Консультации отдела проектно-методического сопровождения управленческих кадров (16.08.17) - 6 вопросов

Вопрос 1. Что внести в повестку августовского педсовета?

Руководствуйтесь основными задачами. Необходимо:

1) информировать коллектив об изменениях в федеральном, региональном законодательстве, в локальных нормативных актах;

2) принять изменения в основную образовательную программу;

3) дать оценку работы образовательной организации за прошедший учебный год;

4) согласовать задачи на новый учебный год;

5) отметить профессиональные достижения педагогов.

Дополнительно по теме

Определите перечень измененных и новых нормативных документов. Включите в него:

  • нормативные правовые акты федерального ирегионального уровней;
  • федеральные государственные образовательные стандарты;
  • профессиональные стандарты;
  • ведомственные письма федерального ирегионального уровней.

Краткий перечень документов приведен в таблице.

Нормативные акты, с которыми нужно ознакомить коллектив

Нормативный акт

О чем рассказать

Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ

Расширен перечень нарушений в области защиты персональных данных, увеличены штрафы за нарушения. Объясните педагогам, как работать с персональными данными детей и родителей, чтобы не нарушить закон

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ; Правила (утв. постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204)

В 2017 году у руководителя появилась возможность направлять работников на независимую оценку квалификации. Для этого требуется получить согласие работника и учесть мнение представительного органа

Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ

Установлен новый минимальный размер оплаты труда - 7800 рублей. МРОТ применяется для регулирования оплаты труда; определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам; для иных целей обязательного социального страхования

Изменения в Правила противопожарного режима (утв. постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 № 947)

Конкретизированы требования пожарной безопасности для мест с массовым пребыванием людей, в том числе детей. Ознакомьте работников с изменениями. Расскажите, на что обратить внимание, чтобы не нарушить правила

Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 № 606

Денежные поощрения лучшим учителям будут перечислять на банковский счет

Постановление Правительства РФ от 07.04.2017 № 419

Дополнен список педагогов, которым полагается удлиненный оплачиваемый отпуск. Расскажите работникам, относится ли к ним этот документ

Письмо Минобрнауки России от 19.05.2017 № ОВ-344/12

Обладатели ведомственных наград сохраняют право на присвоение звания «Ветеран труда». Если у работника уже есть награда, которая дает право на присвоение этого звания, то представлять его к награждению Золотым знаком отличия не следует

 

Сообщите, что некоторые изменения повлияют на локальную нормативную базу. Если к моменту педсовета локальные нормативные акты уже подготовлены, прокомментируйте их.

Важно: Августовский педсовет проводят во всех образовательных организациях.

Факт информирования запротоколируйте.

За неделю до педсовета сообщите педагогам об изменениях, вносимых в основную образовательную программу. Организуйте рассылку по электронной почте, разместите информацию на сайте образовательной организации, стенде в учительской или методическом кабинете.

Если изменения касаются части программы, формируемой участниками образовательных отношений, ознакомьте педсовет со справками по результатам анкетирования родителей и педагогов на предмет готовности к ее реализации.

На заседании предоставьте слово работникам, у которых есть замечания или вопросы по вносимым изменениям. Проголосуйте за принимаемые решения. Итоги запротоколируйте.

Чтобы представить работу образовательной организации за прошедший год, подготовьте доклад о решении задач, которые были поставлены на прошлом августовском педсовете.

Обсудите задачи педагогического коллектива на следующий учебный год. Сформулированные задачи оформите в презентацию и раздайте каждому участнику педсовета. Организуйте их обсуждение фронтальным или групповым методом.

При фронтальном обсуждении:

  • ведущий докладчик комментирует поставленные задачи;
  • члены педсовета выступают сзамечаниями ипредложениями;
  • секретарь педсовета фиксирует замечания ипредложения впротоколе педсовета;
  • поокончании обсуждения озвучивают принятое решение.

При обсуждении в группах:

  • председатель организует группы членов педсовета понаправлениям задач;
  • группа обсуждает актуальность задачи, формулировку, вырабатывает состав основных мер поеерешению;
  • позавершении работы заслушивают представителя откаждой группы;
  • выступления представителей групп ипоступившие замечания протоколируют;
  • поокончании обсуждения озвучивают решение.

Чтобы отметить профессиональные достижения педагогов коллектива, пригласите на педсовет представителей органа управления образованием, родительской общественности, управляющего совета образовательной организации.

Отметьте профессиональные достижения:

1) на муниципальном уровне;

2) на региональном уровне;

3) на федеральном уровне;

4) на уровне образовательной организации.

Соблюдайте такую последовательность, чтобы подчеркнуть статус внутриорганизационных наград и поощрений.

16.08.2017 Петрученко Татьяна Валерьевна, к.п.н., начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 2. Каким рекомендациям на сегодняшний день следует придерживаться при составлении рационального школьного расписания?

Современная школа предоставляет много возможностей для инновационной педагогической деятельности, создания авторских программ, введения новых учебных предметов или курсов, изменения количества часов на изучение традиционных курсов за счет регионального или школьного компонента. При этом возникает опасность перегрузки учащихся. Появление перегрузки и ее последствия может заметить только внимательный учитель. У наиболее подвижных детей она выражается в изменении почерка и динамизма телодвижений. У большинства учеников она проявляется в физиологических реакциях организма. Это может быть потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса, жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе. Учащиеся младших классов начинают проговаривать текст, пытаясь таким образом помочь себе сосредоточиться. Умственная и эмоциональная перегрузка возникает и у преподавателей. При этом они переносят ее намного тяжелее, чем дети, и дольше восстанавливаются, а это может привести к постоянному стрессу. Таким образом, утомляемость становится причиной шума в классе, снижения работоспособности как учителя, так и учащихся. Во избежание подобных последствий необходимо всего лишь оптимизировать нагрузку. И единственным решением данной задачи является рационально составленное расписание. При составлении такого расписания должны учитываться следующие факторы:

  • работоспособность (характеристика труда, т. е. качество и количество усвоенных знаний или действий в определенное время) зависит от возраста человека, его индивидуального биоритма, времени суток, дня недели, времени года и т. д.;
  • степень утомляемости зависит от социальных, психологических, биологических причин.

Чтобы снизить утомляемость учащихся и учителей в течение одного дня, необходимо правильное распределение уроков в продуктивные и непродуктивные часы и дни.  Предметы, требующие больших временных затрат на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания, что предусмотрено также нормами СанПИНа в школе. В наиболее непродуктивные часы (с 11.30 до 14.30) уроки должны строиться с позиций здоровьесбережения:  выбор форм, методов, приемов урока, смену видов деятельности учащихся и видов преподавания учителя (через каждые 5-7 мин).  При составлении расписания можно пользоваться шкалами трудности учебных предметов, разработанными И.Г. Сивковым (для начальной школы) и сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой (для учеников 5-9-х классов).   При выполнении всех рекомендаций можно добиться оптимального распределения нагрузки. Расписание составлено правильно, если:

  • в школе существует единое расписание занятий первой и второй половины дня (для учеников и учителей);
  • наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8-11¬х классов - на вторник, среду и четверг;
  • для 1-7¬х классов - на вторник и четверг (среда - несколько облегченный день);
  • в течение учебного дня чередуются уроки "трудные" и "облегченные"; уроки одного предмета чередуются с уроками другого предмета, а не сдвоены (исключение - модульная технология обучения);
  • основные предметы для младших школьников проводятся на 2-3-х уроках, а для среднего и старшего возраста - на 2-4-х уроках;
  • названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые.

Расписание составлено неправильно, если:

  • наибольшее количество баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели;
  • "трудные" уроки сдвоены; "трудные" уроки стоят в расписании подряд;
  • "трудные" уроки в расписании на первом или последнем уроке;
  • количество домашних подготовок равно количеству уроков.

Для оптимального распределения нагрузки не допускаются:

  • нулевые уроки; перемены продолжительностью 5 мин;
  • сдвоенные уроки в 1-5¬х классах, превышающие по шкале трудности 8 баллов, если поурочное планирование не предусматривает вторым часом практическую или лабораторную работу;
  • группирование в один день предметов, требующих большой домашней подготовки;
  • рассогласование в расписании первой и второй половины дня;
  • несоответствие названий учебных предметов в сетке расписания и учебном плане школы.

Таким образом, при составлении расписания занятий необходимо учитывать:

  • распределение учебной нагрузки по дням недели;
  • распределение учебной нагрузки в течение каждого дня отдельно;
  • чередование предметов разных видов деятельности;
  • соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков.

 Для этого расписание анализируется и по итогам составляется аналитическая справка. Рекомендации по распределению уроков.

 Суммарная нагрузка в начале и конце недели должна быть наименьшей (по ранговой шкале трудности). 

 Контрольные работы следует проводить на 2-4-х уроках в середине учебной недели. 

Основная учебная нагрузка в течение дня в старших и средних классах должна приходиться на 2-4-е уроки. 

В понедельник и пятницу не рекомендуется ставить в расписание двухчасовые уроки.

В начальной школе недопустимо проведение сдвоенных уроков по одному и тому же предмету. В этом случае степень утомления детей возрастает в 7 раз. 

В 5-м классе сдвоенные уроки по одному предмету допустимы только в исключительных случаях и при условии их чередования с более легкими уроками (или уроком).

В средних и старших классах сдвоенные уроки на фоне модульной технологии построения учебного процесса, наоборот, способствуют сохранению здоровья учащихся.

Уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, русский язык, физика, химия), рекомендуется проводить первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, художественному труду следует проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (ритмика, физическая культура) - последними.

Занятия второй половины дня должны проводиться не ранее чем через 45 мин после окончания последнего урока первой половины дня.

При расстановке уроков в течение одного учебного дня следует учитывать преобладающие виды деятельности учащихся на этом уроке (чтение, рассматривание, письмо, активно­двигательная деятельность, практическая работа, слушание, говорение и т. д.) и пытаться чередовать их.

Ежедневно количество домашних подготовок должно быть меньше, чем количество уроков в расписании.

Не разрешается проводить нулевые уроки!

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку (история, алгебра), не должны группироваться в один день школьного расписания. Следует помнить о том, что при составлении расписания уроков в школе нужно учитывать количество часов, отведенное базисным учебным планом на выполнение домашних заданий.

16.08.2017 Петрученко Татьяна Валерьевна, к.п.н., начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 3. Обязан ли директор школы предоставлять учителям методический день?

Обязан, если это предусмотрено внутренними документами школы.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогов и иных работников школы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором.

Согласно п. 2.4 Особенностей режима рабочего времени педагогических работников, утв. приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536, в дни недели, свободные от проведения занятий по расписанию и выполнения в школе иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, работники, ведущие преподавательскую работу, могут в школе не присутствовать.

К работникам, ведущим преподавательскую работу, относятся: учителя, преподаватели, педагоги дополнительного образования, старшие педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, старшие тренеры-преподаватели.

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать указанным работникам свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

16.08.2017 Петрученко Татьяна Валерьевна, к.п.н., начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 4. Можно ли решить законным способом проблему использования мобильного телефона на уроках?

В России нет законодательных актов, которые запрещают использовать телефоны и другие средства мобильной связи в школах. Исключение составляют документы, регламентирующие проведение единого государственного экзамена. Но возможность ограничить использование телефонов учащимися у директоров школ все-таки есть.

Школа вправе принимать локальные акты по основным вопросам организации и ведения образовательной деятельности. Такая норма закреплена в части 2 статьи 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Значит администрация школы может разработать и принять локальный акт о телефонах - например, правила использования средств мобильной связи (не забудьте учесть мнение советов учащихся и родителей). Кроме того, требования к использованию телефонов на уроках можно включить в правила внутреннего распорядка учащихся.

Введите ограничение на использование телефонов

Администрация школы вправе разрешить учащимся приносить с собой простые телефоны для связи с родителями, а на смартфоны, планшеты и другие подобные гаджеты установить запрет. НО: если использовать телефоны и другие гаджеты на уроках как средство обучения, проблем с дисциплиной будет меньше.

К сожалению, контролировать, соблюдают ли учащиеся это требование, будет трудно. Работники школы не вправе обыскивать детей. Придется установить на входе металлодетектор, предварительно получив санитарно-эпидемиологическое заключение о его безопасности. Но и в этом случае, если детектор сработает, а ребенок откажется показывать карманы, обыскивать его будет нельзя.

Логичнее запретить учащимся использовать мобильные телефоны на уроке, иными словами - обязать учащихся после звонка на урок переводить телефоны в беззвучный режим. Это ограничение обосновано с педагогической точки зрения: телефон не будет мешать учебе. Кроме того, учителю на уроке проще заметить, что учащийся достал телефон.

Важный педагогический момент: учитель тоже должен перед началом уроков переводить свой телефон в беззвучный режим. Иначе у учеников появится соблазн нарушить запрет.

Можно ли обязать учащихся сдавать мобильные телефоны перед началом занятий? Да, если родители дадут на это письменные согласия. Но в этом случае школа будет нести материальную ответственность за сохранность телефонов. Поэтому прежде чем вводить такое требование, оборудуйте в классах места для хранения ценных вещей.

Установите ответственность за нарушение правил

Не все ученики будут соблюдать правила использования средств мобильной связи. Поэтому есть смысл установить для нарушителей меры ответственности и ознакомить с ними родителей. Самое действенное - «пригрозить» учащимся дисциплинарным взысканием.

К мерам дисциплинарного взыскания учащихся согласно части 4 статьи 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относятся замечание, выговор и отчисление. Понятно, что если у учащегося на уроке зазвонил телефон, объявить ему замечание или выговор будет слишком жестким наказанием. Другое дело - если учащийся на всех уроках «сидит» в телефоне и мешает заниматься другим. Но и в такой ситуации, прежде чем назначить наказание, проведите беседу с родителями.

Никогда не привлекайте к ответственности за нарушение правил использования телефона или другой проступок учащихся начальных классов и учащихся с задержкой психического развития.

К сведению: Кто будет платить за разбитый телефон...

Во время перемены один ученик разбил телефон другого ученика. Кто будет возмещать ущерб?

По общему правилу, если ребенку меньше 14 лет, причиненный им вред возмещают родители. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут ответственность самостоятельно. Однако если у ребенка нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда (а у школьников их, как правило, нет), вред должны возмещать родители.

В ситуации, когда вред был причинен в школе, суд может обязать его возмещать и родителей ученика, действия которого привели к порче имущества (телефона), и школу. Если несовершеннолетний гражданин причинил вред в момент, когда он временно находился под надзором образовательной организации, которая обязана была этот надзор обеспечить, организация должна отвечать за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по ее вине (п. 3 ст. 1073 ГК РФ).

16.08.2017 Петрученко Татьяна Валерьевна, к.п.н., начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 5. Как формировать руководителю корпоративную культуру в школе?

Опытному педагогу хватит нескольких дней, чтобы определить, в какой семье растет ребенок. Похожим образом родители учеников оценивают культуру взаимоотношений в педагогическом коллективе. Изменить оценку сложно, поэтому лучше, если она сразу будет высокой.

Корпоративную культуру во многом определяет стиль руководства. Если вы хотите создать благоприятную атмосферу в коллективе, воспользуйтесь инструментами организационной психологии.

Ценности-идеологемы

Чтобы укрепить корпоративный дух, разработайте правила поведения работников, разместите выдержки из них на стендах, попросите работников придерживаться единого стиля одежды, проводите как можно чаще совместные мероприятия, придумайте общее дело - например, шефство над детским домом.

Формируя корпоративную культуру, опирайтесь на общечеловеческие ценности. Поскольку речь идет о школе, ценностями будут уважение к окружающим, пунктуальность, обязательность. Список можно продолжить. Только слова должны непременно отражать реальность, потому что нет ничего хуже, чем формально заявленная ценность. Чтобы так не случилось, переведите каждую ценность в идеологему: уважение к окружающим - «Мы всегда вежливо общаемся с коллегами, учениками, родителями», пунктуальность - «Мы все делаем вовремя» и т. д.

Кто и как должен работать над списком ценностей и их преобразованием в идеологемы? Ни в коем случае не делайте это единолично: у вас и так мало времени, к тому же такой индивидуальный продукт будет трудно внедрить.

Привлеките к формулировке ценностей завучей, учителей младшего и старшего поколений, педагогов-психологов, весь педагогический коллектив. Чем больше будет участников, тем точнее окажется результат. Попросите подчиненных подумать о главном в коллективе - с точки зрения отношения к работе, друг к другу, ученикам, родителям.

Вряд ли все придут в назначенный день со списком предложений, но даже если три человека что-то подготовят, а остальные задумаются, уже хорошо.

Изначально в списке должно быть 8-10 ценностей, после обсуждения останется 3-5. Как только ценности будут определены, приступайте к созданию идеологем.

Управленческие установки

Ценности-идеологемы нужно перевести на язык конкретных требований к подчиненным. Иными словами, сформулировать для членов коллектива правильные установки. Например, если вы хотите актуализировать идеологему «Мы всегда вежливо общаемся...», внесите соответствующее требование в кодекс профессиональной этики педагогических работников или издайте отдельный локальный акт, устанавливающий правила общения.

Организационные ритуалы

Организационные ритуалы во многом подтягиваются к ценностям-идеологемам самостоятельно. Но этот процесс желательно контролировать и при необходимости корректировать. Если в ценностях школы заявлена пунктуальность, а директор систематически опаздывает на созванные по его же инициативе совещания, пусть даже по веским причинам, то надо что-то менять: может быть, оговорить возможность начинать совещание в неполном составе или проводить его по скайпу.

Не стоит забывать и о корпоративных мероприятиях. В массовом сознании корпоратив ассоциируется с неумеренным количеством еды и скучными конкурсами, хотя смысл его в другом - сплотить коллектив. Лучшим мероприятием будет то, где совместными усилиями решается общая задача. Помимо прочего, оно научит работников действовать заодно в стрессовых ситуациях.

Таким образом, влиять на корпоративную культуру в школе можно и нужно. Даже если результат будет не тот, на который вы рассчитываете, усилия не пропадут. Совсем ничего не делать опасно. Коллектив с неуправляемой корпоративной культурой непредсказуем.

16.08.2017 Петрученко Татьяна Валерьевна, к.п.н., начальник отдела проектно-методического сопровождения деятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО

 

Вопрос 6. Вправе ли руководитель образовательной организации потребовать от учителя приходить на работу за час до начала уроков?

В соответствии с ч. 7 ст. 47 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и  нормативно-правовому регулированию в сфере образования (в настоящее время это Минобрнауки России).

До принятия Минобрнауки России нового нормативного правового акта, регулирующего особенности режима рабочего времени педагогических работников (а такой документ должен быть разработан), образовательным организациям следует руководствоваться положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от  27.03.2006 № 69 (далее - Положение об особенностях режима рабочего времени), в части, не противоречащей законодательству.

В силу п. 2.1 Положения об особенностях режима рабочего времени рабочее время учителей характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения работы, связанной с преподавательской работой. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется учителями в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

Нормируемая часть рабочего времени учителей определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними, установленные для обучающихся, в т. ч. «динамический час» для обучающихся 1-го класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 мин.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Об этом говорится в п. 2.2 Положения об особенностях режима рабочего времени.

Что касается части педагогической работы учителей, которая не конкретизирована по времени, то она регулируется графиками и планами работы, в т. ч. личными планами учителей, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой должности «Учитель» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от  26.08.2010 № 761н), и согласно п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени включает:

1) выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

2) организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

3) время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и  жилищно-бытовых условий;

4) периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в т. ч. во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 мин до начала учебных занятий и не позднее 20 мин после окончания их последнего учебного занятия;

5) выполнение дополнительно возложенных на учителей обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

В соответствии с п. 2.4 Положения об особенностях режима рабочего времени дни недели (периоды времени, в течение которых учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования и т. п.

Из всего сказанного выше следует, что рабочее время учителей может быть конкретизировано по времени (в часах, в минутах) только в части проводимых уроков, коротких перерывов (перемен) и периодических кратковременных дежурств в образовательном учреждении в период образовательного процесса. Таким образом, оснований, обязывающих учителей приходить на работу за час до начала уроков, не имеется. Учитель вправе самостоятельно определять время, за которое он без нарушения трудовой дисциплины сможет подготовиться к началу урока.

Для выполнения видов педагогической работы, перечисленных в п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени, четких границ и норм времени не может быть установлено, поскольку большая часть этой работы осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки (месяц, четверть, полугодие, учебный год) и регулируется соответствующими планами и графиками.

16.08.2017 Петрученко Татьяна Валерьевна, к.п.н., начальник отдела проектно-методического сопровождениядеятельности управленческих кадров ЦНПО ТОГИРРО

ТОГИРРО