Консультации лабораторий социально-гуманитарных и естественно-математических дисциплин (21.05-18.06.2018) - 8 вопросов

 

Вопрос 1. Мой ученик участвовал в выездной профильной смене (сессии) для одарённых учащихся и там работал над проектом под руководством другого учителя. Тема проекта ребенку нравится, есть представление о том, как можно развить идею проекта. Имею ли я право продолжить с ребенком работу в этом направлении (в течение года или больше), если начала эту работу с ним не я? Или нужно как-то менять, варьировать тему, чтобы она была оригинальной?

Ответ: Возможны и вполне корректны оба варианта. Вы имеете право продолжить с учеником работу над интересным для него проектом, поскольку, во-первых, продолжительность выездных профильных смен всё равно не позволяет детально осмыслить и полностью воплотить проект, во-вторых, проекты, разрабатываемые на таких сменах, в принципе традиционно мыслятся как пролонгированные - то есть нуждающиеся в продолжении и развитии уже после возвращения детей в свои школы. Большинство руководителей проектов на выездных профильных сменах (и я в том числе) выстраивают работу со школьниками так, чтобы эта работа могла быть в дальнейшем поддержана и завершена уже в школе. Если Вас всё же что-то беспокоит, то всегда можно связаться с руководителем проекта, с которым работал Ваш ученик, и обсудить с ним возможность продолжения работы под Вашим руководством.

Вполне корректно будет и изменить - сузить, расширить и т.д. - тему проекта.

Помните, однако, что при любом варианте формулировать цель и задачи, определять проблему, на решение которой направлен проект, и необходимые для этого методы и приемы всё равно придется заново и полностью самостоятельно.

21.05.2018. Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н., методист  Лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО

 

Вопрос 2. В следующем году мне предлагают принять участие в разработке заданий школьного и, возможно, муниципального этапов ВсОШ по моим предметам (история, обществознание). Я пока не имею опыта такой работы и потому слабо представляю, как должны выглядеть такие задания, какими должны быть их структура и содержание, тематика и даже сколько их должно быть в одном комплекте. Непонятно также, как рассчитываются баллы за задание и за всю олимпиаду в целом. Понятно, что это более простой уровень, чем региональный или всероссийский, и что задания там должны быть несколько другими. Есть ли какие-то требования, указания, рекомендации о том, как составлять такие задания?

Ответ: Общие требования к разработке заданий различных этапов ВсОШ (в том числе требования ко времени выполнения заданий, количеству, принципам начисления баллов и т.д.) можно посмотреть на официальном методическом сайте этой олимпиады: http://vserosolymp.rudn.ru/. Отдельные вопросы относительно разработки и оценивания предметных заданий можно уточнить, зайдя на Форум сайта, и в разделе Лекторий.

В целом Положение о Всероссийской олимпиаде школьников тоже содержит общие требования ко всем этапам и уровням олимпиады.

Главные требования:

1) олимпиада должна иметь не только контрольный, но и обучающий функционал - поэтому задания должны быть выстроены так, чтобы не только проверить уже имеющиеся знания ребенка, но сформировать у него какие-то новые знания; поэтому задания олимпиады по любому предмету НЕ ДОЛЖНЫ ПО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПОВТОРЯТЬ УТВЕРЖДЕННЫЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФОРМЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (то есть не должны быть выстроены по образцу ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и пр.);

2) решение заданий олимпиады должно стимулировать интерес ребенка к изучению предмета - поэтому задания обязательно должны содержать элементы занимательности или быть направлены на осмысление какой-то интересной и неоднозначной проблемы;

3) в процессе решения заданий олимпиады ребенок должен иметь возможность интеллектуально, творчески и личностно проявить себя - поэтому задания (не обязательно все - но хотя бы некоторые, одно-два) должны предполагать творческую (например, реконструктивную, конструктивную, интерпретационную и др.) деятельность обучающегося; творческие задания традиционно оцениваются большим количеством баллов;

4) олимпиада должна способствовать формированию у ребенка представлений о возможности практического применения получаемых им знаний - поэтому комплект заданий обязательно должен содержать задание прикладного характера; при выполнении такого задания ребенок должен иметь возможность продемонстрировать умения и навыки использования полученных знаний в жизни;

5) олимпиада должна способствовать эффективному развитию метапредметных компетенций ребенка и обучению его универсальным учебным действиям - поэтому задания олимпиады должны носить комплексный характер, то есть требовать от обучающегося комплексного применения разных знаний из одной сферы или знаний из смежных сфер, а также предполагать экстраполяцию («перенос») знаний и способов действия из одной предметной области в другую.

21.05.2018. Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н., методист Лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО

 

Вопрос 3. Здравствуйте! У меня вопрос о проектной деятельности учеников. У нас с коллегой, учителем по другому предмету, родилась идея междисциплинарного проекта со школьниками, где я была бы руководителем (так как в основе лежит мой предмет - литература), а коллега консультантом (музыка). Проблема в том, что коллега не участвует в проекте «Сетевой учитель - сетевой ученик». Необходимо ли ей на следующий год подавать заявку на работу «сетевым» педагогом, чтобы мы с ней могли реализовать нашу идею? И если необходимо, то она будет иметь право взять тех же самых учеников, с которыми работаю я? Или это должны быть другие ученики? Тогда как мы будем работать с таким количеством ребят одновременно?

Ответ: Ваша коллега вполне может выступать консультантом Вашей с учениками работы, не участвуя в проекте «Сетевой учитель - сетевой ученик». Тогда её вклад в Ваши с ней совместные достижения будет оценивать школа.

Если всё же Ваша коллега пожелает в будущем учебном году присоединиться к «сетевому» проекту, ей придётся формировать группу обучающихся самостоятельно. Её работа с Вашей группой в рамках «сетевого» проекта будет возможна только в том случае, если нормы недельной учебной нагрузки детей не будут превышены и если на это будет получено письменное согласие родителей учеников.

28.05.2018. Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н., методист Лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО

 

Вопрос 4. Если я собираюсь продолжать в следующем учебном году работу в проекте «Сетевой учитель - сетевой ученик» и собираюсь сохранить свои группы в том же составе, в каком они работали в этом году, имею ли я право дать ученикам задание на лето? - это очень поможет дальнейшей исследовательской работе ребят. Или нужно ждать осени, когда снова начнут собирать и утверждать заявки на следующий год?

Ответ: Проект «Сетевой учитель - сетевой ученик» традиционно пролонгируется по календарным годам. Так что если Вы и ваши ученики твердо намерены продолжать дальнейшую совместную работу, Вы, безусловно, имеете право предложить ребятам задания на лето - при условии, что на это будет дано письменное согласие родителей (поскольку лето - всё же не учебное время).

28.05.2018. Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н., методист Лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО

 

Вопрос 5. Здравствуйте! Прочла на сайте ваш ответ на чей-то вопрос о том, как что поможет сформировать у ученика хорошую научную речь. Там вы говорите о том, что в первую очередь необходима регулярная практика чтения научной литературы. У нас с ученицей как раз с этим-то и проблема: вроде бы читаем научные исследования, конспектируем, разбираемся - а потом приезжаем к вам на «Шаг в будущее», и оказывается, что мы всё не так прочли и поняли! Поэтому у меня вопрос: как научить школьника (и себя заодно) правильно читать научную литературу - ведь её нельзя читать как художественную? На что обращать внимание при чтении? Какие существуют технологии обучения научному чтению? Приемы чтения? Или всё дело в том, что у нас с ученицей часто просто знаний не хватает, чтобы хорошо понимать такие труды?

Ответ: Процесс чтения и освоения научного текста действительно отличается от чтения и освоения текста художественного или публицистического - но не так радикально, как может показаться. Давайте попробуем подойти к этой проблеме не с точки зрения количества научных знаний, которых у Вас и Вашей ученицы хватает или не хватает, а с позиции чисто филологических методических принципов обучения чтению ЛЮБОГО текста. Начнем «от печки».

Конечно, чтение научного текста - это всегда больше, чем просто процесс восприятия объективной научной информации, приобретения знаний. Это одновременно еще и процесс становления и использования научного мышления. Для того чтобы адекватно воспринимать научный текст, нужно, вопреки распространенному мнению, не столько владение научной терминологией и какой-то информационной базой в конкретной научной отрасли, сколько владение навыками описания и рассуждения. Описание и рассуждение - основные типы речи в научном общении, и они же определяют особенности языкового мышления ученого. Иными словами, чтобы адекватно ЧИТАТЬ научный текст, нужно попробовать ДУМАТЬ на языке так, как думает ученый. И для тренировки навыков такого мышления совершенно необязательно сразу погружаться в какой-то научно-академический текст - статью, тезисы, диссертацию и др. Обучение научному чтению начинается с чтения ЛЮБЫХ УДОБНЫХ И ИНТЕРЕСНЫХ РЕБЕНКУ ТЕКСТОВ С ТИПОМ РЕЧИ РАССУЖДЕНИЕ (или рассуждение с элементами описания). Это может быть хоть художественный, хоть публицистический текст - лишь бы он позволял освоить нужный нам тип речи.

Мы с коллегами предпочитаем для такой работы русскую классическую публицистику - например, часто выбираю статьи К.Г. Паустовского. Очень удобна, по нашему убеждению, его статья «Михаил Михайлович Пришвин», потому что в ней представлено «классическое» рассуждение с элементами описания:

1) последовательность речи совпадает с последовательностью мысли - можно «продумать» мысль автора вместе с ним, от начала до конца;

2) предложения связаны стройной последовательной связью - каждое последующее предложение содержательно опирается на предшествующее и создаёт основу для понимания следующего;

3) каждый смысловой фрагмент (обычно абзац или несколько абзацев) содержит суждение, которое нуждается в осмыслении или доказательстве, - и это осмысление либо доказательство также представлено в том же фрагменте;

4) все тезисы (утверждения) подкреплены последовательно выстроенными аргументами;

5) каждый этап развертывания текста представляет собой ответ на один из ряда взаимозависимых последовательных вопросов. Все эти вопросы укладываются в логическую последовательность: Тезис (что утверждается?) - Комментирование тезиса (как правильно понять / оценить это утверждение?) - Иллюстрация тезиса (как то, что утверждается, проявляется, обнаруживается, становится заметным, обращает на себя внимание?) - Обоснование тезиса (почему мы убеждены в том, что наше утверждение, наблюдение, замечание верно?) - Применение тезиса (в чем ценность, значимость сделанного утверждения?). Собственно, это и есть логика ЛЮБОГО рассуждения - хоть научного, хоть бытового. Лучший тренинг - это практиковаться в таких последовательных вопросах к содержанию текста (любого стиля и жанра), поскольку они воспроизводят процесс размышления автора и нам становится ясно не только то, что автор думает, но и то, КАК ОН К ЭТИМ МЫСЛЯМ ПРИШЕЛ.

Кроме того, нужно помнить, что научная речь - далеко не только научно-академическая. Есть в системе научного стиля и другие подстили, которые не требуют от адресата специфических научных компетенций, владения терминологией и пр. - поскольку всё необходимое для понимания текста содержится в самом тексте (термины толкуются, выводы объясняются - и т.д.). Так, обучение чтению научного текста одинаково удобно начинать как с научно-популярных текстов малых жанров (например, с заметок в научно-популярном журнале или альманахе), так и с текстов научно-энциклопедических (удобнее всего статьи в детских научных энциклопедиях).

Особую роль в освоении навыков и научной речи, и научного мышления, и интерпретации научного текста играет научно-художественная (научно-фантастическая) литература. Во-первых, это всё-таки приключенческая литература, обладающая занимательностью, интеллектуально и эмоционально увлекательная. Во-вторых, в основе сюжета и размышлений персонажей всегда лежат объективные научные знания, причем всегда аргументированные и снабженные комментариями: из хорошей научно-фантастической литературы можно узнать намного больше, чем из среднестатистического учебника. К тому же, большинство подлинно значимых писателей-фантастов - либо ученые (как И.Ефремов, Е. Парнов, А. Стругацкий), либо идейные популяризаторы науки, научных знаний и достижений (А. Азимов, Е. Павлов, Б. Стругацкий, Р.Брэдбери). К сожалению, в учительской среде распространено некое снисходительное отношение к научно-фантастической литературе, связанное с неосведомленностью в идейно-тематической широте и сложности этого направления и культурным снобизмом, насаждаемым не очень профессиональными филологами. Тем не менее, именно эта литература - даже больше, чем научно-популярная и научно-энциклопедическая, - влияет на формирование в массах научного сознания и выработку навыков научного мышления.

Еще раз спасибо Вам за интересный и творческий вопрос!

4.06.2018. Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н., методист Лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО

 

Вопрос 6. Сейчас в школьном лагере руковожу общей проектной работой учеников среднего и старшего звена. Конечно, не все ученики из моих «сетевых» групп в этом участвуют, особенно из старшего звена. Если мы с ребятами решим продолжить работу над этим проектом в следующем учебном году, можно ли будет на проектной деятельности не делить ребят на возрастные группы по классам - чтобы они проектом занимались все вместе? На подготовке к олимпиадам я, конечно, буду проводить занятия отдельно для старшего и для среднего звена - но насколько это принципиально в проектной деятельности?

Ответ: Спасибо за вопрос - хотя и не совсем понятно, интересует ли Вас больше методический аспект или организационный!

Если Вас интересует, допустимо ли объединять в проектной деятельности учащихся старшего и среднего звена с методической точки зрения, то - да, вполне допустимо, при условии, что материал, с которым вы со школьниками работаете, одинаково новый для обеих возрастных групп (в противном случае неизбежно информационное и компетентностное отставание младших учеников). Практика вовлечения в общую проектную деятельность разновозрастных групп учащихся на самом деле очень распространена в западно-европейской, канадской и американской педагогике, где это рассматривается как удобная методическая возможность воспитания и социализации ребенка. Выездные сезонные профильные смены для одаренных обучающихся в Тюменской области тоже регулярно обращаются к такому формату работы. При этом в задачу руководителя проекта входит оптимальное распределение между учениками сфер личной ответственности каждого за свою часть проекта (это определяется учителем, исходя из его представлений о возможностях, интересах и пожеланиях отдельных учащихся).

Если же вопрос был о том, можно ли организационно делить группы для стационарных и выездных занятий и не делить в проектной деятельности, то, конечно, тоже можно. Однако Вы должны учесть, что в этом случае вся проектная работа будет у Вас считаться работой не с двумя, а с ОДНОЙ группой учащихся, независимо от их количества, потому что это будет работа в одни и те же учебные часы.

8.06.2018. Аксарина Наталья Александровна, к.ф.н., методист Лаборатории социально-гуманитарного образования ТОГИРРО

 

Вопрос 7. Сейчас очень много говорится о работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. В том числе и на правительственном уровне. Но существуют ли какие-либо программы такой работы? Меня интересует в первую очередь программы федерального уровня?

Ответ: В настоящий момент в Российской Федерации вопросы работы с одаренными детьми решаются в рамках Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы.

Ежегодно на уровне Правительства РФ утверждается комплекс мер по реализации Концепции, рассматриваются и анализируются результаты выполнения. О реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в 2018 году и на период до 2020 года (утв. Правительством РФ 27.05.2015 N 3274п-П8): http://legalacts.ru/doc/kompleks-mer-po-realizatsii-kontseptsii-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i/. Документ раскрывает вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования системы выявления и развития молодых талантов, информационно-методического сопровождения реализации системы выявления и развития молодых талантов, вопросы кадрового потенциала и конкурсной поддержки организаций, педагогических работников, одаренных детей и молодежи.

Представляется интересным в рамках Вашего вопроса ознакомиться с Указом Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года в части задач в сфере образования.

18.06.2018 Марина Леонидовна Таланцева, методист Лаборатории естественно математического образования ТОГИРРО


Вопрос 8. Учитель рекомендует участвовать в олимпиадах «Учи.ру»? Есть ли в этом участии смысл? Ведь это дополнительная нагрузка на ребенка?

Ответ: Выбор - давать ли своему ребенку такую дополнительную нагрузку, конечно, за Вами. Но полезность интерактивной образовательной платформы «Учи.ру» не подлежит сомнению и подтверждена практиками тюменских школ. Платформа не заменяет учителя, не заменяет учебник, она - дополнительное средство, возможность изучить предмет более глубоко, в другой форме, при другом способе трансляции учебного материала. Важным является тот факт, что платформа не преподносит изучаемый материал в готовом виде, она лишь создает условия, при которых ребенок сможет разобраться и найти ответ сам. Решая задачи на одну и ту же тему в разных средах (с учителем, с родителями, самостоятельно с помощью компьютера), ребенок лучше понимает то, что он делает. Еще один, на наш взгляд, существенный момент: платформа отслеживает уровень и тематику выполняемых ребенком заданий и позволит ему перейти на следующий уровень тогда, и только тогда, когда ребенок будет обладать достаточным объемом знаний для изучения новой темы.

18.06.2018 Марина Леонидовна Таланцева, методист Лаборатории естественно математического образования ТОГИРРО

 

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитик Яндекс Метрика, предоставляемы компанией ООО "Яндекс", 119021, Москва, Россия, ул. Л.Толстого, 16 (далее - Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы "cookie" с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Собранная при помощи "cookie" информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи "cookie", будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
ПринятьНастройки