Консультации кафедры педагогики и психологии по вопросам деструктивного поведения, работе тьюторов и ассистентов, Примерной программы воспитания, методик изучения познавательной сферы (03-14.06.2023) - 7 вопросов

Вопрос 1. Что такое деструктивное поведение и в чем оно проявляется?

Ответ: Деструкти?вное поведение - практические или вербальные проявления внутренней деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо. Такое поведение в некоторых случаях является следствием защитного механизма идентификации с агрессором, который используется «то против внутренней, то против внешней силы».

В качестве объектов деструктивного поведения субъект чаще всего выбирает коммуникацию между людьми, отношения между ними, собственное эмоциональное и физическое состояние, предметы материального мира и т. д. Субъект деструктивного поведения вводит опасность в свой внутренний психический мир и стремится защититься от нее, в связи с чем происходит отождествление с агрессивным окружением. Для убеждения в этом отождествлении человек действует деструктивно. Деструктивное поведение может быть подчинено различным ритуалам. Часто деструктивное поведение определяется как синонимичное девиантному поведению (Материал из Википедии - свободной энциклопедии). Деструктивное поведение проявляется в:

  • деструктивном изменении характера, темперамента;
  • формировании неправильной самооценки;
  • искажении личностных мотивов и потребностей;
  • невозможности контролировать свое поведение;
  • нарушении отношений с людьми.

03.06.2023 Надежда Леонидовна Гололобова, завкафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 2. При работе с детьми ОВЗ нужны тьюторы и ассистенты, в чем разница?

Ответ: Для обучения детей с особенными потребностями нужен специальный персонал: ассистент (помощник) и тьютор (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115). Их функции и зоны ответственности иногда путают.

Тьютор - педагогическая должность (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761Н). Специалист организует процесс индивидуальной работы с обучающимся, участвует в педагогическом процессе. Тьютор назначает ПМПК и только некоторым группам детей. К должности предъявляют серьезные требования: минимальный стаж педагогической работы два года, а также диплом о высшем образовании по направлению «Образование и педагогика».

Ассистент (помощник) оказывает техническую помощь. В обязанности входит сопровождение ребенка с ОЗВ в школу, содействие ему в ориентации и передвижении по школе, ведении записей и пр. Функции ассистента способен выполнять помощник воспитателя и младшего воспитателя (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07). Ассистенту для работы с детьми с ОВЗ предъявляют не такие строгие требования. Чтобы претендовать на должность, достаточно среднего общего образования и курсов, соответствующих стандарту Минтруда.

07.06.2023 Надежда Леонидовна Гололобова, завкафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 3. В каком источнике опубликована Примерная программа воспитания?

Ответ: Познакомиться с Примерной  программой  и  методическими материалами можно на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://form.instrao.ru / 

07.06.2023 Надежда Леонидовна Гололобова, завкафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 4. Есть ли методические рекомендации по разработке программ воспитания в ОО, если есть, то какой это источник?

Ответ. Да такие рекомендации существуют.

- Методические рекомендации по разработке программ воспитания ...>>
- Примеры модульного наполнения раздела «Виды, формы и содержание деятельности» ...>>
- Методическое пособие Воспитание в современной школе: от программы к действиям ...>>

07.06.2023 Надежда Леонидовна Гололобова, завкафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 5. Является ли единым для всей ДОО календарный план воспитательной работы?

Ответ. План является единым для ДОО.

14.06.2023 Надежда Леонидовна Гололобова, завкафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 6. Что включает в себя содержательный раздел Программы воспитания?

Ответ. Уклад образовательной организации. Описание воспитывающей среды образовательной организации. Общности образовательной организации. Задачи воспитания в образовательных областях. Формы совместной деятельности в образовательной организации. Работа с родителями. События образовательной организации. Совместная деятельность в образовательных ситуациях. Организации ПРРС.

Надежда Леонидовна Гололобова, завкафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.

Вопрос 7. Какие методики можно использовать для изучения познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста?

Ответ.

1. Для исследования памяти, внимания можно использовать Методику Пьерона-Рузера.

2. Для исследования зрительного восприятия можно предложить: узнавание реалистических изображений, узнавание перечеркнутых изображений, узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора).

3. Для исследования невербального и вербально-логического мышления: узнавание конфликтных изображений-нелепиц, составление рассказа по ряду картинок.

4. Для исследования сформированности пространственных представлений: употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное расположение объектов, складывание разрезных картинок.

14.06.2023 Надежда Леонидовна Гололобова, завкафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО, к.п.н.