Консультации кафедры дошкольного и начального общего основного образования по воспитанию детей раннего школьного возраста (13-18.09.2021 г. ) - 9 вопросов

Вопрос 1. Является ли группа кратковременного пребывания эффективным средством легкой адаптации ребёнка к детскому саду?

Ответ: Одним из эффективных факторов адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения является посещение группы кратковременного пребывания.

Адаптационная группа позволяет ребенку в наиболее щадящем для него режиме привыкнуть к новой среде обитания, новым людям, новым требованиям. Присутствие в группе матери или других близких взрослых помогает ребенку преодолеть страх перед детским садом, способствует плавному отрыву от родителей. Посещение ребенком группы кратковременного пребывания обеспечит ему комфортное безболезненное

«вхождение» в социум. И в определенном смысле «подготовит» к поступлению в дошкольное учреждение.

13.09.2021 Ирина Африковна Кильдышева, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО

Вопрос 2. Нужно ли в раннем возрасте читать стихи ребёнку?

Ответ: Стихи необходимо включать в круг детского чтения, т.к. они близки опыту малыша, соответствует уровню его сознания и в то же время пробуждают целый мир непривычных чувств и мыслей. Ребенок должен проникнуть в эмоциональный мир стихотворения, пережить и понять радость, грусть, удивление, огорчение - все то, что заложено в стихотворении.

Поэтическая речь насыщена яркими образами, зрелищна, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. Малыш чувствует эти особенности, и интуитивно тянется именно к таким произведениям. А четкие, звонкие, легко запоминающиеся рифмы, присущие всем детским стихотворениям, позволяют малышу без особых усилий выучить стихотворение за несколько повторений.

Чтение стихов в развитии детей способствует развитию интеллектуальных способностей, мышления и укрепления памяти. 

13.09.2021 Ирина Африковна Кильдышева, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО

Вопрос 3. С какого возраста заучивают стихи с малышами?

Ответ: Заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга, т.к. при заучивании активно действует весь мозг.

Давно доказано, что ребенку, знающему большое количество стихов в раннем возрасте, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания и такие дети, демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами в детстве не знакомили.

Помните, стихотворения для малышей нужно подбирать соответственно их возрасту, для самых маленьких - короткие четверостишья о любимых игрушках, сказочных персонажах, животных. Не напрягайте стихами ребенка, чтобы малыш их любил, хотел слушать, запоминать и воспроизводить.

13.09.2021 Ирина Африковна Кильдышева, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО

Вопрос 4. Какой развивающий потенциал несут сказки «Репка», «Колобок», «Теремок»?

Ответ: Сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» являются кумулятивными. Кумулятивные сказки - это сказки в которых происходит повторение речевой формулы, место и роль таких сказок в воспитании ребенка велико, такие сказки просто необходимы малышам для гармоничного развития.

В кумулятивной сказке с каждым повтором происходит определённое усложнение с непременным добавлением нового элемента, но с использованием новой формулы. Подобное построение композиции позволяет малышам развивать логику. Например, в сказке «Репка» берется формула «кто-то за кого-то», в которую помещают новые значения переменной. В итоге получается «Жучка за внучку» или «мышка за кошку». Аналогичный пример сказка «Колобок», в которой «я ушел от кого-то», при этом «кто-то» последовательно замещается теми животными, которых Колобок встречает на своем пути, то есть зайцем, волком, медведем. Персонажи в сказке вводятся последовательно. Например, в «Репке» это происходит от большего к меньшему, а в «Теремке» - от меньшего к большему.

Структурированной является сказка «Маша и медведь». В каждой из ее частей девочка знакомится с набором предметов. При этом первый всегда большой, затем средний и в конце маленький. Уже к середине повествования дети начинают помогать взрослым излагать сюжет. При этом размер вещей они непременно связывают с величиной медведей.

Таким образом, кумулятивные сказки помогают формировать у детей логическое мышление. Малыши учатся причинно-следственным связям и построению последовательностей. На первых порах это самые простые модели, но ими детки уже могут воспользоваться в других ситуациях, которые будут для них более сложными.

15.09.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО

Вопрос 5. С какого возраста можно разыгрывать театральные постановки малышам?

Ответ: Начиная с 1,5 лет малышу можно разыгрывать маленькие инсценировки потешек, кумулятивных сказок. Это поможет малышу быстрее адаптироваться, легче понять действие.

Разыгрывать сказки, потешки можно с применением готовых объемных книг или игрушек, которые можно приобрести с звуковым сопровождением. Картинки героев сказки родители могут прикреплять к поверхности, создав при этом свой небольшой кукольный театр. Главное условие - красочность и объемность происходящего.

Родители должны помнить о том, что малыши еще не могут долго удерживать внимание, поэтому постановка сказки для детей до 3 лет не должна длиться более 10 - 15 мин.

Постепенно можно привлекать ребенка к осуществлению действия. Например, выяснить кто из героев пойдет помогать деду тянуть репку, или кто следующим будет проситься в теремок или повстречается на пути у Колобка.

15.09.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО

Вопрос 6. Можно ли превратить сказку в игру? Как это сделать?

Для малыша 2-3 лет кумулятивную сказку можно превратить в игру. Удачным сюжетом для этого явится сказка «Маша и медведь». Перед малышом раскладывают картинки предметов, и предлагают собрать те из них, которые принадлежат папе, затем маме и их сыночку. Подобная игра формирует причинно-следственные связи. Постепенно задачи можно усложнять. Например, сгруппировать все вещи не только по размерам, но и по цветам.

15.09.2021 Виктория Юрьевна Белькович, доцент кафедры дошкольного и начального общего основного образования ТОГИРРО

Вопрос 7. Как воспитать уверенность в ребенке?

Чтобы развивать в детях уверенность как личностное качество, важно, чтобы педагоги и родители обеспечивали им поддержку.

В качестве рекомендаций для формирования уверенности можно предложить следующие:

1. Задачи для ребенка должны быть трудными, «проблемными», но посильными.

2. Деятельность должна быть увлекательной и соответствовать уровню притязаний детей.

4. В детской деятельности должна присутствовать степень новизны.

5. Необходимо создавать условия для появления ощущения продвижения вперед («Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера. Старайся! Завтра получится лучше, чем сегодня».

6. Если ребенок допустил ошибки, не ругайте, стимулируйте его активность («Давай попробуем сделать по-другому»).

7. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой.

8. Создавайте условия, чтобы ребенок чувствовал себя полноправным субъектом. Задавайте чаще ребенку вопросы: «Как ты думаешь?», «Как ты считаешь?». Предоставляйте детям возможность выполнить деятельность самостоятельно. Поощряйте самостоятельность.

18.09.2021 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 8. Почему деятельностный подход является методологической основой ФГОС?

Согласно теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) психика (сознание как высший этап развития психики), формируясь в деятельности, в деятельности и проявляется. Другими словами, важным условием полноценного развития личности обучающегося выступает его активное участие в сознательной деятельности.

18.09.2021 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 9. Что понимается под «психолого-педагогической компетентностью» учителя?

Проблемы психологической компетенции учителя рассматриваются в связи с его педагогической и предметной подготовкой через анализ целей и содержания деятельности в современной динамике информационно-технологического уровня образования, а также с качественной структурой знаний [В. Н. Панферов Психологическая компетенция современного учителя // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2009]

Вопросы, касающиеся психологической компетентности, изучали Ю. П. Азаров, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Н. Захарова, Н.Н. Лобанова, Т.А. Маркина, В.А. Сласт?нин, В.М. Соколова, Г.А. Шредер, Д. Шульц, С. Шульц и др.

По мнению Т.Н. Щербаковой, в структуре психологической компетентности педагога выделяются когнитивная, коммуникативная, социальная и аутопсихологическая подсистемы. Отдельными элементами в данной структуре выступают психологические знания, умения педагога, его личностные качества, система субъективного контроля. Каждый из выделенных компонентов проявляется по-разному в зависимости от специфики педагогической деятельности. У каждого педагога указанные элементы могут иметь разную степень выраженности, формироваться в разное время [Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоёмкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 67-68].

18.09.2021 Светлана Васильевна Долгих, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ТОГИРРО, к.п.н.

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитик Яндекс Метрика, предоставляемы компанией ООО "Яндекс", 119021, Москва, Россия, ул. Л.Толстого, 16 (далее - Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы "cookie" с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий. Собранная при помощи "cookie" информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи "cookie", будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере.
ПринятьНастройки