Консультации кафедры педагогики и психологи по вопросам обучения и участия в олимпиадах детей с ОВЗ, участию психологов в конкурса "Педагог-психолог года", логопедии, эргономики пространства (14.10-10.12.2021) - 15 вопросов
Вопрос 1. Когда открывается группа переподготовки по логопедии? На каких условиях и какие документы можно подать?
Ответ: Открытие группы переподготовки по дополнительной профессиональной программе «Логопедия» 25Л запланировано на 1 августа 2022 г. Обучение заочное, 524 уч. час, 4 сессии по 3 недели, в т.ч. 80 часов стажировок, защита выпускной квалификационной работы.
Условия поступления: высшее образование, заявление на имя ректора, копии документов (диплом о высшем образовании, вкладыш с оценками, СНИЛС, паспорт, трудовая книжка, свидетельство о браке в случае смены фамилии), 2 фото 3х4 см.
Справки по телефону 8 (3452)399-083, 89088749790 Яковлева Ирина Викторовна
14.10.2021 Ирина Викторовна Яковлева, доцент кафедры педагогики и психологии, к.м.н.
Вопрос 2. В мой первый (общеобразовательный) класс посадили мальчика с интеллектуальной недостаточностью (умственно отсталого). Имею ли я право, как педагог без специального образования, работать с таким ребенком? Правомерно ли его присутствие на уроках в обычном классе с нормальными детьми?
Ответ: Профессиональный стандарт педагога предполагает не только право, но и обязанность работать с любыми детьми, в том числе и с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Специальные педагогические компетенции обучения детей с интеллектуальной недостаточностью требуют профессиональной переподготовки по дополнительным профессиональным программам в области специального (дефектологического) образования.
Согласно ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ общеобразовательные программы для детей с ОВЗ необходимо адаптировать с учетом их особых образовательных потребностей. В этом педагогам оказывают помощь специалисты сопровождения (психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог), опираясь на заключение территориальной ПМПК и примерные АООП для детей с ОВЗ.
Совместное обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательном классе допустимо только по заявлению родителей и в присутствии тьютора. Зачастую это происходит в малокомплектных сельских школах. Если в силу своих индивидуальных психофизических особенностей или проблемного поведения обучающийся с ОВЗ не может находиться в инклюзивном классе, то по рекомендации ПМПК обучение будет домашним.
Таких детей можно включать в совместную деятельность на уроках музыки, изобразительного искусства, физической культуры, технологии, во внеурочные мероприятия, а предметные дисциплины лучше изучать в форме индивидуальных занятий или в специальном классе.
14.10.2021 Ирина Викторовна Яковлева, доцент кафедры педагогики и психологии, к.м.н.
Вопрос 3. В этом году наш ребенок идет в первый класс, и мы задумались «Какую лучше приобрести парту для своего ребенка»?
Ответ: Существует огромное предложение учебных столов и парт для школьников, разброс цен тоже огромен. Необходимо точно понимать по каким критериям Вы будете выбирать мебель.
Во-первых, парта - это стол и сиденье, скрепленные вместе, а ученический стол стоит отдельно и к нему надо будет приобрести стул. При выборе обращайте внимание на сертификаты соответствия мебели гигиеническим требованиям по материалам и расцветке.
Во-вторых, ничего не придумали ещё лучше, чем знаменитая «парта Эсмарха» с наклонной крышкой, и сейчас всё больше производителей возвращаются к этой модели. Уже есть такие современные парты с двойной поверхностью: для письма и для компьютера. Хотя некоторых детей раздражает, что с такой наклонной поверхности скатываются книги, тетрадки и прочие принадлежности.
Соответствие мебели росту вашего ребенка - это третье необходимое условие выбора школьной мебели. Вы можете найти подходящий вариант, лучше с регулируемой высотой крышки стола и сиденья. Ребенок будет расти, и вам придется регулировать высоту стола и сиденья стула каждые полгода.
В-четвертых, мебель должна быть основательной и выдерживать не шуточные нагрузки. Многие родители отмечают, что купленные домой парты быстро расшатались, а это - вопрос безопасности.
14.10.2021 Ирина Викторовна Яковлева, доцент кафедры педагогики и психологии, к.м.н.
Вопрос 4. По указанию администрации школы я должен написать адаптивную программу по предмету «Физическая культура» для детей с ЗПР. У меня нет подготовки по адаптивной физической культуре, должен ли я писать такую программу и заниматься с такими детьми на уроках физкультуры?
Ответ: Для детей с ОВЗ, в частности для обучающихся с задержкой психического развития действительно необходимо писать специальную программу по предмету. Только это не АДАПТИВНАЯ, а АДАПТИРОВАННАЯ программа, т.е. Вы должны взять рабочую программу по предмету, которой Вы пользуетесь (например, В.И. Лях, А.А. Зданевич), и адаптировать её для детей с ЗПР.
В примерных АООП для детей с ОВЗ в начальной школе, а с 2022 года и в основной школе, есть все необходимые материалы, чтобы учителю создать такую программу. Кроме того, необходимо написать индивидуальный учебный план для каждого обучающегося с ЗПР. Чтобы работать с такими детьми, Вам необходимо пройти курсы повышения квалификации. Кафедра педагогики и психологии ТОГИРРО проводит такие курсы на тему: «Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы»
14.10.2021 Ирина Викторовна Яковлева, доцент кафедры педагогики и психологии, к.м.н.
Вопрос 5. У моего сына детский церебральный паралич, и он отнесен к специальной медицинской группе на уроках физкультуры. Фактически он не занимается физкультурой, а сидит на скамейке и «болеет» или помогает учителю заполнять документацию, а оценки ему выставляют за рефераты. Дома он много двигается, любит играть в подвижные игры с братом и отцом, к нему хорошо относятся в классе, почему ему нельзя принимать участие в уроке?
Ответ: Дети с ДЦП действительно относятся к специальной медицинской группе. Для специальной медицинской группы занятия должны быть организованы соответствующим образом: с четким дозированием физической нагрузки, с учетом противопоказаний к отдельным видам упражнений при ДЦП, с обязательным врачебно-педагогическим наблюдением, с элементами лечебной физкультуры.
Существует две формы организации физкультурной деятельности с детьми, относящимися к спецмедгруппе: группа А - дети могут заниматься физкультурой в школе, и группа Б - дети могут заниматься физкультурой только в лечебном учреждении со специалистом медицинского профиля. Занятия с детьми группы А могут быть организованы, как вместе со всем классом во время уроков физкультуры, так и отдельно, в особое отведенное время. Если Вас не устраивает форма работы с Вашим ребенком, то необходимо обратиться к директору школы. Учителя физической культуры проходят повышение квалификации по работе с детьми, отнесенными к спецмедгруппам.
В домашних условиях под Вашим наблюдением ребенок может заниматься чем угодно, любыми видами физической активности и спортивной деятельности, не наносящими вреда его здоровью под Вашу ответственность, но в школе - это должна быть специальная медицинская группа.
14.10.2021 Ирина Викторовна Яковлева, доцент кафедры педагогики и психологии, к.м.н.
Вопрос 6. Планирую вести уроки психологии в школе. Подскажите какие есть методические материалы и интернет ресурсы.
Ответ: Вы можете воспользоваться программами таких авторов, как Н.П. Локалова, И.М.Никольская, Л.В.Строганова, О.В.Хухлаева, а также интернет ресурсом http://psylesson.ru/
18.10.2021 Ирина Валерьяновна Рябкова, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 7. Подскажите, пожалуйста, какие тесты можно использовать для изучения интеллекта у нормотипичных детей на средней параллели
Ответ: Вы можете использовать ПИТ (подростковый интеллектуальный тест), ШТУР (школьный тест умственного развития). Обратите внимание на поло-возрастные стандарты.
18.10.2021 Ирина Валерьяновна Рябкова, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 8. Подскажите, пожалуйста, чем отличаются программы 7.1 и 7.2? Я являюсь родителем ребенка с ЗПР.
Ответ: АООП 7.1 и 7.2 рекомендованы для обучающихся с задержкой психического развития. Отличаются они сроками обучения и содержанием программы.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы).
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения:
пять лет, за счёт введения первого дополнительного класса.
18.11.2021 Ирина Валерьяновна Рябкова, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 9. Кто может участвовать в конкурсе «Педагог-психолог Тюменской области»?
Ответ: В соответствии с Положением конкурса в нем могут участвовать педагоги-психологи, выдвинутые муниципальными органами управления образованием, государственными общеобразовательными и профессиональными образовательными организациями, имеющие стаж работы по специальности не менее трех лет. А также победители и призеры регионального конкурса «Лучшая образовательная программа по профилактике и трудностей развития и социализации детей с особыми образовательными потребностями».
28.11.2021 Елена Михайловна Новоселова, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 10. Подскажите, будет ли ТОГИРРО проводить в этом году семинар по профилактической работе в школе?
Ответ: Семинар традиционно буде в январе. Его проведение приурочено к моменту, когда школы получают результаты социально-психологического тестирования. На семинаре рассматривается, как результаты СПТ встраивать в профилактическую работу и другие ее аспекты.
28.11.2021 Елена Михайловна Новоселова, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 11. Где можно ознакомиться с примерными адаптированными основными образовательными программами?
Ответ: Добрый день! С перечнем примерных АООП вы можете ознакомиться на сайте ГАОУ ТО ДПО «ТОГИРРО» по данной ссылке https://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/metodicheskie_m11/metodicheskie_m777/inklyuzivnoe_ob/aoop.html. Материалы также доступны для скачивания.
08.12.2021 Маргарита Александровна Отт, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 12. Скажите пожалуйста, в этом году в олимпиаде детей с ОВЗ могут участвовать какие категории?
Ответ: Добрый день! Согласно пункту 1.5. положения о конкурсе: «В Олимпиаде принимают участие на добровольной основе учащиеся с ограниченными возможностями здоровья всех видов и типов учреждений общего образования, включая обучающихся на дому, обучающихся по семейной форме образования и самообразования, представляющие следующие возрастные группы: 1-5 кл.; 6-7 кл., 8-11 классы».
08.12.2021 Маргарита Александровна Отт, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 13. Сейчас часто говорят про бесконфликтное общение. А что это такое и как его применять?
Ответ: Бесконфликтное общение - это общение на равных с применением техник активного слушанья. Это способы, которые помогают общаться с детьми с позиции двух победителей, позволяя детям чувствовать себя уважаемыми и значимыми в общении со взрослым.
Даём высказаться - без критики. Своим видом показываем, что мы слышим собеседника. Мы «не подгоняем» ребёнка под какие-то рамки. Не навешиваем ярлыки! Можем высказать своё недовольство относительно поведения и поступков. Личность при этом остаётся НЕПРИКОСНОВЕННА! Если с чем-то не согласны, то не обвиняем и не нападаем, а ВЫСКАЗЫВАЕМ свою точку зрения. Именно высказываем, а не навязываем! Обсуждаем различные варианты, учитывая мнение всех участников разговора. Находим вариант, который приемлем для всех. Разрабатываем стратегию реализации найденного варианта.
08.12.2021 Маргарита Александровна Отт, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 14. Ребёнок не всегда успевает делать самостоятельно домашние задания. Я на работе и не всегда получается ему помочь. Подскажите, как мне помочь своему ребёнку?
Ответ: Из обращения не понятно сколько лет ребёнку. Очень сложно давать общие рекомендации. Почитайте, и выберите, что подойдёт вам.
Если ваш ребёнок учится в начальной школе, то самое важное - это выстроить рациональный режим дня. Определите, какие трудности возникают у ребёнка. Возможно, он что-то не понимает или какой-то материал ему дается с трудом. Не нужно делать домашнее задание за ребёнка. Понаблюдайте, сколько времени ребёнку нужно для выполнения различных заданий. Определите, что он может делать самостоятельно и что вы даже не будете проверять. Что делаете совместно и где требуется ваша помощь, поддержка и контроль.
Если ваш ребёнок учится в средней школе, то доля самостоятельности должна быть основной. Расписание и режим продолжают присутствовать до формирования навыка самоорганизации. Здесь также нужно определить возникающие трудности вашего ребёнка. В этом возрасте уже можно назвать причину трудностей - не понял, не выучил, ленится. Хотя в большинстве случаев лень - это следствие непонимания и пробелов в знаниях. Роль взрослого в оказании помощи сводится к подсказать, поддержать, помочь найти информацию, помочь в организации рабочего процесса и пространства.
Если у самих родителей возникают трудности в оказании помощи ребёнку, то в любой момент вы можете обратиться к специалистам. Бывают такие моменты, когда мы все нуждаемся в помощи и поддержке. Удачи!
10.12.2021 Наталья Алексеевна Мальцева, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса
Вопрос 15. Я учитель русского языка 5-6 классов. В одном из 5-х классов есть девочка с ОВЗ, программа 8.2. Я с такими детьми раньше не работала. Подскажите, есть ли курсы повышения квалификации для меня, чтобы справиться с этой задачей?
Ответ: Да, есть курсу для педагогов 5-х классов, работающих с детьми с ОВЗ. Их название «Эффективные практики реализации адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ», 72 часа, дистанционный формат, ДПУ. Заявку на участие можно направлять на почту oop@togirro.ru, 8(3452)390269.
10.12.2021 Елена Михайловна Новоселова, методист службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса