Консультации кафедры естественно-математических дисциплин по вопросам обновленных ФГОС, преподавания физики, обязательной программы ООО (14.09.2022) - 5 вопросов

 

Вопрос 1. Вправе ли общеобразовательная организация (ОО) осуществлять прием на обучение с 1 сентября 2022 года в соответствии с ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897?

Ответ: Нет, не вправе. Прием на обучение с 1 сентября 2022 года должен осуществляться в соответствии с новым ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства просвещения от 31 мая 2021 г. N 287 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июля 2021 г. N 64101).

14.09.2022 Виталий Викторович Ерохин, старший преподаватель ЦНППМПР г. Тюмени

 

Вопрос 2. В чем заключается принципиальная новизна нового ФГОС ООО?

Ответ: Новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, по сравнению с предыдущим ФГОС ООО, значительно расширил свою направленность, сохранив стержневые функции по обеспечению единства образовательного пространства Российской Федерации, государственных гарантий, доступности и равных возможностей получения качественного основного общего образования, формирования российской гражданской идентичности обучающихся, создания специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ.

4 Новый ФГОС ООО делает особый акцент на воспитании, социализации обучающихся, развитии их личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире. Тем самым ФГОС ООО провозглашает особую важность формирования функциональной грамотности и обеспечения личностного развития обучающихся, в том числе гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического воспитания, ценности научного познания; обеспечения преемственности образовательных программ основного общего и среднего общего образования в части профилизации, возможности углубленного изучения ряда учебных предметов по программам основного общего образовании.

Подчеркивается необходимость формирования у обучающихся системных знаний о Российской Федерации, ее месте в мире, исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России, устремленной в будущее. ФГОС ООО указывает на важность здоровьесберегающего режима; разумного и безопасного использования цифровых технологий, в том числе ИКТ.

ФГОС ООО характеризуется ярко выраженной новизной в отношении планируемых результатов, которые определяются: конкретно, в деятельностной форме, с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений; с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований); в форме определения минимума содержания основного общего образования, построенного в логике изучения каждого учебного предмета; 5 в виде требований к результатам освоения программ основного общего образования по учебным предметам "Математика", "Информатика", "Физика", "Химия", "Биология" на базовом и углубленном уровнях; с усилением направленности на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки; с учетом особенностей реализации адаптированных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп.

Во ФГОС впервые заявлено следующее: в случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами. Среди заявленных во ФГОС ООО новых ориентиров - вариативность содержания образовательных программ ООО, возможность формирования программ ООО различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ОВЗ.

14.09.2022 Виталий Викторович Ерохин, старший преподаватель ЦНППМПР г. Тюмени

 

Вопрос 3. По каким учебникам сейчас лучше всего преподавать физику в школе?

Ответ: Конечно, преподавать учебные «Физика» можно по любому учебнику, вошедшему в Федеральный перечень учебников на 2021-2022 уч. год. Однако, я понимаю Вашу потребность в сужении границ для своего выбора, так как на данный период времени по физике существует большое количество учебно-методических комплектов. В связи с чем, предлагаю Вашему вниманию:

fizika_complekt

14.09.2022 Виталий Викторович Ерохин, старший преподаватель ЦНППМПР г. Тюмени

 

Вопрос 4. Каков объем обязательной части программы ООО?

Ответ: Объем обязательной части программы основного общего образования составляет 70%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, - 30% от общего объема программы основного общего образовании.

14.09.2022 Виталий Викторович Ерохин, старший преподаватель ЦНППМПР г. Тюмени

 

Вопрос 5. Что должна раскрывать пояснительная записка?

Ответ:  Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования; 25 принципы формирования и механизмы реализации программы основного общего образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов; общую характеристику программы основного общего образования.

14.09.2022 Виталий Викторович Ерохин, старший преподаватель ЦНППМПР г. Тюмени

 

ТОГИРРО