На пути к хрустальному пеликану

 

 

 

 

 

 

 

 

День первый. Избавляемся от школьных боггартов*.

Словечко из поттеромании в Тюмень привез Михаил Гуров, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2020», математик Лицея классического элитарного образования из Ростова-на-Дону.

Привез и на протяжении первого дня курсов в ТОГИРРО последовательно объяснял коллегам, как избавить себя и своих учеников от всевозможных страхов, связанных с усвоением материала, выстраиванием коммуникаций и всего, что портит «школьные годы чудесные».   

Во время своего мастер-класса Михаил Николаевич рассказал, как с помощью разных и порой необычных способов визуализации и переформатирования сложных математических задач сделать их простыми и понятными. А затем - добиться более высоких результатов (это уже о системе работы с одаренными детьми).

В своей авторской мастерской «Методическая квадрига» Михаил Гуров представил четыре основные (по мнению детей) проблемы при изучении математики и предложил эффективные пути их решения.

Вторую половину дня главный учитель страны провел, общаясь с коллегами-предметниками. За пару часов они разобрали такие проблемные темы, как «Линейные уравнения в целых числах и 19-я задача ЕГЭ» и «Предолимпиадная геометрия с выходом на 16-ю задачу ЕГЭ». Это был захватывающий мозговой штурм у школьной доски!

Приятным бонусом стал мастер-класс по созданию эффектных презентаций в программе Prezi. В качестве иллюстративного  материала Михаил Гуров использовал фотографии с видами Тюмени, которая ему понравилась своим гостеприимством.

______________________

*Боггарт (англ. Boggart) - разновидность привидений. Никто не знает, как он выглядит на самом деле, потому что боггарт меняет свою форму в зависимости от того, чего или кого боится стоящий перед ним человек.

«Спасибо Вам за открытость, доступность и самобытность!»

 

«Интеллигентный и очень искренний человек, настоящая личность! Все было  и уникально, и универсально одновременно!»

 

«Михаил Гуров произвел на меня наибольшее впечатление, гениальный педагог с гениальными идеями!» - эти отзывы в тот же вечер полетели из Тюмени в Ростов.

 

Гостьей ТОГИРРО стала и Анна Эртель, доцент Института наук о Земле Южного федерального университета и лауреат премии Президента как финалист конкурса «Учитель года России». Анна Борисовна является заместителем председателя Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по географии, поэтому мастерски провела семинар-практикум, посвященный особенностям организации диагностических процедур предметов естественно-научного цикла в контексте требований ФГОС и международных исследований. Особый интерес у коллег вызвала тема по конструированию практико-ориентированных заданий метапредметной направленности для диагностики естественно-научной грамотности.

Первый день курсов для творчески работающих педагогов «Фокусы образования и навыки XXI века. Конкурс профессионального мастерства как территория инновационных идей и смыслов» был чрезвычайно насыщенным.

«Как услышать гаммы диалога, тихую мелодию помощи и выйти к великой «музыке понимания?» - уже одно название мастер-класса Анастасии Киприной интригует. Она преподает русский язык и литературу, а также музыку в Школе Сотворчества 70/2  и является победителем регионального конкурса «Педагог года - 2020» в номинации «Педагогический дебют».

Поэтому не удивительно, что в анкетах про нее оставили такие отзывы: «Есть чему поучиться: доступно, просто и оригинально!»


А вот что написали участники мастер-класса Александра Курнакова (учитель истории и обществознания, заместитель директора по УВР Школы Сотворчества 70/2, призёр 3 степени городского конкурса «Учитель года», призер II степени конкурса «Учитель года Тюменской области-2018»):

 

«Александр Николаевич дал практические советы по подготовке к конкурсам профессионального мастерства,взятые из собственной практики».

 

Тем временем на других площадках в ТОГИРРО слушатели курсов продолжали обучение, рассматривая особенности испытаний в других номинациях регионального этапа конкурса.

 

День второй. День поэзии, но не только...

На следующий день на курсах для творчески работающих педагогов Елена Володина (старшая) много говорила о Владимире Ильиче Загвязинском: цитировала, рекомендовала его работы, просто делилась воспоминаниями... Это и плач по ушедшему в Вечность коллеге, и радость, что его педагогическое наследие бессмертно и бесценно. Как и творческое наследие любимых володинских авторов, которых она во Всемирный день поэзии цитировала по памяти не ради чистого искусства, а пользы для.

«Я входил вместо дикого зверя в клетку...» Согласитесь, поэзия Иосифа Бродского - находка для педагога (как и для любого думающего человека). Речевые стратегии самореализации и презентации собственной педагогической позиции особенно полезны тем, кто решил принять участие в профессиональном конкурсе «Педагог года Тюменской области». Плюс практикум по развитию креативного мышления, и бонус - рекомендации по написанию педагогического эссе.

Сама Елена Николаевна в 2008 году побеждала на региональном и федеральном этапах конкурса «Учитель года», а последние годы входит в состав жюри конкурса «Учитель года России» и возглавляет жюри областного и муниципального конкурсов в номинации «Педагогический дебют».

Для коллег, собравшихся в актовом зале, кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ТОГИРРО Елена Володина по крупицам собрала, обобщила и проанализировала опыт участников профессиональных конкурсов - получился уникальный мастер-класс!

Следом по программе курсов шел семинар-тренинг Елены Володиной (младшей) по основам сценической речи и ораторского мастерства. Преподаватель, имеющий театральное образование, в таком деле просто незаменим.  А Елена Андреевна к тому же учит детей в «Школе одаренных» ТюмГУ, поэтому объясняет так, что понятно даже ребенку! Кстати, кое-кому пришлось учиться говорить заново, с пробкой во рту)) 

 

День третий. «У меня это хорошо получается! »

У курсов в ТОГИРРО довольно длинное название. Первая часть - 

«Фокусы образования и навыки XXI века». Подзаголовок - «Конкурс профессионального мастерства как территория инновационных идей и смыслов». Именно искусству презентации инновационных идей в каждой из конкурсных номинаций был посвящен третий день.

Основной площадкой вновь стал актовый зал Тюменского областного государственного института развития регионального образования, который отдали самой большой группе - потенциальным конкурсантам в номинации «Учитель года». Проректор ТОГИРРО Марина Кускова, которая является  победителем конкурса «Учитель года Тюменской области» и членом жюри главного учительского конкурса страны, детально разобрала приемы и способы защиты идеи. Отдельно остановились на рассмотрении проблем воспитания современных детей - конкурсантам предстоит пройти такое непростое испытание, как разговор с родителями, желательно, чтобы он получится конструктивным.

Этажами выше проводили мастер-классы победители конкурса прошлых лет:  Дарья Бутакова (победитель конкурса «Воспитатель года Тюменской области - 2020»), Елена Брылина (победитель регионального конкурса и финалист всероссийского конкурса «Учитель дефектолог  - 2019»), Надежда Боянович (победитель регионального и призер всероссийского конкурса «Педагог-психолог - 2020».

Во второй половине дня слушатели курсов вновь собрались вместе, чтобы решить сверхзадачу. Сверхзадачу учебного занятия можно решить только с применением арт-технологий, объясняла коллегам Заслуженный учитель РФ Марианна Чуйкова,победитель конкурса «Учитель года Тюменской области - 2003» и лауреат «Учителя года России - 2003».

Цитаты из анкет: «Большое спасибо Марианне Михайловне за увлекательный и практикоориентированный материал! Очень приятно и полезно быть в близкой по духу среде!»

 

«Мастер-класс про арт-технологии расставил все по местам в моей голове, дал системное видение урока»

 

«Арт-технологии стали для меня настоящим открытием. Это новый, более глубокий взгляд на свою работу»

 

День четвертый.  У каждого свой «Ключ к успеху»

Основная цель курсов - оказание методической поддержки участникам очного тура конкурса «Учитель года Тюменской области - 2021», раскрытие их педагогического и личностного потенциала. В ходе занятий четвертого дня были подробно освещены такие вопросы, как информационная компетентность педагога, медиаграмотность, цифровой этикет и цифровая безопасность.

И.о. заместителя руководителя ЦНППМПР ТОГИРРО Ирина Прудаева объяснила коллегам, зачем нужен личный сайт педагога и как работают современные формы сетевой коммуникации с детьми, родителями, педагогами.

В игровой форме о таких важных вещах как психологическая подготовка к конкурсам профессионального мастерства рассказала Елена Новосёлова, методист Службы сопровождения инклюзивного образовательного процесса ТОГИРРО.

Многие постарались не пропустить встречу с Анастасией Камитовой, которой вручили хрустального пеликана на региональном педагогическом конкурсе в прошлом году и доверили представлять Тюменскую область в Волгограде в финале «Учителя года России». Конёк Анастасии Ивановны  - демонстрация практических приёмов развития эмоционального интеллекта у детей и взрослых.

«Спасибо за тренинг «Ключ к успеху»! Ольга Сергеевна Луценко помогла преодолеть сильное внутреннее напряжение, что на данном этапе для меня является бесценным» (Ишим)

 

День пятый. Индивидуальная работа и рефлексия

Эффектным завершением курсов стала 3D-экскурсия, которую провел Сергей Терехов, учитель физики из Заводоуковска, призер 3 степени областного этапа конкурса «Педагог года Тюменской области - 2020» в номинации «Учитель года». Модный виртуальный формат Сергей Юрьевич использует как эффективную форму проведения урока, трансформируемом пространстве и помог коллегам освоить технологию, не зря у него титул «Самый IТ-активный учитель»))

Особенность курсов 2021 - в участии площадок в Ишиме и Тобольске. Кроме того, спецификой стало преобладание практических занятий и тренингов, в ходе которых шлифовались навыки самопрезентации и публичных выступлений, способность отвечать на вопросы, целенаправленно формировать свой имидж и педагогическое кредо. Будущие конкурсанты примерили на себя различные роли: финалиста конкурса, члена жюри, журналиста и т.д.

В работе курсов были задействованы 40 преподавателей ТОГИРРО, ТюмГУ и других образовательных организаций. Большое внимание уделялось индивидуальной работе с будущими конкурсантами. Все участники имели возможность получить консультации по оценке проектов своих концепций на предметных кафедрах, проанализировать вместе с тренером свои сильные и слабые стороны при публичном выступлении.

«Спасибо за материалы, предоставленные на протяжении всех курсов, за актуальные практические советы»

 

«Каждый спикер на курсах - это мастер, мастер своего дела, который может затронуть тонкие душевные струны ребенка. Этот педагогический такт, открытость, сподвигают двигаться вперед, начинает звучать живая музыка мотивации... Спасибо за возможность раскрыться!»

 

«Чем больше таких замечательных педагогов, тем качественнее будет российское образование. Огромное вам спасибо!»

 

«Огромное спасибо ТОГИРРО за возможность пополнить копилку профессиональных компетенций. Было интересно и полезно!»

 

 

Благодарим коллег Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ТОГИРРО в Ишиме и Тобольске за предоставленные материалы!

 

Фото: Екатерина Бушуева, Елена Володина, Олег Урлапов

 

ТОГИРРО