ПРОЕКТНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

2017

1. Вопрос: «должно ли структурное подразделение образовательной организации иметь какие бы то ни было органы государственного общественного управления, если должно иметь, то какая должна быть соподчинённость между органами государственного общественного управления «головной» образовательной организации юр. лица.».

Правовое регулирование проблемы осуществляется следующими положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) (далее ФЗ-273).

Согласно статьи 25 ФЗ-273 в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Статья 26 ФЗ-273 устанавливает, что управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы.

Статья 27 ФЗ-273 устанавливает, что образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

Статья 28, 30 ФЗ-273 определяет, что Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Следует, также, учитывать положения Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об автономных учреждениях" (далее ФЗ-174) в отношении автономных учреждений.

Статья 8 ФЗ-174 определяет, что органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).

Из содержания вопроса следует, что в муниципальном образовании проведена реорганизация юридических лиц (образовательных организаций) в форме присоединения и создания структурных подразделений юридического лица. Имеются юридические лица, при которых, согласно закону ФЗ-174, должны находиться Наблюдательные Советы. По завершению проведения реорганизации остальных образовательных организаций наблюдательные советы утратили свое действие (ФЗ-174).

Таким образом, в целях соблюдения принципа: демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями (статья 3 ФЗ-273) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образования в муниципальных образовательных организациях могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Наблюдательные Советы юридических лиц формируются в соответствии законом ФЗ-174.

II. На основании изложенного в части 1 ответа на Ваш вопрос о формировании иных коллегиальных органов управления рекомендуем следующие варианты.

1. Коллегиальные органы управления могут быть созданы при юридических лицах путем направления в органы управления своих представителей от структурных подразделений.

Проблема: присутствие представителей структурных подразделений на заседаниях органов управление (транспорт, время, расстояние и т.п.).

Возможность решения проблемы - проводить заочное голосование по рассматриваемым вопросам коллегиального органа управления.

Вариант (порядок создания, формирование, полномочия и т.п.) должен быть закреплен в уставе и локальным нормативным актом юридического лица.

2. В структурных подразделениях юридического лица могут быть созданы структурные подразделения коллегиального органа управления.

Т.е. при наличии коллегиального органа управления при юридическом лице могут быть созданы в структурных подразделениях юридического лица (реорганизованные образовательные организации в форме присоединения) структурные подразделения коллегиального органа управления с предоставлением полномочий определенных уставом и локальным нормативным актом организации.

Вариант (порядок создания, формирование, полномочия и т.п.) должен быть закреплен в уставе и локальным нормативным актом юридического лица.

3.  Создание коллегиальных органов управления возможно на базе юридического лица без представителей структурных подразделений.

Проблема - имеются предпосылки нарушения статьи 3 ФЗ-274.

Вывод: рекомендуемые варианты создания и деятельности коллегиальных органов управления должны быть закреплены в уставе образовательной организации и утверждены локальным нормативным актом юридического лица.

Рекомендуемые варианты не распространяются на создание Наблюдательных Советов автономного учреждения.

Рекомендуемые варианты не являются ограничительными. Создание и деятельность коллегиальных органов управления может осуществляться с учетом особенностей, обстоятельств, других причин и условий нахождения юридических лиц.

2. Приведите примеры локальных нормативных актов, направленных на создание здоровой нравственной атмосферы в коллективе.

К вашему вопросу, можно использовать следующее положение с моделью локального нормативного акта:

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений – как способ урегулирования конфликтов между участниками образовательного процесса

 

ПАРЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

3. Что же такое парциальная программа?

Помимо основной воспитательной работы, педагогическая деятельность включает в себя и дополнительные, парциальные программы.

Парциальные программы в ДОУ - это программы, направленные на развитие мелкой моторики, развитие речи, формирование понимания языка и языковых форм, развитие ассоциативного мышления, экологического воспитания и т.п.

Парциальные программы по ФГОС предполагают, что дошкольное образование будет направлено на индивидуализацию занятий, поддержку инициативы и активности детей во всех сферах, сотрудничество с семьёй и помощь родителей, активную работу воспитателей и других сотрудников детского сада для обеспечения комфортного нахождения в детском саду.

Дошкольная образовательная организация самостоятельно выбирает образовательные программы, соответствующие федеральным стандартам.

 

4. В чём отличие парциональной программы от обычной?

Парциональная программа является дополнением к основной общеобразовательной программе развития детей в детском саду. Чаще всего воспитатели используют парциональные программы для усиления образовательного эффекта.

Принципы парциальных программ просты. Их используют либо по отдельности, либо комбинируют, добиваясь лучшего эффекта.

Парциальные образовательные программы направляют внимание детей на средства обучения и задачи более глубоко, нежели это представлено в основной общеобразовательной программе по которой работает ДОУ. Чем больше знаний о мире ребёнок получит в детском саду, тем больше у него шансов легко справляться с нагрузками в школе и в дальнейшей жизни.

Дошкольная образовательная организация может и не использовать парциальные программы дошкольников. Но тогда жизнь ребёнка в детском саду станет скучной.

 

5. Какими бывают парциальные программы?

Парциальные программы в ДОО делятся на несколько направлений.

Программа может предполагать изучение фольклора, сказок, басен, стихов и былинных героев. Это не только даёт детям представление об истории, но и развивает память: отрывки из басен, считалок и простых стихов учатся легко и являются примером для самостоятельной активности.

Математические программы знакомят с простейшими арифметическими операциями и задачами на смекалку, развивая таким образом рациональное мышление.

В этот список также можно добавить театрализованную деятельность, направленную на изучение театрального мастерства и обучение правилам этикета и вежливости на приобщение к духовному миру. Среди дошкольников это направление имеет необыкновенную популярность, при правильно организованном процессе.

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОЛЛЕКТИВОМ

 

6. Умеете ли вы работать в команде: что это значит на самом деле?

«Умеете ли вы работать в команде» - частый вопрос управленца. В нем скрыто два значения: что значит «уметь» и что значит «работать в команде»?

Есть два психологических портрета человека. Кого из них вы бы взяли к себе в команду?

Первый портрет: покладистый, улыбчиво-приветливый, нескандальный, готовый уступать, неконфликтный, ставит общие интересы выше своих, готов ради общего дела пойти против личных амбиций, «не высовывается», всегда открыт к общению.

Второй портрет: принципиальный и амбициозный, имеет и отстаивает по любому вопросу свое мнение, непослушный и своенравный, всегда готов к конфликту, экспертный и знает об этом, яркий и эгоцентричный, не готов идти на ущерб личных интересов, не умеет уступать.

Кого выберете вы? Какой ответ правильный?

Прежде чем его озвучить, позвольте задать вспомогательные вопросы.

  • В чем специфика командного взаимодействия?
  • Для чего нужна команда?
  • Кто нужен команде?
  • Чем отличается команда от любого другого коллектива, группы, отдела, бригады?

И коллектив, и группа, и объединение, и команда решают какие-то цели. Они могут быть краткосрочными или долгосрочными. Но отличие команды в том, что у нее всегда есть свои внутренние цели, связанные с развитием команды в целом и каждого ее участника лично.

Зачем это надо команде? А дело в том, что настоящая команда и ее лидер ставят такие цели, которые невозможно достичь без развития всех ее членов. Поэтому команды бывают либо развивающимися, либо мертвыми.

Отсюда ответ на вопрос: «кто нужен команде»? Тот, кто будет способствовать ее развитию. За счет чего развиваются команда? За счет качественных, продуманных, взвешенных и своевременных решений.

Способен ли один человек принимать постоянно по всем вопросам лучшие решения? Нет. Потому что каким бы он разносторонним ни был, его взгляд все равно ограничен его компетенциями и его представлениями о мире.

Для качественного решения нужны разные, порой полярные мнения, нужны хорошие сомнения и несогласия, нужен горячий обмен суждениями. И для этого нужны люди со своей позицией, готовые отстаивать и не соглашаться.

Если вы в команде думаете одинаково, согласны друг с другом, быстро находите консенсус, ловите на лету, находитесь «на одной волне» - значит, все, кроме одного, в ней лишние. Они - бесполезные клоны.

 

8. Но ведь это чревато постоянными конфликтами. Не будет ли это разрушать команду?

Конфликт - это столкновение противоречивых мнений. Может ли столкновение мнений само по себе что-то разрушить? Могут ли фразы, слова, буквы сами по себе обладать деструктивным действием? Нет! Их таковыми делают люди. Деструктивный конфликт происходит не от того, что люди о чем-то спорят, а от того, как они спорят.

И умение работать в команде по большому счету состоит из умения конфликтовать, не разрушая себя и других. Сами посудите, что может быть сильнее команды, в которой очень разные и очень сильные люди умеют вместе искать сильные решения, становясь каждый раз сильнее?

 

9. В таком случае возникает логичный вопрос: а что значит «уметь конфликтовать»?

Умение конфликтовать - это умение спорить, доказывать, не соглашаться, оставаясь конструктивным, не вызывая у других желания защищаться и нападать, не обижая чувств другого человека, помня о целях этой дискуссии, не теряя своего достоинства и не умаляя достоинства других. Все это называется одним словом: «Уважение».

Командный игрок - это человек, способный проявлять уважение к другим и вызывать уважение к себе. Уважение - двустороннее явление.

 

10. Как протестировать способность человека к уважению?

Это проявляется в том, как человек с вами не соглашается, как реагирует на несогласие с ним, как отзывается о других и соблюдает правила.

Понятно, что заставить уважать кого-либо силой невозможно. Также невозможно измерить степень уважения друг к другу. И то, что для одного кажется верхом уважения, другому может показаться оскорблением.

Но также возможно создать в команде общую культуру взаимоуважения, основанную на принятых правилах. Эти правила формируются сообща из ответов на вопрос: «Что нам мешает чувствовать взаимное уважение»?

Ответов будет много: мы опаздываем на совещания, перебиваем друг друга, не слушаем, отвлекаемся на посторонние вопросы, не пытаемся понять точку зрения другого, а стараемся продавить свою идею, перехватываем инициативу, не даем слова тихоням. Из этих ответов и формируются правила.

 

11. И каков же правильный ответ на вопрос о том, кого бы взяли в команду?

Есть люди удобные, а есть люди полезные. Редко это совмещается. Если вы хотите работать в комфорте и без конфликтов, то вам не нужна взаимодополняющая развивающаяся команда.

Если же от ваших целей и амбиций у вас захватывает дух, то вам нужны хорошие решения и отличные помощники. Лучшие помощники - это люди, несогласные с вами и готовые с уважением отстаивать свою точку зрения, не обижая вас. Они будут находить изъяны в ваших решениях, открывать для вас другие ракурсы, позволять смотреть на ситуацию с разных сторон, видеть подводные камни и заранее обращать внимание на детали.

Говоря об умении работать в команде, я вспоминаю притчу о том, как человек по дороге в рай попросил показать ему ад. И он был очень удивлен, потому что увидел красивое изобильное место, полные столы с нетронутыми яствами и злых голодных людей. На вопрос, почему они голодные, ему ответили, что здесь можно кушать только трехметровыми палочками. Человек посочувствовал и оказался в раю. Там он увидел точно такую же картину, только люди были сытые и довольные. Он первым делом спросил, чем они тут кушают, и ему ответили, что трехметровыми палочками. Он удивился еще сильнее, пока ему не объяснили, что здесь, в раю, люди научились кормить друг друга.

 

12. Консультация по методическому сопровождению процесса развития профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

 

13. Какие формы организации общения педагогов и родителей в образовательных организациях можно использовать?

1.  Информационно-аналитические - входит выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов.

2.  Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

3. Познавательные формы организации общения предназначены для ознакомления с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания. Основные формы - собрания, консультации, тренинги, гостиные, совместное создание предметно-развивающей среды, участие родителей в подготовке и проведении праздников и др. Познавательные формы организации общения педагогов и родителей способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

4.  Наглядно-информационные - ознакомление с работой ОО, особенностями образования детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней открытых дверей, просмотров занятий, уроков и других видов деятельности детей, сайт образовательной организации.

5. Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники, проекты, вернисажи, выставки семейных коллекций, реликвий, экскурсии, спортивные досуги). Досуговые формы сотрудничества могут быть эффективными только при условии теоретического содержания.

6.  Ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др. для того, чтобы дать родителям возможность стать активным в воспитании ребенка. Популярностью пользуются формы общения, построенные по типу телевизионных и развлекательных программ.

 

14. Развернутая консультация о том, какие формы взаимодействия с родителями ДОО являются эффективными?

 

ПРИМЕНЕНИЕ ФЗ_273 (ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ"), ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФСТАНДАРТОВ, СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОУ

 

15. Как часто необходимо проходить повышение квалификации педагогическому работнику?

В соответствии с частью 5 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

 

16. Можно ли использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации дополнительных профессиональных программ?

Да, можно. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 (зарегистрирован Минюстом России 4 апреля 2014 г., регистрационный № 31823).

 

17. Согласно новому Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам минимальная продолжительность курсов повышения квалификации составляет 16 часов. Означает ли это, что теперь педагогические работники образовательных организаций высшего образования, а также педагогические работники профессиональных образовательных организаций смогут проходить повышение квалификации за такой короткий срок?

Частью 6 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Таким образом, срок освоения программ повышения квалификации 16 часов считается достаточным при условии, что данный срок установлен с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, а также позволяет усовершенствовать и (или) получить новую компетенцию, необходимую для профессиональной деятельности, и (или) повысить профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации.

Кроме того, пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444), установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

 

18. Как регламентируются программы дополнительного профессионального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья регламентируется статьей 79 Федерального закона № 273-ФЗ.

Организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 10 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ).

При этом для реализации дополнительных профессиональных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Федеральным законом № 273-ФЗ специальных требований не предусмотрено.

Вместе с тем, статьей 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Кроме того, образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся.

 

19. Каким образом в уставе образовательной организации отразить порядок принятия локальных нормативных актов?

Порядок принятия локальных нормативных актов должен быть урегулирован в уставе на основании ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ. Процедура принятия локальных нормативны актов определяется образовательной организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда законодательством предусмотрены определенные требования к порядку принятия отдельных локальных нормативных актов.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

В связи с этим в уставе должна быть прописана процедура учета мнения указанных выше советов, в частности, порядок и сроки направления проектов соответствующих локальных нормативных актов, а также получения соответствующих мотивированных мнений. Кроме того, возможно предусмотреть проведение дополнительных согласительных процедур при отрицательном мнении советов.

 

20 Где хранятся аттестаты выпускников уровня основного общего образования, которые поступили на обучение по программам среднего общего образования или среднего профессионального образования? Нужно ли сдавать эти аттестаты в соответствующие образовательные организации при поступлении на обучение?

Согласно ч. 8 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ порядок приема лиц на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 года № 32, устанавливает, что при приеме для получения среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании установленного образца (п. 11).

В соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. № 36, при подаче заявления (на русском языке) о приеме в образовательные организации граждане Российской Федерации предъявляют, в частности оригинал или ксерокопию документа об образовании и (или) квалификации (п. 21.1.).

В буквальном смысле термины «представляют» и «предъявляют» не является синонимом термина «сдают». Кроме того, при отсутствии в правовой норме слов об оригинале документа юридически допустимо представлять его нотариально заверенную копию. Очевидно, что смысл предоставления аттестата об основном общем образовании при приеме на обучение на уровне среднего общего образования или среднего профессионального образования состоит в том, чтобы образовательная организация имела возможность убедиться в наличии у поступающего образования предыдущего уровня в соответствии с ч. 5 ст. 66 и ч. 2 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ.

Таким образом, в законодательстве об образовании не устанавливается обязанности сдачи на хранение аттестата об основном общем образовании при поступлении в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего общего образования либо среднего профессионального образования. Для подтверждения наличия образования предыдущего уровня достаточно предъявить данный документ при подаче соответствующего заявления, а при поступлении на обучение по программам среднего профессионального образования также возможно представить копию соответствующего документа. Кроме того, следует иметь в виду, что законодательство не содержит норм, позволяющих образовательной организации удерживать сданный ранее на хранение документ об образовании, если обучающийся обратился с заявлением о его возврате.

 

21. Что конкретно должен регулировать локальный нормативный акт дошкольной или общеобразовательной организации относительно порядка и оснований перевода, отчисления и восстановления обучающихся?

Принятие локального нормативного акта, устанавливающего порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, предусмотрено частью 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ. По ряду вопросов, касающихся указанных процедур, регулирование осуществляется непосредственно Федеральным законом № 273-ФЗ либо нормативными правовыми актами уполномоченных органов государственной власти. Поэтому данные вопросы не могут быть предметом регулирования на уровне образовательных организаций. Так законодательством об образовании установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения образовательных отношений - отчисления обучающихся (ч. 7 ст. 54, ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ), урегулированы вопросы перевода обучающихся с платного обучения на бесплатное, перевода в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, перевода для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения.

В рамках образовательных организаций системы общего образования локальными нормативными актами необходимо урегулировать следующие процедуры (ч. 9 ст. 58 указанного Федерального закона):

- перевод в следующий класс, в том числе условный перевод;

- перевод на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

- перевод на обучение по индивидуальному учебному плану, учитывая различные случаи такого перевода;

- оформление отношений с обучающимися и их законными представителями при отчислении по разным основаниям (издание приказа, выдача документов, справок, личных дел, ознакомление с приказом и пр.).

 

22. Учащийся 9 класса не прошел промежуточную аттестацию и не допущен до ГИА. Какие варианты продолжения образования для него предусмотрены законодательством? На каком основании можно оставить этого учащегося на повторное обучение, и в каком классе он будет числиться в таком случае?

Освоение образовательной программы основного общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной (ч. 3 ст. 59 Федерального закона № 273-ФЗ). К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, т.е. имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных (п. 9 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394). Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин (ч. 2 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ).

Учащийся 9 класса, не допущенный до ГИА по причине академической задолженности, будет считаться не освоившим образовательную программу основного общего образования. В силу части 5 ст. 66 указанного Федерального закона такой учащийся не допускается к обучению на уровне среднего общего образования, а также не может быть переведен в следующий класс на данный уровень обучения условно - как это было бы возможно в иных случаях возникновения академической задолженности (ч. 8 ст. 58).

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности (ч. 5 ст. 58).

Учащиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану (часть шестая п. 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015, с изменениями).

По нашему мнению, положения законодательства об образовании относительно последствий неликвидации академической задолженности в данном случае не связаны с обязательным переводом учащегося в следующий класс условно, так как такой перевод недопустим. Это, в свою очередь, означает, что учащийся 9-го класса, имеющий академическую задолженность по указанной причине, по усмотрению его родителей (законных представителей) может быть оставлен на повторное обучение, переведен на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. При этом целью повторного обучения либо перевода на обучение по индивидуальному учебному плану следует считать, в первую очередь, предоставление возможности ликвидировать академическую задолженность и пройти ГИА.

 

23. Какими законами и иными нормативными правовыми актами Российской   Федерации   следует   руководствоваться   при    применении

 профессиональных стандартов?

Основополагающими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации при применении профессиональных стандартов являются:

- статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -- ТК РФ), в соответствии с которой нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить    ТК    РФ    и    постановлениям    11равительства    Российской

- статья 57 ТК РФ, предусматривающая, что, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определённым должностям, профессиям. специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской               Федерации,             или           соответствующим               положениям профессиональных стандартов:

- часть I статьи 195.3 ТК РФ, согласно которой профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в част требований к квалификации.

 

24. Что должен включать план по организации применении профессиональных стандартов?

В соответствии с пунктом 1 постановления № 584 план по организации применения профессиональных стандартов должен включать:

а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;

б) сведения    о    потребности    в    профессиональном    образовании, профессиональном  обучении и  (или) дополнительном  профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятии по образованию и обучению в установленном парадке;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень   локальных   нормативных   актов   и   других   документов, подлежащих изменению с учётом положений профессиональных стандартов,
подлежащих применению.

 

25. Какие локальные нормативные акты и другие документы организации подлежат изменению с учётом положений профессиональных стандартов?

В настоящее время требуется внести изменения только в те документы, которыми регулируется проведение мероприя гий по образованию и обучению, обусловленное сведениями о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников. К числу соответствующих документов могут относиться, в частности:

коллективный договор (при необходимости изменения условий и порядка осуществления работодателем подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников);

 локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного   профессионального   образования   работников»   перечень
необходимых профессий и специальностей;

- дополнительные   соглашения    к   трудовым   договорам   (в    части закрепления     обязанности     работодателя     проводить     профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников. если это является условием выполнения работниками определённых видов деятельности);

-  должностные   инструкции   конкретных   работников,   являющиеся приложением   к   трудовому  договору   (в   части   изменения   требований   к
квалификации);

- договоры  с  работниками  о реализации   их  права  па  подготовку  и дополнительное профессиональное образование (статья 197 ТК РФ).

 

26. Как сформировать список профессиональных стандартов,

подлежащих применению?

Список профессиональных стандартов, подлежащих применению, зависит от кадрового состава организации, которая формирует такой список. При составлении списка необходимо иметь в виду следующее:

- список не может быть единым для каждой организации, так как его наполнение   зависит   от   кадрового   состава, предусмотренного штатным расписанием,      установление      которого      относится к компетенции образовательной организации;

-  в список включаются профессиональные стандарты, утвержденныедля различных категорий персонала, а не только педагогических работников;

- в  список  не  включаются   профессиональные  стандарты,   которые существуют еще в виде проектов (в частности, проет  профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)»:

- в список не включается профессиональный стандарт, дата вступления в силу которого не наступила.

ТОГИРРО