20 августа состоялась практикум-дискуссия «Школьная библиотека: потенциал для развития культуры чтения ребенка. Библиотечные маршруты-2019: ориентиры на будущее»

 

 

 

 

 

20 августа 2019 года в рамках областного августовского профессионально-общественного образовательного форума «Тюменское образование- 2019» состоялась практикум-дискуссия «Школьная библиотека: потенциал для развития культуры чтения ребенка. Библиотечные маршруты-2019: ориентиры на будущее».

Мероприятие прошло на базе МАОУ СОШ № 63 г. Тюмени.  В мероприятии приняли участие более 180 человек: библиотекари, педагоги-библиотекари, педагоги общеобразовательных организаций юга Тюменской области; специалисты учреждений культуры г. Тюмени.

Участников практикума -дискуссии приветствовала Ольга Федоровна Гроо, ведущий специалист отдела общего образования департамента образования и науки Тюменской области, Олег Леонидович Шор, директор филиала Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина в Тюменской области.

На пленарном заседании были представлены выступления представителей общеобразовательных организаций о реализуемых проектах, направленных на продвижение и популяризацию чтения среди школьников и родителей, развитие информационной грамотности и культуры. Выступили: Ольга Алексеевна Тутаева, заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 89, Елена Венальевна Фоменко, педагог-библиотекарь МАОУ Гимназия № 16.

О деятельности и роли профессионального сообщества школьных библиотекарей общеобразовательных организаций г. Тобольска рассказала Марина Николаевна Медведева, заведующая библиотечно-информационным центром (БИЦ) МАОУ Гимназия имени Н.Д.Лицмана. Определены задачи созданного регионального отделения: осуществление информационной, методической, технической и правовой поддержки членов ассоциации, организация и проведение в регионе семинаров, выставок, иных профессиональных совещаний, конференций и форумов, тематика которых связана с деятельностью школьных библиотек и чтением подрастающего поколения. В выступлении было отмечено, что создание регионального представительства оказывает влияние как на развитие профессионального сознания нашего сообщества, так и на реальное состояние дел в школьных библиотеках города.

Специалист ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» Ольга Витальевна Чеканова обозначила основные ориентиры для дальнейшей деятельности и развития специалистов школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров, а также созданию пространственно обособленных зон в школе для развития творческой и читательской активности школьников.

Секционная работа прошла над созданием сетевых проектов «ПРОчтение», «Читающая мама-читающий регион», «Центр компетенций: матрица электронных ресурсов», а также участники секций поделились друг с другом интересными идеями по организации и проведению мероприятий по продвижению чтения среди школьников, повышению престижа семейного чтения, работе с удаленными электронными ресурсами

Участники мероприятия пришли к выводу о том, что коллективное обсуждение общих профессиональных вопросов очень ценно и продуктивно, такое взаимодействие способствует сближению интересов и решению ключевых вопросов развития школьных библиотек.

Участники также отметили проблему кадрового обеспечения школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров, говорили о необходимости на региональном уровне рассмотреть вопрос о совершенствовании нормативно-правового обеспечения деятельности  школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров, а также о создании централизованной методической поддержки педагогов-библиотекарей на региональном уровне.

Участниками были даны следующие предложения:

  • Формирование современной инфраструктуры школьной библиотеки: зонирование школьного пространства, обеспечивающего доступ к информации (к бумажным и электронным изданиям; к образовательным и просветительским мультимедиа-ресурсам, включая образовательные платформы; доступ к ресурсам (к безопасному школьному интернету; к презентационной и оргтехнике; к вычислительным ресурсам большой мощности); имеющего коворкинг-зону (зона коллективной работы; зона индивидуальной работы; презентационная зона); общественное пространство (выставки и экспозиции; квесты и игры; тематические чтения); клубы и клубные объединения (дискуссионные клубы; поэтические кружки; редакции школьных сайтов и электронных стенгазет).
  • Развитие школьной библиотеки как центра генерации проектов (общеобразовательных, культурных, социальных, волонтерских, досуговых, ...), в том числе телекоммуникационных.
  • Приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получении навыков самообразования школьников через реализацию региональных сетевых проектов: «ПРОчтение» «Читающая мама -читающий регион», «Цифровая библиотека - цифровой школе» совместно с Тюменским филиалом Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина.
  • Развитие новых профессиональных компетенций педагогов-библиотекарей (использование различных интернет-ресурсов и сервисов; умение ориентироваться в современном медиапространстве; умение организовывать познавательную деятельность).
  • Развитие вариативных моделей школьных библиотек.
  • Развитие профессиональных сообществ школьных библиотекарей - Ассоциации школьных библиотекарей Тюменской области, методических объединений и др.

 

Материал подготовила Ольга Викторовна Чеканова, специалист Центра оценки качества образования

ТОГИРРО