23.08.2019 г. в рамках Областного августовского образовательного форума «Тюменское образование - 2019» прошла ЯРМАРКА ИДЕЙ И ПРАКТИК по подготовке всероссийских победителей олимпиад и высокобалльников (модератор - Володина Елена Николаевна)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.08.2019 г. в рамках Областного августовского образовательного форума «Тюменское образование - 2019» прошла ЯРМАРКА ИДЕЙ И ПРАКТИК по подготовке всероссийских победителей олимпиад и высокобалльников (модератор - Володина Елена Николаевна, к.фил.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО, Почетный работник образования РФ, победитель конкурса «Учитель года России - 2008»).

Ярмарка прошла в школе № 94 г.Тюмени (директор - Колчанова Светлана Сергеевна), двери которой гостеприимно распахнулись для 215 педагогов, руководителей образовательных учреждений и методистов из всех муниципалитетов юга Тюменской области.

«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми», - считал О.Уайльд. Как помочь детям - мотивированным, способным, творческим, одаренным - не реализовать себя и свой личностный потенциал, почувствовать себя не только успешными, но и счастливыми? В таком широком проблемном поле разворачивался профессиональный разговор-размышление (см. программу).

Приоритеты государственной и региональной образовательной политики, направленной на реализацию национального проекта «Образование», статистику и результаты работы педагогов области (в том числе и «сетевых», под руководством «сетевых» Лабораторий ЦОД ТОГИРРО) с одаренными детьми, осветила проректор ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО», д.пед.н., профессор Милованова Наталья Геннадьевна.

Современные дети - «компьютерные дети», «цифровое поколение» - на «ты» с иннвациями, хай-теком, весьма активны в полидускурсивной информационной среде и успешно реализуют себя на самых разных цифровых информационных площадках и Интернет-платформах, используют самые современные медиа-ресурсы. И нам, учителям, приходится догонять, а значит - постоянно учиться! Ведь «если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра (Д.Дьюи). Об искусстве создания эффективной презентации просто, понятно и интересно поведал педагогам выпускник гимназии № 16 г.Тюмени Силин Денис, ныне менеджер проектов, автор курса «Сказочный PowerPoint», разработчик презентаций для проектов Brooklyn Bowl, Доходного Дома «Колесник», городского фестиваля Жара, Ярмарки Инвестиций и др.

И педагоги в реальной практической деятельности совершенствовали свои навыки создания эффективной презентации и сайтов на площадке 1 (тьютор - Шабалин Кирилл Владимирович, ведущий специалист отдела развития робототехники Центра робототехники и АСУ ГАУ ДО ТО «РИО-Центр»). А результатом-продуктом стал сайт «Ярмарка идей и практик», созданный участниками площадки!                                                                                                                               

И все же, согласитесь, «чудеса творят не компьютеры...». А учителя! В этом еще раз убедились участники Ярмарки, заглянув в творческую мастерскую талантливого Учителя  - Чуйковой Марианны Михайловны, филолога МАОУ гимназии № 16 г.Тюмени, лауреата конкурса «Учитель года России -2003», Заслуженного учителя РФ. В результате работы творческой мастерской (площадка 2) была составлена маршрутная карта ученика «Восхождение на Эверест», построенная на основе компонентов сопровождения одаренных детей (мотивационного, научно-исследовательского, методического, коммуникативного, личностного) и выполненная в виде горного рельефа, преодоление которого символизирует путь ребёнка к победе над собой, путь к успеху. Маршрут состоит из пяти условных препятствий, названных педагогами метафорически: 1) «Подножие интересов», 2) «Камень раздумий», «Вершина открытий», 3) «Долина успеха», 4) «Река общения», 5) «Мой Олимп»! И каждый участок пути сопровождается советами заинтересованного мудрого наставника, которые должны помочь ребёнку в его самостоятельном движении к успеху. Каждый учитель может, конечно,  корректировать советы, конкретизируя их с точки зрения своего предмета, дополняя необходимыми или устраняя лишние, исходя из особенностей своих воспитанников.

А на 3-ой площадке педагоги обсуждали проблемы развития одарённого ребёнка в культурологической среде и пути их решения в Физико-математической школе - одном из лучших образовательных учреждений Тюменской области. Тьюторы-филологи ФМШ, отличники народного просвещения Кучерова Елена Ильинична и Прибыльская Марина Эдуардовна, ярко и творчески, используя видеозаписи дидактических спектаклей и фотографии, представили систему развития ребенка как носителя, хранителя и создателя культуры, продуктивные формы и способы сотрудничества с родителями. А еще помогли участникам площадки разработать алгоритм создания элективных курсов для развития одарённого ребёнка в своей школе, вдохновили на новые идеи и проекты!

Не секрет, что одаренные дети нередко вынуждены участвовать в изнуряющих забегах на результат (и часто скорее формальный, а не личностный!), на определение лучшего, того, кто первый пересечет финишную черту... Но, в сущности, они соревнуются не друг с другом, каждый из них соревнуется с самим собой! И им так нужны наши помощь, понимание и душевное тепло! Эту и другие проблемы обсуждали участники Ярмарки на 4-ой площадке под психологически тонким и профессиональным руководством Кукарской Татьяны Николаевны и Максимовой Татьяны Анатольевны,  педагогов - психологов МАОУ гимназии № 16 г.Тюмени, которая накопила богатейший опыт психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и профессиональной помощи педагогам и родителям. Результатом проектирования педагогов в группах стала модель выявления и развития одаренного ребенка.

 «Настоящий учитель ... показывает путь, но не доводит до конца», -  говорил Конфуций.  Да, учит не только учитель, воспитывает и питает ребенка не только среда. Сама жизнь! Уроки на производстве и профессиональные пробы, социокультурные и жизненные практики, корпоративные и профильные классы и индивидуальные траектории движения к успеху обсуждались на площадке 5 (тьютор - Тюменцева Анна Николаевна, учитель физики, тьютор по работе с одаренными детьми МАОУ «СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Тобольска). И каждый педагог поделился находками и наработками - своими личными, опытом школы, района, города. Ведь единого рецепта успеха в столь тонком и ответственном деле, как помощь одаренному ребенку, нет и быть, пожалуй, не может. Потому это и ярмарка - присматривайтесь, примеряйте (на себя!), отбирайте (а коллеги-тьюторы отдают щедро и бесплатно!) идеи, маршруты, модели, банки, алгоритмы, приемы и технологии!

А потом эти ярмарочные находки - продукты педагогического проектирования на пти площадках - были успешно защищены и осмыслены в коллективной и личной рефлексивно-духовной работе - «работе понимания»... Участники тепло поблагодарили тьюторов-педагогов и модератора Володину Е.Н. за яркую, умную и творческую Ярмарку, где каждый - «учитель и вечный ученик», каждый «приобрел» что-то ценное для себя и главное - для своих воспитанников. Приобрел? Нет, обрел! Чтобы отдать. Так же щедро и бескорыстно! Ведь «в каждом наброске, в каждом черновике учитель продолжается в своем ученике»!

 

Материал подготовила  Елена Николаевна Володина, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО.

Фото и видеоматериалы подготовил Сазонтов Вячеслав, специалист отдела учебно-организационного и дистанционного обучения ТОГИРРО.

ТОГИРРО