Всероссийская конференция по работе с одарёнными детьми и талантливой молодежью

Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с ФГФОУ ВО Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и Автономной некоммерческой организацией «Центр эффективных технологий образования» 9-11 ноября 2016 г. в г. Москве провели Всероссийскую конференцию по работе с одарёнными детьми и талантливой молодежью.

 Одаренный ребенок, это ребенок, ярко выделяющийся очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности? Одарённость связана с мотивацией человека, его самоопределением, способностью ставить рекордные цели и организовывать свой долгосрочный путь их достижения?  На что должны быть сориентированы современная модель и концепция социальной и психолого-педагогической работы с одарёнными детьми? Эти и многие другие проблемы темы обсуждались на конференции. «... конференция позволила всем участникам обсудить направления развития такой важной работы как деятельность с одаренными детьми и талантливой молодежью. Новая роль и области одаренности, инструменты саморазвития и многое другое - это вопросы не завтрашнего дня, а уже действующей реальности», - отметил в своем выступлении Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ.
Около сотни работников, специализирующихся в сфере дополнительного образования, а также выявления и развития одаренных и талантливых детей, приняли участие в работе всероссийской конференции в рамках организованного телемоста со всеми регионами России. Тюменскую область представляла методист Центра по работе с одаренными детьми ТОГИРРО М.Л. Таланцева.

В открытии конференции приняли участие директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России И.А. Михеев, ректор НИУ ВШЭ Я.И. Кузьминов, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России С.В. Мозглякова.  В своих выступлениях они подчеркнули важность для нашей страны создания и реализации общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, говорили о государственной политике в этой сфере и государственной системе поддержки одаренных детей.

Свои научные работы, новые методики и технологии развития одаренных детей представили ведущие специалисты страны. В рамках пленарного заседания форума, работы "круглых столов" и различных секций, участники презентовали свои отдельные разработанные программы, поделились положительным опытом работы и обсудили вопросы социализации одаренных школьников в образовательном процессе, совершенствования критериев отбора олимпиад и иных конкурсных мероприятий. Особое внимание в ходе обсуждения было уделено вопросу развития профессиональных компетенций педагогов, работающих с одаренными детьми и талантливой молодежью. Аспектам детской одаренности и проблемам развития одаренности в детстве были посвящены выступление и мастер класс Богоявленской Марии Евгеньевны, заведующей лабораторией психолого-педагогических основ развивающего дошкольного образования ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». На одной из секций под руководством заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Сергоманова Павла Аркадьевича обсуждались практики работы в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования детей с мотивированными и одарёнными детьми и молодежью. Опытом делились директор ГБУ ДО Калининградской области «Центр развития одаренных детей» С.С. Гоман, заместитель директора по образованию Международного детского центра «Артек» Ю.В. Ээльмаа, заместитель руководителя Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука» М.И. Случ.

Завершилась конференция награждением победителей и лауреатов Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи, итоги которого подвела председатель жюри Всероссийского конкурса, начальник отдела научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми ГБОУ ВО «Академия социального управления», председатель Ассоциации педагогов, работающих с одаренными детьми, Т.Ф. Сергеева.

По окончании конференции в рамках поручения Президента Российской Федерации от 4 мая 2016 г. № Пр-869, посвящённого совершенствованию методов формирования у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности, была принята концепция системы выявления и развития одаренных и талантливых детей и молодежи.

В преамбуле концепции отмечается, что на сегодняшний день всё меньшую актуальность имеет вопрос дифференциации одарённых детей, основанной на одномерных критериях диагностики и отбора, являющегося по сути селекцией детей по разным категориям. С одной стороны, мы можем сказать, что ряд людей, проявляет более высокий уровень владения теми или иными знаниями, навыками и способностями, достаточно рано начинают проявлять личностные особенности и творческий потенциал в каких-либо практиках. С другой стороны, совершенно очевидно и то, что все люди в той или иной степени талантливы в конкретных видах деятельности. В этом смысле, вопрос об одарённости всегда будет находиться в противоречивых контекстах, что актуализирует его переосмысление и переинтерпритацию.

Сегодня принято обсуждать феномен одарённости исходя из высокого уровня персональных достижений человека в той или иной деятельности, в частности, исходя из тех затрат ресурсов, сил, времени и интенсивности процесса подготовки, обеспечивающих рекордный результат.  Одарённость связана с мотивацией человека, его самоопределением, способностью ставить рекордные цели и организовывать свой долгосрочный путь их достижения.

Далее речь идет о том, что современная модель и концепция социальной и психолого-педагогической работы с одарёнными детьми должны ориентироваться на выявление и сопровождение мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту и искусству у детей и молодёжи (далее в тексте - мотивационно-одарённых), где «одарённость» понимается как характеристика высокого уровня мотивации.

В концепции определяется понятийный аппарат, принципы и направления реализации, механизмы и критерии эффективности системы работы с одаренными детьми.

ТОГИРРО