и молодёжи, включённых в систему индивидуального психолого-педагогического сопровождения;

в) увеличение доли детей и молодёжи, принимающих участие в открытых образовательных программах для мотивационно-одарённых и талантливых детей и молодёжи;

г) увеличение количества детских и молодёжных клубов и движений;

д) увеличение доли детей и молодёжи, принимающих участие в системе компетентностных испытаний как на региональном, так и на федеральном уровнях;

е) увеличение количества детей и молодёжи, вовлечённых в научно-исследовательскую и проектную деятельность, разрабатывающих в рамках данной деятельности авторский продукт и претендующие на презентацию данного продукта на различных площадках как Российского, так и международного уровня.

Качественные критерии мониторинга:

а) количество мест практики ребёнка/молодого человека, соответствующих его интересу;

б) количество клубов, движений, студий, мастерских, кружков и пр., с которыми у ребёнка/молодого человека выстроены те или иные связи, в соответствии с собственным интересом;

в) уровень компетентностного прогресса ребёнка/молодого человека;

г) увеличение количества достижений ребёнка/молодого человека в различных типах испытаний/состязаний/соревнований/конкурсов;

д) возникновение в ходе и по итогам реализации открытых программ дополнительного образования для мотивационно-одарённых детей и

талантливой молодёжи собственных проектов и инициатив участников, появление авторских творческих продуктов.

М.Л. Таланцева, методист лаборатории естественно-математического образования ТОГИРРО

 

Вопрос 5. В последнее время стало актуальным говорить о воспитании одаренности. Скажите, какая концепция вашего Центра по работе с одаренными детьми?

Целью Регионального Центра по работе с одаренными детьми является создание благоприятных условий для личностного развития, образования и общения обучающихся. Задачи: выявление, развитие и сопровождение одаренных детей на основе современных научных методик и технологий обучения и воспитания; формирование у обучающихся современного уровня знаний, способствующих развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей, дарований обучающихся; повышение квалификации педагогических работников.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 6. Участие обучающихся в каких олимпиадах и конкурсах учитывается в рамках «сетевого» проекта? Имеют ли значение внутришкольные конкурсы, разрабатываемые педагогами - участниками проекта?

Список рекомендованных (авторитетных) олимпиад и конкурсов можно посмотреть на сайте Министерства образования и науки РФ (он ежегодно обновляется). Ссылки на сайт представлены на странице Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО. Участие во внутришкольных конкурсах, разработанных и проведённых педагогом, учитывается как стартовый этап в подготовке обучающихся к участию в мероприятиях более высоких уровней. Однако участие обучающихся в течение года ТОЛЬКО во внутришкольных мероприятиях не приветствуется, поскольку оно не показывает прогресса в развитии школьников.

Не рекомендуется участие в конкурсах непроверенных, неавторитетных и неквалифицированных учредителей, в конкурсах с «быстрыми» дипломами. Этому был посвящен семинар 30.09.2016; с презентацией по материалам семинара можно ознакомиться на странице Центра на сайте ТОГИРРО.

Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н, методист Лаборатории социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 7. С чем могут столкнуться родители при воспитании одаренных детей?

Воспитание - сложный процесс. Чаще всего при воспитании родители сталкиваются со следующими проблемами. Неприязнь к школе. Другие игровые интересы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Ощущение неудовлетворенности по отношению к самому себе связано с характерным для одаренного ребенка стремлением достичь совершенства во всем, чем он занимается. Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 8. Укажите основные подходы к организации внеурочной деятельности на ступени среднего общего образования?

Система внеурочной деятельности на ступени среднего общего образования включает в себя: жизнь ученических сообществ (в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений и организаций в рамках «Российского движения школьников»; курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности; обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы; систему воспитательных мероприятий.

Организация внеурочной деятельности предусматривает использование каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.

Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется профилями обучения (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный). Вариативность организации выражается в распределении часов на отдельные элементы внеурочной деятельности (жизнь ученических сообществ, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся; воспитательные мероприятия и т.д.).

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 9. Какие изменения в направлениях заданий муниципального и регионального этапов ВсОШ наблюдаются в этом году? Есть ли в связи с этими изменениями какие-то особые рекомендации - в целом и по предметам?

В целом существенных изменений не наблюдается - кроме системы заданий по русскому языку. Комментарии и рекомендации будут предложены в ходе семинара, посвященного анализу результатов регионального этапа ВсОШ. Рекомендуем принять участие в семинаре. С презентациями по теме семинара можно будет ознакомиться на странице Центра на сайте ТОГИРРО.

Примечание: Семинар состоялся 30.03.2017, материалы выставлены на сайт.

Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н, методист Лаборатории социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 10. Недавно прочитала, что существует программа работы с одаренными детьми С.Каплана. Что она представляет?

При составлении таких программ по мнению С. Каплан (США) необходимо выдерживать следующие требования: глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися; междисциплинарный подход при формулировании проблематики; интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; насыщенность содержания; направленность на развитие продуктивного, критического мышления. Большое внимание должно быть уделено развитию личных предпочтений детей, их работе по самостоятельно выбранным проблемам для изучения. Программа С. Каплан предусматривает 2 основных метода обучения одаренных детей - дедуктивное и проблемное исследование. Первый предполагает движение от обзора, цель которого - помочь учащимся вспомнить то, что уже изучено, и побуждения, стимулирования интереса детей к изучению информации, к ознакомлению с общей гипотезой. На начальном этапе учитель знакомит учеников с общей идеей (проблемой), которую предстоит изучить. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, сообщают свою информацию, систематизируют, подтверждают или отвергают свои гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу. С точки зрения Матюшкина А.М., необходимо включить проблемно-диалогический метод обучения. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую идею. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся и требует постоянного творчества учителя.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 11. Допустимо ли при одновременной работе с одной группой одарённых учащихся предлагать разным детям разные задания с учётом индивидуальных возможностей или нужно всех обучающихся ставить в одинаковые условия и для всех выдвигать одинаковые требования?

В целом допустимы обе форме работы, выбор в  пользу одной определенной учитель делает самостоятельно, исходя из оценки условий работы. Такими условиями могут быть:

а) степень готовности учащихся в классе к коллективной (командной) работе; так, если срезы знаний по результатам командной работы показывают более высокие достижения учащихся, чем срезы по результатам индивидуальной работы, то целесообразнее всех обучающихся ставить  в одинаковые условия;

б) образовательная дистанция между учащимися (существенность или несущественность разницы в компетенциях, значимых для изучаемой темы); так, если различия в компетенциях учащихся незначительны, то наиболее оправданной будет постановка всех в равные условия; при этом нужно учитывать, что любые задания должны быть на пределе возможностей учащихся - только в этом случае они обеспечивают методический эффект;

в) характер предлагаемых заданий; так, если творческие задания в принципе ориентированы на раскрытие мыслительной индивидуальности и самостоятельности ребёнка, то аналитические задания, в том числе тестовые, предполагают коллективную проверку);

г) этап освоения знаний; на начальном этапе изучения темы все учащиеся имеют примерно одинаковые компетенции в этой теме - поэтому целесообразнее всего предлагать всем одинаковые задания; на этапе закрепления и интерпретации знаний более эффективными оказываются различные формы индивидуальной работы.

Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н, методист Лаборатории социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 12.  Подскажите, как общаться с одаренными детьми?

В случае с одаренным ребенком главный принцип - не навреди. Нередко дети становятся заложниками амбиций старших, от них ждут большего, чем они могут достичь, буквально заваливая занятиями, репетиторами, кружками и секциями. У таких детей просто украдено детство, ведь кроме обучения у них ни на что нет времени. Родителям стоит быть очень чуткими и внимательными, чтобы понять в какой области у ребенка есть способности и к чему у него лежит душа. Бывает так, что у ребенка блестящие задатки в математике, но он ее на дух не переносит, а дни напролет сочиняет стихи. В таких случаях главное не навязывать ребенку свою политику, уважать его мнение и очень внимательно относиться к его пожеланиям. Будет лучше, если вы наймете специалистов, которые составят для вашего одаренного ребенка специальную программу развития, по которой он вполне может заниматься и дома. Вообще же, чем раньше проявляется одаренность, тем раньше стоит заниматься с малышом. Тогда есть все шансы добиться успеха.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 13.  Что включается у естественнонаучного профиля в вариативный компонент плана внеурочной деятельности?

В рамках реализации естественнонаучного профиля в осенние (зимние) каникулы 10 класса организуются поездки и экскурсии в естественнонаучные музеи, зоопарки, заказники и др. В ходе познавательной деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся.

В летние (весенние) каникулы 10 класса на основе интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве (приоритет отдается производствам естественнонаучного профиля) подготавливаются и проводятся исследовательские экспедиции (например, эколого-биологической направленности).

Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется подготовка к профессиональным пробам обучающихся на производстве и к участию в исследовательских экспедициях, предусматривается подготовка и защита индивидуальных или групповых проектов.

В каникулярное время (осенние, зимние, весенние каникулы в 11 классе) предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по территории России и за рубеж.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 14.  Есть ли какие-то рекомендуемые списки методической литературы, которую «сетевой» педагог обязан изучить и освоить? Если есть, то нужно ли как-то отчитываться об изучении методической литературы?

Никаких списков обязательной методической литературы «сетевым» педагогам мы не предлагаем. Убеждены, что каждый педагог и методист должен иметь возможность самостоятельно выбирать для чтения то, что считает актуальным именно для своей работы. Современная методическая литература в области работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми очень богата, разнообразна и находится в свободном доступе. Но мы всегда называем рекомендуемую (не обязательную) литературу по темам проводимых вебинаров.

Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н, методист Лаборатории социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 15.  Что такое педагогика индивидуализации? И как она работает с одаренными детьми.

Принцип индивидуализации предполагает наличие компетентности, которая позволяла бы приспосабливать обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения, применение различных методов к различным группам учащихся. Богатство хорошо организованной системы образования состоит в сопряжении индивидуализации и коллективной партикуляризации. Как отметил еще в 20-е гг. Роже Кузине, необходимость объединять учеников в разнородные группы навязывается самой жизнью в разные группы. Например, путем организации школьных средств массовой информации (газеты, радио), советы учеников, разработки проектов.

Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н, методист Лаборатории социально-гуманитарных дисциплин


Вопрос 16. Я работаю в детском саду молодым специалистом. Что может стать настольной книгой при качественном развитии детей?

Отвечая на этот вопрос, можно посоветовать некоторые методические пособия в качестве дополнения при работе с одаренными детьми.

Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей [ Текст] : программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н. В. Алексеева - Волгоград : Учитель, 2011. - 182 с.

Егупова В. А. Рисую узоры: для одаренных детей 4-5 лет [Текст]/под ред. М. А. Зиганова. - М. : Эксмо 2009г. - 96с.

Щедрова Е. А. Развитие одаренных детей. Развернутое перспективное тематическое планирование. Вторая младшая группа [Текст]/ Е. А. Щедрова - Волгоград: Учитель, 2010. - 71с.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 17. Если явно одарённый ребёнок стабильно показывает на олимпиадах не самые высокие результаты (например, занимает 4-6 места), с чем могут быть связаны его неудачи? На что обратить внимание, чтобы помочь ребёнку выйти на призовое место?

Подобные вопросы обычно задают педагоги СГО.

У учащихся, проявляющих особые способности в области социально-гуманитарных дисциплин, наблюдается такая методическая зависимость: если ребёнок показывает стабильно высокие результаты при решении заданий олимпиад, то обычно имеет более умеренные результаты в НИР и проектной деятельности; наоборот, если ребёнок достигает значительных успехов в научной работе, то нередко занимает на олимпиадах преимущественно околопризовые места. Это связано со спецификой гуманитарного мышления, с тем, какая составляющая этого мышления - аналитическая или синтетическая - преобладает у ребёнка. Поэтому имеет смысл выбирать профиль подготовки учащегося в соответствии с этими особенностями - то есть ориентировать ребёнка либо на участие в олимпиадном движении, либо на НИР и проектную деятельность (дифференцированная подготовка).

Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н, методист Лаборатории социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 18.   Есть ли какие-то готовые рекомендации по разработке заданий внутришкольных олимпиад? Или надо ориентироваться на задания высших этапов ВсОШ?

При разработке заданий внутришкольного этапа ВсОШ сохраняют актуальность требования, указанные в рекомендациях для составителей заданий регионального этапа ВсОШ. С ними можно ознакомиться на сайте Всероссийской олимпиады школьников: http://olymp.apkpro.ru. Рекомендуем обратить особое внимание на требования к функционалу заданий: задания должны носить не столько контрольный, сколько обучающий характер. В ходе выполнения заданий ребенок должен иметь возможность систематизировать уже имеющиеся у него знания и самостоятельно вывести новые. Не приветствуются задания, проверяющие элементарные знания школьной программы и предполагающие просто наличие у ребенка готовых сведений (информации), которые сами по себе являются ответом на вопрос (например, не приветствуются задания, представляющие собой элементарный компетентностный вопрос: «В каком году состоялось...?», «Как звали главного героя произведения...?», «Кто автор...?», «Кто построил...?» и пр.). Рекомендуется предлагать задания, требующие от участников олимпиады последовательного рассуждения, - такого, чтобы члены ПК могли оценить не только информированность каждого участника, но и его способность размышлять о предмете. За образец советуем взять задания муниципального и регионального этапов ВсОШ за последние три года.

Что касается предметных олимпиад иного формата (в том числе тестовых), то для них актуальны, в принципе, те же требования. Например, олимпиада «Русский медвежонок», будучи тестовой, всё равно предполагает у заданий обучающий функционал. Те же принципы положены и в основу олимпиад «Ломоносов», «Менделеев» и др.

Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н, методист Лаборатории социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 19.  Какова роль семьи в развитии одаренных детей?

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка. Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка - чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. От родителей зависит многое. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества: уверенность, которая основывается на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков в себе самом, интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску, уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки, умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 20.  Если в школе нет психолога, то каким образом осуществлять психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей? Какие составляющие этого сопровождения могут быть обеспечены педагогом-предметником?

Отсутствие в школе психолога не является препятствием для психолого-педагогического сопровождения одарённых и мотивированных к обучению детей. Особая специализированная поддержка процесса обучения и развития одарённого ребёнка психологом оказывается нужна лишь в том случае, если ребёнок в силу каких-либо причин слабо социализирован и эта слабая социализация влияет на результаты обучения ( то есть при наличии у ребёнка серьёзных психологических проблем).

В большинстве случаев под психолого-педагогической поддержкой понимается образовательно-воспитательная работа педагога-предметника, направленная не просто на ретрансляцию (передачу) обучающимся определённых знаний, но и на совместный с ребёнком поиск таких способов освоения учебной информации, которые были бы наиболее эффективны именно для ЭТОГО ребёнка, способствовали бы наиболее полному раскрытию ИМЕННО ЕГО способностей, отвечали бы ИМЕННО ЕГО способу мышления. Следовательно, психолого-педагогическая поддержка одарённого ребёнка всегда предполагает индивидуальный подход в работе педагога, регулярное наблюдение учителя за каждым ребёнком в ходе учебных занятий, систематический мониторинг результатов его развития, тесное взаимодействие с родителями.

Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н, методист Лаборатории социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 21.   Существуют ли какие-то нормы участия детей (в рамках «сетевого» проекта и вообще) в конкурсных мероприятиях в течение года?

Никаких подобных норм нет и не может быть: каждый учитель самостоятельно принимает решение, в каких конкурсах и как часто принимать участие его ученикам, ориентируясь при этом на объективные достижения ребёнка, его учебную и иную нагрузку, состояние здоровья, психологическую выносливость и т.д. - а главное, на личные желания ребёнка. Не существует таких норм и для учителя. Однако если «сетевой» педагог не может по результатам учебного года предъявить какие-либо свидетельства эффективности своей работы (участие школьников в конкурсных мероприятиях - одна из разновидностей таких свидетельств), то сотрудничество Центра с этим педагогом прекращается.

Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н, методист Лаборатории социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 22.   На курсах услышала о «Методике полного усвоения», которую применяют в работе с талантливыми детьми? Расскажите, пожалуйста, поподробнее.

В основе методики полного усвоения лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б. Блумом. Они исходили из следующих посылок. Дж. Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковое учебное время, способ предъявления информации и т.д.) Единственное, что остается незафиксированным, - это результаты обучения. Кэрролл предложил сделать фиксированным параметром именно результаты обучения. В таком случае условия будут меняться, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата.

Этот подход был поддержан и развит Б. Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условий. Б. Блум изучал способности учащихся в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся: малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; талантливые (около 5 %), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные; эти дети могут учиться в высоком темпе; обычные учащиеся (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени. Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.

Отличительная черта обучения на основе модели полного усвоения состоит в фиксации учебных результатов на достаточно высоком уровне, которого должны достичь почти все учащиеся. Практическая реализация методики включает такую последовательность шагов:

1. Вводная часть - ориентация учащихся в работе по методике обучения на основе полного усвоения;

2. Обучение по каждой из учебных единиц в направлении полного усвоения;

3. Оценка полноты усвоения материала в целом у каждого из учащихся; 4. Разъяснение значения оценки (отметки) каждому учащемуся. Учитель подробно останавливается на том, что надо усвоить, чтобы усвоение считалось полным.

Затем учитель знакомит детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения. Основной упор делается на следующем:

1. Класс будет учиться по новому методу, который позволяет достичь хороших результатов не какой-то его части, а всем учащимся;

2. Ученик получает отметку после заключительной проверки по итогам всего курса;

3. Отметка определяется не сравнением с результатами других учеников, а заранее определенным талоном (здесь нужно указать эталон высшей отметки);

4. Каждый ученик, достигший этого эталона, получает отметку «5»;

5. Число отличных отметок не ограничивается. Если все ученики класса помогают друг другу и все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки;

6. Каждый ученик получит любую необходимую помощь.

7. На протяжении всего курса ученик получает серию диагностические проверочные работы, результаты которых не оцениваются отметками и служат только для того, чтобы ученик мог обнаружить неясности и ошибки;

8. В случае затруднений при выполнении проверочных работ каждому ученику сразу будет дана возможность выбрать альтернативные учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть недопонимание или ошибки;

9. Эти возможности выбора надо незамедлительно использовать, не позволяя ошибкам или неясностям накапливаться и затруднять последующую учебную деятельность. Уже на начальном этапе работы отчетливо прослеживается основная технологическая черта всей системы - направленность учебного процесса на запланированный конечный результат. Учебный процесс разбивается на блоки.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 23.   Если ребёнок показывает высокие результаты обучения, но систематически отказывается от участия в олимпиадах и других конкурсных мероприятиях, сохранить ли его в составе группы обучающихся? Или в таких случаях ребёнка следует исключить из участия в проекте? И если родители поддерживают обучение ребёнка в рамках «сетевого» проекта, но противятся его участию в олимпиадах?

Основная цель «сетевого» образовательного проекта - РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ, а не формирование конкурсного портфолио для каждого ребёнка. По статистике только 7% одарённых и мотивированных к обучению детей любят участвовать в состязательных мероприятиях и чувствуют себя в условиях состязательности комфортно.

Поэтому независимо от того, готов или не готов ребёнок психологически к участию в конкурсных мероприятиях, при выраженном интересе к углублённому изучению предмета его обучение в рамках проекта необходимо продолжать.

Кроме того, в задачу педагога входит и выяснение причин отказа ребёнка и родителей от участия в конкурсах и методическая работа с этими причинами. Как правило, родители просто плохо представляют преимущества, которые даёт ребёнку участие в олимпиадах и других конкурсах. Поэтому учебный год в любом случае должен начинаться с методических бесед с родителями - как коллективных, так и индивидуальных. Родители вследствие таких бесед должны получить ясное представление о том, почему участие в предметных конкурсах объективно выгодно для их ребёнка.

Нежелание ребёнка участвовать в конкурсах может быть связано с неуверенностью в себе (по различным причинам; в этом случае необходимо выяснить эти причины и разработать совместно с родителями и другими педагогами-предметниками программу поддержки в ребёнке уверенности в своих способностях). Часто такая неуверенность при выраженной способности к одним предметам мотивирована низкими результатами по другим предметам. В этом случае педагогам-предметникам следует обсудить и выработать единую стратегию методического «выравнивания» результатов обучения ребёнка.

Другой причиной нежелания ребёнка участвовать в конкурсах может быть, напротив, завышенная самооценка (в этом случае ребёнок отвечает на предложение поучаствовать в конкурсе: «Мне это не нужно», «Я и так знаю, что я могу», «Какой смысл с кем-то соревноваться» - и т.д.). Иногда педагоги приходят к неверному выводу о ом, что самооценку ребёнка нужно несколько снизить, чтобы мотивировать его к саморазвитию в конкурсных условиях. Это методическая ошибка, которая, как правило, приводит к прямо противоположным результатам. Дети с устойчиво завышенной самооценкой положительно восприимчивы к прагматической мотивации: в беседах с ними следует детально разъяснять персональную практическую пользу участия в конкурсных мероприятиях.

Нередко ребёнок отказывается от участия в конкурсах только потому, что сами условия конкурса ему по тем или иным причинам не подходят. Поэтому учитель обязан предоставить ребёнку широкие возможности выбора конкурсных мероприятий. Методическая практика показывает, что дети, склонные к исследовательской деятельности, чувствуют себя некомфортно в условиях олимпиад и других блиц-конкурсов с ограниченным временем подготовки ответа. Ребёнку, отказывающемуся от олимпиад, целесообразно предложить проектную или научно-исследовательскую работу.

Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н, методист Лаборатории социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 24. Как можно повлиять на развитие социальных навыков?

Некоторым одаренным детям свойственна крайняя застенчивость, им трудно общаться с другими детьми и взрослыми. Развитию коммуникативных способностей в методике по выявлению одаренности ребенка можно помогать в домашних условиях с помощью простых упражнений.

  • Поручите ребенку выполнять простые задачи, когда в доме бывают гости (например, открывать дверь, помогать гостям раздеться, предложить им угощение и т. п.). Некоторые из этих действий предстоит отрепетировать заранее.
  • Поговорите с ребенком о том, что требуется для поддержания дружеских отношений, и объясните, в каких случаях дружба обрывается.
  • Помогите ребенку поупражняться в разговорах по телефону, научиться слушать чужое мнение, вести себя в гостях и т. д. Кроме того, одаренному ребенку можно помочь следующими способами.
  • Выбрать хобби. Любимые занятия не только увлекательны сами по себе - это отличная возможность обзавестись друзьями с общими интересами.
  • Записаться в какую-нибудь группу в местном сообществе, например, в клуб бойскаутов. Ребенок сможет дать выход энергии и общаться с ровесниками.
  • Участвовать во внеучебных мероприятиях в школе, чтобы почаще находиться в кругу детей с одинаковыми интересами.

Найти работу или волонтерскую деятельность в местном сообществе (после уроков и на выходные). Она поможет ребенку влиться в общество и повысит его самооценку

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 25.   Если ребёнок не участвовал в школьном и в муниципальном этапах «Шага в будущее», может ли он подать заявку на региональный этап? Слышали, что так нельзя и что нужно обязательно проходить все этапы.

Подать заявку на любой этап, кроме высшего (всероссийского), можно, минуя любые предшествующие этапы. Так, ребёнок имеет право участвовать в городском и муниципальном этапах, не проходя школьного этапа, или сразу подать заявку на участие в региональном этапе. Решение о допуске ребёнка к очной защите работы принимается ПК каждого конкретного этапа без опоры на результаты предшествующих. Подробнее об условиях участия в конференциях и форумах юных исследователей программы «Шаг в будущее» (требования к работам, периодизация этапов, список секций и т.д.) можно прочитать на сайте программы: http://www.step-into-the-future.ru/ .

Методисты Центра по работе с одарёнными детьми и специалисты кафедр ТОГИРРО оказывают бесплатную консультативную поддержку школьникам, желающим принять участие в программе «Шаг в будущее», и учителям, руководящим НИР и проектной деятельностью школьников. Кроме того, вопросы, связанные с НИР и проектной деятельностью школьников, регулярно освещаются на вебинарах в рамках «сетевого» проекта. Центр по работе с одарёнными детьми и кафедры ТОГИРРО систематически проводят семинары (ДПУ), посвященные организации и поддержке исследовательской деятельности школьников по различным учебным дисциплинам. Заявки на курсы и семинары этой тематики (равно как и любые другие) принимаются методистами Центра по электронной почте или по телефону (см. на сайте ТОГИРРО в разделе «КОНТАКТЫ»).

Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н, методист Лаборатории социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 26. Есть ли модели обучения одаренных детей?

Ответ: Отвечая кратко на данный вопрос: в науке существует три концептуальные модели обучения одаренных детей: «Свободный класс» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения» Блума.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 27. Имеют ли значение для отчетов по «сетевому» проекту результаты учащихся - участников проекта по ОГЭ и ЕГЭ?

Нет, ОГЭ и ЕГЭ - обязательные составляющие учебного процесса в рамках основной программы общеобразовательной школы, прямого отношения к «сетевому» проекту они не имеют. Позитивные результаты ОГЭ и ЕГЭ должен обеспечивать каждый учитель-предметник, а не только «сетевой» педагог. Результаты работы, учитывающиеся при оценке деятельности «сетевого» педагога, указаны на странице Центра по работе с одарёнными детьми (на сайте ТОГИРРО) в разделе «Учёт и оценка работы...» (приведены в форме отчётной таблицы).

Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н, методист Лаборатории социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 28. Можно ли при работе в рамках «сетевого» проекта использовать только базовые УМК для основной общеобразовательной школы? Или необходимым считается пользоваться иными методическими материалами - специализированными задачниками, сборниками олимпиадных заданий?

Никаких норм, регламентирующих использование учебных пособий и материалов в процессе «сетевого» обучения нет. Учитель самостоятельно (исходя из здравого смысла) определяет, каким источником учебных материалов и как пользоваться - в соответствии со своими собственными методическими задачами. Однако приветствуется актуализация «сетевыми» педагогами собственного методического опыта, выраженная в разработке самостоятельных, эксклюзивных учебных материалов. Предполагается, что любой творческий учитель априори имеет банк таких самостоятельно разработанных заданий на самостоятельно собранном материале и что эти задания прошли апробацию в ходе учебных занятий. Методическая обработка и публикация индивидуальных банков заданий «сетевых» педагогов представляет большой интерес для работы областного Центра по работе с одарёнными детьми: это одна из наиболее эффективных форм обмена педагогическим опытом между участниками «сетевого» проекта. Научно-методические работы «сетевых» педагогов также рецензируются и публикуются методистами Центра в сборниках Центра. Публично представить собственные методические разработки можно и в ходе семинаров (вебинаров) Центра, посвященных осмыслению личного педагогического опыта. В текущем году один из таких семинаров состоялся 27 апреля (материалы на сайте Центра).

Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н, методист Лаборатории социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 29.   Каким образом рекомендуется осуществлять набор в группы учащихся в «сетевом» проекте? В основе вступительных испытаний должны лежать материалы олимпиад (кто решит, того берём) или проверка сформированности обязательных школьных знаний?

Не имеет значения. Методическая практика показывает, что оба способа одинаково необъективны.

Так, при проведении вступительных испытаний по материалам олимпиад различного уровня можно проверить лишь, обладает ли ребёнок компетенциями, необходимыми для решения именно этой конкретной олимпиады, а не обладает ли он высокими предметными компетенциями вообще. При проведении испытаний по материалам стандартных школьных срезов знаний можно только поверить, усвоил ли ребёнок те составляющие программы дисциплины, которые заложены в срезе. Предметной одарённости ребёнка, склонности к изучению определённой дисциплины, уровня способностей в этой дисциплине оба эти способа в равной мере не выявляют.

Так что ни то и ни другое - а наблюдение за ребёнком в ходе обычных учебных занятий (если есть такая возможность), собеседование, направленное на выявление интересов ребёнка, его склонностей, меры его увлечённости предметом.

Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н, методист Лаборатории социально-гуманитарных дисциплин

 

Вопрос 30.   Как надо вести себя родителями с одаренными детьми?

Понять ребенка и осознать его неординарность

Не игнорировать всю уникальность его данных

Не восторгаться им сверх меры

Не превращать всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций

Создать условия для «поощрения» таланта

Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы

Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность

Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перезагружать его

Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес

Учить терпению и поощрять за все старания

Тактично, деликатно помогать ему

Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию

Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша

Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым

Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша

Учить владеть эмоциями

Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает

Все делать, что от вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял сверходаренность напоказ

Не возвышать его над остальными детьми в семье

Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе

Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство

Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка

Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки

Понять, в чем суть проблемы Вашего ребенка. С чем связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит малыша все время

Учитывать его индивидуальность

Все время ободрять его

Тактично обращаться с ним

Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка

Считать себя самым счастливым из родителей

Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 31.   Талантливый ребенок-это удача или проблема?

Талантливые дети обладают рядом черт, которые безусловно радуют учителя: они хотят добиваться успехов в учебе; они способны к самостоятельным действиям; они умеют критически оценивать окружающую действительность; они постоянно стремятся к самосовершенствованию; они способны логически мыслить. С такими детьми надо работать индивидуально, а это дополнительная проблема для учителей, так как талантливые дети требуют особого подхода. Работа с ними- нелёгкий труд, ведь они очень уязвимы, потому что для них характерно: стремление к совершенству; ощущения неудовлетворенности; сверхчувствительность; потребность во внимании взрослых; нетерпимость.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 32.   Где можно узнать о проектах, которые реализуются в Тюменской области?

На сайте ТОГИРРО в открытом доступе представлена система работы с одаренными детьми. Данная презентация поможет в написании модели работы с одаренными детьми.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 33.   На какие условия с одаренными обучающимися нужно обратить внимание?

Успешность работы с одаренными детьми заключается различных аспектах: Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству; создание и постоянное совершенствование методической системы; включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:

  • педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  • педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых ми решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 34.   Я направила статью в ТОГИРРО в июнь. Где можно найти сборник?

На сайте ТОГИРРО есть соответствующая вкладка http://togirro.ru/nauchno_metodic/nauchnaya_deyat/zhurnaly.html

Не совсем понятно куда и кому вы высылали, поэтому посмотрите номера «Региональное образование 21 века» и «Вестник».

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 35.   В школе нам настоятельно рекомендуют участвовать в олимпиадах «Учи.ру»? Есть ли смысл в такой дополнительной нагрузке на ребенка?

Добрый день! «Учи.ру» - интерактивная образовательная платформа, в рамках которой ученики начальной школы изучают русский язык, математику, окружающий мир и другие школьные предметы. Платформа не заменяет учителя, не заменяет учебник, она - дополнительное средство, возможность изучить предмет более глубоко, в другой форме, при другом способе трансляции учебного материала. Причем очень важно, что платформа не преподносит изучаемый материал в готовом виде, а создает условия, при которых ребенок сможет разобраться и найти ответ сам. Еще один существенный момент: платформа отслеживает уровень и тематику выполняемых ребенком заданий и позволит ему перейти на следующий уровень тогда, и только тогда, когда ребенок будет обладать достаточным объемом знаний для изучения новой темы. Платформа одинаково полезна тем, кто уже прошел эту тему в школе или проходит ее сейчас, а также тем, кто до нее еще не дошел. Решая задачи на одну и ту же тему в разных средах (с учителем, с родителями, самостоятельно с помощью компьютера), ребенок лучше понимает то, что он делает. Выбор - давать ли своему ребенку такую дополнительную нагрузку, конечно, за Вами. Но полезность интерактивной образовательной платформы «Учи.ру» не подлежит сомнению и подтверждена практиками российских школ.

М.Л. Таланцева, методист лаборатории естественно-математического образования ТОГИРРО

 

Вопрос 36.    Какие существуют проблемы с адаптацией у одаренных детей в школе?

Трудности общения со сверстниками и взрослыми. Одаренный ребенок отличается от детей, окружающих его. Его мироощущение имеет своеобразную палитру. Реакции на внешние раздражители, как правило, тоже не укладываются в стандарты, к которым привыкло общество во взаимодействии с детьми. Одноклассников может раздражать его постоянная готовность правильно ответить на любой вопрос учителя. А взрослых - его знания в разных (или в одной какой-либо) областях. Взрослые часто рассматривают наличие таких знаний как покушение на их взрослый авторитет.

Трудности управления модификациями своего поведения. Одаренные дети не любят монотонной и скучной работы. Их девиз - творческий «взрыв». Как правило, такие дети теряют интерес к деятельности до ее окончания. Их даже не интересует результат.

Трудности развития творческой активности. Одаренные дети направлены в основном на глубокое и прочное усвоение знаний, на расширение своего кругозора. Их может затруднить творческое задание, предложенное учителем или родителем. Кажется, парадоксальная ситуация. Но именно так обстоит дело с большинством одаренных детей.

Трудности развития эмоциональной сферы. Умственное развитие одаренных детей опережает их физическое и эмоциональное развитие. Одаренные дети предпочитают одиночество и предмет своего интереса. Конечно, мы ни в коем случае не хотим представить одаренного ребенка в роли лишенного эмоций робота. Просто развитие эмоциональной сферы у него может быть в норме, то есть соответствовать возрасту, а интеллектуальная сфера опережать в своем развитии нормальные возрастные показатели.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 37. Как возраст влияет на талантливость?

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей. Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для специалиста-практика это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 38. Какие мероприятия способствуют развитию одаренности в школе?

Мероприятия, направленные на реализацию одаренности могут быть различного уровня и направления. Например: элективные курсы; школа юного филолога; участие в научно-практических конференциях; участие во Всероссийской олимпиаде школьников по разным предметам; участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде школьников по разным предметам; международные конкурсы: «Русский медвежонок - языкознание для всех», «Кенгуру», «Золотое руно», «Пегас», «Британский бульдог»; арт-, WEB-студии; секции футбола, баскетбола, волейбола и прочее.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 39. Какие книжные новинки можно рассмотреть филологам при работе с высокомотивированными детьми?

Касперская О. В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми [Текст]/ О. В. Касперская. - Волгоград: Учитель, 2011. - 119с.

Пособие содержит необходимый для учителей русского языка теоретический и практический материал по работе с одаренными учащимися. Представленные методические рекомендации по использованию различных образовательных технологий направлены на интеллектуальное развитие школьников. В практической части содержатся сценарии конкурсов и внеклассных занятий по русскому языку, развивающие интерес к предмету. Пособие адресовано руководителям методических объединений, методистам, учителям-словесникам общеобразовательных школ, гимназий.

Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. - Санкт-Петербург: Речь, 2009. - 160с.

В книге «Одаренный ребенок: дар или наказание» рассматривается проблема развития, обучения и воспитания одаренных детей. Представлены теоретические обоснования решения проблем одаренного ребенка; опыт работы по развитию и обучению одаренных детей в художественной студии; приводятся примеры особенностей личности одаренного ребенка, его развития и воспитания. Книга предназначена для педагогов, психологов, родителей одаренных детей, студентов психолого-педагогических специальностей, для всех тех, кто интересуется проблемой одаренности.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 40. Какие виды поддержки талантливых детей реализуются в Тюменской области в настоящее время?

В Тюменской области на уровне поддержки одаренных детей и талантливой молодежи осуществляется работа с их индивидуальными авторскими действиями, оригинальными продуктами и проектами. Обеспечивается содействие в позиционировании и продвижении на региональном и всероссийском уровнях:

- Стипендия Губернатора Тюменской области,

- единовременные денежные выплаты,

- обеспечение участия в окружных, всероссийских и международных конкурсных мероприятиях, участия в молодежных форумах,

- информирование о достижениях в СМИ,

- публикация статьи в сборнике научных работ.

М.Л. Таланцева, методист лаборатории естественно-математического образования ТОГИРРО

 

Вопрос 41. Существуют программы «Одарённые дети». Проводятся ли в рамках программ бесплатные семинары и лекции?

Да, проводятся. На сайте ТОГИРРО эта информация пополняется. Методисты Центра по работе с одаренными детьми организуют и проводят вебинары по видеоконференцсвязи и семинары в очной форме.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 42. Слышала, что в Тюменской области реализуется новый проект по совершенствованию физического образования. Скажите, пожалуйста, на сколько верна данная информация и в чем цель такого проекта.

Действительно, в соответствии с Государственной программой Тюменской области «Развитие образования и науки» до 2020 года с целью совершенствования физического образования и достижения результативности в организации работы с высокомотивированными обучающимися образовательных организаций в Тюменской области реализуется данный проект. В рамках проекта разработана «дорожная карта» - Комплекс мероприятий по совершенствованию физического образования, стратегическая цель которого в развитии гибкой системы непрерывного естественнонаучного (физического) образования инженерно-технической направленности на основе роста профессиональных компетенций педагогов и повышения предметных, метапредметных и личностных компетенций обучающихся.

М.Л. Таланцева, методист лаборатории естественно-математического образования ТОГИРРО

 

Вопрос 43. На что можно обратить внимание родителей при воспитании ребенка в 3-5 лет?

Сущность таланта состоит в способности к действию, его не следует выискивать ни в особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других способностях. Талант - это человек, оригинально решающий всем известные задачи. Воображение - это интуитивная способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 44. Подскажите, пожалуйста, какими методиками можно воспользоваться в доп. образовании?

Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // Дополнительное образование детей.-2001

Золотова А.В. Дополнительное образование детей. - Ярославль: Академия развития, 2004.-304с.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 45.    На что можно опереться при написание региональной модели работы с талантливыми детьми?

На сайте ТОГИРРО в открытом доступе представлена система работы с одаренными детьми. Данная презентация поможет в написании модели работы с одаренными детьми.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 46.  Какие условия и события содействуют эффективному формированию познавательных универсальных учебных действий на уровне среднего общего образования?

На уровне среднего общего образования формирование познавательных универсальных учебных действий обеспечивается созданием условий для восстановления межпредметных связей, формирования рефлексии обучающегося и формирования метапредметных понятий и представлений.

Для обеспечения познавательных УУД, на уровне среднего общего образования рекомендуется организовывать образовательные события, выводящие учащихся на восстановление межпредметных связей, целостной картины мира. Например:

а) межпредметные и метапредметные погружения и интенсивы;

б) методологические и философские семинары;

в) образовательные экспедиции и экскурсии;

г) учебно-исследовательскую работу обучающихся, которая предполагает:

- выбор тематики исследования, связанной с новейшими достижениями в области науки и технологий;

- выбор тематики исследований, связанных с предметами, не изучаемыми в школе: психологией, социологией, бизнесом и т.п.;

- выбор тематики исследований, направленных на изучение проблем местного сообщества, региона, мира в целом.

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 47. Можно ли приобрести сборник статей по работе с одаренными детьми?

Да, сборники такие существуют. Вы можете обратиться в информационно-издательский отдел, а также написать статью, предоставить разработку уроков, программ, мастер-классов и отправить на электронную почту Центра по работе с одаренными детьми

Басова Евгения Александровна, к.п.н, методист Центра по работе с одаренными детьми

 

Вопрос 48. Какими способами можно выявить у ребёнка способности к русскому языку и литературе?

Вопрос требует обстоятельного ответа.

Филологическая одарённость ребёнка всегда связана с уровнем семейной речевой культуры и с уровнем речевой культуры самого ребёнка (они обычно идентичны). Собственно о филологической одаренности (не мотивированности к обучению, а именно одарённости) ребёнка можно говорить лишь в том случае, если он проявляет признаки элитарного типа речевой культуры (заметим, что при этом он может не решать большинства олимпиадных заданий с ходу, без предварительной подготовки).

К наиболее показательным признакам элитарной речевой культуры относятся

а) богатый лексикон, способный обслуживать разные сферы жизни и деятельности человека;

б) владение синтаксическими конструкциями любого уровня сложности (способность строить сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения, предложения с разными видами связи, осложненные предложения с осложняющими конструкциями всех видов даже в живой устной речи);

в) способность к спонтанному продолжительному монологу на любую хоть немного знакомую тему;

г) способность к спонтанной свободной синонимической замене (причем синонимия понимается широко - не только слова, но слово и словосочетание, слово и фразеологизм, два фразеологизма и пр.);

д) способность к самостоятельной языковой игре и к пониманию чужой языковой игры;

е) свободное владение интонацией;

ж) умение менять регистры (уровни) общения в зависимости от особенностей собеседника (адресата; имеется в виду способность «подстраиваться» под особенности речи и речевого интеллекта собеседника);

з) осознанное владение языковыми нормами и нормами речевого этикета (имеется в виду сознательное желание ребёнка осваивать нормы, использовать словари не потому, что ему это задано, а потому, что ему этого «хочется»);

и) активное самостоятельное чтение вне заданной программы;

к) выраженная склонность к созданию самостоятельных речевых произведений (такие дети любят писать сочинения и эссе; при устном ответе на вопрос всегда выстраивают полную синтаксическую конструкцию или разворачивают ответ в монолог; стремятся в речи отразить последовательность своей мысли; активно «копят» речевую информацию - например, многое записывают в тетрадь, составляют планы ответов и др.);

л) хорошо сформированная речевая память (легко учат стихи, запоминают спонтанно большие фрагменты прозаических текстов, могут спустя какое-то время после общения почти дословно пересказать диалог, изобразив даже интонацию).

В целом регулярного проявления в речи ребёнка этих признаков достаточно для того, чтобы диагностировать филологическую одарённость.

Заметим, что это не определяется в ходе какого-либо специального тестирования - единственным способом выявления этих признаков филологической одарённости является систематическое наблюдение за ребёнком. Причем важно, чтобы эти признаки проявлялись комплексно: проявление отдельных признаков основанием для вывода не является. Так, часто педагоги делают заключение о филологической одарённости ребёнка лишь на основании отсутствия у него орфографических и пунктуационных ошибок в письменной речи и хорошего освоения учебной программы по русскому языку. В огромном большинстве случаев эти показали свидетельствуют лишь о том, что ребёнок прилежно учится, и к признакам одарённости отношения не имеют.

Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н, методист Лаборатории социально-гуманитарных дисциплин

ТОГИРРО