Предложения по совершенствованию политехнического образования в школах по итогам Межрегиональной научно-практической конференции «Интеграция в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики: механизмы и средства» - материалы

Предложения по совершенствованию политехнического образования в школах по итогам проведения межрегиональной научно-практической конференции

«Интеграция в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики: механизмы и средства» 11 декабря 2015 года:

В конференции приняли участие: руководители образовательных учреждений, методических объединений, методисты, учителя предметов естественно-математического цикла и информатики; учителя начальных классов; руководители и воспитатели дошкольных образовательных организаций; преподаватели системы дополнительного образования и вузов. Всего 85 человек из  15 муниципальных образований Тюменской области.

Направления работы конференции:

  • Развитие политехнического образования в современной школе.
  • Проблемы преемственности в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики.
  • Сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по физико-математическому, естественнонаучному, информационно-технологическому и агротехнологическому направлениям.
  • Сетевое взаимодействие естественно-математических лабораторий (межшкольное, межмуниципальное) с профильными вузами Тюменской области.
  • Формирование математической культуры: содержание, технологии, средства. Совершенствование математического образования в рамках реализации Концепции математического образования в РФ;
  • Проблемы развития математических представлений детей дошкольного возраста.
  • Развитие образовательной робототехники и школьных технопарков: естественнонаучная лаборатория; лаборатория робототехники,  цифровых измерений, ЛЕГОконструирования и др.
  • Сетевое взаимодействие образовательных организаций, осуществляющих дополнительную (углубленную) подготовку по агротехнологическим профилям в рамках проекта «Агропоколение»;
  • Профориентационная работа в образовательных организациях. Совершенствование профильного обучения и предпрофильной подготовки.
  • Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.

Участники конференции обсудили: проблемы преподавания предметов естественно-математического цикла на основе интегрированного подхода, роль и место математики и информатики в изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; дидактические возможности интеграции на уроках различных учебных дисциплин, механизмы и средства ее реализации;  вопросы преемственности в преподавании предметов и реализации проекта «Развитие политехнического образования в образовательных организациях Тюменской области».

Материалы конференции

На пленарном заседании участники конференции поделились следующим опытом работы и организации деятельности в современных условиях:

  • реализация сетевого инновационного проекта «Дидактика основной школы в условиях реализации метапредметного подхода» в школах Заводоуковского городского округа»
  • школа как продуктивная образовательная система, направленная на формирование основ инженерно-технологического мышления учащихся (на базе МАОУ СОШ № 88 г. Тюмени)
  • организация сетевых IT-лабораторий для обучающихся на базе МАОУ СОШ № 88 г. Тюмени

По итогам работы пленарного заседания были выдвинуты следующие предложения:

  • организовать сетевые IT-лабораторий для обучающихся на базе школ области
  • распространить практику сетевого взаимодействия для реализации инновационных проектов
  • предусмотреть проведение обучающих семинаров «Политехническое образование в школе» кафедрой естественно-математических дисциплин ТОГИРРО

 

Работа диалоговой площадки 1. «Преемственность в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики»

В работе диалоговой площадки приняли участие: учителя информатики, математики, физики, директора школ, а также преподаватели ВУЗов.

Участники конференции в своих докладах отметили новый взгляд на межпредметные связи информатики и предметов естественно-математического цикла в школьном обучении, формирование предметного ядра математического образования в условиях информационно-технологического профиля в старшей школе, о технологии сотрудничества, как средстве повышения качества математического образования в школе; приемах интеграции математики и физики в преподавании математики 5-6 классов и алгебры 7 класса, а также биологии, химии и обществознания.

В рамках данной секции участники конференции определили актуальные вопросы:

- предусмотреть возможность организации сетевых школ по проблеме: «Интеграция в преподавании предметов естественно-математического цикла»;

- разработать межпредметное календарно-тематическое планирование для реализации интеграции в рамках обучающих семинаров;

- включить шахматное движение во внеурочную деятельность как деятельность, повышающую качество математического образования;

- способствовать развитию института наставничества в рамках образовательного процесса и повышения квалификации педагогов;

- продолжить работу сетевых предметных лабораторий по дополнительной (углубленной) подготовке обучающихся, подготовке к олимпиадам разного уровня.

 

Работа диалоговой площадки 2. «Преемственность в становлении и развитии математической культуры дошкольников и младших школьников»

В работе секции приняли участие практические работники образовательных учреждений: воспитатели дошкольных организаций, учителя начальных классов, города Тюмени, Тюменского и Уватского районов, заведующий ДОУ, доценты кафедры ДиНО.

В рамках диалоговой площадки состоялся  проблемный семинар, на которых рассматривались вопросы:

  • программа развития чувства времени у детей дошкольного возраста «Хронос»,
  • математическое развитие детей дошкольного возраста,
  • развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста с использованием математического оборудования,
  • математический он-лайн тренажёр Мат-Решка как средство повышения математической грамотности ученика начальной школы ПервоРобот LEGO WeDo - легоконструирование с использованием ИКТ в образовательном процессе ДОО»,
  • интеграция предметов естественно-математического цикла в начальной школе,
  • формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности и музыкальной деятельности.

Участники диалоговой площадки считают целесообразным создание таких условий в дошкольном и начальном образовании, которые будут содействовать развитию логико-математических и коммуникативных способностей; поделились опытом работы и организации деятельности в современных социокультурных условиях, а также рассмотрели и обсудили широкий круг практических мер по совершенствованию механизмов в становлении и развитии математической культуры дошкольников и младших школьников.

По итогам состоявшегося обсуждения участники конференции считают важным отметить: 

1. Задачи конференции успешно выполнены.

- выступающие в своих докладах обозначили актуальные проблемы и перспективы в развитии математической культуры дошкольников и младших школьников; 

- педагоги смогли транслировать собственный опыт применения технологий развитии математической культуры дошкольников и младших школьников в детском саду и семье.

- участники диалоговой площадки представили высокий научно-практический уровень докладов.

2. Диалоговая площадка конференции организована и проведена на высоком уровне и выражают признательность за предоставленную возможность обсудить проблемы развития математического образования на региональном уровне.

3. Участники диалоговой площадки признали необходимость продолжить научно-методическое сопровождение процесса реализации Концепции математического образования в России.

По итогам работы секции были выдвинуты следующие предложения:

- включить в программы повышения квалификации воспитателей дошкольных организаций и учителей начальных классов, заместителей руководителей вопросы формирования математических представлений дошкольников, интеграции предметов естественно-математического цикла и информатики;

- создавать различные модели пространственно-развивающей среды по формированию математических представлений в дошкольных образовательных организациях;

- обобщить позитивный опыт и выявить лучшие практики по формированию математических представлений детей дошкольного возраста и интеграции предметов естественно-математического цикла и информатики.

 

Работа диалоговой площадки 3. «Развитие школьных технопарков. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования. Профориентационная работа в школе».

В работе диалоговой площадки приняли участие: учителя математики, физики, биологии, географии, химии, директора и заместители директоров школ, зав. эколого-биологическим отделением ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер» г. Тюмени.

Участники конференции в своих докладах отметили новый взгляд на организацию учебно-исследовательских и проектных работ школьников, в том числе на базе школьных технопарков и в системе дополнительного образования; cовершенствование профильного обучения и предпрофильной подготовки; сетевое взаимодействие образовательных учреждений по реализации профильного обучения через проектную и учебно-исследовательскую деятельность; реализацию сетевого партнерства с предприятиями.

Участники конференции поделились опытом работы и организации деятельности в современных условиях, а также рассмотрели и обсудили широкий круг практических мер по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности, среди них:

  • Сетевое взаимодействие образовательных учреждений с международными компаниями (Об организации специализированного класса с физико-математическим профилем НОВАТЭК на базе МАОУ лицея № 81 г. Тюмени).
  • Реализация программы организации профильного обучения и предпрофильной подготовки химико-технологического направления (О функционировании специализированных профильных классов, заказчиком которых является ПАО «СИБУР-ХОЛДИНГ»).
  • Профориентационная работа в школе. Совершенствование профильного обучения и предпрофильной подготовки (из опыта работы филиала МАОУ СОШ № 1 Новолыбаевской СОШ Заводоуковского городского округа).
  • Проект «Агропоколение» (из опыта работы МАОУ Красноярской СОШ Уватского района).
  • Реализация сетевого проекта «Агропоколение» в Ялуторовском районе (на базе МАОУ Старокавдыкской СОШ Ялуторовского района).
  • Проектная и исследовательская деятельность естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования (эколого-биологическим отделением ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер», г. Тюмень)
  • Организация работы по сопровождению талантливых детей в рамках естественно-математической лаборатории (на базе Заводоуковской СОШ № 1)

По итогам работы секции были выдвинуты следующие предложения:

- распространить практику сетевого взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями;

- внедрить положительный опыт по сопровождению высокомотивированных учащихся в рамках естественно-математической лаборатории;

- распространить практику реализации сетевого проекта «Агропоколение»;

- организовать сетевое партнерство учреждений  общего и дополнительного образования.

 

ТОГИРРО