Консультации по русскому языку, литературе, истории, иностранным языкам кафедры социально-гуманитарных дисциплин (1.02-25.02.19) - 16 вопросов

Вопрос 1. Добрый день, порекомендуйте, пожалуйста, учебники для 11 класса по линейной системе преподавания.

Ответ: Из федерального перечня учебников (Приказ №  345 от 28.12.2018) вы можете выбрать учебник Волобуев О.В., Абрамов А.В., Карпачев С.В. и др. Россия в мире. С древнейших времён до начала XX века (базовый уровень).11 класс. Изд. «Дрофа». 2018. (http://www.fpu.edu.ru/fpu/)

1.02.19 Белявская Юлия Евгеньевна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.и.н.

 

Вопрос 2. Меняются ли формулировки заданий в формате ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку? Или они полностью соответствуют демоверсии?

Ответ: Формулировки тестовых  заданий в формате ОГЭ и ЕГЭ  по русскому языку соответствуют прежде всего кодификатору и спецификации (сайт ФИПИ, ТОГИРРО).

Так, в задании 9 ЕГЭ в соответствии с кодификатором 6.5 Правописание корней возможны три формулировки: «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.» «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.»  «Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.» Стоит обратить внимание, что в заданиях 1 ОГЭ и 22,23 ЕГЭ. возможно требование, указать как верные, так и неверные (ошибочные формулировки).

Рекомендуем ориентироваться на материалы разработчиков КИМ по русскому языку Цыбулько И.П., а также тренировочное тестирование, РСОКО, которые разработаны в соответствии с требованиями федеральной комиссии.

6.02.19 Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 3.  Подскажите, пожалуйста, есть изменения в КИМах ОГЭ по истории в 2019 году?

Ответ: На сайте Федерального института педагогических измерений выставили утвержденные Демоверсии 2019 года. Обратите внимание, что на разработчики предлагают 2 демоверсии: 1 - по концентрической системе преподавания истории, 2- по линейной системе преподавания истории. Изменений в структуре самой работы нет, но во 2 демоверсии будут проверяться знания до 1914 г.  Более подробную информацию смотрите по ссылке:  http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory

6.02.19 Белявская Юлия Евгеньевна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.и.н.

 

Вопрос 4. Уточните, в чем разница между обоснование и аргументами в сочинении в формате ЕГЭ по русскому языку?

Ответ: В соответствии с формулировкой задания «Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его» для оценивания по К4 выпускник должен четко сформулировать свое мнение по авторской позиции и дать обоснование. «Обоснование - это подтверждение истинности своего тезиса, приведение убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с тезисом. Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения».

В качестве аргументов могут быть: факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло); иллюстрации (наглядно-описательная форма); конкретный пример - сообщение о событии ( в литературе, в жизни и т.д.) и  предположительный пример - рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях; опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.); обращение к традициям,  авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов - экспертов), цитаты из авторитетных источнико; обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.); обращение к логике (индукция, дедукция)

6.02.19 Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 5. Где можно познакомиться с курсом «Русский язык как родной», он отличается от русского языка, который мы преподаем в школе?

Ответ: Курс «Русский родной язык» и  учебный предметы «Русский язык» - два различных курса.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» статьи 11,14 «Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании» разработана ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ НОО и ООО от 31.01.2018г. № 2/18 Издательство «Просвещение» в рамках вебинаров рассказывает о курсе «Русский родной язык» также выпустили УМК  «Русский родной язык» (О. М. Александрова, И. Н. Добротина).

С содержанием данного курса знакомим в рамках курсовой подготовки учителей русского языка и литературы, надеемся, что слушатели, возвращаясь с курсов, знакомят с материалами своих коллег.

6.02.19 Елена Георгиевна Медведева, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 6. Подскажите, пожалуйста, есть ли изменения в КИМах ОГЭ по обществознанию в 2019 году?

Ответ: На сайте Федерального института педагогических измерений выставили утвержденные Демоверсии 2019 г., изменений в структуре самой работы нет. Более подробную информацию смотрите по ссылке:  http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory

10.02.19 Белявская Юлия Евгеньевна, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.и.н.

 

Вопрос 7. В какие сроки  проводится устное собеседование по русскому языку?

Ответ: «Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования» (Приложение 1 к письму Рособрнадзора от 29.12.2018 № 10-987). Пункт 5. Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования.

5.1. Итоговое собеседования проводится во вторую среду февраля.

5.2. Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет в среднем 15 минут.

Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут.

В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, инструктаж участника собеседования экзаменатором-собеседником по выполнению заданий КИМ до начала процедуры и др.).

5.2. В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование обучающиеся, экстерны вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового собеседования (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая).

5.3. Участники итогового собеседования могут быть повторно допущены в текущем учебном году к прохождению итогового собеседования в случаях, предусмотренных настоящими Рекомендациями, в дополнительные сроки.

10.02.19 Виктория Юрьевна Третьякова, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 8. Кто имеет право на пересдачу устного собеседования как допуска к ГИА по русскому языку?

Ответ: «Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования» (Приложение 1 к письму Рособрнадзора от 29.12.2018 № 10-987). Пункт 12. Повторный допуск к проведению итогового собеседования.

Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая) следующие обучающиеся, экстерны:

- получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачет»);

- не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

- не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

17.02.19 Виктория Юрьевна Третьякова, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 9. Предусмотрена ли апелляция по итоговому собеседованию?

Ответ: «Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования» (Приложение 1 к письму Рособрнадзора от 29.12.2018 № 10-987). Пункт 13.Проведение повторной проверки итогового собеседования

В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового собеседования обучающимся, экстернам при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования другой образовательной организации или комиссией, сформированной в местах, определенных ОИВ.

Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового собеседования указанной категории обучающихся определяет ОИВ.

17.02.19 Виктория Юрьевна Третьякова, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 10. Что делать,  если участник олимпиады случайно указал свою фамилию в письменном ответе?

Ответ: В Требованиях к проведению олимпиады в разделе «Процедура проведения конкурса, включающего лексико-грамматический тест и задания на проверку уровня сформированности социокультурной компетенции и конкурса письменной речи» указано следующее:

«На листах ответов категорически запрещается указывать фамилии, делать рисунки или какие-либо отметки, в противном случае работа считается дешифрованной и не оценивается». Таким образом, работа участника, указавшего личные данные,  не проверяется, соответственно, он автоматически теряет большое количество баллов.

20.02.19 Елена Анатольевна Самусенко, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 11. Для прохождения аттестации требуют указать количество опубликованных статей и разработок. Можно ли у вас опубликовать свои работы?

Ответ: Да, кафедра отвечает за выпуск одного из  номеров журнала «Региональное образование XXI века», посвященного основным направлениям деятельности кафедры (филология, социально-гуманитарные дисциплины, языковое образование, обучение детей мигрантов, организация работы с разными категориями обучающихся и т.д.). Будем рады опубликовать и Ваши материалы. Обращаем внимание на то, что редакционный совет журнала в обязательном порядке рассматривает все поступившие материалы и имеет право не допустить материал к публикации.

С предложениями просим обращаться по контактным телефонам сотрудников кафедры, размещенным на сайте.

20.02.19 Елена Анатольевна Самусенко, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 12. Есть ли качественные изменения в результатах ЕГЭ по английскому языку по области?

Ответ: На основе анализа результатов ГИА по предмету фиксируется определенная динамика качественных показателей в целом, и в частности  в таких разделах как «Аудирование» и «Чтение».  Следует также отметить, что традиционно задания устной части экзаменов выполняются на достаточно хорошем уровне. Что касается заданий по письму, то здесь наблюдается некоторое снижение качества выполнения заданий раздела. Кроме того, дополнительных усилий требует дальнейшая работа по развитию языковой компетенции. К типичным ошибкам при выполнении заданий раздела «Лексика и грамматика»  можно отнести следующие: непонимание различий между формообразованием (грамматическая трансформация) и словообразованием (лексико-грамматическая трансформация); неумение анализировать контекст для определения времени совершения действия; незнание трех форм неправильных глаголов, видовременных форм глагола; неумение отличить пассивный залог от активного. Указанные  грамматические конструкции представляет определенные сложности в корректном их употреблении в коммуникативно значимом контексте.

20.02.19 Елена Анатольевна Самусенко, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 13. После прохождения у вас курсов повышения квалификации возникло желание поработать экспертом.  Как можно это сделать?

Ответ: рады новым специалистам, но просим иметь в виду , что к кандидатам в эксперты предметной комиссии предъявляется ряд требований:  

наличие высшего образования, соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах, наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет) и наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.

Таким образом, если фиксируется соответствие первым трем требованиям, то необходимо обязательно пройти обучение по дополнительной профессиональной программе, связанной с подготовкой экспертов, пройти аттестацию и приступить к работе. Но просим обратить внимание на то, что увеличение количества экспертов ПК напрямую связано с количеством потенциальных участников ГИА по предмету. Если количество заявлений на участие в ЕГЭ или ОГЭ по предмету в текущем году увеличивается, то, естественно, увеличивается и количественный состав комиссии.

20.02.19 Елена Анатольевна Самусенко, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО

 

Вопрос 14. В модели ЕГЭ по литературе 2019 г., согласно критериальной базе, в заданиях ограниченного объема оценивается логика письменного высказывания. Что следует относить к логическим ошибкам?

Ответ: По литературе рекомендуется использовать при подготовке и оценке ответов в формате ЕГЭ классификацию  логических ошибок, практикуемую многие годы на ЕГЭ по русскому языку. Можно также обратиться к «Методическим рекомендациям» на сайте ФИПИ. Удачи!

22.02.19 Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.фил. н.

 

Вопрос 15. Здравствуйте! Готовлюсь к конкурсу «Учитель года». Посоветуйте, пожалуйста, как написать хорошее эссе?

Ответ: Чтобы НАПИСАТЬ, нужно ПИСАТЬ! Преодолеть страх чистого листа! Обязательно изучить критерии, по которому будет оцениваться Ваше эссе, а главное - постараться «сердцу выразить себя», написав личностное размышление не только (и не столько!) об этапах своего педагогического пути (что, конечно, возможно!), но прежде всего - о своей ФИЛОСОФИИ ПРОФЕССИИ, о своем видении актуальных образовательным проблем и путей их решения. Чтобы НАПИСАТЬ хорошо, нужно ТВОРИТЬ!Удачи!

22.02.19 Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.фил. н.

 

Вопрос 16. Работаем по учебнику Агеносова по литературе, который, к сожалению, не вошел в  обновленный Федеральный перечень. А он нам очень нравится. Как быть?

Ответ: В данной ситуации «ломать» линию УМК, по которой Вы начали работать, не рекомендуемся. Работать по выбранному УМК можно в  течение 3-х лет. Учебник, безусловно, имеет свои достоинства и может быть полезен в дальнейшем как дополнительный методический источник при проектировании и организации как урочной, так и внеурочной деятельности по предмету.

25.02.19 Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, к.фил. н.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОГИРРО