ДОШКОЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

1. Нужно ли разрабатывать учителю технологические карты на каждый урок или можно обойтись просто конспектом урока?

Форма подготовки учителя к уроку определяется  образовательной организацией и закрепляется  локальным актом. Это может быть обычный конспект урока либо технологическая карта.

Технологическая карта урока - это относительно новая форма, способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. 

С учётом того, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, каждый учитель должен уметь разрабатывать технологическую карту, которая позволяет увидеть весь учебный процесс в целом.

2. Объясните значение электронной формы учебников?

Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением как наиболее стремительно развивающимся направлением организации образовательной деятельности.

ЭФУ (электронная форма учебника) - это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559).

Электронная форма учебника является эффективным инструментом обучения, который поможет учителю не только сделать урок ярким и интересным, но и оперативно получить результат работы учащегося и выставить отметку в бумажный или электронный журнал.

Преимущества электронной формы учебника:

  • обучение по индивидуальной образовательной траектории;
  • расширение информационного пространства за счёт использования интерактивных медиа-объектов;
  • возможность самопроверки знаний, умений, компетенций;
  • формирование навыков работы с различными видами и источниками информации;
  • поддержка технологии автоматической загрузки и обновления электронной формы учебника в удобное время по современным каналам связи.

Основной идеей электронной формы обучения является предоставление детям возможности самим искать и отбирать информацию. Электронные учебники содержат ресурсы, позволяющие организовать деятельность такого рода: работа с информационными источниками, практические упражнения и лабораторные работы, опыты и наблюдения, техническое моделирование, конструирование и многое другое.

Установку на самостоятельный поиск материалов с использованием электронных учебников, безусловно, должен давать учитель. Только он сможет вывести учеников на высокий уровень познавательной активности, организуя их самостоятельную деятельность, независимо от форм представления учебников.

Важно понимать, что учитель использует электронные образовательные ресурсы (ЭОР) не просто для демонстрации иллюстративного материала, а для активной познавательной деятельности, создания учебного продукта вместе с учениками.

Нельзя настаивать на полном переходе на современные образовательные технологии в учебном процессе. Речь идет, скорее, о разумном сочетании в преподавании эффективных традиционных и инновационных приемов.

Профессионализм учителя заключается в том, чтобы уметь правильно подбирать технологии, обоснованно их использовать. При таком подходе можно не только сохранить разнообразие методов преподавания, но и расширить его, используя новые формы представления учебного материала.

 

3. С какой целью проводятся всероссийские проверочные работы в начальной школе?

В апреле 2017 г.  ученикам 4 классов предстоит выполнить всероссийскую проверочную работу, целью которой  является  - определить базовый уровень знаний детей, полученный за четыре года обучения. Причем это нужно не столько школьникам, сколько педагогам, которые будут преподавать в 5-м классе и далее.

 Всероссийские проверочные работы будут проходить второй год, но до этого мы не один год проводили подобные мониторинги.  Здесь будет проверяться то же самое, поэтому нельзя сказать, что это все для нас абсолютно ново и незнакомо. Просто немного отличается технология.

Кто-то величает этот экзамен аналогом ЕГЭ, или комплексный экзамен,  что не способствует спокойствию учеников и родителей.  Это название некорректное, правильное название - Всероссийские проверочные работы (ВПР).

«Для школы и педагогов - это, в первую очередь, возможность помочь отстающим и повысить уровень собственной квалификации. Фактически, будет создан механизм, который стимулирует детей и педагогов начинать учиться не в 9 и 11 классе, когда нужно сдавать ГИА и ЕГЭ, а  уже с начальной школы и по всем предметам».

Специалисты Рособрнадзора и Минобрнауки утверждают, что ежегодное тестирование выпускников начальной школы в результате позволит:

  • дать ученикам хорошую психологическую подготовку к экзаменам в 11-м и 9-м классах (ГИА и ЕГЭ);
  • проверить объем и качество знаний, полученных в течение учебного года;
  • ВПР заставят школьников систематически заниматься на протяжении всего учебного процесса, а не только в выпускных классах;
  • будут видны недостатки учебной программы по экзаменационным дисциплинам;
  • родителям будет понятна общая картина знаний ученика;
  • ВПР помогут усовершенствовать региональную систему образования.

Детям и родителям следует знать, что результаты ВПР не повлияют на итоговые годовые оценки ученика. Они будут учитываться только в текущей четверти.

 

4. Нужно ли ставить точку после записи числа и слов «классная работа», «домашняя работа», «сочинение», «изложение», и т.п.?

Чтобы объяснить, почему после записи числа и слов «Классная работа» не ставятся точки, нужно обобщить, чем являются эти записи. Это названия. Это и не предложения в составе упражнения, и не предложения в составе текста. Теперь обращаемся к правилам пунктуации в «Справочник по русскому языку» (авторы Д.Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н.П. Кабанова), который вышел в 2010 году 7-м изданием в изд-ве «Айрис-Пресс». Читаем в § 75 в части «Пунктуация» - знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи»: Примечание 2. Точка не ставится в конце заглавий (с. 106)

По поводу сокращений в записях в рабочих тетрадях возможно только ответить, что они должны быть пояснены в «Едином орфографическом режиме школы» в разделе, где приводятся общепринятые сокращения: без точек см, м, км, кг, г, т и т.п., а также с точками - т.к., т.е. и те другие, о которых вы в школе будете договариваться.

 

5. Какие методы (способы, упражнения, приемы. предпосылки) можно использовать для формирования у детей орфографической зоркости?

Для успешного формирования орфографической зоркости с помощью такого специально организованного списывания необходимо приучить школьников писать, диктуя себе орфографически. Это принципиально для детей, испытывающих трудности в обучении чтению и письму. «...многим детям трудно сохранить в памяти последовательность звуков (букв) в слове, особенно в длинном или трудном, когда внимание распадается на решение нескольких задач: "как писать букву", "какую писать букву", "в какой последовательности писать буквы" и т. п. Они хорошо пишут односложные, короткие слова, правильно пишут буквы, но зачастую переставляют их, меняют местами, пропускают; одной из причин подобных ошибок может быть запрещение проговаривать слова. Собственное произнесение слова очень помогает пишущему: 1) оно проясняет звуко-буквенный состав слова; 2) регулирует самый процесс записи (ученик произносит про себя слово и воспроизводит на письме его звуковой рисунок); 3) содействует самопроверке написанного учеником (ученик произносит слово, сличает с написанным и тем контролирует правильность записи). Следует рекомендовать ученикам во время письма произносить слова и затем проверять написанное путём отчётливого произнесения. (Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. - М.: Учпедгиз, 1960, С.30).

Особенно такой элементарный анализ слов бывает нужен до тех пор, пока у детей не наладится правильное чтение целыми словами (1 класс, отчасти 2 класс) и не исчезнут  как массовое явление пропуски и мена букв, в тех случаях, когда написание определяется произношением («малсик» вм. мальчик, «крандаш» вм. карандаш), т.е. пока не исчезнут так называемые графические ошибки.

Такую орфографическую ориентировку организовывали учителя, применяя метод комментируемого письма С.Н. Лысенковой; ее эффективность убедительно подтверждалась результатами обучения «орфографии без правил», которое на протяжении многих лет успешно осуществлял известный московский учитель П.С. Тоцкий. 

Зрительно-рукодвигательный графический навык формируется, по мнению Я.А. Фаизова, при обучении написанию букв и закрепляется на дальнейших этапах обучения письму, особенно у слабоуспевающих учащихся, которые нетвердо усваивают теоретический материал, правила орфографии и поэтому стремятся запоминать написания слов зрительно. Этому способствует, в чем мы также согласны с мнением Я.А. Фаизова, и частое списывание с доски и с книги, рекомендуемое методикой. Именно в этот период часто допускаются следующие ошибки: пропуски букв, слогов, написание лишних букв, неслоговой перенос, неумение обнаружить свои ошибки при проверке написанного.

Рука пишет то, что проговаривается, не обращаясь к зрительному образу. Рука как бы «сама знает», как пишутся диктуемые слоги. Это и есть речерукодвигательный графический навык, свойственный для зрелого орфографического навыка. Он имеет следующие особенности. Если самодиктовка и написание осуществляются без остановки и одновременно, то рука просто не может написать лишнюю букву или слог, не может допустить неслоговой перенос, ибо нельзя диктовать не по слогам, с пропуском звуков или включением лишних звуков или слов.

 

6. Какой должен быть объем домашних заданий?

При реализации утверждённых рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин. Модулей общеобразовательной программы необходимо учитывать, что объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономически х часах): во 2-3 классах - 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, в 6-8 классах - 2,5 часа, в 9-11 классах - до 3,5 часа.

Учебные предметы, курсы, дисциплины, модули образовательной программы, требующие больших затрат времени на выполнение домашнего задания, не должны группироваться в один день.

В первом классе обучение проводиться без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (Приказ МОиН РО от 17.07.2015 №734)

 

7. Вопрос: Какова продолжительность работы с компьютером обучающихся на уроках?

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для обучающихся 1-2х классов - не более 20 минут, для обучающихся 3-4 классов - не более 25 минут, для обучающихся 5-6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов - - 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах - 10минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

 

8. Какие образовательные технологии должны быть востребованы в условиях реализации ФГОС НОО?

В условиях реализации ФГОС задача учителя организовать образовательный процесс который был  бы направлен на развития личности ребенка.     Г. М. Коджаспирова дает понятие  образовательной технологии - это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. 

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: информационно - коммуникационная технология; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя - это в большей степени роль проводника в мире информации. Технология развития критического мышления; проектная технология; игровые технологии; технологии сотрудничества и др.

 

9. С какими организациями возможно сотрудничество с целью эффективной внеучебной работы по физическому воспитанию школьников?

Ответ: вариантов много:

-  взаимодействие с организациями дополнительного образования;

- взаимодействие с центром внешкольной работы «Дзержинец»;

-  взаимодействие с центром туризма «Калейдоскоп»;

- взаимодействие с центром «Аванпост»;

- ДЮСШ.

 

10. Где можно получить план спортивно-массовых мероприятий федерального уровня для образовательных организаций на 2016-2017 год?

На официальном сайте «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания».

 

11. Что нужно сделать для вступления школьной команды в ассоциацию «Школьная баскетбольная лига»?

Нужно подать заявку на официальном сайте, зарегистрироваться. Ежегодно Ваша команда будет получать 3 баскетбольных мяча для обеспечения учебно-тренировочного процесса, будет оказываться методическая помощь.

 

12. Какие тесты можно рекомендовать родителям для оценки уровня здоровья детей дошкольного возраста?

Детский тест здоровья «Здравик», автор Лазарев М.Л. Издательство Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Минздравсоцразвития РФ, ГАОУ ТО «Тогирро».

 

13. Где можно повысить квалификацию по теме «Организация физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе»?

В ТОГИРРО, с 29.05 по 09.06 2017 года. Дополнительная информация вы можете узнать по телефону 8(3452) 390249.

 

14. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога - это  инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень, объективный измеритель квалификации педагога; средство отбора педагогических кадров в ОУ; основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Цель применения: определить необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребёнка;  обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомлённость педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Область применения: при приёме на работу в ОУ на должность «педагог»; при проведении аттестации педагогов ОУ региональными органами испольнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования; при проведении аттестации педагогов.

 

15. Каковы приоритетные цели современного начального образования?

Приоритетная цель-результат - существенные изменения в развитии ученика - психические и личностные новообразования; сформированность учебной деятельности как ведущей для этого периода детского развития; сформированность навыков совместной учебно-познавательной деятельности.

 

16. Что мешает правильным взаимоотношениям участников образовательного процесса  в условиях реализации ФГОС и пути исправления ситуации? 

Со стороны педагога: неумение организовать общую демократическую деятельность; отсутствие адекватной самооценки; проявление раздражительности, подозрительности, недоверия; отсутствие оптимистической оценки, индивидуального подхода.

Со стороны ученика: неумение участвовать в совместной учебной деятельности; эмоциональное состояние неуверенность, боязнь  ошибиться, страх      перед наказанием,   нежелание вкладывать усилия  в общее  дело. 

Пути изменения взаимодействия в системе   «учитель-ученик-ученики»

Учитель-ученики - равноправные     участники учебного процесса.

Организация совместной деятельности       учащихся (парная, групповая работа).

 

17. Что значит равноправие участников образовательного процесса?

Приоритет роли ученика как «исследователя» по сравнению с ролью «репродуктора»; изменение отношения учителя к образцу как ведущему методу обучения; приоритетный метод обучения - диалог.

 

18. Каковы преимущества использования учебного  диалога в образовательном процессе?

Воспитывается признание того, что существуют разные мнения и способность с ними считаться; формируется умение рассуждать, доказывать, интеллектуально «сопротивляться»; развивается умение находить, отбирать и выстраивать доказательства по степени важности.

 

19. В чём заключается отличие заданий базового и повышенного уровней сложности?

Задание базового уровня: составлено на материале, соответствующем результату обучения «ученик научится»; Воспроизведение, применение знания (правила, алгоритма и т.п.) в стандартной ситуации; Способ выполнения задания очевиден для ученика.

Задание повышенного уровня: составлено на материале, соответствующем результату обучения «ученик получит возможность научится»; применение знания в нестандартной ситуации; необходимо проявить несколько предметных результатов (из разных тем, разделов курса); работа в ситуации, когда имеется выбор способа из нескольких или способ необходимо сконструировать из известных; наряду с предметным результатом обучения проверяет сформированность конкретного универсального учебного действия.

 

20. Где можно посмотреть нормативные документы по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов?

 

21. Мне говорят, что я не имею права проходить повышение квалификации в любом образовательном учреждении. Правомерно ли это?

ВНИМАНИЕ! В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Вы можете проходить повышение квалификации в любом учреждении дополнительного профессионального образования. ВАЖНО, чтобы образовательная организация имела лицензию  на образовательную деятельность.

 

22. Каковы преимущества дистанционного обучения?

  • Обучение проходит без отрыва от работы: вы не тратите время и деньги на поездки,
  • Вы имеете возможность заниматься в удобное для себя времяв удобном месте.
  • Материалы для дистанционного обучения представлены в удобном компактном электронном виде. Не нужно тратить время и силы на поиск необходимой литературы и учебных пособий, так как все необходимое для обучения размещено в нашей системе дистанционного образования и будет мгновенно доступно.
  • Вы сможете уже в процессе обучения начать применять полученные знания на практике в своей организации.
  • По окончании обучения Вы получите документ установленного образца о повышении квалификации (или диплом о переподготовке)

 

22. Я имею двое детей (мальчики).  Младший - гиперактивный ребенок, он, как  «юла» не сидит на месте,  я  пытаюсь его успокаивать, призывать к порядку, беспокоюсь, как он будет адаптироваться к школе. А старший ребенок - медлительный,  очень долго одевается, «тормозит». Мне приходиться все время его подгонять и торопить. Мы часто ссоримся. Я начинаю уставать и раздражаться, они на меня обижаются.  Я не хочу, чтобы они выросли нервными, забитыми.  Посоветуйте, пожалуйста, как мне правильно себя с ними вести, на что обращать внимание ?

Ваши переживания и опасения естественны и понятны. Дело в том, что каждый ребенок рождается с огромными способностями к адаптации. Однако, если мы начинаем  что-то требовать от него без учета его индивидуальных природных составляющих, то это обстоятельство может создать условия для срыва адаптации. У ребенка могут появиться неадекватные реакции, страхи, нарушения поведения. Будут формироваться  черты т.н.  невротической личности. Т.е. ребенок не научиться  получать удовольствие от общения с Вами, с миром, станет тревожным, инфантильным, с большим количеством комплексов. Что бы этого не произошло, необходимо  знать собственного ребенка и признавать его право на индивидуальность. На что обращать внимание? Есть объективные врожденные индивидуальные различия в темпе, силе, активности, скорости реагирования  детей на окружающий мир. Это то, что психологи называют темпераментом. Если мы их учитываем -помогаем ребенку развиваться. Если игнорируем - «ломаем темперамент»,   тормозим развитие.

Какие характеристики темперамента нужно учитывать.

Степень моторной активности. Например, Ваш ребенок родился активным (по наблюдением за ним становится понятно, что у него  ярко выраженная потребность в движениях,) ... и тогда такому ребенку нужно позволять много двигаться, организовывать для него специальное игровое пространство, в котором требуется применение силы, ловкости, активности. Такой ребенок должен « насытиться» движением. Дома можно оборудовать спортивный  уголок, с  лесенками, канатами, кольцами и др.  В том случае, когда для ребенка  характерна   двигательная пассивность, ему можно предлагать  участие  в подвижных играх, но  навязанное ему требование резко  и обязательно повысить двигательную активность следует рассматривать как невротизирующий фактор.

Приближение - удаление. Эта характеристика определяет способ реагирования ребенка на новую ситуацию и его отношение к новым объектам.  Понаблюдайте за Вашим ребенком и определите, что для него характерно. Если ребенок предпочитает в новой ситуации отойти подальше, увеличить дистанцию между собой и новым человеком - не надо требовать от него немедленного и быстрого контакта. Дайте ему возможность осмотреться, привыкнуть «выдержать паузу» и т.п.

Скорость приспособления к новой ситуации. Эта характеристика определяет следующее: быстро или медленно наступает адаптация ребенка в новой, непривычной для него среде. Есть дети «Черепахи», которые долго адаптируются к новым ситуациям, медлительные. Для них нужно специально планировать время для переключение на новую деятельность. Требовать от них быстроты- бессмысленно.

Порог чувствительности. Порог определяется величиной стимула, вызывающего эмоциональную реакцию ребенка. Есть дети «синички»  -т.е. дети с высокой эмоциональной чувствительностью. Они легко расстраиваются из-за мелочей ( их может довести до слез небрежно брошенное слово,  интонация, косой взгляд и т.п.).  В общении с ними взрослым нужно быть деликатными, внимательными. бережными.   Так, например, насмешка или ирония со стороны родителей по поводу внешности  ребенка  может  спровоцировать подростковую анорексию.

Качество настроения. Качество настроения характеризуется общим эмоциональным настроем ребенка, в котором он пребывает чаще всего - «мажорным» или «минорным». Если для ребенка характерен минорный фон (напоминает ослика Иа из сказки про Винни-Пуха) требовать от него демонстрации веселья бессмысленно и неуместно.

И самое главное - не стоит навязывать ребенку чуждый ему ритм и интенсивность контактов со средой при удовлетворении потребностей. Не надо сравнивать  одного ребенка с другим и подгонять под единый эталон и образец.

ТОГИРРО