Одобрена Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций

 

Все российские школы смогут воспользоваться примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций. Она разработана в федеральном Институте изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования.

Документ прошёл общественное обсуждение и апробацию в школах всех федеральных округов и получил положительные экспертные заключения ведущих педагогических вузов.

Новую программу утвердили на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию и рекомендовали к использованию в российских школах.

Цель программы - сформировать основные ценности современного школьника. Это ценности, связанные с понятиями родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты.

«Одобрен стратегически важный документ, который призван стать опорой для педагогов в их ежедневной работе и послужить основой рабочих программ воспитания во всех школах страны. Программа разработана с учетом государственной политики в области воспитания, в основе которой - приоритет общенациональных российских ценностей, единство и преемственность образовательного процесса на всех уровнях образования. Инвариантное содержание программы отражает положения ФГОС о необходимости оценивания личностных результатов обучающихся в контексте основных направлений воспитания. Фундаментом программы является уклад образовательной организации, основы которого были заложены учеными и педагогами более 100 лет назад. Тем самым мы возвращаемся к истокам российской классической педагогики, наследуя ее лучшие традиции», - прокомментировала директор Института воспитания РАО Наталья Агре.

 

Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций опубликована на сайте институтвоспитания.рф.

 

Справочно

Согласно Федеральному закону 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и обновленным федеральным государственным стандартам (ФГОС) программа воспитания становится частью основных образовательных программ общего образования, а в процесс воспитания детей в образовательных организациях в качестве его основы включаются конституционные и национальные ценности российского общества.

Примерная программа воспитания предусматривает инвариантную и вариативную составляющую. Обязательная (инвариантная) часть прописана в Примерной программе, а вариативная формируется в самой общеобразовательной организации с опорой на особенности региона, мнение родительского сообщества и традиции конкретной школы.

Фундаментальной основой программы воспитания является уклад образовательной организации, который определяет специфику и конкретные формы организации жизни школы. В сущности, уклад - это договор между учащимися, родителями, педагогами и другими сотрудниками организации, задающий культуру поведения всех участников процесса воспитания, описывающий запланированные деятельности и социокультурный контекст воспитательной работы.

Особенно важно, чтобы ценности, прописанные в укладе, разделялись не только сотрудниками образовательных организаций, но и учащимися и их родителями.

Согласно Примерной программе главные ценности, которые должны быть сформированы у современного школьника, - это ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Они находят свое отражение в основных направлениях воспитательной работы образовательных организаций: гражданском, патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом, воспитании ценностей научного познания, физическом воспитании и формировании культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Чтобы осуществить главную цель воспитания - полноценное личностное развитие школьников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей, педагогам нужно будет не только заниматься обучением и воспитанием учащихся, но и конструктивно общаться на эти темы с родителями, объяснять им, к каким результатам может прийти в своем развитии ребенок того или иного возраста. А для обеспечения выполнения главных задач воспитания по каждому из направлений школы будут взаимодействовать с другими организациями региона на основе социального партнерства.

 

По материалам пресс-службы Минпросвещения России

 

#ПрограммаВоспитания

ТОГИРРО