Площадка №2. Методический комментарий Марианны Михайловны Чуйковой

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Ускоренное развитие сегодняшних детей ни для кого не является секретом, однако отношение к этому неоднозначное. С одной стороны, не может не радовать спелёночное  владение детей различными предметами современного прогресса. С другой стороны, темп, с которым развивается сегодняшнее общество, не даёт растущему ребёнку времени разобраться в устройстве мира, подталкивает к общению с миром без этого понимания, формирует поверхностное восприятие всего нового. Сегодняшние дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Не чудо ли? Нет, чудо - это когда всё это делается ребёнком осознанно, с желанием и пониманием. И это чудо творят не компьютеры, а учителя -  понимающие трудность своей задачи, идущие в ногу со временем, умеющие использовать технические достижения для углубления своего собственного общения и общения ребёнка с преподаваемым предметом.

Главная задача учителя - помочь одарённому ребёнку вовремя проявить и развить свой талант. Здесь не обойтись без творческой лаборатории, позволяющей оценивать свои действия и действия коллег с точки зрения результативности выбранных приёмов, методов  обучения  и воспитания.

Одним из таких приёмов может быть разработанная учителем и предоставленная ученику маршрутная карта, по которой ученик, только начинающий определяться со своими интересами или уже определившийся, сможет самостоятельно  контролировать свои действия, отслеживать то, что им уже освоено, и то, чему ещё предстоит научиться на пути к достижению результата.

Успех ребёнка определяется не только способностями, данными ему от природы, но и трудом, затраченным на их реализацию. Поэтому формула успеха может выглядеть так: У = ПЗ + Т(р + п + Р), где У - успех, ПЗ - природные задатки, Т - труд, р - ребёнок, п - педагог, Р - родитель.  Педагог, увеличивающий множитель в этой формуле, а следовательно, и приводящий своих воспитанников к успеху   - это учитель, увлекающий предметом, закладывающий основы мастерства и выводящий на высокий профессиональный уровень. Ребёнку  для достижения успеха необходимы заинтересованность, интеллект (или высокие творческие или организаторские способности), знания (умения), активность и общительность, востребованность. На обретение и развитие всех этих качеств у ребёнка и работает педагог и родитель, осуществляя сопровождение и терпеливо ожидая результата.

Важнейшими компонентами педагогического сопровождения одарённого ребёнка являются следующие: мотивационный (позволяет ребёнку полюбить род деятельности, к осуществлению которого у него есть способности), научно-исследовательский (определяет направление самостоятельного вклада  ребёнка в определённую сферу деятельности),  методический (формирует специфический язык, определяет стратегию и тактику,  необходимые для осуществления выбранной сферы деятельности), коммуникативный (выводит из состояния замкнутости, однобокости деятельности, позволяет найти единомышленников и оппонентов, формирует умение тактично  отстаивать свою точку зрения), личностный (даёт понимание необходимости, полезности выбранного вида деятельности, порождает  желание поделиться достигнутым результатом, чтобы помочь нуждающимся в помощи).

В результате работы творческой мастерской была составлена маршрутная карта ученика («Восхождение на Эверест»), построенная на основе вышеперечисленных компонентов сопровождения и выполненная в виде горного рельефа, преодоление которого символизирует путь ребёнка к победе над собой, к успеху. Маршрут состоит из пяти условных препятствий, названных 1) «Подножие интересов», 2) «Камень раздумий», «Вершина открытий», 3) «Долина успеха», 4) «Река общения», 5) «Мой Олимп».

Каждый участок пути сопровождается советами заинтересованного мудрого наставника, которые должны помочь ребёнку осуществлять самостоятельное движение к успеху. Используя данный педагогический продукт, каждый учитель может корректировать советы, конкретизируя их с точки зрения своего предмета, дополняя необходимыми или устраняя лишние, исходя из особенностей своих воспитанников. В любом случае данная модель  активизирует мыслительную деятельность педагога, направленную на осуществление перспективы в развитии способностей ребёнка.

ТОГИРРО