Ресурсный класс как эффективный способ формирования инклюзивной образовательной среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети с нарушениями развития могут и должны обучаться в системе общего образования вместе со своими сверстниками. В этом убеждены участники круглого стола, посвященного вопросам формирования инклюзивной образовательной среды в рамках пилотного проекта «Ресурсный класс»*.

Организаторы круглого стола - комиссия по образованию и науке Общественной палаты Тюменской области и ТОГИРРО - пригласили к диалогу заинтересованных представителей из профильных департаментов города и области, специалистов и родителей. Им предоставили методические материалы, в которых обобщены замечания и предложения по инклюзивному образованию в нашем регионе.

Создание инклюзивной образовательной среды - процесс кропотливый и долгий. Участники круглого стола, в частности, член комиссии по образованию и науке ОПТО, председатель ТРО ВОРДИ Маргарита Суворова, говорили о необходимости обеспечения сенсорного комфорта особым детям, индивидуальном дозировании учебной нагрузки и других важных моментах поставленной темы.

А коллеги из школы №42 города Тюмени поделились успешным опытом использования современных методов, приемов и технологий в работе ресурсного класса на базе своей школы.  привела примеры успешной адаптации детей с ОВЗ в школьном коллективе. «В начале года девочка дралась, убегала из класса, а теперь охотно занимается с тьюторами -  это большая победа», - рассказала специалист по прикладному анализу поведения 42-й школы Татьяна Баскова.

Очередным шагом вперед можно считать прием «включенного общения», который в этом году впервые применили во время проведения олимпиады для детей с ОВЗ. Заведующая кафедрой педагогики и психологии ТОГИРРО Юлия Шаркунова призвала учитывать особенности таких детей, участвующих в школьных олимпиадах наравне со всеми. Например, одаренный тюменский школьник Иван Витязев не раз завоевывал призовые места на интеллектуальных состязаниях всероссийского уровня, но глагол «завоевывал» лишь отчасти передает сложности, которые приходится преодолевать подростку и его маме.

Докладчики отмечали большую работу, проделанную за последнее время в Тюменской области органами исполнительной власти, образовательными и общественными организациями в сфере инклюзивного образования.

«Понимание особых образовательных потребностей детей с ОВЗ требует продолжения системной работы по созданию специальных условий, необходимых для их успешной адаптации в школьной среде», - резюмировала председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты Тюменской области, Народный учитель РФ, ректор ТОГИРРО Ольга Ройтблат.

Участники круглого стола «Обеспечение стабильности и качества инновационной технологии «Ресурсный класс» приняли резолюцию, в которой говорится о необходимости дополнительных организационных изменений и принятии ряда управленческих решений. Например, нужно актуализировать региональное положение о ресурсных классах в части расширения спектра специалистов. В дорожную карту пилотного проекта также включат разработку плана обучения и повышения квалификации кадров для ресурсного класса.

 

______________________

*Ресурсный класс - это организационная структура, где дети с ОВЗ получают необходимые им специальные образовательные условия и поддержку в образовании и социализации. Пилотный проект реализуют Тюменское региональное отделение Всероссийской организации родителей детей инвалидов (ТРО и Департамент образования города Тюмени. 

 

 

Олег Урлапов, пресс-секретарь ТОГИРРО

ТОГИРРО