Консультации (вопрос-ответ)

Вопрос 1. Согласно требованиям ФГОС второго поколения, должно быть обеспечено психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Что должно представлять собой психолого-педагогическое сопровождение ребенка с позиции управления, то есть организации этой работы в школе?

Психолого-педагогическое сопровождение, согласно ФГОС, направлено прежде всего на обеспечение индивидуализации образовательной деятельности по отношению к ребенку посредством учета его психофизиологических свойств и характеристик. В целом, естественно, благоприятна ситуация тогда, когда сопровождение ребенка обеспечивается командой специалистов.

В идеале, как считает Е.А. Ямбург, это: дефектолог, психолог и социальный педагог, которые совместно вырабатывают тактику отношения взрослых к ребенку, учитывающую: тип нервной деятельности (возбудимость: заторможен-гиперактивен), характер заболеваний и нервных (соматических) расстройств  (по разным данным, в современной школе фиксируется до 90 % детей с различными неврологическими патологиями (от повышенной возбудимости, неустойчивости реакций до психозов и неврастений), психологическое состояние и психологическое здоровье ребенка (прежде всего, уровень тревожности), и здоровый микроклимат в семье и взаимоотношениях с родителями (не секрет, что современная семья претерпевает кризис и уже становится нормой, когда воспитывают ребенка не мама-папа, а мама, либо мама-неродной папа-папа, либо мама-друг-бабушка и т.д., но при этом технологии семейного воспитания остаются прежними - распределение обязанностей и жесткий авторитаризм).

Вопрос 2. Как связано психолого-педагогическое сопровождение ребенка и деятельность учителя? Ведь в традиционной школе с детьми работает психолог? В чем разница?

Совместно (консилиумом специалистов) вырабатываемые рекомендации специалистов должны становиться руководством к действию для тьютора (классного руководителя) и учителя. Тьютор (классный руководитель), выделяя группы детей со схожими потребностями, может организовать, во-первых, адекватные формы работы с детьми, во-вторых, адекватные формы работы с родителями по формированию их педагогической компетентности. Учитель, понимая особенности ребенка, может и должен организовать образовательную деятельность на уроке максимально комфортно и эффективно для различных групп детей. И здесь на первое место должен выйти феномен мониторинга: учет индивидуальных достижений ребенка по отношению к себе самому.

Ворпрос 3. Охарактеризуйте, пожалуйста, с чем связано и на что должно быть направлено психолого-педагогическое сопровождение ребенка в школе?

В течение школьной жизни ребенка происходит формирование и развитие всех  основных психических процессов, взаимосвязанных между собой:

1) ощущений и восприятия;

2) внимания и памяти;

3) мышления и интеллекта;

4) речи (вербальной и невербальной);

5) воображения, воли и эмоций.

Вопрос 4. Определите, если это возможно, что представляет собой «базовый уровень» результатов образования?

Прежде всего, важно отметить, что формулировка «базовый уровень" результатов некорректна. ФГОС вводит понятие «базовый уровень освоения содержания образования». Определить «количественно» базовый уровень освоения - достаточно сложно. Это не минимум содержания образования, с которым работал каждый предметник в образовательной практике согласно стандартам предшествующего поколения. Попытаемся дать примерный ответ с точки зрения запоминания и воспроизведения информации. Важно знать, что в ресурс долговременной памяти (то есть остается в памяти через два и более дня) переходит только четверть осмысленной информации. В слове «осмысленной» кроются все проблемы современности: как сделать так, чтобы информация была осмыслена, то есть усвоена и освоена, пропущена через себя ребенком?  Выделение в ФГОСе базового уровня освоения содержания образования, видимо, есть попытка выделить те 25% информации, которые должны быть обязательно усвоены каждый школьником. Поэтому так важно, планируя освоение темы, выделять в ней четко не только знания, умения и навыки, а понятия и действия, которыми должен овладеть ребенок. Вопрос, задаваемый учителем по отношению к самому себе, может звучать примерно так: «Что ребенок должен научиться делать на базе данного учебного материала?» Эти действия будут иметь не только привычный нам предметный характер (разбор слова по составу), но прежде всего метапредметный характер - это процедура анализа, то есть исследования целого через анализ составляющих его частей, на русском языке производимая через анализ слова, предложения, на математике - анализ функции, на физике - процесса и т.д. Закреплению этих 25% информации должны способствовать и последующие учебные задания, называемые стандартом «учебные задачи повышенного уровня сложности». Они должны не рассеивать внимание ребенка по типу «это интересно», а концентрировать его внимание вокруг центрального, подлежащего освоению, действия. Через: выведение на практику применения, на применение в заданной ситуации, на проектную задачу, на межпредметные связи и проч. Придание знанию и умению личностной значимости (мне это зачем надо?) - попытка решить проблему не только мотивации, но и прочного освоения, запоминания.

 

Вопрос 5. Педагоги и школа сегодня испытывают трудности при переходе на стандарт второго поколения, связанные, конечно, с недопониманием метапредметности. Если можно, то поясните, в чем суть метапредметных результатов образования и какая взаимосвязь этих результатов должна прослеживаться от начальной ступени к старшей?

ФГОС от ступени к ступени прослеживает динамику метапредметных результатов образова­ния: в начальной школе они включают освоение УУД, в основной школе - освоение межпред­метных понятий и УУД, позволяющее их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, + самостоятельность в построении индивидуальной образователь­ной траектории; в старшей школе к вышеперечисленным добавляется владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Таким образом, очевидно, что в 10 класс ребенок должен прийти с уже сформированным представлением о собственной образователь­ной траектории и путях ее реализации.

Крайне важно подчеркнуть преемственность и развитие идей Стандарта, касающихся фор­мирования и развития УУД. Отметим, что в начальной школе происходит формирование УУД  целеполагания, планирования и организации при решении учебных задачи уровень их сформиро­ванности должен быть определен «на этапе завершения обучения в начальной школе»;  в основной школе ребенок должен овладеть УУД на уровне исследовательских компетенций, к которым отне­сены целеполагание, мотивирование, планирование путей достижения цели, коррекция и координа­ция своих действий, контроль и самоконтроль достижения результата, оценка и самооценка степени соответствия результата поставленной цели. Эти умения, сформированные в рамках учебной (уроч­ной и внеурочной) деятельности под руководством педагога, позволят ему уже в старшей школе овладеть способами самостоятельной познавательной, учебно-исследовательской и проектной дея­тельности, навыками разрешения проблем; что обеспечит способность и готовность к самостоятель­ному поиску методов решения практических задач; готовность и способность к самостоятельной ин­формационно-познавательной деятельности. В соответствии с этим «растет» важнейшее и, пожалуй, самое сложное УУД - рефлексия:  от соотнесения полученного результата поставленной учителем задаче, к соотнесению «результат -  цель», а в старшей школе - к соотнесению «результат - цель - оценка оптимальности избранного пути ее достижения».

Вопрос 6. Рабочая группа начала работу над составлением Программы развития УУД. Поясните, есть ли некие уже разработанные варианты, рекомендованные к использованию в средней школе?

Таких вариантов нет. Есть рекомендации по ее составлению в тексте ФГОС и Примерной основной образовательной программе для каждого уровня образования. Отметим, что в начальной школе Программа формирования универсальных учебных дей­ствий должна отражатьсвязь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий и типовые задачи по их формированию, а в  основной и старшей школе Про­грамма развития универсальных учебных действий должна быть направлена на реализацию требова­ний Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. При этом в основной школе Программа развития УУД включает формирование компе­тенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской  и проектной деятельности и должна содержать описание типовых задач применения универсальных учебных действий; а в старшей школе обеспечить их использование в учебной, познавательной и социальной практике.

Достижение целей Программы развития УУД в основной школе должно найти свой вопло­щение в реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, пред­метного или межпредметного учебного проекта, а в старшей школе - в формировании навыков раз­работки, реализации и общественной презентации результатов исследования, индивидуального про­екта. Именно эта установка Стандарта - направленность учебно-исследовательской деятельности ребенка на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы - закрепляет прак­тико-ориентированный характер метапредметных результатов образования.

 

Вопрос 7. В журналах и выступлениях любого уровня активно обсуждается тема индивидуализации образования. Как ФГОС определяет возможность обеспечения индивидуализации образования в условиях массовой школы?

Индивидуализация образования на всех ступенях образования до­стигается за счет сочетания учебной и внеурочной деятельностей ребенка. Учебный план и план вне­урочной деятельности являются основными механизмами реализации основной образовательной программы на каждой ступени образования. Соотношение обязательной части ООП и части, форми­руемой участниками образовательного процесса, демонстрирует «поле выбора» для ребенка:

Начальная школа: 80 % - 20 %.

Основная школа: 70 % - 30 %.

Старшая школа: 2/3 - 1/3.

Индивидуализация образования в старшей школе становится реальной благодаря тому, что Учебный план ООП СОО предусматривает изучение обязательных учебных предметов (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей), дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов. При этом  предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учеб­ных предметов на базовом и углубленном уровнях. Предметные результаты на базовом уровне ори­ентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки, на углубленном уровне - на подготовку к последующему профессиональному образованию и разви­тие индивидуальных способностей обучающихся. Предметные результаты освоения интегрирован­ных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся на метапредметной основе.

ТОГИРРО