Предложения по совершенствованию политехнического образования в школах по итогам проведения межрегиональной научно-практической конференции
«Интеграция в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики: механизмы и средства» 11 декабря 2015 года:
В конференции приняли участие: руководители образовательных учреждений, методических объединений, методисты, учителя предметов естественно-математического цикла и информатики; учителя начальных классов; руководители и воспитатели дошкольных образовательных организаций; преподаватели системы дополнительного образования и вузов. Всего 85 человек из 15 муниципальных образований Тюменской области.
Направления работы конференции:
Участники конференции обсудили: проблемы преподавания предметов естественно-математического цикла на основе интегрированного подхода, роль и место математики и информатики в изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; дидактические возможности интеграции на уроках различных учебных дисциплин, механизмы и средства ее реализации; вопросы преемственности в преподавании предметов и реализации проекта «Развитие политехнического образования в образовательных организациях Тюменской области».
Материалы конференции
На пленарном заседании участники конференции поделились следующим опытом работы и организации деятельности в современных условиях:
По итогам работы пленарного заседания были выдвинуты следующие предложения:
Работа диалоговой площадки 1. «Преемственность в преподавании предметов естественно-математического цикла и информатики»
В работе диалоговой площадки приняли участие: учителя информатики, математики, физики, директора школ, а также преподаватели ВУЗов.
Участники конференции в своих докладах отметили новый взгляд на межпредметные связи информатики и предметов естественно-математического цикла в школьном обучении, формирование предметного ядра математического образования в условиях информационно-технологического профиля в старшей школе, о технологии сотрудничества, как средстве повышения качества математического образования в школе; приемах интеграции математики и физики в преподавании математики 5-6 классов и алгебры 7 класса, а также биологии, химии и обществознания.
В рамках данной секции участники конференции определили актуальные вопросы:
- предусмотреть возможность организации сетевых школ по проблеме: «Интеграция в преподавании предметов естественно-математического цикла»;
- разработать межпредметное календарно-тематическое планирование для реализации интеграции в рамках обучающих семинаров;
- включить шахматное движение во внеурочную деятельность как деятельность, повышающую качество математического образования;
- способствовать развитию института наставничества в рамках образовательного процесса и повышения квалификации педагогов;
- продолжить работу сетевых предметных лабораторий по дополнительной (углубленной) подготовке обучающихся, подготовке к олимпиадам разного уровня.
Работа диалоговой площадки 2. «Преемственность в становлении и развитии математической культуры дошкольников и младших школьников»
В работе секции приняли участие практические работники образовательных учреждений: воспитатели дошкольных организаций, учителя начальных классов, города Тюмени, Тюменского и Уватского районов, заведующий ДОУ, доценты кафедры ДиНО.
В рамках диалоговой площадки состоялся проблемный семинар, на которых рассматривались вопросы:
Участники диалоговой площадки считают целесообразным создание таких условий в дошкольном и начальном образовании, которые будут содействовать развитию логико-математических и коммуникативных способностей; поделились опытом работы и организации деятельности в современных социокультурных условиях, а также рассмотрели и обсудили широкий круг практических мер по совершенствованию механизмов в становлении и развитии математической культуры дошкольников и младших школьников.
По итогам состоявшегося обсуждения участники конференции считают важным отметить:
1. Задачи конференции успешно выполнены.
- выступающие в своих докладах обозначили актуальные проблемы и перспективы в развитии математической культуры дошкольников и младших школьников;
- педагоги смогли транслировать собственный опыт применения технологий развитии математической культуры дошкольников и младших школьников в детском саду и семье.
- участники диалоговой площадки представили высокий научно-практический уровень докладов.
2. Диалоговая площадка конференции организована и проведена на высоком уровне и выражают признательность за предоставленную возможность обсудить проблемы развития математического образования на региональном уровне.
3. Участники диалоговой площадки признали необходимость продолжить научно-методическое сопровождение процесса реализации Концепции математического образования в России.
По итогам работы секции были выдвинуты следующие предложения:
- включить в программы повышения квалификации воспитателей дошкольных организаций и учителей начальных классов, заместителей руководителей вопросы формирования математических представлений дошкольников, интеграции предметов естественно-математического цикла и информатики;
- создавать различные модели пространственно-развивающей среды по формированию математических представлений в дошкольных образовательных организациях;
- обобщить позитивный опыт и выявить лучшие практики по формированию математических представлений детей дошкольного возраста и интеграции предметов естественно-математического цикла и информатики.
Работа диалоговой площадки 3. «Развитие школьных технопарков. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования. Профориентационная работа в школе».
В работе диалоговой площадки приняли участие: учителя математики, физики, биологии, географии, химии, директора и заместители директоров школ, зав. эколого-биологическим отделением ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер» г. Тюмени.
Участники конференции в своих докладах отметили новый взгляд на организацию учебно-исследовательских и проектных работ школьников, в том числе на базе школьных технопарков и в системе дополнительного образования; cовершенствование профильного обучения и предпрофильной подготовки; сетевое взаимодействие образовательных учреждений по реализации профильного обучения через проектную и учебно-исследовательскую деятельность; реализацию сетевого партнерства с предприятиями.
Участники конференции поделились опытом работы и организации деятельности в современных условиях, а также рассмотрели и обсудили широкий круг практических мер по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности, среди них:
- распространить практику сетевого взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями;
- внедрить положительный опыт по сопровождению высокомотивированных учащихся в рамках естественно-математической лаборатории;
- распространить практику реализации сетевого проекта «Агропоколение»;
- организовать сетевое партнерство учреждений общего и дополнительного образования.