ПРОСТО О СЛОЖНОМ. О ВСЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТАХ

1. Что такое всероссийские проверочные работы?

В апреле 2017 года учащиеся четвертых, пятых, десятых и одиннадцатых классов будут выполнять Всероссийские проверочные работы (ВПР) по разным предметам.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) не являются государственной итоговой аттестацией. В Тюменской области они проводятся на школьном уровне, их можно сравнить с годовыми контрольными работами. Особенность этих работ в том, что их содержание одинаково для всех учащихся и выполняются они практически в одно время.

Для учащихся 4-х классов:

18 и 20 апреля- работа по русскому языку (две части: диктант и задания);

24 апреля - работа по математике;

27 апреля - работа по окружающему миру.

С текстами проверочных работ учителя смогут ознакомиться только при проведении работ, однако образцы работ по русскому языку, математике и окружающему миру доступны всем образовательным организациям уже давно.

Для учащихся 5-х классов:

18 апреля - работа по русскому языку;

20 апреля - работа по математике;

25 апреля - работа по истории;

27 апреля - работа по биологии.

Как будет организовано проведение ВПР в Тюменских школах, решают учителя и администрация образовательных организаций. При этом порядок проведения ВПР в школе должен обеспечить объективность получаемых результатов.

Для учащихся 10-х классов:

19 апреля -  работа по географии;

Для учащихся 11-х классов:

19 апреля - работа по географии;

25 апреля - работа по физике;

27 апреля - работа по химии;

11 мая - работа по биологии;

18 мая - работа по истории.

Утром в день проведения ВПР в школе тиражируют варианты работы, скаченные с портала ВПР.

Проводят работы и проверяют их выполнение учителя своей школы, внешних независимых наблюдателей при проведении работ не будет. Результаты выполнения учителя занесут в таблицы и загрузят в систему ВПР для общей статистики.

Более подробно с информационными и инструктивными материалами, а также образцами и описанием проверочных работ можно ознакомиться на портале «Всероссийские проверочные работы» по адресу: http://vpr.statgrad.org/.

 

2. Зачем нужны школам и нашим детям внешние независимые диагностики?

В соответствии с Федеральным законом 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 28, п. 13) образовательная организация должна обеспечивать функционирование внутренней системы оценки качества образования, позволяющей получать объективные данные об уровне подготовки обучающихся. Диагностика является одной из важнейших составляющих учебного процесса. Проведение диагностических работ регулируется локальными актами образовательной организации. Единый общегородской инструментарий позволяет проводить анализ результатов городских диагностических работ на разных уровнях:

  • анализ результатов всех учащихся образовательных организаций Тюменской области;
  • учащихся школы в целом;
  • отдельного класса;
  • отдельного обучающегося.

Анализ результатов диагностических работ позволяет выявить достижения и проблемы в педагогических практиках конкретных учителей, дать рекомендации по изменению технологий обучения для каждой школы. Проведение диагностических работ дает на выходе также достаточно информации для анализа достижений и затруднений отдельных учащихся и выстраивания индивидуальной работы по коррекции знаний и умений.

 

3. Выставляются ли отметки по результатам  проверочных работ?

Решение об использовании результатов независимой диагностики для выставления школьных отметок учащимся принимается самостоятельно образовательной организацией.

 

4. Что проверяют метапредметные диагностики? На каких учебных предметах нужно готовиться к метапредметным диагностикам?

Существует целый блок умений (метапредметных умений или универсальных учебных действий), которые в той или иной степени формируются при изучении каждой предметной области и освоение которых необходимо для дальнейшего успешного обучения школьников:

  • умение работать с незнакомым текстом (извлекать информацию из текста, интерпретировать и применять ее);
  • умение «читать» информацию, представленную в виде таблиц, графиков, диаграмм;
  • умение выполнять определенные логические действия с информацией (сравнивать, структурировать, подводить под понятие и др.);
  • решать проблемы в практико-ориентированных ситуациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет требования как к предметным, так и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. Система оценки качества образования должна включать оценивание уровня сформированности и предметных, и метапредметных результатов. Задания, предлагаемые в метапредметных диагностиках, строятся на контексте разных предметов, изучаемых в параллели.
Специального предмета для формирования универсальных учебных действий быть не может, эти действия потому и универсальные, что формируются и применяются при изучении каждой области знаний.

В апреле-мае (даты будут уточнены) 2017году учащиеся 8 и 10 -х классов обязательно выполняют диагностические работы по русскому языку и математике и один предмет ребята выбирают самостоятельно: физику или обществознание.

 

5. Как изменился контроль знаний в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта? Изобретая новое, не разрушаем ли мы наше образование?

Следует сразу отметить, что объем учебного материала, изучаемого в рамках того или иного школьного предмета, очень мало меняется в течение многих лет (чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть Примерные образовательные программы, разрабатываемые в соответствии с требованиями ФГОС).

Что же изменилось принципиально? Все мы хотим видеть выпускников наших школ успешными, компетентными личностями. Но чтобы быть успешными, нашим детям надо не только (и, возможно, не столько) обладать запасом знаний из определенных областей, но уметь эти знания применить в практической жизни. Более того, современная школа должна научить школьников учиться (понятно, что школьных знаний заведомо не хватит «на всю оставшуюся жизнь»), общаться, планировать свою деятельность. А это значит, что и процесс обучения, и процесс оценивания результатов обучения должен строиться на деятельности основе.

Диагностические работы, разрабатываемые в рамках Стандарта 2004 года, проверяли освоение учащимися отдельных элементов предметного содержания, тогда как диагностики под новый стандарт нацелены, в первую очередь, на оценивание сформированность у обучающихся различных видов деятельности.

ТОГИРРО