ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Где можно посмотреть даты курсов и краткое содержание этих курсов по математике?

Здравствуйте, план курсов можно найти на сайте ТОГИРРО, а также мы рассылаем его по отделам образования каждого района.

Краткое содержание курсов для математиков:

1. Методика преподавания предмета: особенности реализации метапредметного подхода: содержание, технологии, средства; пропедевтика, преемственность и интеграция; формирование УУД; формирование предметных компетенций учащихся в условиях подготовки к итоговой аттестации по математики; учебно-исследовательская и проектная деятельность; технологии интенсивной и командной работы; контрольно-оценочные достижения образовательных результатов.

2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и высокомотивированных обучающихся по математике.

3. Психолого-педагогическое сопровождение детей: приемы работы с познавательными процессами; мотивация учащихся.

4. Особенности оценивания образовательных достижений обучающихся в условиях ФГОС

Формы занятий: проблемные лекции, практические занятия по решению задач, круглый стол, мастер-классы.

Старший преподаватель кафедры ЕМД - Ильина З.В.


2. Подскажите, пожалуйста, можно ли публиковать свои статьи в ТОГИРРО? Выпускает ли институт какую-то периодику? И, если да, то выдаются ли документы о публикации?

Добрый день, ТОГИРРО выпускает журнал «Региональное образование XXI века», в нем можно размещать свои статьи. Так же мы выпускаем ежегодный сборник статей по конференции, которая в этом году будет проходить 14.12.2017 г. по теме: «Экологизация естественно-математического образования: механизмы и средства», статьи можно направлять на сайт togirro-emo@mail.ru По итогам конференции выдаются сертификаты участника.

Старший преподаватель кафедры ЕМД - Ильина З.В.


3. Помогите найти задания, с помощью которых можно формировать универсальные учебные действия на уроках математики. В интернете много информации, всё расплывчато. И нет конкретики, а от нас требуют. Спасибо заранее.
Здравствуйте, мы Вас приглашаем на семинар, посвященный данной теме, который будет проводиться на базе ТОГИРРО 19-20 апреля 2017 г. «Формирование универсальных учебных действий в процессе преподавания математики в основной общеобразовательной школе», там Вас научат подбирать такие задания и Вы лично сможете задать все интересующие Вас вопросы по этой теме.

Старший преподаватель кафедры ЕМД - Ильина З.В.

 

4. Существуют ли механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС?

В качестве базовой для реализации внеурочной деятельности может быть использована следующая организационной модель, которая исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности включает следующие компоненты:

- учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т.д.);

- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

- инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Завкафедрой ЕМД - Каткова О.А.

 

4. Каким образом будет осуществляться контроль деятельности учителя по реализации требований ФГОС?

Контроль деятельности учителя осуществляется в образовательном учреждении в соответствии с определённой в учреждении системой внутришкольного контроля на основе реализуемой в нём системы оценочной деятельности.

В связи с введением ФГОС система оценочной деятельности и система внутришкольного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС. Особенности оценки качества должны быть зафиксированы в основной образовательной программе школы в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».

Завкафедрой ЕМД - Каткова О.А.


5. Каким образом, согласно ФГОС, будет реализован на практике деятельностный подход к обучению?

Ответ: Разработка ФГОС  базируется на деятельностном подходе, разработанном в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Деятельностный подход не противостоит компетентностному подходу, а напротив, интегрирует его лучшие достижения, как в педагогической науке, так и в практике обучения. Изменение теоретико-методологических основ построения образовательного процесса отражает изменение целей образования.

Деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.

В требования к организации обучения включены:
- организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании; 
- организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

Завкафедрой ЕМД - Каткова О.А.


6. К сожалению, несколько лет не работал в школе, но планирую преподавать. Где и как можно повысить квалификацию по математике?

Ответ: Повышение квалификации мы готовы организовать на платной основе в очной или очно-дистанционной форме. Курсы повышения квалификации могут быть организованы по мере набора группы. На все вопросы Вам ответят по Е-mail: togirro-emo@mail.ru  или  larvik72@mail.ru

Завкафедрой ЕМД - Каткова О.А.

 

7. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Порекомендуйте приемы, которые можно использовать для создания учебной ситуации?

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой школьник совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

 

8. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. На какие основные методические принципы современного урока необходимо обратить внимание?

Основными методическими принципами современного урока являются:

  • субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
  • метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
  • деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
  • рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
  • импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Урок должен включать следующие шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

 

9. Каким критериям необходимо следовать педагогу, завучу в оценки урока в контексте системно-деятельностного обучения?

Критерии оценки урока в контексте системно-деятельностного обучения:

1. Цели урока соответствуют системно-деятельностному подходу (ученик превращается в субъекта, на уроке ученик и учитель взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности).

2. Систематическое развитие рефлексии обучающихся (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Использование эффективных форм, методов и приемов обучения.

4. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся через использование педагогом технологии диалога.

5. Эффективное (адекватно цели урока) сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения.

6. Формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся. (На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки).

7. Осмысление и усвоение учебного материала всеми обучающимися.

8. Создание ситуации комфорта для каждого ученика.

9. Доброжелательный стиль отношений на уроке, атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 

10. ФГОС ориентирует педагога на исследовательское обучения - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Какие основные этапы обязательно должно включать исследование школьника?

Учебное исследование школьника, так же, как и исследование, проводимое настоящим ученым, неизбежно включает следующие основные этапы.

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  • Сбор материала.
  • Обобщение полученных данных.
  • Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)
  • Защита проекта.

Многим педагогам мысль о том, что школьник способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд, кажется сомнительной. Казалось бы, в целях упрощения методики можно сократить какой-либо из этапов. Но, внимательно проанализировав их, нетрудно убедиться, что это существенно обеднит процесс и, следовательно, педагогический результат работы. Таким образом, наша методическая задача формулируется так: как сделать прохождение каждого этапа доступным для учащегося.

 

11. Какие современные методы и формы позволят реализовать содержания программы профессиональной ориентации школьников на ступени основного общего образования в полном объеме?

Современными методами и формами профессиональной ориентации обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность являются следующие:

- метод профконсультирования обучающихся - организация коммуникации относительно позиционирования обучающегося в профессионально-трудовой области. Для осуществления профконсультирования привлекаются квалифицированные специалисты - работники соответствующих служб;

- метод исследования обучающимся профессионально-трудовой области и себя как потенциального участника этих отношений (активное познание);

- метод предъявления обучающемуся сведений о профессиях, специфике труда и т.д. «Ярмарка профессий» как форма организации профессиональной ориентации обучающихся предполагает публичную презентацию различных профессиональных занятий с целью актуализировать, расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о профессиях в игровой форме, имитирующей ярмарочное гуляние;

- метод публичной демонстрации самим обучающимся своих профессиональных планов, предпочтений, либо способностей в той или иной сфере;

- метод профессиональных проб - кратковременное исполнение обучающимся обязанностей работника на его рабочем месте, профессиональные пробы могут реализовываться в ходе производственной практики, при организации детско-взрослых производств на базе образовательных организаций.

Конкурсы профессионального мастерства как форма организации профессиональной ориентации обучающихся строятся как соревнование лиц, работающих по одной специальности, с целью определить наиболее высоко квалифицированного работника. Обучающиеся, созерцая представление, имеют возможность увидеть ту или иную профессию в позитивном свете, в процессе сопереживания конкурсанту у школьников возникает интерес к какой-либо профессии.

Метод моделирования условий труда и имитации обучающимся решения производственных задач - деловая игра, в ходе которой имитируется исполнение обучающимся обязанностей работника.

 

12. На какие формы и методы необходимо обратить внимание в организации социально значимой деятельности обучающихся?

Организация социально значимой деятельности обучающихся может осуществляться в рамках их участия в:

- общественных объединениях, где происходит содействие реализации и развитию лидерского и творческого потенциала детей;

- ученическом самоуправлении и управлении образовательной деятельностью;

- в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении.

 

14. В учебный план среднего общего образования образовательных организаций включен учебный предмет «Экология». Порекомендуйте УМК для ведения экологии в 10-11 классах.

Учебник под редакцией Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой и С.В. Суматохина Экология 10-11 классы.

Учебник входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». В нём рассмотрены вопросы общей экологии (экология видов, популяций, экосистем и биосферы), прикладной экологии (сельскохозяйственная, городская, промышленная экология; вопросы охраны природы, механизмы рационального природопользования) и социальной экологии (концепция устойчивого развития, глобальные экологические проблемы, международное сотрудничество в деле сохранения окружающей среды и формирование нового экологического менталитета населения). Большинство глав содержит дополнительный справочный материал, который позволяет старшеклассникам расширить свой кругозор. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012 г.). 

15. Какие учебники биологии включены для среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) в федеральный перечень рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы на базовом и углубленном уровнях?

Предметные линии учебников биологии (10-11 кл.),

рекомендованных к использованию в 2016/2017 учебном году

Среднее (полное) общее образование

Базовый уровень

Углубленный уровень

Руководитель авторского коллектива,

издательство

Руководитель авторского коллектива, издательство

1. Агафонова И.Б. Дрофа

1. Бородин П.М., Дымшиц Г.М. Просвещение

2. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Просвещение

2. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Дрофа

3. Данилов С.Б. Русское слово

3. Пономарёва И.Н. Вентана-Граф

4. Каменский А.А., Пасечник В.В. Дрофа

 

5. Каменский А.А. Вентана-Граф

 

6. Пономарёва И.Н. Вентана-Граф

7. Сивоглазов В.И. Дрофа

8. Сухорукова Л.Н. Просвещение

 

При этом авторы учебников являются и авторами программ. Таким образом, каждый из учебников, внесенных в федеральный перечень, написан на основе авторской программы.

 

16. В настоящее время учитель постоянно решает проблему выбора учебных пособий, отвечающих как требованиям стандарта, так и его личным профессиональным качествам. Порекомендуйте, на какие особенности необходимо обратить внимание при анализе современных программ и учебников?

При анализе современных программ и учебников необходимо обратить внимание на следующие их особенности:

1. Макроструктура курса: линейная, концентрическая или спиральная. Линейная структура позволяет при незначительном объеме учебного времени передать учащимся больше учебной информации, но если ученик по каким-то причинам пропустит какие-либо единицы содержания, то ему будет очень трудно воспринимать новое, основанное на пропущенном.

Концентрическая структура имеет больше недостатков, чем достоинств. Во-первых, при концентрическом построении курса теряется около 40% учебного времени. Во-вторых, у школьников складывается представление, что изучаемый материал им уже знаком, и на приращение знаний при повторном обращении к той или иной единицы содержания они внимания не обращают.

В спиральной структуре сочетаются первые две: линейно изучается эмпирический материал, а теория - концентрами.

2. Распределение учебной нагрузки по урокам нельзя определить, имея в своем распоряжении только программу. Это распределение можно выявить только при анализе содержания параграфов учебника. Соотношение теоретического и эмпирического материала по параграфам в разных линиях учебников различается.

3. По одной только программе трудно оценить, насколько полно могут быть сформированы универсальные учебные действия. Поэтому приходится обращаться к учебникам, поскольку умения формируются в ходе деятельности, которой управляет система заданий учебника.

 

17. В большинстве образовательных учреждений Тюменской области в 10-11 классах биология изучается на базовом уровне (1 час в неделю). При этом каждый учитель заинтересован в качественной подготовке учеников к сдаче ЕГЭ. Порекомендуйте учебник, который позволит выпускникам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологии.

В таком учебнике содержание должно быть дифференцировано. Его основу должен составлять обязательный минимум для базового уровня обучения и дополнительно должен быть представлен материал, как правило, для самостоятельного изучения обучающимися или вместе с учителем в дополнительное время. Всем указанным характеристикам достаточно полно отвечает УМК И.Н. Пономаревой. Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса. Из-за особенностей подбора и компоновки содержания материала учебника, стиля его изложения многие специалисты рекомендуют использовать данный УМК в классах общеобразовательного и гуманитарных профилей.

 

18. Где можно посмотреть задачи по математике прикладного характера для преподавания математического анализа в группе по специальности «Слесарное дело»?

Очень хорошее учебное пособие по Вашему запросу Е. Н. Эрентраута «Прикладные задачи математического анализа для школьников». Если его найти не удастся, то отправьте запрос, и мы вышлем вам подборки задач в электронном виде.

 

19. Вышлите, пожалуйста подборки задач прикладного характера по математическому анализу для студентов СПО.

Обязательно вышлем, позвоните по телефону 39-02-96, необходима  будет консультация по применению данных задач в процессе преподавания дисциплины «Математика».

 

20. Есть ли у Вас прошлогодние варианты ВПР по математике для 8 классов?

ВПР по математике в пилотном режиме проводилась в прошлом году по математике только в 4 классах, в этом году будет проводиться в 4 и 5 классах. Если идет речь о демонстрационных вариантах региональной оценки качества в 8 классах, то в качестве консультации мы можем предложить основные направления подготовки, а также стандартизированные материалы для оценки метапредметных результатов в 8 классах.

 

21. Помогите, пожалуйста с оценкой метапредметных результатов в процессе преподавания математики в 7 классах.

Предлагаем Вам использовать комплект стандартизированных материалов для промежуточной аттестации «Метапредметные результаты. 7 класс». Данное пособие для учащихся содержит 4 варианта по оценке смыслового чтения. В электронном каталоге издательства «Просвещение» на интернет-ресурсе www.prosv.ru размещена компьютерная программа для ввода и обработки результатов выполнения комплексной работы.

 

22. Яна Васильевна! Пытаюсь реализовать проект профессионального развития, и естественно испытываю затруднение в определении основных этапов реализации. Моя тема: Педагогическая система по подготовке учащихся к решению задач с параметрами в формате ЕГЭ по математике. Помогите, пожалуйста!!!

Вышлите, пожалуйста, уже наработанные Вами материалы по адресу yana.lavrova.78@mail.ru, я отправлю Вам соответствующие рекомендации.

 

23. Испытываю затруднения в написания отчетов и анализов по результатам контрольных работ по математике с учетом метапредметных умений. Подскажите, что делать.

На данный момент в Тюменской области мы используем три вида схем анализа текущего и промежуточного контроля в качестве рекомендаций: 1) общий вид отчета на основе процентного анализа с включением результатов сформированности универсальных учебных действий; 2) отчет с выделением основных групп по уровням сформированности предметных умений и универсальных учебных действий; 3) Анализ на основе индивидуальных карт учащихся. Васылаем Вам сами рекомендации, с вопросами обращаться по телефону 39-02-96 (доцент кафедры естественно-математических дисциплин Лаврова-Кривенко Я. В.).

 

24. Хотелось бы получить консультацию и, может быть, дидактические материалы по теме «Решение текстовых задач по математике в 5, 6 классах арифметическим способом»?

Да, такие материалы у нас имеются, высылаем. А также в качестве методического пособия для решения данной педагогической задачи рекомендуем Вам использовать учебник Ю. М. Калягина «Математика 5-6 класс». Если еще возникнут дополнительные вопросы, обращайтесь по телефону 39-02-96 (доцент кафедры естественно-математических дисциплин Лаврова-Кривенко Я. В.).

ТОГИРРО